Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс (1 вариант)
рабочая программа

Рак Галина Викторовна

РРабочая  программа по предметам учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс  (1 вариант):

На общее количетсво часов - 792 часа:

- Русский язык (3 часа)

- Чтение (3 часа)

- Речевая практика (2 часа)

- Математика (3чача)

- Изобразительное искусство (1 час)

- Музыка (2 часа)

- Физическая культура (3 часа)

- Трудовое обучене (2 часа)

- ВДН (1 час)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_klass.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

                        Департамент образования и молодежной политики

                           Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  »

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей начального уровня обучения

Протокол № ___

от «___»_________2016г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

____________Н.В.Коновалова

«___»___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________М.И. Иванова

приказ №____

от «___»________2017г.

Рабочая  программа по предметам учебного плана

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

1 класс  (1 вариант)

Русский язык

99  часов

Чтение

99  часов

Речевая  практика

66  часов

Математика

99  часов

Мир природы

66 часов

Изобразительное искусство

33 часа

Музыка

33 часа

                                                                             

                                                        Учитель: Рак Г.В.

г. Нефтеюганск-2017

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

1

Целевой раздел

1.1.

Паспорт программы

1.2.

Пояснительная записка

1.3.

Планируемые результаты

1.4.

Система оценки достижений обучающихся  планируемых результатов

2

Содержательный раздел

2.1.

Программа формирования базовых учебных действий

2.2.

Программы учебных предметов

2.3.  

План мероприятий по  духовно-нравственному  развитию

2.4.

План мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

3

Организационный раздел

3.1.

Учебный план

3.2.

Календарный график реализации программы

3.3.

Объем учебных предметов

3.4.

Учебно-методический комплекс

4

Тематическое планирование

4.1.

Тематическое планирование по предмету «Русский язык»

4.2.

Тематическое планирование по предмету «Чтение»

4.3.

Тематическое планирование по предмету «Речевая практика»

4.4.

Тематическое планирование по предмету «Математика»

4.5.

Тематическое планирование по предмету «Мир природы»

4.6.

Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

4.7.

Тематическое планирование по предмету «Музыка»

4.8.

Тематическое планирование по предмету «Физическая культура»

  4.9.

Тематическое планирование по предмету «Трудовое обучение»

5

Приложение к программе

5.1.

Проверочные  работы по русскому языку, математике

1.1. Паспорт программы

Наименование образовательного учреждения

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наименование программы

Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа

образования  для  обучающихся  1 класса с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

Нормативное обеспечение

  • Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 13, 28, 58);
  • Постановление от 10.07.2015г., №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
  • Письмо Министерства образования и науки России от 12
  • мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности        при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Приказ Министерство образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599
  • Федеральный закон от 29 октября 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 9 июня 2012 г.  №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;
  • Устав казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Локальные акты:

  • Положение о коррекционно-развивающем занятии.
  • Положение об индивидуальном образовательном маршруте.
  • Инструкция о педагогической диагностике обучающихся.
  • Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

Цель программы

  • Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи программы

  • овладение обучающимися учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Сроки

реализации

Программа реализуется в период 2017-2018г. (1 год обучения)

Объём программы

Всего - 792 часов

Русский язык - 99 ч.

Чтение - 99 ч.

Речь – 66 ч.

Математика - 99 ч.

Мир природы - 66 ч.

Изобразительное искусство - 33 ч.

Музыка - 33ч.

Физическая культура - 99 ч.

Ручной труд - 66 ч.

Учебно – методическое обеспечение

Русский язык

А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» для 1 класса   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2015

Речевая практика

С.В. Комарова

«Устная речь» для 1 класса   специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Издательство: Москва

«Просвещение» 2011

Чтение

А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» для 1 класса   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2015

Математика

Т.В. Алышева. « Математика» 1 класс

Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях.

Москва "Просвещение"2012

Мир природы

Н.Б. Матвееева М.С. Котина Т.О. Куртова

«Живой мир»  1 класс

Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Москва "Просвещение" 2012

Изобразительное искусство

М.Ю.Рау, М.А.Зыкова  «Изобразительное искусство»

Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Москва "Просвещение" 2014

Руной  труд

Л.А. Кузнецова  " Ручной труд"

Учебник по трудовому обучению

для 1 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Санкт-Петербург, "Просвещение"

2012

Музыка

В.В.Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» учебник для 1 класса

Москва «Дрофа» 2014

Физическая культура

А.П. Матвеев «Физическая культура» учебник для 1 класса общеобразовательных организаций

Москва "Просвещение" 2014

Ожидаемые результаты

Обучающийся, знающий и выполняющий требования Стандарта

Автор программы

Рак Галина Викторовна, учитель

Контактная информация образовательного учреждения

Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,

тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru

1.2. Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся 1 класса с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Определение варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществлено на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  в соответствии  с примерной адаптированной основной образовательной программой общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,     на основании  Программы   специальной  коррекционной образовательной школы VIII вида: - 1-4 классы в 2 сб. /и под ред. В.В. Воронковой.- М.: Владос, 2010 - Сб.1.

В основу разработки АООП для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

 Деятельностный подход основывается на теоретических положениях, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП образования обучающихся 1 класса  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и др.);

- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей и призвана обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Программа  направлена на реализацию целей и задач школы-интерната:

Тема школы-интерната: Социально – трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель школы - интерната: Обучающийся, компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья.

Задачи:

  • Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
  • Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.
  • Научить обучающихся самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  • Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово – экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Исходя из целей и задач школы составлены общие цель и задачи  к рабочей программе  по предметам учебного плана за 1 класс.

Цель АООП: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи АООП:

  • овладение обучающимися учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса

В 1 классе обучаются 11 обучающихся 2 девочки и 9 мальчиков, из них 1 ребенок обучается индивидуально на дому.

В своей практике мы используем следующую дифференциацию обучающихся:

Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы  характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа учащихся  отличается пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списывании текстов и других заданий.

К четвёртой группе относятся дети, которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно

Содержание программы составлено с учетом специальных принципов обучения:

- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития базовых учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой духовно-нравственного развития.

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

        Программа предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью:

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

Стимуляция познавательной активности. Формирование позитивного отношения к окружающему миру.

        Учет особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается созданием специальных условий для обучающихся с различной структурой дефекта. (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с легкой

умственной отсталостью

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • Комната «Монтессори»
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики

Профессионально-трудовое обучение

  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

Специальными условиями для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются использование для обучающихся специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов. Программа предусматривает использование современных учебных материалов: учебные электронные издания, аудио-, видео-учебные материалы и др.

Информационное обеспечение образовательного процесса реализуется с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, проектор, мультимедиа и т.п.0 и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, поисковые системы, интернет)

Использование современных образовательных технологий, включающих в себя общепедагогические и коррекционные методы и приемы:

Технология дифференцированного обучения.  При её применении обучающиеся класса делятся на условные группы с учетом психологических особенностей школьников(дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения).

Технология формирования учебной деятельности школьников. Учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (раздел, теме), разрабатывает проект своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, умением вести дискуссию с классом и создания условия для возникновения диалога между школьниками.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации, разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

ИКТ-технологии  дают возможность улучшить качество обучения, повысить  мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии обучения:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на уроках.

Задачи предметных курсов в соответствии

с требованиями ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью

п/п

Учебный предмет

Задачи

1.

Русский язык

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.  Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

2.

Чтение

Формирование  навыков чтения  путём усвоения графического образа печатных букв и их соотнесения со звуками речи. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в распознании и дифференциации различных звуков и букв

3.

Речевая практика

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса

4.

Математика

Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

5.

Мир природы

Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире

5.

Изобразительное искусство

Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

6.

Музыка

Формирование  элементарных музыкальных знаний, слушательских и доступных исполнительских умений

7.

Физическая культура

Формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности

8.

Ручной труд

Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности, формирование интереса к разнообразным видам труда

1.3 Планируемые результаты.

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.  В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. 

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебным предметам на конец 1  класса:

Предмет

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Русский язык

-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты, соотносить их с предметными картинками;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с печатного и рукописного текстов, прочитанные и разобранные слова и предложения;

- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

Чтение

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты, соотносить их с предметными картинками;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Речевая практика

- выполнять задания по словесной инструкции;

- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

- внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

- сообщать свое имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших

родственников, имя и отчество учителя;

- рассказывать, как можно дойти или доехать до школы;

- слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на наглядные средства.

- выполнять задания по словесной инструкции;

- употреблять «вежливые» слова;

- слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на наглядные средства.

Математи

ка

- назвать числа в пределах 10, считать в прямой и обратной последовательности;

- называть и записывать знаки арифметических действий сложения и вычитания;

- называть и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

виды линий: прямая, кривая;

- сравнивать числа в пределах 10 (без обозначения знаком);

- называть соседей числа;

- складывать и вычитать однозначные числа в пределах 10;

- различать условие и вопрос задачи;

- решать простые задачи на нахождение суммы и остатка;

- чертить прямую с помощью линейки; измерять отрезки;

- назвать числа в пределах 5, считать в прямой и обратной последовательности;

- называть и записывать знаки арифметических действий сложения и вычитания;

- называть и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- сравнивать числа в пределах 10 (без обозначения знаком);

- чертить прямую с помощью линейки; измерять отрезки;

Мир природы

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных;

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями;

кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Изобрази

тельное искусство

-названия и назначение художественных материалов;

 -названия изображаемых на уроке предметов;

-строение изображаемых предметов.               

-правильно сидеть за партой;

- правильно располагать лист бумаги;

-правильно держать карандаш, кисть;

-ориентироваться на листе альбома;

-обводить шаблоны. пользоваться трафаретом;

-различать цвета;

-закрашивать цветным карандашом, соблюдая контуры.

Музыка

-правильно сидеть или стоять при пении  — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи;

-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные; громкие, тихие).

-передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом)

-слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях:

правильно сидеть или стоять при пении  — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи;

-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

Физическая культура

-Выполнять ходьбу, сохраняя правильную осанку, бег, метание, прыжки. Выполнять основную стойку;

-Выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;

-Выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Выполнять ходьбу на месте с подниманием носков, ходьбу приставным шагом. Играть в игры, соблюдая правила:

- Коррекционные «Запомни порядок»;

- С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

- Игры с бегом и прыжками «Быстро по местам», «Кошка и мышки»;

- Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель»

-Выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;

Играть в игры, соблюдая правила:

- Коррекционные «Запомни порядок»;

- С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

Трудовое обучение

-распознавать  основные геометрические формы;

-раскатывать пластилин разными способами;

-ориентироваться в задании по вопросам учителя;

-называть материалы и операции.

распознавать  основные геометрические формы;

-раскатывать пластилин разными способами;

1.4. Система оценки достижений обучающихся планируемых результатов.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Ожидаемые предметные результаты освоения программы:

- Сформированость ЗУН по предметам в соответствии с программными требованиями

Предмет

Ожидаемый результат

Сформированность ЗУН по предмету

Достаточный    

Сформированность   ЗУН по предмету  

Минимальный

Русский язык

+

Чтение

+

Речевая практика

+

Математика

+

Мир природы

+

Изобразительное искусство

+

 

Музыка

+

Физическая культура

+

Трудовое обучение

+

 

Предметные результаты  выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности     полученных     результатов,     что     дает     основание     оценивать     их     как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
  • «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

В 1 классе безотметочная система оценивания.

2. Содержательный раздел.

2.1. Программа формирования базовых  учебных действий.

В соответствии   с  требованиями ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа  формирует у обучающихся  базовые учебные действия:

  • личностные;
  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • регулятивные.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия: 

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные  учебные действия:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

2.2.  Программы учебных предметов.

В соответствии с учебным планом школы-интерната  содержание программы представлено  образовательными областями и    учебными дисциплинами:

№  п/п

Образовательные

области

Учебные дисциплины

Федеральный компонент

1.

Язык и речевая практика

  1. Русский язык
  2. Чтение
  3. Речевая пракика

2.

Математика

  1. Математика

3.

Естествознание

  1. Мир природы

4.

Искусство

6.   Музыка

7.   Изобразительное искусство

5.

Физическая культура

8.   Физическая культура

6.

Технология

9.   Ручной труд

«Русский язык» и «Чтение». Добукварный период.

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

«Русский язык» и «Чтение».  Букварный период.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Речевая практика.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Приветствие и прощание. Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Поздравительные открытки. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.

Математика.

 Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Мир природы.

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.

Изобразительное искусство.

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем)

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и д.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников.

Рисование с натуры праздничного флажка.

Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

Музыка

Пение.

Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.

Постановка артикуляции гласных звуков как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у, о, а, и, э).

Развитие умения брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, одновременно всем классом.

Развитие умения петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью артикуляции.

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Пение без напряжения, легким звуком в пределах меццо пияно (умеренно тихо) и меццо форте (умеренно громко).

Развитие понимания дирижерских жестов: «внимание», «вдох», «начало» и «окончание» пения.

Музыка. 

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начала и до конца.

Знакомство с музыкой разного эмоционального содержания.

Ознакомление с силой звучания: громкое и тихое.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: погремушка, колокольчик, бубен, барабан.

Физическая культура

В программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:

учить детей готовиться к уроку физкультуры;

учить правильному построению на урок и знанию своего места в строе;

учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;

учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения, толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

обучать мягкому приземлению в прыжках;

учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;

учить метаниям, броскам и ловле мяча;

учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;

учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

учить преодолению простейших препятствий;

учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;

учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения.

Основные положения и движения (по подражанию).

Ритмические упражнения. Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна.

Прикладные упражнения.

Построения и перестроения.

Ходьба и бег.  Прыжки.  Лазанье и перелезание, подлезание.  Равновесие.  Игры.

Ручной труд.

Вводное занятие.

Работа с глиной и пластилином.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус. ягод, мяча, куклы-невяляшки из двух шаров различной формы.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина;составление композиции из изготовленных овощей и фруктов.

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы. огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

Работа с природными материалами.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных  цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Работа  с бумагой.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Изготовлении книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газеттной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой  бумаги желтого, красного, синего цветов.

Вырезание квадратов, прямоугольников. Размеченных по шаблону.

Скругление углов прямоугольников и квадратов на гл

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Предмет

Всего

часов

Контрольные работы

Проверочные (самостоятельные) работы

Практические

(лабораторные).

творческие

Экскурсии

Русский язык

99

1

 

 

Чтение

99

Речевая практика

66

Математика

99

1

 

Мир природы

33

1

3

Изобразительное искусство

33

33

Музыка

66

Физическая культура

99

 

 

Трудовое

обучение

66

66

ВНД

33

3.2. Календарный график

Четверть

Сро

ки

Количество

Подпись проверяю

щего

Учеб

ных недель

Учебных

дней

Запланированных часов по классам

(предметам для 1-4 классов)

Фактически проведенных часов 

Предметы

Часы

I четверть

9

45

Русский язык

27 час.

Чтение

27 час.

Речевая практика

18 час.

Математика

27 час

Изобразительное искусство

9 час.

Музыка

18 час.

Физическая культура

27  час.

Трудовое обучение

18 час.

ВНД

36 час

II четверть

      7

35

Русский язык

21 час.

Чтение

21 час.

Речевая практика

14 час.

Математика

21 час

Изобразительное искусство

7 час.

Музыка

14 час.

Физическая культура

27  час.

Трудовое обучение

14 час.

ВНД

28 час.

III четверть

9

45

Русский язык

27 час.

Чтение

27 час.

Речевая практика

18 час.

Математика

27 час

Изобразительное искусство

9 час.

Музыка

18 час.

Физическая культура

27  час.

Трудовое обучение

18 час.

ВНД

36 час.

IV

четверть

8

40

Русский язык

24 час.

Чтение

24 час.

Речевая практика

16 час.

Математика

24 час.

Изобразительное искусство

8 час.

Музыка

16 час.

Физическая культура

24 час.

Трудовое обучение

16 час.

ВНД

32 час.

ИТО

ГО

33

165

3.3. Объем учебных предметов

По базисному учебному плану для изучения предметов   отводится 792 часов год.

Предметы

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Русский язык

99

3

27

21

27

24

Чтение

99

3

27

21

27

24

Речевая практика

66

2

18

14

18

16

Математика

99

3

27

21

27

24

Мир природы

33

1

9

7

9

8

Изобразительное искусство

33

1

9

7

9

8

Музыка

66

2

18

14

18

16

Физическая культура

99

3

27

21

27

24

Трудовое обучение

66

2

18

14

18

16

ВНД

132

4

36

28

36

32

3.4.  Учебно-методический комплекс

Материально-технические условия реализации  программы обеспечивают соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к освещению, к  воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;
  • санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в соответствии с ростовозрастными и медицинским показаниями;
  • условий пожарной и электробезопасности.
  • возможность к беспрепятственному доступу  к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

Организации образовательного процесса

Наименование кабинетов, мастерских

Площадь м²

Оснащенность в %

Кабинет №21

32

100%

Технические средства обеспечения образовательного процесса

Наименование

Интерактивная доска  

Мультимедийный  проектор  

Ноутбук

Учебно-методический комплекс

Русский язык  А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» для 1 класса   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2016

Речевая практика С.В. Комарова «Устная речь» для 1 класса   специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2016

Чтение А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» для 1 класса   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2016

Математика Т.В. Алышева. « Математика» 1 класс Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва "Просвещение"2016

Мир природы Н.Б. Матвееева М.С. Котина Т.О. Куртова «Живой мир»  1 класс

Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Москва "Просвещение" 2016

Изобразительное искусство М.Ю.Рау, М.А.Зыкова  «Изобразительное искусство»

Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Москва "Просвещение" 2016

Трудовое обучение Л.А. Кузнецова  " Ручной труд" Учебник по трудовому обучению

для 1 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Санкт-Петербург, "Просвещение" 2016

Музыка В.В.Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» учебник для 1 класса Москва «Дрофа» 2016

Физическая культура А.П. Матвеев «Физическая культура» учебник для 1 класса общеобразовательных организаций Москва "Просвещение" 2016

Система обеспечения материально-технических условий реализации программы:

п.п.

Направление

Содержание

Сроки

1

Соблюдение норм СанПин:

освещенность

Контроль за освещением,  подача заявки на ремонт (по мере необходимости).

Ежедневно

состояние мебели

Контроль расстановки и маркировки мебели в соответствии с п.5.6. СанПин

Составление и корректировка схем посадки обучающихся

Сентябрь

Январь

гигиеническое

состояние

Контроль проветривания помещения  учебного кабинета на переменах

Соблюдение температурного режима в учебном кабинете

Проведение физкультминуток, производственной гимнастики на уроке

Ежедневно

Ежедневно

2

Соблюдение норм охраны труда:

Пожарная безопасность

Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности

 По плану

Электробезопасность

Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

 Планово-предупредительный осмотр

оборудования

По плану

еженедельно

3.

Учебно-методическое обеспечение

Использование для обучающихся специальных учебников.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 8-9 классы...