Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    рабочая программа по физкультуре

    Павлов Анатолий Владимирович

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptivnaya_fiz-ra.docx33.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА»

    Согласовано

    Руководитель МО

    ___________

    Протокол № _______

    от «___» __________ 20___г.

    Согласовано

    Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №5»

    __________Н. В. Мельникова

    от «___» __________ 20___г.

    Согласовано

    Директор МБОУ «ООШ №5»

    ______________Н.А. Попова

    от «___» _________ 20___г.

    Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

     учителя физической культуры

    Павлова Анатолия Владимировича

    2019 - 2020 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

    Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для детей с нарушениями, и в данном случае для детей с умеренной. тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна сти​мулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направ​ленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.

    В соответствии с этим целью обучения данному предмету является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

    Основные задачи:

    - формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

    -формирование умения взаимодействовать.

    На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о без​опасности движений во время занятий физической культу​рой и т. п.

    В основу обучения положена система простейших физи​ческих упражнений, направленных на коррекцию нарушений физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что обучающиеся этой категорией имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. За​медленность психических процессов, конкретность мыш​ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез​вычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

    Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося.

    Адаптивное физическое воспитание продолжаясь в течении длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм детей - инвалидов, но и формирует новое осознание собственного "Я", понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, расширения психомоторных возможностей для жизнедеятельности.

    Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

    Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    В Федеральном компоненте государственного стандарта «Адаптивная физкультура» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 4  классе отведено 17  часов, 1 час в 2  недели.

    Результаты освоения учебного предмета

    Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Адаптивная физкультура» обучающимися происходит в процессе стимулирования позитивных реакций в системах и функциях организма, активного формирования двигательных навыков.

    Личностные результаты применительно к разделу «Адаптивная физкультура» включают следующие индивидуально-личностные качества:

    - Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений;

    -Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

    - Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

    -Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты;

    -Умение радоваться успехам;

    -Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью

    -Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

    -Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба, спортивные игры;

    - Формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.

    Материально- техническое оснащение

    Материально- техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    РАЗДЕЛ

    СОДЕРЖАНИЕ

    КОЛ-ВО ЧАСОВ

    Общеразвивающие и корригирующие упражнения

    Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед

    (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками

    7

    Ходьба

    Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в

    стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,высоко поднимая бедро. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения.

    Преодоление препятствий при ходьбе.

    4

    Ползание, лазание

    Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.

    Перелезание через препятствия.

    2

    Передача и перенос предметов,

    Ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача

    предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым)  мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на

    дальность). Перенос груза.

    2

    Коррекционно-подвижные игры

    Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча.

    Футбол. Узнавание футбольного мяча.

     Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона.

    Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото».

    Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки».

    Соблюдение правил игры «Бросай-ка».

    2

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Дата

    Общеразвивающие и корригирующие упражнения

    1

    Дыхательные упражнения

    2

    Дыхательные упражнения

    3

    Сгибание пальцев рук

    4

    Движения руками

    5

    Движения головой

    6

    Наклоны туловища

    7

    Повороты туловища

    Ходьба

    8

    Ходьба держась за учителя по дорожке

    9

    Ходьба за держась за руки: между предметами

    10

    Упражнения в ходьбе в заданном направлении

    11

    Упражнения в построении парами

    Ползание, лазание

    12

    Ползание на животе

    13

    Ползание на четвереньках

    Передача и перенос предметов,

    14

    Прокатывание мяча двумя руками друг другу

    15

    Ловля и метание мяча

    Коррекционно-подвижные игры

    16

    Подвижные игры

    17

    Игры с мячом

    Планируемые результаты изучения предмета

    По окончанию обучения учащиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями овладевают:

    - способностью доступным способом контролировать положение собственного тела;

    - согласованными, последовательными движениями,

    - произвольными движениями;

    - координацией движениями обеих рук;

    - зрительно-моторной координацией;

    - целенаправленными движениями;

    -активными движениями и получают удовольствие от собственных движений;

    - игре в мяч: бросками, передачей, киданием;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

    Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...

    Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4)

    Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4)...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) срок реализаци-5 лет 1 доп., 1-4 классы

    Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой...