АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) 8 класс
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Тлехас Каплан Нухович

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026. ФАООП УО (вариант1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_8_kl._i._2025-2026.docx69.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. А. И. ХУАДЕ»

а. ГАТЛУКАЙ г. АДЫГЕЙСКА

РАССМОТРЕНО

заседание ШМО

протокол № __

от _____ 2025г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по

УВР

____________  Ф. К. Блягоз

от _____ 2025г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ

«СОШ №4»

 ____________ М. Р. Панеш

приказ № __

от _____ 2025г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) 8 класс

а. Гатлукай 2025г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026. ФАООП УО (вариант1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе рассчитана на  68 часов в год (2 часа в неделю). Рабочая программа определяет цели и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи обучения:

−воспитание интереса к физической культуре и спорту;

−овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

−коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);

−воспитание нравственных качеств и свойств личности;

−содействие военно-патриотической подготовке.

Рабочая программа определяет следующие задачи:

Задачи учебного предмета:

−формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;

−формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;

−развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием,

величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;

−формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60м;

−формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;

−формирование умения метать мяч на дальность и в цель;

−совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;

−совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;

−формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;

−совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различными способами в зависимости от высоты препятствия;

−формирование мотивации к здоровому образу жизни;

−совершенствование техники и приёмов в спортивных играх.

Содержание учебного предмета. 

Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

−беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

−выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

−выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

−самостоятельное выполнение упражнений;

−занятия в тренирующем режиме;

−развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено        на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов,        содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков.        В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, тем программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.

Планируемые результаты.

Личностные:

-осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;

-испытание чувства гордости школьными         успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;

-формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-владение навыками коммуникации        и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование         доступных информационных технологий для коммуникации;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Предметные:

Минимальный уровень:

−иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

−выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

−знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;

−иметь представления о двигательных действиях;

−знать строевые команды и выполнять строевые действия по словесной инструкции;

−уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

−ходить в различном темпе с различными исходными положениями;

−иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;

−взаимодействовать со сверстниками в организации проведении спортивных игр, соревнований;

−иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

−практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и других видов физической культуры;

−самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;

−выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;

−участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;

−знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;

−уметь подавать строевые команды,         вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

−совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;

−уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;

−знать спортивные традиции своего народа и других народов;

−знать некоторые факты из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;

−знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;

−знать правила техники выполнения двигательных действий;

−знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;

−соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Система оценки достижений:

Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность приземления, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при отталкивании.

Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель не намного ниже. Примеры значительных ошибок:

−старт не из требуемого положения;

−отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;

−несинхронность выполнения движений.

Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки

–разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а так же влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценка «2» не ставиться.  

Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием, и избежать которых он не может физически.

В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.

Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.

Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.

Тесты для обучающихся в 8 классе

−бег60м;

−прыжок в длину с места;

−сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д);

−наклон вперёд, стоя с прямыми ногами на полу;

−смешанное передвижение на 500м;

−поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.

При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии,        разрабатываемые        индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточными минимальным уровнем освоения учебного материала.

№ п./п.

Виды испытаний (тесты)

Показатели

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1

Бег 60м. (сек.)

9,8

и больше

9,7/9,5

9,4/9,0

12,6

и больше

12,5-12,0

11,9/11,3

2

Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.)

24/20

29/25

35/30

15/12

22/16

35/23

3

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.)

145/135

170/146

190/171

125/120

150/126

170/151

4

Сгибание и разгибание рук в упоре, лёжа на полу (количество раз)

9/7

15/10

19/16

8/5

9/6

12/8

5

Наклон вперёд, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке

+4

+7

+11

+5

+10

+15

6

Бег 500м.

Без учета времени

Тематическое планирование 8 класс.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы.

Д./З.

Всего

Контрольные работы

Практические работы

I четверть

1

Инструктаж по Т. Б. на уроках легкой атлетики. Беспеременный бег до 5 мин.

1

1

Приседание 3х12.

2

Медленный бег с преодолением препятствий

1

1

Приседание 3х12.

3

Запрыгивание на препятствие высотой до 50-60см.

1

1

Приседание 3х12.

4

Контроль уровня физического развития в начале года. Контрольное тестирование.

1

1

Отжимание 3х12.

5

Бег на отрезках до 30м. Беговые упражнения. Равномерный бег 500м.

1

1

Отжимание 3х12.

6

Метание набивного мяча (2-3кг.) двумя руками снизу, из-за головы, через голову

1

1

Отжимание 3х12

7

Бег на дистанцию 60м. с низкого старта

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

8

Бег с низкого старта на 60-80м.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

9

Инструктаж по Т. Б. на уроках спортивных игр. Ведение мяча с изменением направления.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

10

Ведение мяча с изменением направления.

1

1

Приседание 3х12.

11

Ведение мяча с обводкой препятствий.

1

1

Приседание 3х12.

12

Ведение мяча с обводкой препятствий.

1

1

Приседание 3х12.

13

Бросок мяча по кольцу одной рукой от головы.

1

1

Отжимание 3х12.

14

Штрафной бросок.

1

1

Отжимание 3х12.

15

Вырывание и выбивание мяча.

1

1

Отжимание 3х12.

16

Вырывание и выбивание мяча.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12

17

Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебная игра по упрощённым правилам

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

18

Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебная игра по упрощённым правилам.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

II четверть

19

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте).

1

1

Приседание 3х12.

20

Повороты на право, на лево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие.

1

1

Приседание 3х12.

21

Упражнения на преодоление сопротивления.

1

1

Приседание 3х12.

22

Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

1

1

Отжимание 3х12.

23

Упражнения на укрепление мышц туловища рук и ног.

1

1

Отжимание 3х12.

24

Упражнения с сопротивлением.

1

1

Отжимание 3х12.

25

Упражнения с гимнастическими палками.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

26

Опорный прыжок.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

27

Опорный прыжок.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

28

Упражнения для формирования правильной осанки.

1

1

Приседание 3х12

29

Упражнения со скакалками.

1

1

Приседание 3х12

30

Упражнения с гантелями

1

1

Приседание 3х12

31

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений

1

1

Отжимание 3х12.

32

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений

1

1

Отжимание 3х12.

III четверть

33

Инструктаж по Т. Б. на уроках по спортивным играм

1

1

Отжимание 3х12.

34

Передача мяча одной рукой снизу

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

35

Передача мяча одной рукой снизу

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

36

Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

37

Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке.

1

1

Приседание 3х12

38

Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке

1

1

Приседание 3х12

39

Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке

1

1

Приседание 3х12

40

ОРУ для развития быстроты в баскетболе.

1

1

Отжимание 3х12.

41

ОРУ для развития выносливости в баскетболе.

1

1

Отжимание 3х12.

42

ОРУ для развития координации в движениях в баскетболе.

1

1

Отжимание 3х12.

43

Простые правила баскетбола. Учебная игра.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

44

Простые правила баскетбола. Учебная игра.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

45

Простые правила баскетбола. Учебная игра.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

46

Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейболе.

1

1

Приседание 3х12

47

Нижняя прямая подача.

1

1

Приседание 3х12

48

Верхняя прямая подача

1

1

Приседание 3х12

49

Приём мяча снизу в две руки

1

1

Отжимание 3х12.

50

Приём мяча снизу в две руки

1

1

Отжимание 3х12.

51

Развитие координационных способностей в волейболе.

1

1

Отжимание 3х12.

52

Развитие координационных способностей в волейболе.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

IV четверть

53

Правила соревнований в волейболе. Учебная игра.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

54

Правила соревнований в волейболе. Учебная игра.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

55

Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 раз). Учебная игра в волейбол.

1

1

Приседание 3х12

56

Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 раз)

1

1

Приседание 3х12

57

Бег на короткие дистанции.

1

1

Приседание 3х12

58

Бег на средние дистанции (400м.)

1

1

Отжимание 3х12.

59

Прыжки в длину с полного разбега.

1

1

Отжимание 3х12.

60

Прыжки в длину с полного разбега.

1

1

Отжимание 3х12.

61

Броски набивного мяча весом 2-3 кг.

с места на дальность.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

62

Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

63

Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега.

1

1

Махи руками к ногам, лёжа на спине 3х12.

64

Ходьба на скорость 5-20 мин. В различном темпе.

1

1

Приседание 3х12

65

Ходьба на скорость 5-20 мин. В различном темпе.

1

1

Приседание 3х12

66

Контроль уровня физического развития в конце года. Контрольное тестирование.

1

1

Приседание 3х12

67

Эстафетный бег 4х60м.

1

1

Отжимание 3х12.

68

Кроссовый бег 2000м.

1

1

Отжимание 3х12.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

66

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА.

​‌1. Учебник физическая культура 8-9 классы 12-е издание переработанное

Матвеев А. П. Акционерное общество Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Учебник физическая культура 8-9 классы 12-е издание переработанное

Матвеев А. П. Акционерное общество Издательство «Просвещение»

2. Подвижные игры в школе. Москва «Просвещение» 1979г.

3. Подвижные игры в спортзале. Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

1. https://resh.tdu/ru/subject/9/

2. Untitled-1(gto.ru) ВФСК ГТО (gto.ru)

3. http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.

4. http://www.olympic.ru

5. http://www.infosport.ru

6. http://lib.sportedu.ru/press/

7. http://1-4.prosv.ru

8. http://www.mon.gov.ru

9. http://www.prosv.ru

10. http://pro-basketball.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Личностные и предметные результатыВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) ко...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 8-9 классы...