Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа
материал на тему

Аверкина Наталья Александровна

Представлены материалы для  выявленияинтеллектуальные и творческие способности у студентов 1  курса колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ Е.Г. ТРУБИЦЫНА»

ПРОГРАММА

по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

                               

Смоленск 2014

                                Введение

 Актуальность проблемы

Выявление, развитие и поддержка способностей подростков - одна из приоритетных задач современного образования  в России. Проблема выявления способностей подростков актуальна в настоящее время, потому что они  живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамического прогресса. Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе-предметнике и классном руководителе.

Цель: выявить интеллектуальные и творческие способности у студентов 1  курса колледжа, чтобы в дальнейшем развивать и углублять их.

Задачи: 

- создать условия для выявления интеллектуальных и творческих способностей студентов;

- сформировать мотивацию для приобретения дополнительных знаний по дисциплинам Русский язык  и Литература;

- развивать и углублять интеллектуальные и творческие способностей студентов с помощью учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- нахождение студентов с предпосылками высоких интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие творческой активности студентов;

- повышение уровня индивидуальных достижений студентов в творческой деятельности;

- создание условий для развития творческого потенциала студентов.

Методы и способы выявление интеллектуальных и творческих способностей у студентов: наблюдение, беседа, тестирование, опрос, анализ, совместная деятельность, в том числе учебно-исследовательская и проектная.

Работа с родителями: беседа, анкетирование.

Принципы тестирования:

- соответствие тестовых методик возрастным нормам;

- доброжелательная атмосфера во время тестирования;

- психологическая готовность подростка к процессу тестирования.

  

Наименование педагогических методик, используемых для выявления способностей у обучающихся:

- методики Торренса, Гилфорда и Джонсона,

- опросник Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся

   14 – 17 лет,  

- методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным «Диагностика вербальной креативности»,

- креативные тесты Вильямса.

 

 

     Этапы реализации программы:   

         

  1. Исследовательско-диагностический этап

На этом этапе планируется:

- разработка системы выявления  интеллектуальных и творческих способностей у студентов колледжа;

- получение первичной информации о способностях студентов;

- работа с родителями студентов.

  1. Организационно – практический этап

На этом этапе планируется:

- опросы, тестирование, беседы - выявление творческих показателей каждого студента;

- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ.

3. Итогово –аналитический этап

На этом этапе планируется:

- контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов;

- мониторинг личных достижений студентов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения.

                                         Литература

1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.

2. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского. университета, 2002, 336 с.

3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

6. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

7. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

8. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

                                                                                       

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

     Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей подростков 14-17 лет методом тестирования в групповой форме. Проводится 1 раз. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. 
                                                              Тест 

     Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ. Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. 
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других 
4 — желание выделиться 
6 — недовольство собой 
7 — полный любопытства 
8 — не популярен 
9 — регресс на детство 
10 — отбрасывание давления 
12 — самодостаточность 
16 — чувство предназначенности 
17 — чувство красоты 
19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка 
3 — рискованность 
5 — альтруизм 
11 — любовь к одиночной работе 
13 — независимость 
14 — деловые ошибки 
15 — никогда не скучает 
18 — активность 
20 — стремление к риску 
21 — потребность в активности

   Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то  предполагается наличие творческих способностей у отвечающего. Это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, т. к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Необходимо избегать частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режима творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся "

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

В программе обозначены актуальность, цель и задачи, указаны направления реализации программы.Описаны методы и способы выявнения наклонностей обучающихся. Приводится система и разработан план по отбору...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...

Выявление интеллектуальных и творческих способностей и развитие системы поддержки талантливых детей.

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей.Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через пре...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа...

Программа по выявлению индивидуальных и творческих способностей студентов колледжа

Методические материалы пр выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов СПО...