Сравнительная таблица основных концепций обучения
учебно-методический материал

Суглобова Лариса Геннадьевна

Материал для переподготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_kontseptsii_obucheniya_.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица основных концепций обучения

Критерии

сравнительного

анализа

Програм

мированное

обучение

     Проблемное

обучение

Развивающее обучение

Знаково-контекстное

обучение

Методологическая

основа

 Использован  кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая на основе прямой (посылка команд) и обратной связи между управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик). Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя — получение информации самим учеником (правильно ли он ответил), а внешняя — получение информации учителем о ходе научения учащихся.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода.

Сообщать знания в их движении и развитии.  Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «средства решения», «эксперимент», «результаты поиска». Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация»

Обучение должно вести за собой развитие, опираться на разработанные учеными дидактические принципы, которые направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний.

Цель обучения — это развитие ученика, воспитание субъекта собственной жизни, способного ставить перед собой задачи и находить способы их решения, развитие способности к дедукции (в обучении идти от абстрактного к конкретному, от общего к частному),  интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. 

С помощью системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Деловая игра, с точки зрения А.А. Вербицкого есть ведущая форма квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении.

Принципы знаково-контекстного обучения:

последовательное моделирование в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов;

связи теории и практики;

совместной деятельности;

активности личности;

единства обучения и воспитания.

Авторы

концепции

Б. Скиннер, Н. Краудер,

С. Пресси

Д. Дьюи,

Дж. Брунер,

В. Оконь.

В России:

И.Я. Лернер,

М.Н. Скаткин,

М.И. Махмутов.

Д.Б. Эльконин

Л.В.Занков, В.В.Давыдов .

А.А. Вербицкий

Основные

идеи

 Обучение по заранее разработанной программе с помощью обучающих средств (программированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины). Принципы программированного обучения:

1) подача информации небольшими порциями; учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию,

Проблемное мышление осуществляется прежде всего как процесс решения проблемы.

Условием развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы.

Закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают. Преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его физического и психического здоровья. Предоставить учащимся целостную картину мира., обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся в том числе и слабых, доверительная атмосфера обучения, вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.

 Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, учащегося. Отсюда необходимость научить его учиться (активно проявлять себя в познавательной деятельности, т. е. быть субъектом учения;)

 Переход к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик». Условия диалога, взаимопонимания, открытости и доверия «раскрепощают» личность обучаемого, стимулируют и поддерживают его познавательную активность, способствуют наиболее полному выражению личностных свойств и качеств;

 Обеспечение таких психолого-педагогических условий, форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретению опыта их творческой деятельности.

Сильные стороны

данного подхода

получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. оно развивает самостоятельность: ученик занимает позицию не только объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме, что обеспечивает высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, позволяет формулировать и решать учебные и реальные проблемы, высокая самостоятельность учащихся;

активность, мотивация, освоение навыка преодоления противоречий.

формирует теоретическое мышление, развивается самостоятельность учащихся,

формируются элементы теоретического мышления;

развиваются способности к осознанному и целенаправленному управлению учащихся своим поведением;

формируется активная познавательная деятельность.

решается задача моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций. При этом акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.  Возможность для студентов ознакомиться с практической стороной их будущей профессии;

освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;

обучиться групповым методам работы при подготовке и принятии управленческих решений;

игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к будущему профессиональному общению;

возможность сформировать установки профессиональной деятельности, преодолевать стереотипы, провоцирует включение рефлексивных процессов;

научится концентрировать свое внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

Ограничения данного подхода

не вскрывает самого хода научения, слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

большая затрата времени, в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков, при изучении материала описательного характера.

 не соответствует мыслительным способностям слабых учащихся; неэффективен для формирования репродуктивных умений (это происходит после теоретического осмысления изучаемого материала, усвоение - побочный продукт развития).

относительная сложность подготовки к занятиям; отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат; большие временные затраты нежели в традиционном обучении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная таблица стандартов 2004 года и ФГОС

Сравниваются: цели образования, структура стандартов,, планируемые результаты......

позвоночные и беспозвоночные сравнительная таблица

позвоночные и беспозвоночные сравнительная таблица...

Сравнительная таблица качества и обученности по ИЗО 2019-2020 год

Сравнительная таблица качества по изобразительному искусству 2019-2020 г....

Сравнительная таблица качества и обученности по технологии 2019-2020 год

Сравнительная таблица качества и обученности по технологии 2019-2020 г....