Главные вкладки

    Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
    учебно-методический материал

    В программе обозначены актуальность, цель и задачи, указаны направления реализации программы.Описаны методы и способы выявнения наклонностей обучающихся. Приводится система и разработан план по отбору и выярлению у обучаюихся интеллектуальных и творческих способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_vyyavleniyu_sposobnostey_28.10.docx391.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    E:\программа повыявлению способностей.jpg

    Содержание

    1.Актуальность, цель и задачи программы…………………………………………………….2

    2.Направления реализации программы………………………………………………………...4

    3.Мониторинг эффективности реализации программы……………………………………….5

    4.Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей……………..7

    5. План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся…………………..8

    6.Ожидаемые результаты………………………………………………………………………..9

    7.Закючение……………………………………………………………………………………..10

    8. Литература……………………………………………………………………………………11

    9. Приложение ………………………………………………………………………………….12

    Аннотация

    Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся среднего профессионального образования, приобщает к творческому труду, проектно-исследовательской деятельности.

    1.Актуальность проблемы, цель и задачи программы

    Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она  призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.

    В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

    Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

    Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

     Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе-предметнике и классном руководителе.

    Реализуемая цель: выявление творческих  и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках математики, а также во внеурочное время у студентов 1  курса техникума, чтобы в дальнейшем развивать и углублять их.

    Задачи:

    1. создание системы целенаправленного выявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;
    2. вовлечение обучающихся в систему внеурочной самостоятельной работы;
    3. расширение возможностей для участия обучающихся в проектной деятельности, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
    4. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
    5.  Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в техникуме.

    2.Направления реализации программы

    Для реализации современных направлений по выявлению способностей требуется:

    • разработка индивидуальных форм работы;
    • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
    • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
    • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
    • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

    Принципы педагогической деятельности в работе с обучающимися по выявлению и развитию способностей:

    • принцип доверия и поддержки;
    • принцип добровольности;
    • принцип индивидуальности;
    • принцип выбора;
    • принцип творчества и успеха;
    • принцип привлекательности результатов;
    • принцип обратной связи.

    Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

    • наблюдения;
    • диагностика;
    • беседы с участниками образовательного процесса;
    • консультации;
    • дифференцированные задания;
    • учебные задания практикоориентированной направленности;
    • проектная деятельность;
    • ролевые игры;
    • предметные олимпиады и конкурсы;
    • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

    Диагностический инструментарий

    Для изучения креативных способностей разработана следующая диагностическая программа:

    - методика диагностики уровня творческой активности обучающихся  М. И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A. Воловича;

    - опросник креативности Д.Джонсона: изучение уровня развития творческого мышления, творческое самовыражение;

    - тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением" Оценка социального интеллекта, измерение фактора познания результатов поведения;

    - диагностика творческих способностей Э. П. Торренса. Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

       Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская. 1. Тест на мышление и креативность.  Диагностика по методике Дж.Брунера.

    Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете.  Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

    Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио, обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

    Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

    • выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
    • развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружковая работа. Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение студентов самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

    3.Основные мероприятия по реализации программы.

    I. Диагностика:

    1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
    2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых обучающихся.
    3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
    4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

    II. Развитие творческих и познавательных способностей:

    1. привлечение обучающихся к проведению конкурсов и олимпиад, созданию учебно-исследовательских проектов.
    2. использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
    • выполнение творческих тематических заданий;
    • выполнение проблемных поисковых работ;
    • выступления в лекторских группах;
    • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
    • повышение степени сложности заданий;
    • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

    Мониторинг эффективности реализации программы

    Ожидаемые результаты

    1. формирование системы работы с одаренными обучающимися;
    2. формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных студентов колледжа.
    3. повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
    4. увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
    5. изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
    6. расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
    7. нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными студентами;

    Методические принципы:

    1.         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

    2.        Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

    3.        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    4.        Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.

    5.        Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

    6.        Соответствие выполняемых заданий  интересам обучающихся.

    Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

    различные варианты метода наблюдения за студентами в техникуме, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

    Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

    1.        Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

    2.         Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

    Показатели результативности:

    способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

    Диагностические этапы:

    1.        Педагогическая диагностика

    2.        Психологическая диагностика

    3.        Специальная углубленная диагностика

    4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

    Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

    -определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

    -аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

    -быстрота реакции и легкость ассоциирования;

    -нестандартность мышления;

    -творческие способности;

    -развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

    Формы работы:

    1. Факультативные занятия.
    2. Кружки по интересам.
    3. Конкурсы, соревнования, выставки
    4. Участие в олимпиадах.
    5. Проведение предметных дней или недель.
    6. Работа по индивидуальным планам.

    7.  Практическая работа.        

    8.  Игра.

    9.  Конференция.

    10 .Проектная деятельность.

    11.  Консультация.

    Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

    Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

    Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

    Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

    Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

     Основные этапы реализации программы

    1 этап

    • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
    • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
    • Анализ материально-технических условий реализации программы.
    • Создание банка данных по способностям студентов.
    • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

    2 этап

    • Диагностика склонностей обучающихся.
    • Создание банка творческих работ обучающихся.

    3  этап

    • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
    • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
    • Анализ и корректировка программы.
    • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов

    4.Система по отбору и выявлению у обучающихся  интеллектуальных и творческих способностей

    Основные задачи этапа отбора

    Основные методы отбора

    1

    Предварительный этап выявления способностей

    1. Педагогическое наблюдение
    2. Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник

    2

    Углубленная проверка выявленных способностей

    1.  Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Олимпиады, конкурсы

    3

    Систематическое  изучение каждого обучающегося

    1. Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник
    4. Олимпиады, конкурсы

    На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за студентами фиксируются их способности к освоению программы.

    Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

    Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

    5.План работы по выявлению интеллектуальных творческих способностей у обучающихся

    № п.п.

    Наименование мероприятия

    Дата проведения

    Ответственные.

    1.

    Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование):

    -тест диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

    -Тест Торренса

    -методика Дж.Брунера;

    Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

    Диагностика мышления. Диагностика коллектива

    Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.)

    Диагностика уровня воспитанности

    Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов

    «Школьный тест умственного развития»  (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)

    Сентябрь, октябрь ежегодно

    Преподаватель,

    Педагог- психолог

    2.

    Классификация способных обучающихся.

    Сентябрь

     Преподаватель математики

    3.

    Составление плана работы со способными обучающимися.

    Сентябрь.

    Социальный педагог, преподаватель математики

    4.

    Привлечение способных обучающихся к работе  в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах

    Сентябрь, ежегодно

    руководители кружков.

    5.

    Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по математике

    Сентябрь- октябрь

     Преподаватель математики

    6.

    Предметные недели.

    Согласно плана

    Преподаватели математики

    7.

    Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

    в течение года

    Преподаватель математики

    8.

    Привлечение к участию в олимпиадах по математике

    в течение года

    Преподаватель математики

    9

    Привлечение студентов к созданию презентаций, составлению и решению прикладных задач

    в течение года

    Преподаватель математики

    10

    Привлечение студентов к проектной деятельности

    (Социальный проект «Математика и медицина»

    в течение года

    Преподаватель математики

    11

    Поощрение победителей олимпиад грамотами.

    по итогам

    Администрация техникума

    12.

    Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания  по предмету

    Июнь, ежегодно

    Администрация

    техникума

    6.Ожидаемые результаты программы

    • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала студентов;
    • нахождение студентов с предпосылками высоких интеллектуальных и творческих способностей;
    •   развитие творческой активности студентов;
    • повышение уровня индивидуальных достижений студентов в творческой деятельности;
    • создание условий для развития творческого потенциала студентов.
    • повышение качества образования и воспитания;
    • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
    • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
    • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
    • повышение уровня владения обще предметными навыками;
    • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
    • повышение  эффективности самостоятельной работы.


    7.Заключение

    Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

    Необходимость учитывать в воспитании креативность очевидна, ведь ее универсальный потенциал может быть реализован на пути как созидания, так и разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

    Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа - "гений без таланта".

    Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность - это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с известным советским психологом Д.Б.Богоявленской, которая писала: "Когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях". Поэтому не стоит разделять три понятия: личность, креативность, творчество. Напротив, необходимо найти их взаимодействие, гармонию как в воспитании молодого поколения, так и в воспитании самих себя.

    Литература

    1. Богоявленская Д.Б. «Одаренность: понятие и диагностика» // «Наука для образования». Коллективная монография. Составители и науч. Ред. Н.Ю.Синягина, Е.Г.Артамонова.- М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – С.22-29. 0,5 п.л.РИНЦ Печ.
    2.  Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. // Философия творчества.- Издательство “Интелл”, Москва.- 2015,- с. 122-137. 1 п.л.РИНЦ -Печ.
    3. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
    4. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского. университета, 2002, 336 с.
    5. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.
    6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
    7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.
    8. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.
    9. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.
    10. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

    Приложение

    Диагностика уровня творческой активности учащихся”
    (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

    Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

    Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

    Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

    Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

    1. Опросник «Чувство новизны»

    Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

    1. Если бы я строил дом для себя, то:

     

    а) построил бы его по типовому проекту

    б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

    в) построил бы такой, которого нет ни у кого

    0

    1

    2

    2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

     

    а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

    б) сочиняю сам сюрприз для гостей

    в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

    0

    2

    1

    3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

     

    а) оригинальную

    б) трудную

    в) простую

    2

    1

    0

    4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

     

    а) красивое

    б) точное

    в) необычное

    1

    0

    2

    5. Когда я пишу сочинение, то:

     

    а) подбираю слова как можно проще

    б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

    отражают мои мысли

    в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

    0

    1

    2

    6. Мне хочется, чтобы на уроках.

     

    а) все работали

    б) было весело

    в) было много нового

    1

    0

    2

    7. Для меня в общении самое важное:

     

    а) хорошее отношение товарищей

    б) возможность узнать новое («родство душ»)

    в) взаимопомощь

    0

    2

    1

    8. Если бы я был поваром, то:

     

    а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

    б) создавал бы новые блюда

    в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

    0

    2

    1

    9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

     

    а) «Седьмое чувство»

    б) «Поле чудес»

    в) «Очевидное—невероятное»

    0

    1

    2

    10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

     

    а) наиболее удобный маршрут

    б) неизведанный маршрут

    в) маршрут, который хвалили мои друзья

    0

    2

    1

    2. Опросник «Критичность»

    Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

    а) полностью согласен — 0;

    б) не согласен — 2;

    в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

    1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
    2. Лицо — зеркало души (М. Горький).
    3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
    4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
    5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
    6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
    7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
    8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
    9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).
    10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

    3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

    21—23

    В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

    21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

    а) вор

    б) обвиняемый

    Арест в) судья

    г) адвокат

    22. ОЗЕРО - ВАННА

    а) лужа

    Водопад б) труба

    в) вода

    г) душ

    23. ВУЛКАН - ЛАВА

    1) источник — родник

    1. глаз — слеза
    2. огонь — костер
    3. шторм — наводнение

    24—27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
    2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
    3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
    4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

    Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.

    28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    1. Консервная банка.
    2. Металлическая линейка.
    3. Велосипедное колесо.

    4. «Направленность на творчество»

    31-40.

    Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли? 

    31.

    а) читать книгу

    б) сочинять книгу

    в) пересказывать содержание книги друзьям

    0

    2

    1

    32.

    а) выступать в роли актера

    б) выступать в роли зрителя

    в) выступать в роли критика

    2

    0

    1

    33.

    а) рассказывать всем местные новости

    б) не пересказывать услышанное

    в) прокомментировать то, что услышали

    0

    1

    2

    34.

    а) придумывать новые способы выполнения работ

    б) работать, используя испытанные приемы

    в) искать в опыте других лучший способ работы

    2

    0

    1

    35.

    а) исполнять указания

    б) организовывать людей

    в) быть помощником руководителя

    0

    2

    1

    36.

    а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

    б) играть в игры, где можно проявить себя

    в) играть в команде

    2

    1

    0

    37.

    а) смотреть интересный фильм дома

    б) читать книгу

    в) проводить время в компании друзей

    1

    2

    0

    38.

    а) размышлять, как улучшить мир

    б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

    в) смотреть спектакль о красивой жизни

    2

    1

    0

    39.

    а) петь в хоре

    б) петь песню соло или дуэтом

    в) петь свою песню

    0

    1

    2

    40.

    а) отдыхать на самом лучшем курорте

    б) отправиться в путешествие на корабле

    в) отправиться в экспедицию с учеными

    0

    1

    2

    5. Самооценка (контрольный опрос)

    Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

    1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
    2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
    3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
    4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
    5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
    6. Мне удается находить причины своих неудач.
    7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
    8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
    9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
    10. Убедительно могу доказать свою правоту.
    11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
    12. У меня часто рождаются интересные идеи.
    13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
    14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
    15. Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
    16. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

    КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

    Фамилия ______________________ Группа _____________

    Дата заполнения ________________

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    Опросник креативности  Д.Джонсона

    В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса (6) и батарея тестов креативности Туник (5). Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда. 
    Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона (3).
    Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. 
    Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. 
    По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. 
    По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

    Общие характеристики

    Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.
    ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. 
    При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. 
    Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). 
    Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
    Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»).
    Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). 
    В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

    Таблица

    Уровень креативности

    Сумма баллов

    Очень высокий

    40–34

    Высокий

    33–27

    Нормальный, средний

    26–20

    Низкий

    19–15

    Очень низкий

    14–8

    1. Надёжность

    Для определения надежности Джонсон сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. 
    По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов находится в пределах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных). 
    Нами также была проведена оценка надежности ОК. 
    Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), который оказался равным 0,79 (объем выборки — 80 детей). 
    Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена. 
    Для выборки детей 8-ми лет величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0,51 до 0,71, для выборки детей 10-ти лет — 
    от 0,49 до 0,78, для выборки детей 14-ти лет — от 0,58 до 0,79. 
    Наши показатели, характеризующие согласованность между различными экспертами, несколько ниже, чем соответствующие показатели Джонсона. Следует также отметить, что с увеличением возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.

    1. Валидность

    В работах Джонсона приводятся различные корреляционные данные, направленные на определение внешней валидности ОК.
    Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными ОК и данными методики «Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе» (2). Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0,51).
    Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения ОК Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. ОК может быть использован только как метод экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может применяться педагогами после предварительной консультации со школьным психологом.

    1. Текст опросника

    Контрольный список характеристик креативности

    Творческая личность способна:

    1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
    2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
    3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
    4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
    5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
    6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
    7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
    8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

    1. ЛИСТ ОТВЕТОВ

    Дата_________________

    Школа___________Класс___________Возраст______________

    Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________ (заполняющий анкету)

    В листе ответов номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Их перечень см. в тексте опросника.
    Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

    Возможные оценочные баллы:
    1 - никогда,
    2 - редко,
    3 - иногда,
    4 -  часто,

    5 - постоянно.


    п/п

    Ф.И.О.

    Характеристики креативности

     

     

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

    Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

    Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

    Представлены материалы для  выявленияинтеллектуальные и творческие способности у студентов 1  курса колледжа....

    ПРОГРАММА по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

    Выявление, развитие и поддержка способностей подростков - одна из приоритетных задач современного образования  в России. Проблема выявления способностей подростков актуальна в настоящее время, по...

    Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

    Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...

    Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

    Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...