Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС
рабочая программа по математике на тему

Юлия Петровна Бойко

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе авторской «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Программа раскрывает содержание и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучаемого предмета.

Изучение курса «Математика» на­правлено на достижение следующих целей: преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная   адаптация  учащихся   с  интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей, и включает в себя следующие элементы: пояснительную записку; цели и задачи образования; специфику учебного предмета; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета  в учебном плане; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе; содержание учебного предмета; тематическое планирование; оценочные материалы; календарно - тематическое планирование; список литературы.

Количество часов за учебный год – 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_matematika_3_klass.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2017  г. №______

Адаптированная рабочая программа

по   учебному предмету

      МАТЕМАТИКА

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3 КЛАСС

      на 2017/2018 учебный год

Составитель:  Бойко Ю.П.,  

 учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО  

МО учителей начальных классов и педагогов

группы продленного дня  

Протокол   от «___»___________2017 г. №___          

Руководитель МО ________

методическим советом

Протокол   от «___»___________2017 г. №____                                          

Председатель МС_________

3 класс

«Математика»

(136ч, 4 ч в неделю)

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями к программе и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение 2011. – 239 с;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 августа 2017 г. №10-Исх-8443 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2017-2018 учебном году»;
  • адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (3-9 классы), утвержденная приказом от 31 августа 2017 г. № 232 «О выполнении решений педагогического совета»;
  • приказ по школе от 31.08.2017 № 233 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года».

Цели и задачи образования

Цели: Социальная реабилитация и адаптация обучающегося с интеллектуальными нарушениями в современном обществе. Создание системы поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.

Основной задачей обучения математике является -  преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная   адаптация  учащихся   с  интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Таким образом, программа нацелена на решение  специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач.

1. Образовательные задачи:

  • формировать доступные учащимся математические знания и умения практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
  • формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления.

2. Развивающие задачи:

  • развивать у учащихся средствами данного учебного предмета познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • формировать начальные временные, пространственные и количественные представления, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
  • формировать осознанные и прочные навыки вычислений, представления о геометрических фигурах;
  • формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • активизировать словарь учащихся в единстве с формированием математических понятий.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать интерес  к занятиям изобразительной деятельностью;
  • осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников.
  • воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных коррекционных задач, с целью усиления практической направленности обучения, которая включает следующие

основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция  индивидуальных пробелов.

На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, изложением, творческим диктантом);
  • развивать память (кратковременную, долговременную);
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность движений, соразмерность движений);
  • развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза, умение выделять главную мысль, устанавливать логические и причинно-следственные связи, планирующую функцию мышления);
  • развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Специфика учебного предмета, курса

Специфика детей с ОВЗ предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Она построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Программа  предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Математика» рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

              Процесс обучения математике детей с нарушением интеллекта неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

         Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Геометрический материал изучается на протяжении всего учебного года.

На уроках будут применяться комплексно следующие технологии, методы и приёмы обучения:

Традиционные педагогические технологии:

  • технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
  • технологии коррекционно - развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия, упрощенное называние; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе: дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры, театрализация сказок, потешек, стихов и т.п.);
  • технология уровневой дифференциации обучения.

Инновационные педагогические технологии:

  • элементы информационно - коммуникационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
  • личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
  • технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной;
  • проблемно-поисковые технологии.

Методы обучения:

Одним из важных методов обучения  математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно – следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

  • Словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), работа с учебником; использование произведений устного народного творчества: сказок, скороговорок, потешек, считалок, пословиц, поговорок.
  • Наглядные: методы иллюстрации – с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов; методы демонстрации – компьютерных программ, видеофильмов, опытов и др.
  • Практические: упражнения – устные, графические, письменные, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые; практическая работа, самостоятельная работа, обучающий контроль, дидактическая игра, экскурсия, ситуационный метод и т.д. 

При использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль над правильностью выполнения задания.

 

Приёмы работы:

  • постановка перед учащимися цели урока;
  • дидактические игры;
  • проблемная ситуация;
  • игровые приёмы;
  • занимательные упражнения;
  • создание увлекательных ситуаций;
  • сравнение (один из важных приёмов обучения);
  • материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
  • использование «опорных схем»;
  • приём наглядности и иллюстрированности;
  • приём обратной связи;
  • приём контроля качества знаний, умений и навыков;
  • приём контроля и самоконтроля и т. д.

Межпредметные связи

Знания по математике необходимо реализовывать на уроках устной речи, живой мир, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно учебному плану школы учебный предмет «Математика» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Математика».

Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год - 136 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Первый уровень – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень.  

  • получать, называть, сравнивать, записывать круглые десятки;
  • читать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
  • получать двузначные числа из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
  • называть, записывать, откладывать на счётах двузначные числа;
  • откладывать на абаке, счётах, линейке любые числа в пределах 100 разными способами;
  • считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 100;
  • различать однозначные и двузначные, чётные и нечетные числа;
  • сравнивать числа в пределах 100;
  • увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
  • пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр); соотносить изученные меры;
  • получать числа при измерении длины, массы, ёмкости, времени одной единицей и записывать их;
  • различать числа, полученные при счёте и измерении;
  • определять порядок месяцев в году;
  • пользоваться различными табель-календарями, отрывными календарями;
  • определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 минут (двумя способами);
  • употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
  • складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, пользуясь приёмами устных вычислений;
  • называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
  • пользоваться таблицами умножения и деления чисел в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения, связь действий умножения и деления, их взаимную обратность при выполнении действий;
  • решать примеры на порядок действий и со скобками;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
  • находить точку пересечения линий (отрезков);
  • называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
  • чертить окружности разных радиусов;
  • называть, показывать многоугольник и его элементы;
  • чертить многоугольник по заданным точкам (вершинам);
  • измерять стороны многоугольника;
  • называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
  • называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата);

        

2-й уровень.

  • называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
  • получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счётах; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
  • считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
  • сравнивать числа в пределах 100;
  • пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
  • определять время по часам с точностью до получаса;
  • пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
  • пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству (с опорой на наглядность);
  • nоказывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
  • чертить окружность заданного радиуса;
  • чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.

Понижать уровень требований рекомендуется в случае выраженных форм интеллектуального недоразвития, т.е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.

Содержание учебного предмета, курса

Нумерация
        Нумерация чисел в пределах 100.

        Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.

        Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).         Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, cpaвнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

Единицы измерения и их соотношения

        Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 Р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.).

        Соотношение: 1 р. = 100 к.

        Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.

Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

        Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг.

        Единица измерения емкости: литр. Обозначение: 1 л.
        Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 сут., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

        Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.

        Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).

Арифметические действия

        Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.

        Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «Х». Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «:». Чтение действия деления.

        Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).

        Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.

        Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. 

        Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

        Скобки. Действия 1 и 2 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.

Арифметические задачи

        Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.

        Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

        Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Геометрический материал

        Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.

        Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой О. Дуга как часть окружности.

        Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника, Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.

        Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Свойства сторон, углов.

Рекомендуемые практические упражнения
        
Получение любого числа в пределах 100, иллюстрация, с помощью раздаточного материала «кубики», «бруски, магнитные полосы «единицы», «десятки», квадрат «Сотня».

                Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров.

        Оплата небольшой покупки (хлебобулочные и кондитерские изделия, канцтовары, предметы личной гигиены).

        Нахождение стоимости и массы одинаковых товаров.
        Сравнение стоимости одинаковых товаров в различных магазинах.

        Измерение (в литрах) емкости банки, кастрюли, ведро, др.

        Работа с календарем. Год, месяц, день недели. Определение дней недели, соответствующих праздничным датам, дням рождения (своего, родителей, друзей).

        Электронные часы. Определение времени с помощью электронных часов. Установка будильника на заданное время.

        Чтение и запись телефонных номеров. Звонок родителям, другу.

        Метровая линейка. Измерение длины и ширины помещения (комнаты, класса, коридора, игровой и др.). Сравнение длин.

        Измерение (в см, дм, м) длины, ширины, высоты школьной мебели и других предметов.

Тематическое планирование

№ раздела

Тема учебного предмета, курса

Количество часов

Количество контрольных, практических (лабораторных работ), экскурсий

1. Второй десяток.

Второй десяток

56 ч

К/р 4 ч

Нумерация (повторение).

6 ч

Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение).

9 ч

1 ч

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

11 ч

1 ч

Вычитание.

11 ч

1 ч

Умножение и деление.

19 ч

1 ч

2. Сотня

Сотня

67ч

К/р 5 ч

Нумерация.

9 ч

1 ч

Меры длины.

1 ч

Меры времени.

1 ч

Окружность, круг.

1 ч

Углы

3 ч

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

24 ч

1 ч

Числа, полученные при счёте и при измерении.

6 ч

1 ч

Деление на равные части. Деление по содержанию.

7 ч

Взаимное положение линий на плоскости.

3 ч

1 ч

Порядок арифметических действий.

12 ч

1 ч

3. Повторение

Повторение

13ч

К/р 1 ч

Итого часов за год

136 ч

К/р 10 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Наглядный учебный материал:

  • Касса цифр (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
  • Предметные рисунки.
  • Счётный материал.
  • Таблицы.
  • Наглядные пособия.

Дидактический материал:

  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
  • Дидактические игры.

Учебные пособия:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
  • Эк. В.В. Математика  3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ 2-е издание / В.В Эк. – М.: Просвещение, 2002. – 246с.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Различные авторские презентации к урокам по темам курса

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015

Оценочные материалы

 с описанием системы контроля, представлением контрольно-измерительных материалов, которые используются для измерения достижения обучающимися требований ЗУН в рамках текущего и промежуточного контроля.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка достижения предметных результатов базируется на:

  • принципах индивидуального подхода
  • принципе дифференцированного подхода.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1- 2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 - 3 ошибки и 1 - 2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 - 2 ошибки;

"3" - 3 - 4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 - 3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" – 2 - 3 ошибки или 3 - 4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Контрольные работы:  1 четверть – 3 ч

                                                     2 четверть – 2 ч

                                                     3 четверть – 3 ч

                                                     4 четверть – 2 ч

Контроль обученности учащихся по математике - 3 класс.

№ п/п

№ урока

Тема контрольной работы

Дата проведения

план

факт

1 четверть

1.

14.

«Сложение и вычитание без перехода через десяток».

25.09.

2.

16.

Административная контрольная работа:  «Сложение и вычитание в пределах 20».

28.09.

3.

35.

«Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток».

31.10.

2 четверть

4.

55.

«Умножение и деление».

12.12.

3 четверть

5.

70.

«Нумерация чисел в пределах 100».

18.01.

6.

87.

«Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100».

16.02.

7.

100.

«Числа полученные при счёте и при измерении».

16.03.

4 четверть

8.

110.

«Сложение и вычитание в пределах 100».

10.04.

9.

122.

Административная контрольная работа: «Порядок арифметических действий».

04.05.

10.

134.

«Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток».

25.05.


Календарно-тематическое планирование

(4 часа в неделю, всего 136 часов)

1 четверть – 37 ч

2 четверть – 28 ч

3 четверть – 39 ч

4 четверть – 32 ч

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН обучающихся

Словарь

план

факт

1 четверть

37 ч

Второй десяток

54 ч

Нумерация (повторение).

6 ч

01.09.

Нумерация чисел в пределах 20.

1 ч

Знать: Понятия «следующее» и «предыдущее» число.

Уметь: Сравнивать числа.

следующее предыдущее

04.09.

Сложение и вычитание на основе знания последовательности чисел при счёте.

1 ч

Знать: Последовательность чисел.

Уметь: Складывать и вычитать числа на основе знания последовательности чисел при счёте.

последовательность

05.09.

Понятия «чётное» и «нечётное» числа.

1 ч

Знать: Понятия «чётное» и «нечётное» числа.

Уметь: Решать  примеры  и задачи  разных видов.

чётное нечётное

07.09.

Расположение чисел в разрядной таблице.

1 ч

Знать: Расположение чисел в разрядной таблице.

Уметь: Сравнивать однозначные и двузначные числа в разрядной таблице.

разрядная таблица

08.09.

Решение примеров и задач.

1 ч

Знать: Нумерацию чисел в пределах 20.

Уметь: Решать примеры и задачи в пределах 20.

11.09.

Сравнение чисел. Решение примеров и задач.

1 ч

Знать: Нумерацию чисел в пределах 20.

Уметь: Сравнивать числа. Решать примеры и задачи в пределах 20.

сравнение

 

Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение).

9 ч

12.09.

Компоненты при сложении и вычитании.

1 ч

Знать компоненты при сложении и вычитании.

Уметь пользоваться переместительным свойством слагаемых, называть компоненты при сложении и вычитании. Уметь  решать примеры с числом

 « 0».

компоненты

14.09.

Правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

1 ч

Знать примеры и задачи изученных видов.

Уметь  находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

слагаемое уменьшаемое вычитаемое

15.09.

Время. Единица времени: час, сутки. Циферблат.

1 ч

Знать время. Единица времени: час, сутки.

 Уметь решать задачи с единицами времени.

циферблат

18.09.

Именованные числа. Монеты 1к., 5к., 10к., 50к., 1руб., 2руб., 5руб.

1 ч

Знать монеты

(1к.,5к.10к.,50к.,1руб., 2руб.,5руб.)

Уметь решать задачи и примеры с именованными числами.

именованные  числа

19.09.

Единицы измерения длины: см, дм.

1 ч

Знать единицы измерения длины: см, дм.

Уметь решать задачи и примеры с именованными числами.

21.09.

Увеличение однозначного числа до 10; уменьшение двузначного числа.

1 ч

Знать  состав чисел до 10.

Уметь увеличивать и уменьшать двузначное число до 10.

увеличивать уменьшать

22.09.

Закрепление по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток».

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания без перехода через десяток.

Уметь  решать примеры и задачи самостоятельно.

25.09.

Контрольная работа «Сложение и вычитание без перехода через десяток».

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания без перехода через десяток.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

26.09.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания без перехода через десяток.

Уметь  решать примеры и задачи самостоятельно.

28.09.

Административная контрольная работа  «Сложение и вычитание в пределах 20».

1 ч

Знать числа  первого десятка.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

29.09.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания без перехода через десяток.

Уметь  решать примеры и задачи самостоятельно.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

11 ч

02.10.

Сложение. Повторение состава чисел первого десятка.

1 ч

Состав  чисел первого десятка.

Уметь складывать числа первого десятка.

состав  чисел первого десятка

03.10.

Приемы сложения однозначных чисел вида: 9+а.

1 ч

Знать приёмы сложения однозначных чисел путём замены второго слагаемого 9 двумя слагаемыми.

Уметь  заменять второе  слагаемое  9 двумя слагаемыми.

замена слагаемое

05.10.

Приёмы сложения однозначных  чисел вида: 8+а.

1 ч

Знать приёмы сложения однозначных чисел путём замены второго слагаемого 8 двумя слагаемыми

Уметь  заменять второе  слагаемое  8 двумя слагаемыми.

06.10.

Прибавление числа 7.

1 ч

Знать приёмы сложения однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь решать примеры  и задачи разных видов.

переход через десяток

09.10.

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.

1 ч

Знать приёмы сложения однозначных чисел  с переходом через десяток

Уметь решать примеры  и задачи разных видов.

10.10.

Решение примеров и составных задач.

1 ч

Знать приёмы сложения однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь решать примеры  и задачи разных видов.

составная задача

12.10.

Сводная таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд.

1 ч

Знать сводную таблицу сложения в пределах 20 с переходом через десяток.

Уметь решать примеры  и задачи разных видов.

таблица

13.10.

Единица ёмкости: л. Масса. Единица массы: кг.

1 ч

Знать единицы массы.

Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении ёмкости, массы.

ёмкость

масса

16.10.

 Закрепление:             «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток».

1 ч

Знать сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Уметь пользоваться приёмом сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Вычитание.

11 ч

17.10.

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

Знать десятичный состав двузначных чисел; место единиц и десятков в двузначном числе.

Уметь заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых.

сумма разрядных слагаемых

19.10.

Уменьшение двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

1 ч

Знать десятичный состав двузначных чисел; место единиц и десятков в двузначном числе.

Уметь  уменьшать двузначное число на все отдельные единицы.

замена

20.10.

Вычитание числа 9 путём замены двумя числами.

1 ч

Знать приёмы вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь вычитать число 9 путём замены двумя числами.

вычитание

23.10.

 Вычитание числа 8 путём замены двумя числами.

1 ч

Знать приёмы вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь вычитать число 8 путём замены двумя числами.

24.10.

Вычитание числа 7 путём замены двумя числами.

1 ч

Знать приёмы вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь вычитать число 7 путём замены двумя числами.

26.10.

Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2 путём замены числа двумя числами.

1 ч

Знать приёмы вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь вычитать число 6, 5, 4, 3, 2 путём замены двумя числами.

27.10.

Присчитывание и отсчитывание числа 2, 3, 4, 5.

1 ч

Знать счёт равными числовыми группами.

Уметь присчитывать и отсчитывать числа 2, 3, 4, 5.

30.10.

Построение и определение угла с помощью чертёжного треугольника.

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь строить и определять с помощью чертёжного треугольника. Решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через десяток.

чертёжный треугольник

31.10.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом».

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

02.11.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания.

Уметь решать примеры и задачи.

03.11.

Закрепление:             «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток».

1 ч

Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел  с переходом через десяток.

Уметь решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через десяток.

2 четверть

28 ч

Умножение и деление.

19 ч

13.11.

 Умножение как сложение равных слагаемых.

1 ч

Знать понятие об умножении как сложении равных слагаемых.

Уметь заменять сложение равных слагаемых умножением.

умножение

14.11.

Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 5; 2 * 7; 2 * 3).

1 ч

Знать табличное умножение по 2.

Уметь заменять сложение равными слагаемыми умножением и наоборот.

табличное умножение

16.11.

Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 6; 2 * 4; 2 * 8).

1 ч

Знать табличное умножение по 2.

Уметь заменять сложение равными слагаемыми умножением и наоборот.

17.11.

 Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 2; 2 * 10; 2 * 9).

1 ч

Знать табличное умножение по 2.

Уметь заменять сложение равными слагаемыми умножением и наоборот.

20.11.

Деление на равные части.  Деление как действие разложения числа.

1 ч

Знать. Понятия о делении как действии разложения числа на равные части.

Уметь делить  на равные части.

деление разложение числа

21.11.

Таблица деления на 2.

1 ч

Знать табличное деление на 2. Название компонентов действия деления.

Уметь делить на 2.

23.11.

Сопоставление действий умножения и деления.

1 ч

Знать сопоставление действий умножения и деления.

Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат.

сопоставление

24.11.

Таблица умножения числа 3.

1 ч

Знать табличное деление на 3. Название компонен тов действия деления.

Уметь делить на 3.

табличное деление

27.11.

Таблица деления на 3.

1 ч

Знать сопоставление действий умножения и деления.

Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат.

28.11.

Таблица умножения числа 4.

1 ч

Знать табличное деление на 4. Название компонентов действия деления.

Уметь делить на 3.

компоненты действия деления

30.11.

Таблица деления на 4

1 ч

Знать сопоставление действий умножения и деления.

Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат.

01.12.

Таблицы умножения чисел 5 и 6.

1 ч

Знать табличное умножение  на 5 и 6. Название компонентов действия умножения.

Уметь умножать на 5 и 6.

04.12.

Таблицы деления на 5 и 6.

1 ч

Знать табличное деление на 5 и 6. Название компонентов действия деления.

Уметь делить на 5 и 6.

05.12.

Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6.

1 ч

Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6.

Уметь делить числа на 2, 3,4,5,6.

07.12.

Решение составных задач и примеров на умножение и деление.

1 ч

Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6.

Уметь делить числа на 2, 3,4,5,6.

08.12.

Решение задач на нахождение стоимости одинаковых товаров.

1 ч

Знать что такое стоимость товара.

Уметь решать задачи на нахождение стоимости одинаковых товаров.

нахождение стоимости

11.12.

Закрепление пройденного по теме: «Умножение и деление».

1 ч

Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6.

Уметь делить и умножать числа на 2, 3,4,5,6.

12.12.

 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление».

1 ч

Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

14.12.

Анализ контрольной работы. Обобщение: «Умножение и деление».

1 ч

Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6.

Уметь делить и умножать числа на 2, 3,4,5,6.

Сотня

67 ч

Нумерация.

15 ч

15.12.

Нумерация чисел в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав.

1 ч

Знать единицы измерения стоимости 100к. = 1р.; длины 100см = 1м.

Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел в пределах 100.

измерение стоимости длины

18.12.

 Разложение числа на десятки и единицы.

1 ч

Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы.

Уметь  находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое.

разложение числа

19.12.

 Сравнение чисел в пределах 100.

1 ч

Знать сравнение чисел в пределах 100.

Уметь пользоваться разрядной таблицей.

разрядная таблица

21.12.

Уменьшение числа на 1 и 1 десяток.

1 ч

Знать сравнение чисел в пределах 100.

Уметь сравнивать числа в пределах 100 уменьшая на 1 и 1 десяток.

22.12.

Следующие и предыдущие числа.

1 ч

Знать следующие и предыдущие числа.

Уметь решать примеры и задачи.

следующие  предыдущие числа

25.12.

Присчитывание числа 3 до 30 и 4 до 40; отсчитывание по 3 от 30 до 0 и по 4 от 40 до 0.

1 ч

Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы.

Уметь присчитывать  числа 3 до 30 и 4до 40; отсчитывание по 3 от 30 до 0 и по 4 от 40 до 0.

присчитывать  числа отсчитывать

26.12.

Определение чётного и нечётного числа.

1 ч

Знать четные и нечетные числа.

Уметь определять чётные  и нечётные числа.

чётные  и нечётные числа

28.12.

Присчитывание числа 5 до 50 и отсчитывание по 5 от 50 до 0.

1 ч

Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы.

Уметь присчитывать  числа 5до 50 и отсчитывание по 5 от 50 до 0 .

29.12.

Закрепление. Обобщение: «Нумерация».

1 ч

Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы.

Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел в пределах 100.

нумерация

3 четверть

39 ч

11.01.

Меры длины. Единицы длины: метр.

1 ч

Знать меры длины.

Уметь преобразовывать единицы измерения длины.

метр

12.01.

Меры времени. Единицы времени: сутки, месяц, год.

1 ч

Знать меры времени.

Уметь преобразовывать  единицы измерения времени.

сутки месяц

год

15.01.

Окружность, круг. Центр и радиус.

1 ч

Знать понятия: окружность, круг, центр, радиус.

Уметь чертить окружность с помощью циркуля.

окружность круг, центр, радиус

16.01.

Углы. Построение угла.

1 ч

Знать единицы измерения длины и времени.

Уметь определять и строить углы.

угол

18.01.

Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 100».

1 ч

Знать умножение и деление. Нумерацию чисел в пределах 100.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

19.01.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать умножение и деление. Нумерацию чисел в пределах 100.

Уметь  решать примеры и задачи в пределах 100.

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

24 ч

22.01.

Сложение и вычитание круглыми десятками. Скобки.

1 ч

Знать приёмы  сложения и вычитание круглых десятков. Знать порядок выполнения действий со скобками.

Уметь складывать и вычитать круглые десятки. Уметь выполнять действия со скобками.

скобки

23.01.

Компоненты при сложении и вычитании.

1 ч

Знать размен монет. Решение примеров и задач.

Уметь использовать в речи названия компонентов при «+» и «-« ; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

размен монет, неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое

25.01.

Решение составных задач и примеров на порядок действий.

1 ч

Знать решение примеров и задач.

Уметь решать примеры на порядок выполнения действий со скобками.

26.01.

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел вида: 60+4; 4+60; 64-60; 64-4.

1 ч

Знать сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Уметь складывать и вычитать круглые десятки и однозначные числа.

круглые десятки

29.01.

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел вида: 64+3; 3+ 64; 63-2.

1 ч

Знать сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.

Уметь складывать и вычитать двузначные и однозначные числа.

30.01.

Сложение круглых десятков и двузначных чисел вида: 57+40; 40+57.

1 ч

Знать сложение круглых десятков и двузначных чисел.

Уметь складывать круглые десятки и двузначные числа.

01.02.

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел вида: 57-40.

1 ч

Уметь вычитать двузначные  числа и круглые десятки.

02.02.

Составление по примеру на вычитание примера на сложение.

1 ч

Знать  решение составных задач и примеров  на порядок действий.

Уметь  составлять по примеру на вычитание пример на сложение.

составление

05.02.

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1 ч

Знать сложение и вычитание двузначных чисел.

Уметь решать примеры и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

06.02.

Вычитание двузначных и однозначных чисел.

1 ч

Знать вычитание двузначных и однозначных чисел.

Уметь решать примеры и задачи.

08.02.

Сравнение чисел. Уравнивание чисел.

1 ч

Знать сравнение чисел.

Уметь сравнивать числа; уравнивать числа путём добавления недостающих единиц  и десятков к меньшему числу и наоборот.

уравнивание

09.02.

Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

1 ч

Знать приемы получения сотни.

Уметь складывать двузначные числа и однозначные.

сотня

12.02.

Нахождение неизвестного слагаемого.

1 ч

Знать приемы нахождения неизвестного слагаемого.

Уметь находить неизвестное слагаемое; решать составные задачи.

13.02.

Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.

1 ч

Знать приемы  получения круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.

Уметь складывать два двузначных числа.

15.02.

Закрепление пройденного. Именованные числа.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать примеры с именованными числами; задачи на увеличение числа на несколько единиц; на нахождение неизвестного слагаемого.

именованные  числа

16.02.

Контрольная работа: «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100».

1 ч

Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

19.02.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Уметь  решать примеры и составные задачи.

20.02.

Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

1 ч

Знать приемы вычитания однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

Уметь вычитать однозначные и двузначные числа из круглых десятков и сотни.

22.02.

Решение примеров и составных задач.

1 ч

Знать приемы вычитания однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

Уметь решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

увеличение и уменьшение числа

26.02.

Решение составных задач и примеров с именованными числами.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

27.02.

Сравнение и преобразование чисел.

1 ч

Знать сравнение и преобразование чисел.

Уметь решать примеры и задачи на нахождение суммы и остатка.

сравнение и преобразование чисел

01.03.

Запись и чтение выражений со скобками.

1 ч

Знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Уметь записывать и читать выражения со скобками; правильно  выполнять действия в выражениях со скобками; решать составные задачи.

выражения со скобками

02.03.

Решение составных задач и выражений со скобками.

1 ч

Знать сложение и вычитание без пере хода через десяток в пределах 100.

Уметь решать примеры и задачи.

05.03.

Закрепление пройденного. Решение примеров и составных задач.

1 ч

Знать сложение и вычитание без пере хода через десяток в пределах 100.

Уметь решать примеры и задачи.

Числа, полученные при счёте и при измерении.

6 ч

06.03.

Решение примеров с именованными числами.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать  примеры  и задачи с числами полученными при измерении  длины.

измерение  длины

12.03.

Числа полученные при измерении длины.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать  примеры  и задачи с числами полученными при измерении  длины.

13.03.

Числа полученные при измерении стоимости.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать  примеры  и задачи с числами полученными при измерении стоимости.

измерение стоимости

15.03.

Числа полученные при измерении времени.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать  примеры  и задачи с числами полученными при измерении времени.

измерение времени

16.03.

Контрольная работа по теме: «Числа полученные при счёте и при измерении».

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

19.03.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать приемы решения примеров с именованными числами.

Уметь решать  примеры  и задачи с числами полученными при измерении.

Деление на равные части. Деление по содержанию.

7 ч

20.03.

Деление на равные части и деление по содержанию.

1 ч

Знать приемы деления на равные части.

Уметь делить на равные части. На 2 и 3 равные части.

деление на равные части

22.03.

Деление на 4 равные части и деление по 4. Деление на 5 равные части и деление по 5.

1 ч

Знать приемы деления на равные части.

Уметь делить на равные части. На 4 и 5 равных частей.

23.03.

Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию.

1 ч

Знать приемы деления на равные части.

Уметь решать примеры и задачи на деление по содержанию.

деление по содержанию

4 четверть

32 ч

02.04.

Решение выражений со скобками.

1 ч

Знать приемы решения выражений со скобками.

Уметь  решать выражения со скобками.

03.04.

Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию.

1 ч

Знать приемы деления.

Уметь решать задачи на деление на равные части и деление по содержанию.

05.04.

Присчитывание и отсчитывание числа 3 до 30, 4 до 40, 5 до 50 и обратно.

1 ч

Знать приемы присчитывание и отсчитывание.

Уметь присчитывать и отсчитывать числа 3 до 30, 4 до 40, 5 до 50 и обратно.

06.04.

Закрепление пройденного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток».

1 ч

Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Уметь  решать примеры и составные задачи.

Взаимное положение линий на плоскости.

3 ч

09.04.

Взаимное положение линий на плоскости. Закрепление пройденного.

1 ч

Взаимное положение линий на плоскости.

Уметь решать примеры и задачи.

взаимное положение линий

10.04.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100». 

1 ч

Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

12.04.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Уметь  решать примеры и составные задачи.

Порядок арифметических действий.

12 ч

13.04.

Скобки. Выполнения действий в выражениях со скобками.

1 ч

Знать действия 1 и 2 ступени, порядок их выполнения в примерах без скобок.

Уметь  решать выражения со скобками; правильно выполнять порядок действий в выражениях со скобками; решать составные задачи.

действия в выражениях со скобками действия 1 и 2 ступени

16.04.

Решение примеров на порядок действий с именованными числами.

1 ч

Знать приемы решения примеров  с именованными числами.

Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий.

порядок действий

17.04.

Решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел.

1 ч

Знать решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел.

Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий.

преобразованием именованных чисел

19.04.

Решение составных задач и примеров на порядок действий с  именованными числами.

1 ч

Знать приемы решения примеров  с именованными числами.

Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий.

20.04.

Решение примеров на порядок действий с нахождением неизвестного числа.

1 ч

Знать приемы решения примеров  с именованными числами.

Уметь  решать примеры на порядок действий с нахождением неизвестного числа с преобразованием именованных чисел.

неизвестное число

23.04.

Решение примеров на порядок действий при преобразовании именованных чисел.

1 ч

Знать решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел.

Уметь  решать примеры на порядок действий с нахождением неизвестного числа с преобразованием именованных чисел.

24.04.

Составление задач по готовому решению. Решение выражений со скобками.

1 ч

Знать приемы составления задач по готовому решению.

Уметь  решать составные задачи и примеры на порядок действий со скобками.

составление задач

26.04.

Запись и решение примеров с использованием названия компонентов при сложении и вычитании.

1 ч

Знать запись и решение примеров с использованием названия компонентов при сложении и вычитании.

Уметь записывать и решать примеры с использованием названия компонентов при сложении и вычитании.

27.04.

Дополнение задач вопросами, их сходство и различие.

1 ч

Знать сходство и различие при решении задач по вопросам. Знать что такое календарь и его назначение.

Уметь дополнять задачи вопросами, определять их сходство и различие. Уметь пользоваться календарем.

сходство и различие

03.05.

Закрепление пройденного. Решение примеров и задач.

1 ч

04.05.

Административная контрольная работа: Контрольная работа по теме: «Порядок арифметических действий».

1 ч

Знать приемы решения примеров  с именованными числами.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

07.05.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать приемы решения примеров  с именованными числами.

Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий.

Повторение.

13 ч

08.05.

Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100.

1 ч

Знать нумерацию чисел в пределах 100; понятия «следующее» и «предыдущее» числа.

Уметь сравнивать числа. Составлять и решать примеры на изученные виды в пределах 100.

следующее предыдущее

10.05.

Составление и решение задач с преобразованием в одно и два действия.

1 ч

Знать приемы преобразования задач в одно и два действия.

Уметь  решать задачи с преобразованием в одно и два действия.

преобразование

11.05.

Решение выражений со скобками.

1 ч

Знать название компонентов при сложении и вычитании.

Уметь  правильно выполнять порядок действий в выражениях со скобками.

выражение со скобками

14.05.

Решение выражений на сравнение.

1 ч

Знать решение и преобразование задач изученных видов в одно или два действия.

Уметь  составлять, решать и преобразовывать задачи изученных видов в одно или два действия.

сравнение

15.05.

Действия 1 и 2 ступени, объяснение порядка их выполнения в примерах без скобок.

1 ч

Знать решение выражений со скобками, правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.

Уметь  работать с действиями 1 и 2 ступени, порядком их выполнения в примерах без скобок.

правило

17.05.

Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию.

1 ч

Знать решение задач на деление на равные части и деление по содержанию.

Уметь решать задачи на деление на равные части и деление по содержанию.

деление на равные части и деление по содержанию

18.05.

Числа, полученные при счёте.

1 ч

Знать  решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок.

Уметь  решать примеры и задачи

21.05.

Геометрический материал. Построение и различение геометрических фигур.

1 ч

Знать геометрический материал.

Уметь строить различные геометрические фигуры.

геометрические фигуры

22.05.

Решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок.

1 ч

Знать  решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок.

Уметь  решать примеры с числами полученными при счёте и при измерении.

числа полученные при счёте и при измерении

24.05.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

1 ч

Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Уметь решать задачи изученных видов.

без перехода через десяток

25.05.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток».

1 ч

Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

28.05.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1 ч

Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Уметь решать примеры и задачи изученных видов.

29.05.

Решение примеров и задач. Итоговый урок за год.

1 ч

Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Уметь решать примеры и задачи изученных видов.

                                                                     

Словарь: «Следующее» и «предыдущее» числа. Понятия «чётное» и «нечётное» числа. Разрядная таблица. Слагаемые. Остаток. Уменьшаемое и вычитаемое. Циферблат. Именованные числа. Увеличение,  уменьшение числа. Переход через десяток. Двузначные числа. Масса. Присчитывание и отсчитывание числа. Чертёжный треугольник. Умножение. Деление. Таблица. Сопоставление. Стоимость. Нумерация. Разряд. Разрядная таблица. Следующие и предыдущие числа. Присчитывание числа. Отсчитывание числа. Метр. Окружность,  центр и радиус. Циркуль. Скобки. Размен. Круглые десятки. Двузначные числа. Уравнивание. Сотня. Остаток. Арифметика.

Список литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239с.
  • Эк. В.В. Математика  3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ 2-е издание / В.В Эк. – М.: Просвещение, 2012. – 246с.

Дополнительная:

  • Волина В. В.  Праздник числа: книга для учителей и родителей / В. В. Волина. – М.: Знание, 1993. - 336 с.                                                                                                                                                          
  • Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два – ступенька / Л. Г.Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Баласс, 2003. – 256 с.
  • Перова М. Н. Методика преподавания во вспомогательной школе /М. Н. Перова. - М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс

Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для 6 класса составлена на основе: ФГОС обучающихся с умственной отстальстью (интеллктуальными нарушениями), АООП обучающихся с умственной отстало...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не во...

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному предмету математика для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный....

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...