Педагогические технологии
статья

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Педагогические технологии, применяемые на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, применяемые на уроках

Сегодня современный педагог должен не только знать свой предмет и виртуозно владеть методикой преподавания, но и эффективно использовать в своей педагогической деятельности оргтехнику, включая принтер, сканер, ксерокс. Быть, по меньшей мере, пользователем компьютерной техники, владеть принципами программирования, так как работа на интерактивной доске подразумевает знания программ. А еще быть аналитиком рынка труда, так как компетентностный подход предполагает развитие тех компетенций, которые необходимы в профессиональной деятельности. Следовательно, моя задача педагога не только чутко реагировать на изменения социальной, экономической, политической сферы, но как минимум быть на шаг впереди. Поэтому, в этом разделе я хотела бы лишь кратко перечислить основные подходы к использованию современных образовательных технологий, упоминание о которых в той или иной мере уже встречалось. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии привития учащимся стремления к активной творческой деятельности. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. В своей педагогической деятельности я широко использую систему образовательных технологий, адекватных содержанию гуманитарного образования, с учетом возрастных особенностей учащихся: проблемного обучения, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, технологии игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения. Применяю игровые технологии, дифференцированное обучение, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классные, групповые, индивидуальные и коллективные формы организации обучения и воспитания.Знание и применение современных педагогических технологий и системы развивающего обучения (Л.В.Занков), проектного обучения (Е.С.Полат), проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов) позволяют строить эффективно образовательный процесс по русскому языку и литературе . Некоторое время я пользовалась разработанными Ю. Меженко опорными конспектами по русскому языку. Этот опыт позволяет мне сейчас перейти к технологии проблемно - модульного обучения и помогает осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении. В своей практике использую различные формы работы с учащимися: индивидуальную, работу в парах, групповую. Широко использую интерактивные технологии, начинаю с работы в парах. Пара - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. На своих уроках я применяю приёмы включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока. Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Монологическая речь учащихся по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы. Я считаю, что уровень познавательной деятельности учащихся на моих уроках довольно высокий. О том, что учащиеся полюбили язык, говорит тот факт, что ежегодно они выбирают русский язык и литературу в качестве экзамена и сдают его успешно. Любовь к русскому языку и литературе помогла некоторым учащимся в выборе профессии. В своей педагогической деятельности в полном объёме использую информационные технологии, которые позволяют сделать уроки и внеклассные мероприятия, классные часы более содержательными, зрелищными, насыщенными, интересными, доступными для всех учеников, что очень важно для современного образования. В результате у учащихся повышается заинтересованность предметом, самостоятельность добывать знания и демонстрировать свои достижения (9 класс- банк презентаций по биографии писателей 19 века, 6 кл. – «Части речи»). Использую возможности ИКТ и при подготовке к тестированию, ЕГЭ. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и др., использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках русского языка и литературы ,а также и во внеклассных занятиях. Широко использую информационно- компьютерные ресурсы Интернета для подготовки к урокам, создаю свои презентации по ряду тем как по русскому, так и по литературе. Размещаю их в сетевых образовательных сообществах openclass.ru, proshkolu.ru, pedsovet.su и др. Знание и владение ИКТ позволяют проводить глубокий мониторинг своей педагогической деятельности. Благодаря подключению к Интернет, появилась возможность участвовать в Интернет –форумах, готовиться к ЕГЭ, Интернет – викторинам, научно-исследовательским конференциям .Для оптимизации образовательного процесса провожу уроки в новой форме: уроки-практикумы, уроки-консультации, уроки-диспуты, уроки – исследования, уроки-зачеты. Именно эти формы способствуют активизации самостоятельно-познавательной деятельности учащихся. Главные задачи в изучении литературы – воспитание интереса к художественной литературе, формирование читательских качеств и воспитание личности – воспитание человека и гражданина. На уроках литературы использую разнообразные формы, методы и приемы работы с художественным текстом, провожу целенаправленную работу по формированию личностного отношения к прочитанному, по выявлению авторской позиции в художественном произведении. Работаю над культурой творческого чтения, т.е. способностью проникать в текст, подтекст и контекст читаемого произведения . По программе элективного курса «Комплексный анализ текста. Обучение написанию сочинения ч С. ЕГЭ » разрабатываю пакет контрольных материалов» (русский язык – 10 -11 класс). Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Строю учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне. Ежегодно представляю исследовательские проекты на научно-практические конференции. В своей работе использую не только традиционные методы работы, но и нетрадиционные, разрабатываемые учителями – новаторами, которые реализуют следующие идеи:

- крупных блоков, позволяющих увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузок на учащихся ( 10 – 11 классы);

- опоры, являющиеся средством развития памяти, речи, образного мышления (все классы, где я работаю);

- бесконфликтности учения с применением открытого учета знаний учащихся, относительной свободой выбора заданий учащимися;

- самоанализа с систематическим применением взаимоконтроля и самоконтроля;

- личностного подхода, когда снимается чувство страха у учащихся, вселяется уверенность в свои силы, оценивается почти каждый ученик на каждом уроке.

Больше всего на своих уроках применяю педагогику сотрудничества, которая помогает формировать учебные умения и навыки учащихся. За последние три года обучения наблюдается стопроцентная успеваемость и позитивная динамика «качества знаний» учащихся классов, где я работаю.

Для развития личность ученика, его творческого мышления, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения, провожу нестандартные формы уроков: урок-путешествие ; урок мужества («Вечной памятью живы); урок-суд; урок-игра («Слабое звено»); урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ. При проведении традиционных уроков литературы использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, использование ИКТ. Домашние работы по предмету составляю разноуровневые, давая учащимся возможность выбора. Применяя технологию развития исследовательских навыков, готовлю участников школьных и районных научно-исследовательских конференций .На занятиях с учащимися использую здоровьесберегающие технологии при проведении физминуток на уроках в 5 – 6 классах, которые дают возможность учащимся восстановить функции памяти, мышления, понимания и включенности в образовательный процесс. Во внеклассных мероприятиях ходим вместе с детьми и их родителями в походы, они восстанавливают физические силы учащихся. Осваивая новые технологии, учащиеся самостоятельно создают свои презентации, пишут рефераты; большинство ребят успешно применяют новые технологии, приобретая необходимые практические навыки и компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...