Программа ПФДО
рабочая программа

Юнусова Елена Александровна

Программа ПФДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7 лет45.44 КБ
Файл 8-1045.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ПРИНЯТО на заседании                                УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом                                Директор МБУ ДО «ДШИ»

Протокол №4                                                «25» марта 2019 года

от «25» марта 2019 года                                _______Н.Н.Любимова

        м.п.                                                                м.п.

СОГЛАСОВАНО на заседании

методического объединения

«25» марта 2019 года

Протокол №4

«Творческая мастерская»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

в области декоративно-прикладного искусства

для учащихся 5-7 лет

Срок реализации 68 часов (9 месяцев)

Составитель: преподаватель

отделения декоративно-прикладного

искусства высшей

квалификационной категории

Юнусова Елена Александровна

г.Нефтеюганск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии и с учетом пунктов 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2012 года №189 и правилами персонифицированного финансирования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.

Реализация данной образовательной программы направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Предмет программы «Творческая мастерская» является начальным стартовым звеном в системе обучения детей художественному творчеству, базовая составляющая для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства – живописи, рисунка, композиции.

        Даннаяобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Уже с раннего возраста у ребёнка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, видеть красоту и богатство родной природы. Всё это, способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. И чем раньше начнется процесс «вхождения» в мир прекрасного, тем глубже будет его восприятие.  Исходя из этого, новизна программы заключается в реализации мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально – экономических условий жизни общества.  Очень важно, чтобы работа в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современные требования. Отсюда и актуальность программы: достижение современного уровня содержания образования, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.

Актуальность данной программы обусловлена направленностью на формирование и воспитание творческой, коммуникативной и социально активной личности, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности.

Новизна программы заключается в многообразии используемых техник и способов изображения, которые предоставляют учащимся более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала, а также ознакомление с культурным наследием своего народа, включением национально-регионального компонента, народного и декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части художественной культуры.

Цель  программы: Формирование целостной гармоничной личности обучающихся через развитие их творческих способностей средствами разносторонних видов художественной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний основных начальных художественных терминов, понятий, а также их значений. Знание видов и жанров изобразительного искусства.
  • Приобщение детей к традициям мировой художественной культуры.
  • Обучение пониманию произведения искусства, раскрывать истоки художественного творчества и роль искусства в жизни общества.

Развивающие:

  • Формирование у обучающихся практические навыки владения художественными материалами и технологиями.
  • Формирование и развитие культуры восприятия художественных произведений.
  • Развитие навыков рисования с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание художественного и  эстетического вкуса,   эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
  • Формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.

Единству целей и задач помогают и высокие требования предъявляемые к отбору содержания программы, отличительной особенностью которой является то, что это результат переработки уже существующих авторских программ, таких как Т. С. Комарова «Занятия по ИЗО деятельности»; Б. Н. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» и другие. Из выше представленных программ взяты самые передовые технологии, отобраны лучшие по содержанию и целесообразные по тематике занятия.

Адресат программы. Условия реализации программы:

        Возраст учащихся:

        Данная программа предусмотрена для детей 5-7 лет.

        Сроки реализацииПрограммы:

        Данная образовательная программа рассчитана на 68 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8, пункт 8.2), занятия проводятся1 раз в неделю по 2 академических часа, согласно утвержденного расписания.

        Наполняемость групп- 10 человек.

        Квалификация педагога: Преподаватель, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, высшую квалификационную категорию, без предъявления к стажу работы. Квалификация (по диплому) – учитель изобразительного искусства и черчения.

        Режим занятий

Вид детских групп - профильный, состав - постоянный.Урок проводится в форме группового занятия (10 человек). Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).

Форма проведения занятия:

- занятие-игра;

- занятие-беседа;

- пленэр;

- конкурс.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

-творческие (творческие задания, разработка проектов);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

- словесные (художественное слово);  

- дидактические;

- наглядные.

Организация работы – групповая.

Форма контроля – творческий показ (выставка детских работ).

Планируемый (ожидаемый) результаты Программы:

К концу периода обучения учащиеся должны владеть основными элементарными навыками работы с различными изобразительными материалами.

К концу периода обучения обучающиеся:

Знают:

  • о деятельности художника (чем и как он занимается);
  • о названии и назначении художественных материалов, инструментов и принадлежностей, о их характерных, отличительных чертах, особенностях;
  • о требованиях к композиции листа (уравновешенность);
  • о роли цвета как средства выражения настроения и характера изображаемого.

Умеют:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах;

- использовать в работе жизненные наблюдения;

- смешивать краски на палитре, добиваться нужного цвета и консистенции, получать дополнительные цвета из трех основных;

- уметь применять средства выразительности живописи и графики: цвет, тон, линия, пятно;

- применять приёмы вырезания и наклеивания бумаги, её складывания;

- соблюдать правила культуры и гигиены при работе с красками, тушью, бумагой, клеем.

Учебный план

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного искусства

«Творческая мастерская»

Срок обучения – 9 месяцев (возраст 5-7 лет)

п/п

Наименование учебной области/предмета

Количество учебных часов в неделю

Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации

I

Форма аттестации

Четверть

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки

2

1.1

Основы изобразительного искусства

2

Выставка, творческий показ

XII, V

Всего

2

Примечания к учебному плану.

На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев (34 учебные недели) принимаются дети в возрасте с 5 до 7 лет.

Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ дошкольного и начального общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом:

  • «Основы изобразительного искусства» - 2 часа.

Периодичность оценки результатов Программы

По предметам художественно-творческой подготовки формы промежуточной и итоговой аттестации: выставка, творческий показ. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

По окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании обучения по программе.

Техническая платформа

(материально-техническое оснащение программы)

Столы рабочие на 2 посадочных места

5 шт.

Компьютер

1 шт.

Стулья

10 шт.

Доска

1 шт.

Натюрмортный стол

1 шт.

Мольберты

10 шт.

Учебно-тематический план по предмету

«Основы изобразительного искусства»

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

«Творческая мастерская»

Тема

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

  1. Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение

Просмотр

2

Овладение техникой работы простым карандашом

6

2

4

Просмотр

3

Овладение техникой работы цветным карандашом, фломастерами, мелками и другими мягкими материалами

6

2

4

Просмотр

4

Овладение техникой работы гуашью

4

2

2

Просмотр

Выставка

5

Овладение техникой работы акварелью

4

2

2

Просмотр

6

Овладение техникой работы тушь – перо, тушь – кисть.

6

2

4

Просмотр

Выставка

7

Овладение техникой работы граттажа (черно-белый, цветной)

6

2

4

Просмотр

8

Декоративно- прикладная работа.

4

2

2

Просмотр

9

Бумажная пластика и конструирование

4

2

2

Просмотр

10

Аппликация

4

2

2

Просмотр

11

Роспись

4

2

2

Просмотр

12

Коллаж

4

2

2

Просмотр

13

Лепка

4

2

2

Просмотр

14

Хантыйский орнамент. Декорирование конкретной формы

6

2

4

Просмотр

Выставка

15

Хантыйский орнамент. Народная кукла.

4

2

2

Просмотр

Выставка

29

39

Всего:

68

Содержание программы

Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Стартовый». Данная программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Тема 1.Вводное занятие.        

Теория: Беседа о работе художника. Знакомство с основными терминами и понятиями.

Практика: Показ произведений изобразительного искусства.Экскурсия по кабинетам.Демонстрация способов работы некоторыми художественными материалами.

Тема 2.  Овладение техникой работы простым карандашом.

Теория: Рассказ об истории возникновения карандаша, его отличительных характеристиках. Знакомство детей с различными типами линий, их пластическим разнообразием. Задание даёт возможность коснуться таких тем, как «линия и характер», «линия и настроение», красивая «заполняемость» листа (композиция).

Практика:

2.1. Линии: наклонные, вертикальные, горизонтальные, волнистые и т.п., рисуем «дождик», «волны», «горы» и т.п.

2.2. Рисунок с натуры мягкой игрушки, мячика, кружки с использованием изученных линий, штрихов.

2.3. Упр. «Композиция в квадрате из геометрических фигур с введением тона»

Тема 3. Овладение техникой работы цветными карандашами, фломастерами, мелками и др. мягкими материалами.

Теория:Отличительные характеристики данных материалов, их возможности. Занятия по этой теме знакомят детей с основами цветоведения: названия цветов, их характер, а также закрепляет приобретенные знания по предыдущей теме (линия, штрих, пятно, композиционная уравновешенность).

Практика:

3.1. Упражнения: «голубое море», «синее море», «цветные зонтики», «воздушные шары», «золотое солнце».

3.2. Иллюстрация к сказке «Репка», «Курочка ряба», «Волк и козлята» и т.п.

3.3. Упр. «Лоскутное одеяло. (Композиция из геометрических фигур в теплой цветовой гамме).

Тема 4. Овладение техникой работы гуашью.

Теория: Знакомство с особенностями данной краски: консистенция, непрозрачность, укрывистость. Дальнейшее изучение основ цветоведения: основные цвета, дополнительные. Составление смесей. Дети узнают, что такое палитра, колорит, мазок. Как цвет влияет на характер изображаемого, влияние цвета на композиционную уравновешенность.

Практика:

4.1. Упражнения: цветовые растяжки, смеси красок.

4.2. Иллюстрация по сказкам народов Севера.

4.3. Композиция «Волшебные вещи».

Тема 5. Овладение техникой работы акварелью.

Теория: Знакомство с особенностями акварельной краски, её отличие от гуашевой. В теоретической части даются понятия: нюанс, контраст, холодная цветовая гамма и тёплая. Расширяется круг цветовых оттенков, вводится понятие «тон». Композиционная уравновешенность листа, его заполняемость.

Практика:

5.1. Упражнения: изображение цветов радуги, растяжки по цвету и тону, смешивание    цвета.

5.2. Узор из треугольников в холодной и тёплой цветовых гаммах.

5.3. Упражнения (работа акварель «по-сырому»): пушистый зверёк, веточка мимозы, ковыль и т.п.

5.4. Композиция «Зима» (акварель «по-сырому»).

Тема 6. Овладение техникой работы «тушь-перо», «тушь-кисть».

Теория: В заданиях данной темы закрепляются знания и умения, полученные при изучении 2-ой и 3-ей тем, а именно: разновидности линий, их характер. Эти занятия прививают усидчивость, аккуратность в выполнении работ, развивается чувствительность руки, нарабатывается моторика движений.

Практика:

6.1. Упражнения: «паутинки», «кружевной воротничок», «сухие веточки» и т.п.

6.2. Композиция по памяти «Насекомые».

6.3. Кляксография, ниткография.

6.4. Каллиграфия «Поиграй со словом».

Тема 7. Овладение техникой граттажа. Чёрно-белый, цветной.

Теория: Повторяются и закрепляются приобретённые знания и навыки в работе с линией, пятном. Эта техника  позволяет не делать предварительный рисунок, существует только эскиз.

Практика:

7.1. Натюрморт по воображению (декоративный).

7.2. Иллюстрация к стихам и сказкам С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова.

7.3. «Деревья».

Тема 8. Декоративно-прикладная работа.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды».Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        8.1.Упражнения по созданию узора, элементов орнамента.

Тема 9. Бумажная пластика и конструирование.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        9.1.Бумажная пластика и конструирование.

        

Тема 10. Аппликация.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        10.1.Аппликация.

10.2. Водяная печать (аппликация, конструирование).

Тема 11. Роспись.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        11.1.Роспись.

Тема 12. Коллаж.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        12.1.Коллаж.

        12.2.Вышивка.

        12.3.Гравюра на картоне (диатипия с аппликацией).

Тема 13.Лепка.  «Искусство видеть» (учимся изображать видимое).

Теория: Начиная с 7-ми летнего возраста зрительная память у детей относительно развита и опережает другие возможности в лепке объемных изображений. Поэтому следует отдать предпочтение лепке по памяти и представлению. Задачей является связь ребенка с окружающим миром через формирование художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Здесь большое значение имеют межпредметные связи с занятиями по естествознанию, истории родного края, музыке. Изучая естествознание, например Север, дети изображают животный мир Севера, людей, составляя из отдельных частей тематическую композицию. Изучая историю родного края, дети могут изображать своих прабабушек и прадедушек (в традициях народного творчества), коренных жителей Севера в народном костюме (хантов, манси), композицию по сказкам коренных народов, изготовлять посуду по народным образцам, изображать народные праздники (в стиле народной игрушки), композиции по сказкам народов Севера, а также зверей и птиц края.

Практика:

13.1. Лепка по памяти и представлению животных и птиц края.

13.2. Декоративная лепка:

а) изучаем русскую народную игрушку:

            - по мотивам дымковской игрушки;

            - по мотивам абашевской игрушки;

б).  изразцы- изображение зверей, птиц, растений;

в).  декоративная лепка пустотелых изделий – ракушка, рыба, дерево;

г).  декоративные вазы, кувшины, шкатулки.

13.3. Композиция:

а) по мотивам народной игрушки «Ярмарка», «Карусель», коллективные работы – «Музыканты»;

б)  композиция по сказам народов Севера;

в)  композиция «Сказки народов ханты, манси»;

г)  композиция «Мои прабабушка и прадедушка».

13.4 Экскурсия на выставку декоративно- прикладного искусства.

Тема 14.«Хантыйский орнамент. Декорирование конкретной формы».

Теория:Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Знакомство с особенностями выполнения хантыйского орнамента, основные элементы, обозначения, расшифровка значений. Использование акварели, фломастеров, формат А3.

Практика:

14.1. Упражнение «Орнамент».

14.2. Выполнить эскиз орнамента шапочки, варежки, перчаток.

Тема 15. «Хантыйский орнамент. Народная кукла».

Теория: Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Знакомство с особенностями выполнения хантыйского орнамента, основные элементы, обозначения, расшифровка значений. Использование акварели, фломастеров, формат А3.

Практика:

14.1. Упражнение «Орнамент».

14.2. Выполнить куклу.

Формы аттестации обучающихся по Программе.

С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:

*промежуточный контроль – творческий показ;

*итоговый контроль – выставка, в соответствии с установленным графиком и расписанием.

Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Методическое обеспечение

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
  • демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, фонотека.

Список литературы

Методическая литература

  1. Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М.: Паритет, 2014. - 136 c.
  2. Вилер, У. Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя / У. Вилер. - М.: Магма, 2014. - 176 c.
  3. Вихрев Палех. Вторая композиция / Вихрев, Ефим. - М.: Художественная литература, 2018. - 412 c.
  4. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М.Э. Гизе. - Л.: Ленинградский Университет, 2017. - 280 c.
  5. Даркевич, В.П. Светское искусство Византии / В.П. Даркевич. - М.: Искусство, 2018. - 350 c.
  6. Дурасов, Г.П. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов. - М.: Художник РСФСР, 2018. - 248 c.
  7. Можаева, Е.М. Русские игрушечные кони / Е.М. Можаева. - М.: Советская Россия, 2018. - 127 c.
  8. Осетров, Е. Живая Древняя Русь / Е. Осетров. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 256 c.
  9. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б. Рождественская. - М.: Наука, 2014. - 208 c.

Интернет-ресурс:

Авторский проект «Творческая мастерская Тетушки ЛЮЛЮ»

https://www.youtube.com/channel/UCBK-KNb25KOVAtmw1YANCmA



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ПРИНЯТО на заседании                                УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом                                Директор МБУ ДО «ДШИ»

Протокол №4                                                «25» марта 2019 года

от «25» марта 2019 года                                _______Н.Н.Любимова

        м.п.                                                                м.п.

СОГЛАСОВАНО на заседании

методического объединения

«25» марта 2019 года

Протокол №4

«Творческая мастерская»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

в области декоративно-прикладного искусства

для учащихся 8-10 лет

Срок реализации 136 часов (9 месяцев)

Составитель: преподаватель

отделения декоративно-прикладного

искусства высшей

квалификационной категории

Юнусова Елена Александровна

г.Нефтеюганск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии и с учетом пунктов 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2012 года №189 и правилами персонифицированного финансирования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.

Реализация данной образовательной программы направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Предмет программы «Творческая мастерская» является начальным базовым звеном в системе обучения детей художественному творчеству, базовая составляющая для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства – живописи, рисунка, композиции.

        Даннаяобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В этом возрасте у ребенка продолжает развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, видеть красоту и богатство родной природы. Всё это, способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. И чем раньше начнется процесс «вхождения» в мир прекрасного, тем глубже будет его восприятие.  Исходя из этого, новизна программы заключается в реализации мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально – экономических условий жизни общества.  Очень важно, чтобы работа в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современные требования. Отсюда и актуальность программы: достижение современного уровня содержания образования, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.

Актуальность данной программы обусловлена направленностью на формирование и воспитание творческой, коммуникативной и социально активной личности, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности.

Новизна программы заключается в многообразии используемых техник и способов изображения, которые предоставляют учащимся более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала, а также ознакомление с культурным наследием своего народа, включением национально-регионального компонента, народного и декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части художественной культуры.

Цель  программы: Формирование целостной гармоничной личности обучающихся через развитие их творческих способностей средствами разносторонних видов художественной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний основных базовых художественных терминов, понятий, а также их значений. Знание видов и жанров изобразительного искусства.
  • Приобщение детей к традициям мировой художественной культуры.
  • Обучение пониманию произведения искусства, раскрытие истоков художественного творчества и роль искусства в жизни общества.

Развивающие:

  • Формирование у обучающихся базовых практических навыков владения художественными материалами и технологиями.
  • Формирование и развитие культуры восприятия художественных произведений.
  • Развитие навыков рисования с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание художественного и  эстетического вкуса,   эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
  • Формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.

Единству целей и задач помогают и высокие требования предъявляемые к отбору содержания программы, отличительной особенностью которой является то, что это результат переработки уже существующих авторских программ, таких как Т. С. Комарова «Занятия по ИЗО деятельности»; Б. Н. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» и другие. Из выше представленных программ взяты самые передовые технологии, отобраны лучшие по содержанию и целесообразные по тематике занятия.

Адресат программы. Условия реализации программы:

        Возраст учащихся:

        Данная программа предусмотрена для детей 8-10 лет.

        Сроки реализацииПрограммы:

        Данная образовательная программа рассчитана на 136 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8, пункт 8.2), занятия проводятся2 раза в неделю по 2 академических часа, с десятиминутным перерывом, согласно утвержденного расписания.

        Наполняемость групп- 10 человек.

        Квалификация педагога: Преподаватель, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, высшую квалификационную категорию, без предъявления к стажу работы. Квалификация (по диплому) – учитель изобразительного искусства и черчения.

        Режим занятий

Вид детских групп - профильный, состав - постоянный.Урок проводится в форме группового занятия (10 человек). Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).

Форма проведения занятия:

- занятие-игра;

- занятие-беседа;

- пленэр;

- конкурс.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

-творческие (творческие задания, разработка проектов);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

- словесные (художественное слово);  

- дидактические;

- наглядные.

Организация работы – групповая.

Форма контроля – творческий показ (выставка детских работ).

Планируемый (ожидаемый) результаты Программы:

К концу периода обучения учащиеся должны владеть базовыми навыками работы с различными изобразительными материалами.

К концу периода обучения обучающиеся:

Знают:

  • о деятельности художника (чем и как он занимается);
  • о названии и назначении художественных материалов, инструментов и принадлежностей, о их характерных, отличительных чертах, особенностях и областях применения;
  • о требованиях к композиции листа (уравновешенность, отсутствие пустот, тесноты);
  • о роли цвета как средства выражения настроения и характера изображаемого.

Умеют:

- высказывать логические суждения о картинах и предметах;

- использовать в работе жизненные наблюдения;

- смешивать краски на палитре, добиваться нужного цвета и консистенции, получать дополнительные цвета из трех основных, а также светлые и тёмные оттенки;

- уметь применять средства выразительности живописи и графики: цвет, тон, линия, штрих, пятно, мазок;

- применять приёмы вырезания и наклеивания бумаги, её складывания;

- соблюдать правила культуры и гигиены при работе с красками, тушью, бумагой, клеем.

Учебный план

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного искусства

«Творческая мастерская»

Срок обучения – 9 месяцев (возраст 8-10 лет)

п/п

Наименование учебной области/предмета

Количество учебных часов в неделю

Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации

I

Форма аттестации

Четверть

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки

4

1.1

Основы изобразительного искусства

4

Выставка, творческий показ

XII, V

Всего

4

Примечания к учебному плану.

На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев (34 учебные недели) принимаются дети в возрасте с 8 до 10 лет.

Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом:

  • «Основы изобразительного искусства» - 4 часа.

Периодичность оценки результатов Программы

По предметам художественно-творческой подготовки формы промежуточной и итоговой аттестации: выставка, творческий показ. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

По окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании обучения по программе.

Техническая платформа

(материально-техническое оснащение программы)

Столы рабочие на 2 посадочных места

5 шт.

Компьютер

1 шт.

Стулья

10 шт.

Доска

1 шт.

Натюрмортный стол

1 шт.

Мольберты

10 шт.

Учебно-тематический план по предмету

«Основы изобразительного искусства»

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

«Творческая мастерская»

Тема

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

  1. Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение

Просмотр

2

Овладение техникой работы простым карандашом

10

2

8

Просмотр

3

Овладение техникой работы цветным карандашом, фломастерами, мелками и другими мягкими материалами

10

2

8

Просмотр

4

Овладение техникой работы гуашью

10

2

8

Просмотр

Выставка

5

Овладение техникой работы акварелью

10

2

8

Просмотр

6

Овладение техникой работы тушь – перо, тушь – кисть.

12

2

10

Просмотр

Выставка

7

Овладение техникой работы граттажа (черно-белый, цветной)

12

2

10

Просмотр

8

Декоративно- прикладная работа.

10

2

8

Просмотр

9

Бумажная пластика и конструирование

8

2

6

Просмотр

10

Аппликация

8

2

6

Просмотр

11

Роспись

12

2

10

Просмотр

12

Коллаж

8

2

6

Просмотр

13

Лепка

8

2

6

Просмотр

14

Хантыйский орнамент. Декорирование конкретной формы

8

2

6

Просмотр

Выставка

15

Хантыйский орнамент. Народная кукла.

8

2

6

Просмотр

Выставка

29

107

Всего:

136

Содержание программы

Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Базовый». Данная Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной Программы.

Тема 1.Вводное занятие.        

Теория: Беседа о работе художника. Знакомство с основными терминами и понятиями.

Практика: Показ произведений изобразительного искусства. Экскурсия по кабинетам. Демонстрация способов работы некоторыми художественными материалами.

Тема 2.  Овладение техникой работы простым карандашом.

Теория: Рассказ об истории возникновения карандаша, его отличительных характеристиках. Знакомство детей с различными типами линий, их пластическим разнообразием. Задание даёт возможность коснуться таких тем, как «линия и характер», «линия и настроение», красивая «заполняемость» листа (композиция).

Практика:

2.1. Линии: наклонные, вертикальные, горизонтальные, волнистые и т.п.,  

рисуем «дождик», «волны», «горы» и т.п.

2.2. Рисунок с натуры мягкой игрушки, мячика, кружки с использованием изученных линий, штрихов.

2.3. Рисунок на свободную тему с использованием широкого штриха (пейзаж).

2.4. Рисунок на тему «добрый и злой цветок».

2.5. Упр. «Композиция в квадрате из геометрических фигур с введением тона»

Тема 3. Овладение техникой работы цветными карандашами, фломастерами, мелками и др. мягкими материалами.

Теория: Отличительные характеристики данных материалов, их возможности. Занятия по этой теме знакомят детей с основами цветоведения: названия цветов, их характер, а также закрепляет приобретенные знания по предыдущей теме (линия, штрих, пятно, композиционная уравновешенность).

Практика:

3.1. Упражнения: «голубое море», «синее море», «цветные зонтики», «воздушные шары», «золотое солнце».

3.2. Композиция «Городок из домиков героев сказки» («Волшебник Изумрудного города», «Буратино», «Чипполино»).

3.3. Декоративная композиция «Волшебная птица».

3.4. Иллюстрация к сказке «Репка», «Курочка ряба», «Волк и козлята» и т.п.

3.5. Рисунок с натуры. Натюрморт. Портретная композиция «Моя семья».

3.6. Тематическая композиция «Мой дом - мой двор, мой город.»

3.7. «Природа вокруг нас», «Четвероногие друзья», «Пернатые друзья».

3.8. Натюрморт «Урожай» (осенний натюрморт).        

3.9. «Сказка без начала и конца».

3.10. Орнамент в полосе «Эскиз детской ткани».

3.11. У нас в гостях «Мальчик с пальчик и Великан».

3.12. Художник в блузе».

3.13. Упр. «Лоскутное одеяло. (Композиция из геометрических фигур в теплой цветовой гамме).

Тема 4. Овладение техникой работы гуашью.

Теория: Знакомство с особенностями данной краски: консистенция, непрозрачность, укрывистость. Дальнейшее изучение основ цветоведения: основные цвета, дополнительные. Составление смесей. Дети узнают, что такое палитра, колорит, мазок. Как цвет влияет на характер изображаемого, влияние цвета на композиционную уравновешенность.

Практика:

4.1. Упражнения : цветовые растяжки, смеси красок.

4.2. Иллюстрация к сказке «Цветик - семицветик», «Бармалей» и т.п.

4.3. Композиция по памяти «Мы в цирке», «В театре», «Летние каникулы».

4.4. Композиция по наблюдению «Моя любимая игрушка», «Осенний день», «Мир аквариума».

4.5. Декоративная композиция «Гжельские узоры», «Городецкая роспись», «Жостовский поднос».

4.6. Фантазийная композиция «Морозный узор на стекле».

4.7. Композиция «Магазин игрушек».

4.8. Композиция «Сахарный городок», «Пряничный город».

4.9. Эскизы одежды «Принцесса и рыцарь».

4.10. Иллюстрация по сказкам народов Севера.

4.11. «Снег в городе» (на цветном картоне).

4.12. «Портрет рыбы».

4.13. Композиция «Волшебные вещи».

Тема 5. Овладение техникой работы акварелью.

Теория: Знакомство с особенностями акварельной краски, её отличие от гуашевой. В теоретической части даются понятия: нюанс, контраст, холодная цветовая гамма и тёплая. Расширяется круг цветовых оттенков, вводится понятие «тон». Композиционная уравновешенность листа, его заполняемость.

Практика:

5.1. Упражнения: изображение цветов радуги, растяжки по цвету и тону, смешивание    цвета.

5.2. Узор из треугольников в холодной и тёплой цветовых гаммах.

5.3. Упражнения (работа акварель «по-сырому»): пушистый зверёк, веточка мимозы, ковыль и т.п.

5.4. Композиция «Зима» (акварель «по-сырому»).

5.5. «Мамин платок». Орнаментальная композиция  в квадрате.

5.6. Иллюстрация к любимой сказке.

5.7. Композиция «Небесные фантазии», «Облака – белогривые лошадки».

5.8. Композиция «Закат», «Восход».

5.9. Натюрморт тематический.

5.10. Кляксография (цветная).

5.11. Пейзаж «Туман», «Снег», «У реки», «Пустыня».

5.12. «Паутинки (по-сырому).

5.13. Гризайль «Фрагмент с натуры комнатного растения».

Тема 6. Овладение техникой работы «тушь-перо», «тушь-кисть».

Теория: В заданиях данной темы закрепляются знания и умения, полученные при изучении 2-ой и 3-ей тем, а именно: разновидности линий, их характер. Эти занятия прививают усидчивость, аккуратность в выполнении работ, развивается чувствительность руки, нарабатывается моторика движений.

Практика:

6.1. Упражнения: «паутинки», «кружевной воротничок», «сухие веточки» и т.п.

6.2. Композиция по памяти «Насекомые».

6.3. Кляксография, ниткография.

6.4. Каллиграфия «Поиграй со словом».

6.5. «Рыбы».

6.6 «Сад на окне».

Тема 7. Овладение техникой граттажа. Чёрно-белый, цветной.

Теория: Повторяются и закрепляются приобретённые знания и навыки в работе с линией, пятном. Эта техника  позволяет не делать предварительный рисунок, существует только эскиз.

Практика:

7.1. Натюрморт по воображению (декоративный).

7.2. Иллюстрация к стихам и сказкам С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова.

7.3. «Деревья».

Тема 8. Декоративно-прикладная работа.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        8.1.Упражнения по созданию узора, элементов орнамента.

Тема 9. Бумажная пластика и конструирование.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        9.1.Бумажная пластика и конструирование.

        9.2.Оригами.

        9.3.Открытка из фактурной бумаги.

Тема 10. Аппликация.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        10.1.Аппликация.

10.2. Водяная печать (аппликация, конструирование).

10.3.Изготовление открытки (аппликация).

Тема 11. Роспись.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        11.1.Роспись.

        11.2.Изготовление сувениров.

        11.3.Роспись пасхального яйца.

        11.4.Композиция на тему татарский праздник «Сабантуй».

Тема 12. Коллаж.

Теория: Беседа «Народное искусство, современное декоративно –прикладное искусство и его виды». Заостряется внимание на необходимости искусства в повседневной жизни. Вводится понятие «орнамент» (узор) – как основное средство украшения предметов декоративно –прикладного искусства. Рассказывается о видах орнаментов, приёмах составления. Знакомство  с понятиями «ритм», «стилизация».

Практика:

        12.1.Коллаж.

        12.2.Вышивка.

        12.3.Гравюра на картоне (диатипия с аппликацией).

        12.4.Изготовление открытки (коллаж).

Тема 13.Лепка.  «Искусство видеть» (учимся изображать видимое).

Теория: Начиная с 7-ми летнего возраста зрительная память у детей относительно развита и опережает другие возможности в лепке объемных изображений. Поэтому следует отдать предпочтение лепке по памяти и представлению. Задачей является связь ребенка с окружающим миром через формирование художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Здесь большое значение имеют межпредметные связи с занятиями по естествознанию, истории родного края, музыке. Изучая естествознание, например Север, дети изображают животный мир Севера, людей, составляя из отдельных частей тематическую композицию. Изучая историю родного края, дети могут изображать своих прабабушек и прадедушек (в традициях народного творчества), коренных жителей Севера в народном костюме (хантов, манси), композицию по сказкам коренных народов, изготовлять посуду по народным образцам, изображать народные праздники (в стиле народной игрушки), композиции по сказкам народов Севера, а также зверей и птиц края.

Практика:

13.1. Декоративная лепка:

а) рельеф «Растительная композиция» - симметрия;

б) рельеф «Город» - ритмическая композиция;

в) рельеф «Птицы» - ритмическая композиция;

г) рельеф «Цветы» - свободное расположение;

д) декоративная посуда, декоративные вазы из пластилина, колбасок, цельного комка, задачи декоративного оформления;

е) новогодние сувениры, сувениры к 8 Марта, 23 февраля, к Масленице (ярмарка) к Пасхе.

13. 2. Композиция:

а) лепка животных; моделирование движений и состояний животных, животные в состоянии игры, отдыха, агрессии. Композиция из двух фигур в соответствии с замыслом ученика;

б) лицо человека: изучение пропорции лица, мимики, возрастных особенностей. Способы передачи характера. Изготовление глиняной маски, моделирование состояний человека, возраста, характера. Маска человека – «Волшебники и колдуны». Придумать сказку про изображенного волшебника.

13.3Экскурсия на выставку декоративно- прикладного искусства.

Тема 14. «Хантыйский орнамент. Декорирование конкретной формы».

Теория: Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Знакомство с особенностями выполнения хантыйского орнамента, основные элементы, обозначения, расшифровка значений. Использование акварели, фломастеров, формат А3.

Практика:

14.1. Упражнение «Орнамент».

14.2. Выполнить эскиз орнамента шапочки, варежки, перчаток.

Тема 15. «Хантыйский орнамент. Народная кукла».

Теория: Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Знакомство с особенностями выполнения хантыйского орнамента, основные элементы, обозначения, расшифровка значений. Использование акварели, фломастеров, формат А3.

Практика:

14.1. Упражнение «Орнамент».

14.2. Выполнить куклу.

Формы аттестации обучающихся по Программе.

С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:

*промежуточный контроль – творческий показ;

*итоговый контроль – выставка, в соответствии с установленным графиком и расписанием.

Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Методическое обеспечение

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
  • демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, фонотека.

Список литературы

Методическая литература

  1. Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М.: Паритет, 2014. - 136 c.
  2. Вилер, У. Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя / У. Вилер. - М.: Магма, 2014. - 176 c.
  3. Вихрев Палех. Вторая композиция / Вихрев, Ефим. - М.: Художественная литература, 2018. - 412 c.
  4. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М.Э. Гизе. - Л.: Ленинградский Университет, 2017. - 280 c.
  5. Даркевич, В.П. Светское искусство Византии / В.П. Даркевич. - М.: Искусство, 2018. - 350 c.
  6. Дурасов, Г.П. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов. - М.: Художник РСФСР, 2018. - 248 c.
  7. Можаева, Е.М. Русские игрушечные кони / Е.М. Можаева. - М.: Советская Россия, 2018. - 127 c.
  8. Осетров, Е. Живая Древняя Русь / Е. Осетров. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 256 c.
  9. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б. Рождественская. - М.: Наука, 2014. - 208 c.

Интернет-ресурс:

Авторский проект «Творческая мастерская Тетушки ЛЮЛЮ»

https://www.youtube.com/channel/UCBK-KNb25KOVAtmw1YANCmA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Юный лингвист по ПФДО

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный лингвист»  далее - программа)  является  общеразвивающей.   Иностранный язык становится необходимостью в ...

Презентация Внедрение ПФДО в муниципалитетах

В данной презентации рассматривается порядок внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей....

программа дополнительного образования ПФДО "Волшебная кисть"

Направленность программыПрограмма художественной направленности. Программа является общеразвивающей, познавательной, комплексной. Актуальность программы       Актуальност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (ПФДО)

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами ил...

Рабочая программа ПФДО

quot;Занимательная грамматика"...

ПФДО программа ДЮП

Ежегодно в Российской Федерации происходит около 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей. Около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской ш...

ВОПРОСЫ О ПФДО

иПодробная иструкция по оформлению сертификата на ребенка в системе дополнительного образования...