"Выполнение практикоориентированных заданий на уроке, как условие формирования профессиональных компетенций"
статья

Гайдучек Ирина Ивановна

Статья: "Выполнение практикоориентированных заданий на уроке,   как условие формирования профессиональных компетенций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gayduchek_statya_kolledzh_peterburgskoy_mody.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение практикоориентированных заданий на уроке,  

как условие формирования профессиональных компетенций

Преподаватель

Гайдучек Ирина Ивановна

СПБ ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Выпускники СПО  должны успешно адаптироваться на современном рынке труда, основными характеристиками которого являются изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика. Поэтому и требования работодателей к будущим специалистам существенно изменились. От выпускников учебных заведений  сегодня ждут готовности к непрерывному самообразованию и повышению профессиональной квалификации, способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.), умения общаться с людьми  (сотрудничества, работы в команде),  умения действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях, способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью и т.д. На данный момент востребованы не только знания выпускника, но и его  готовность к  практической деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

Федеральный Государственный образовательный стандарт, определяет общие и профессиональные компетенции, знания, умения, практический опыт. При этом под профессиональной компетентностью специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях производственной деятельности, с использованием знаний, профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Именно компетентность характеризует профессионализм.

Вследствие этого образовательный процесс, происходящий в образовательных учреждениях, во-первых, направлен на формирование компетентностей, во-вторых, способствует формированию компетенций посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих условия реального производства. Профессиональные компетенции вносят ясность в понимание того, какой практический опыт должны приобрести обучающиеся в процессе обучения.

Целью  урока является формирование у студентов необходимых, определенных стандартом профессиональных компетенций и максимальное моделирование  реальных производственных ситуаций, что сделает обучение более активным, деятельностным, контекстным.  При разработке заданий определяются основные результаты, которые должны достичь студенты (требования ФГОС). Они являются основой для постановки целей и задач, при этом каждая цель преобразуется в конкретное задание. Продумываются формы отчетности, прописываются способы контроля.  Достижения  каждого студента отражаются в сводной ведомости выполнения практических заданий и оформляются в личное портфолио. Все задания, методические указания и алгоритм выполнения  практических работ объединяются в папку, благодаря чему работа становится систематизированной, более осмысленной и продуктивной.

        На первом этапе обучения это задания репродуктивного характера. В ходе  их выполнения  обучающиеся изготавливают отдельные детали и узлы изделия, копируют технологические схемы обработки по представленным преподавателем типовым схемам, с учетом  методических рекомендаций и требований инструкционно – технологических карт. В инструкционно – технологических картах указывается  последовательность обработки, перечисляются технические условия и необходимое оборудование,  а также требования к  качеству выполнения операции и  представляются схемы,  поэтапной обработки.  Преподавателем осуществляется вводный инструктаж, обучающиеся по мере необходимости обращаются  к нему с вопросами.

        Начиная со II  курса студенты изучают особенности обработки швейных изделий различных ассортиментных групп и не только изготавливают швейные изделия различных ассортиментных групп, но и оформляют требуемую технологическую документацию: паспорт заказа, инструкционно – технологические карты, схемы узлов, осуществляют подбор «пакета материалов» для  изготовления изделий, исследуют волокнистый состав материала, вид переплетения нитей,  их свойства. Применение графических упражнений  помогает обучающимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения.

В ходе проведения урока воссоздаются, как правило, в упрощенной форме наиболее типичные профессиональные проблемы и ситуации, моделирующие те ситуации и системы отношений, которые наиболее характерны для деятельности специалиста на производстве. Например, при выборе пакета материалов для конкретного изделия могут возникнуть следующие ситуации в системе  взаимоотношений «заказчик – одежда – художник по костюму»:

  • у заказчика подобран фасон (эскиз модели) изделия, но нет материала
  • у заказчика имеется свой материал, но нет определенной модели
  • у заказчика есть и материал и подобран фасон, но надо проанализировать возможности материала, его соответствие выбранной модели, облику заказчика, современному направлению моды
  • у заказчика нет ни материала, ни определенного фасона, но он хочет быть красиво одет, выглядеть современно и т.д.

Кроме того каждая из перечисленных ситуаций может усложниться:

  • фигурой, возрастом, внешним обликом заказчика
  • несоответствием свойств и фактуры предлагаемого материала направлению моды
  • несоответствием свойств материала  художественно – колористическому оформлению выбранной модели
  • техническим возможностям (устаревшее оборудование, нет приспособлений)  предприятия и т.д.

Содержание работы может быть различным, например: для представленного образца материала выбрать модель одежды с учетом внешних данных конкретного заказчика или наоборот, к модели изделия подобрать  материал с учетом сведений о заказчике. Выполняя работу студент составляют отчет, в котором указывают сведения о материалах, составляющих «пакет изделия» (волокнистый состав, свойства, структура), сведения о заказчике, требования к изделию, требования к материалам, выполняют технический эскиз модели одежды, техническое описание изделия, технологическую последовательность обработки, зарисовывают схемы узлов, указывают перечень оборудования и приспособлений и технические условия  для выполнения каждой технологической операции. В ходе выполнения заданий обучающиеся анализируют различную учебную литературу,  журналы мод, ГОСТы, технические условия, работают с информацией в Интернете.

В ходе урока обучающиеся колледжа знакомятся с видами профессиональной деятельности, предъявляемыми к художнику по костюму, получают оценку своей  деятельности, что активно влияет на формирование профессионального сознания. Работы пробуждают у обучающихся интерес к профессии, стремление мыслить, применять знания для решения практических и теоретических проблем. Урок оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний студентов, развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала. Организация выполнения обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их самостоятельности, познавательных и творческих способностей.

Урок не должен быть топтанием на месте.   В связи с этим работа организована таким образом, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Поэтому при разработке заданий и плана занятий мастер должен учесть уровень подготовки и интересы студентов, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
    профессионального образования по профессии 262019.01 Художник по костюму утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110)
  2. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 272 с.
  3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация// Народное образование, 2004. - №4. С.138-143.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций...

Интегрированный урок как фактор формирования профессиональных компетенции будущего бухгалтера.

Задачей современной педагогики является соединение  в восприятии обучаемого основных знаний по изучаемым дисциплинам в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое предста...

Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях Энгельсского политехникума

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...