ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»
рабочая программа

Савина Вера Ивановна

Образовательная программа «Аппликация опилками и другими природными материалами» заключена в том, что основной материал, который дети использую в своей работе на занятиях – это обычные  древесные опилки, которые после подготовки – покраски в различные цвета и просушки, начинают представлять собой замечательный материал для выполнения ярких аппликаций, различных композиций, пейзажа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_applikatsiya_opilkami_i_drugimi_materialami.docx109.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодёжи

Администрации Солонешенского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Солонешенский Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

 на методическом объединении

протокол от 28.08.2019 г №1

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

МБУ ДО «Солонешенский Центр детского творчества»

№ 30 от 07.09.2019 г.

Директор                 Н.Н. Корчагина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)   ПРОГРАММА

«АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ

И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»

творческой мастерской «Природа и фантазия»

(Срок реализации 2 года, возраст детей  9 -15 лет)

                                                Автор-составитель:

                                                     Савина   Вера   Ивановна,

                                                педагог дополнительного образования  

с. Солонешное,

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

        "Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя". Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя?

        Главное качество гения - видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок - гений. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детскому творчеству, признать его как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

        Сегодня в педагогике существует разграничение таких педагогических понятий, как традиционные и нетрадиционные методы преподавания. В связи с этим появляется необходимость в создании новых программ. Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа «Аппликация опилками и другими природными материалами», как и большинство программ, носит инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных.

        Актуальность данной  программы состоит в том, что она в обязательном порядке основана на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть обучающиеся в студии. Это - множество различных технологических операций: резание, наклеивание, аппликация, навыки работы с различными инструментами и многое другое. Но существуют другие материалы, которые предлагаю выделить и рассмотреть как новую группу нетрадиционные материалы, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на занятиях в творческой мастерской. Такие занятия с детьми знакомят их с художественно-прикладным творчеством, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

        Под термином "нетрадиционные" в программе подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые материалы. Это могут быть, во-первых, материалы растительного происхождения: засушенные листья, цветы, семена и т.п. Это, во-вторых, широко распространённые в природе и в народном хозяйстве камешки, песок. Это, наконец, материалы, так называемые бросовыми: гофрированный картон для выполнения различных композиций, коробки из-под конфет и другой упаковочный материал для выполнения различных изделий.

        Природа – замечательная мастерская. Она дарит неповторимое             многообразие красок и совершенство готовых форм. Работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе.

        В человеке, который любит природу, легче воспитывать стремление бережного отношения к ней. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что она доступна для детей. Для работы с природным материалом не понадобятся дорогостоящее оборудование. Инструменты и приспособления очень простые. Достоинством работы с природным материалом является и то, что работать приходится с экологически чистым материалом.

         Способов проявления детской творческой энергии, свободных от образцов, не много - бросовый материал один из них. Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Работа с такими материалами не только помогает детям приобрести навыки работы, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.

        Новизна образовательной программы «Аппликация опилками и другими природными материалами» заключена в том, что основной материал, который дети использую в своей работе на занятиях – это обычные  древесные опилки, которые после подготовки – покраски в различные цвета и просушки, начинают представлять собой замечательный материал для выполнения ярких аппликаций, различных композиций, пейзажа. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи. При работе с опилками дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы выполнения изделий.

Целесообразность освоения программы в том, что знакомясь с разнообразными материалами, обучающиеся узнают их декоративно-художественные возможности, учатся использовать их в творческой работе, приобретают навыки грамотного использования различных инструментов, выполняют необходимые для практической работы расчёты, самостоятельно готовят новые эскизы, развивая не только руки, но и интеллект. На занятиях они учатся ориентироваться в современном мире дизайна интерьера: создают красивые вещи своими руками, знакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 9 – 15-летнего возраста.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

        Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по возрастам и годам обучения, в зависимости от особенностей деятельности на занятии. Предусмотрена и  специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени, т.е. на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

        В содержании программы основное внимание уделяется рассмотрению вопросов истории, вопросам технологии и техникам выполнения основных элементов аппликации, разработке и выполнению на их основе изделий разного уровня сложности.

        Изучение основ построения композиции знакомит учащихся с особенностями заполнения пространства, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, асимметрии, композиционном центре, гармонии формы и цвета.              

        Разработка эскизов способствует развитию творческого воображения, индивидуальности. Ребята учатся находить свои пути в решении поставленной перед ними задачи, используя полученные знания.                      Создание готовых работ способствует формированию и развитию практических умений и навыков в обработке природного материала, развитию творческих способностей учащихся.  

В процессе работы по настоящей программе можно использовать:

  • методическую литературу из прилагаемого к программе списка;
  • игры, конкурсы, сценарии; папки с эскизами.
  • наглядные пособия, изготовленные педагогом и обучающимися.

Курс обучения планируется  на 2 года обучения и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работу. Первый год обучения –  144 часа занятий, второй  год обучения - 216 часов. В группы 1-го года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Программа 1-го года обучения разработана для учащихся 7-9 лет.

Режим работы объединения для групп 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. В группы 2-го года обучения приходят дети, обладающие основными навыками, возраст детей 10-12 лет. Уровень подготовки учащихся определяется собеседованием. Режим работы групп 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами по 5-10 мин.

Программа направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении художественно-прикладным творчеством.  

Дополнительная   (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Аппликация опилками и другими природными материалами» разработана в соответствии с   Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», утвержденными приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам» и  составлена с учетом собственных знаний, опыта и умений педагога. Программа художественной направленности, является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения и рекомендована для работы с детьми с 7   лет.

            Цель программы:  способствовать развитию творческой личности через   изучение и практическое освоение аппликации из опилок и других природных материалов. 

                Задачи программы:

        Образовательные – формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники аппликация опилками и другими природными материалами. Закрепить полученные знания на занятиях в творческой практике обучающихся                                

        Воспитательные – привитие интереса к культуре своей малой Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

        Развивающие – развитие моторных навыков, зрительно-образного мышления, внимания, фантазии, художественно-творческих способностей. Формирование эстетического и художественного вкуса, побуждая к творчеству и самостоятельности, к умению ребёнка использовать в быту полученные знания и навыки.

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • выработка жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель занятия;
  • определять план действий;
  • формулировать алгоритм выполнения задания;
  • действовать по выбранному плану;
  • находить рациональные способы работы;
  • описывать желаемый результат;
  • осуществлять взаимопроверку.

   Познавательные универсальные учебные действия:

  • осмысливать, какая информация нужна для решения задачи;
  • искать информацию в разных источниках;
  • решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный;
  • уметь самостоятельно анализировать, обобщать, выделять и формулировать проблему;
  • делать выводы.

  Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • задавать вопросы/отвечать на вопросы;
  • убеждать другого человека;
  • передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
  • критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту;
  • строить монологическое высказывание;
  • работать в группе;
  • вносить вклад в совместные действия.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный  рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, экскурсии. А так же различные формы  мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра.          Техника аппликации опилками требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребенком.                                                                            

        В основе программы заложен принцип последовательности. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций.

        Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия.

        Учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы с усложненными элементами, осваивается техника исполнения.         

        Содержание занятий основано на ручной  деятельности. Ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с опилками, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, у них отрабатываются и совершенствуются навыки ручной работы. При выполнении аппликации опилками детям следует обращать особое внимание на композиционное решение, цветовое сочетание, чистоту исполнения.    

        Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один и два года обучения.  Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний.

        Значительный  объем  содержания  программы  способен  обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема зданий.

         В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания. При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей рисования, математики.

        Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части.

        Теоретическая часть предполагает проведение бесед о природе, об использовании природного материала в создании изделий декоративно-прикладного творчества, о народных ремеслах и промыслах, изучение правил техники безопасности труда, изучение правил подготовки природного материала к работе. Экскурсии и беседы о природе призваны воспитывать у ребят внимательное отношение и любовь к окружающему миру.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:

  • Изучение основ построения композиции.
  • Разработка эскизов.
  • Этапы подготовки опилок и другого природного материала к работе.
  • Работа по созданию изделий  в технике аппликация опилками и природным материалом.

От первого года обучения ко второму меняется уровень сложности изготовления поделок, в зависимости от этого меняется и роль детей в выполнении данных изделий.  Педагог знакомит учащихся со свойствами материалов, способами их обработки и технологиями изготовления поделок, предоставляя вниманию детей образцы, технологические карты, шаблоны и т.п. На втором году обучения педагог предоставляет воспитанникам больше свободы, как в выборе материала, так и в последовательности изготовления поделки.        

Особенность программы заключается в том, что помимо обучающих и практических занятий, предлагаемых педагогом, учащимся по каждой теме дается время для выполнения творческих заданий.

В целом, творческая мастерская «Природа и фантазия» представляет собой коллектив детей, объединенных одной интересной для них творческой деятельностью – аппликацией опилками и другими материалами растительного, природного происхождения, что является благоприятным фактором для формирования и развития личности.

        Занятия в объединении помогают самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий из различных материалов,  формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

        Занятия проводятся в групповой форме. Выбор метода проведения занятия зависит от учебных целей и задач, индивидуальных особенностей обучающихся, их знаний, умений.

         Занятия могут проводиться в форме ознакомления, повторения и усвоения, обобщения и контроля, самостоятельной и практической работы, занятия фантазирования и творчества

 Формы и методы оценки результативности программы:

  • педагогическое наблюдение;
  • тестирование;
  • зачётные занятия;
  • текущие и итоговые выставки;
  • творческие конкурсы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ

 Обучающиеся  будут уметь:

  • планировать порядок рабочих операций;
  • постоянно контролировать свою работу;
  • пользоваться простейшими инструментами;
  • знать виды и свойства опилок и  природного материала;
  • знать основные виды работ с  опилками и  природным материалом;
  • знать основные приемы работы с природным материалом;
  • владеть приемами изготовления несложных поделок;
  • расширят кругозор в области биологии, изобразительного искусства;
  • уметь самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок;
  • уметь последовательно вести работу;
  • уметь подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок;
  • владеть приемами обработки природного материала;
  • знать основные понятия композиции;
  • уметь составлять композиции из опилок и  природного материала;
  • владеть технологией изготовления поделок из  опилок и природного материала;

Методика  отслеживания  результатов

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, тестирование; выставки; коллективные творческие работы; конкурсы; промежуточная и итоговая аттестация с использованием критериев оценки ЗУН.  ( Приложение 3. Виды контроля)

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: коллективная рефлексия, конкурс, контрольное занятие,  отзыв, открытое занятие для родителей, презентация, самоанализ.

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.  ( Приложение 4)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

1год

2год

1год

2год

1год

2год

1

Вводное занятие

2

3

2

3

-

-

2

Технология обработки опилок, природного и бросового материала 

12

15

1

1

11

14

3

Технология сбора, заготовки и хранения растительного материала

2

3

1

1

1

2

4

Аппликация древесными опилками  и другими природными материалами

2

-

1

-

1

-

5

Основы композиции

8

12

3

4

5

8

6

Декоративные панно в технике аппликации:

  • Орнаментальные композиции
  • Сюжетно - тематические композиции:
  • цветочные композиции
  • анималистические композиции            
  • Пейзаж
  • Композиции с изображением строений.

12

30

30

2

10

 

18

30

30

30

2

1

1

1

3

1

1

1

10

29

29

2

10

15

29

29

29

7

Элементы цветоведения

4

3

2

1

2

2

8

Аппликация на объёмных изделиях

9

9

9

Итоговая творческая работа

12

27

1

1

11

26

10

Оформление готовых изделий

16

33

-

16

33

11

Заключительное занятие

2

3

2

3

-

-

Итого

144

216

18

20

126

196

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие (2 часа).

        Знакомство: игры «Давай-ка познакомимся» и  «Расскажи мне о себе». План работы творческой мастерской «Мозаика». Демонстрация изделий. Ознакомление с содержанием работы на текущий учебный год.  Цель и задачи объединения. Режим работы. Расписание  занятий.  Организация рабочего места. Требования безопасности труда на рабочих местах. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Основные правила и инструктаж по безопасности труда, правила личной гигиены и производственной санитарии.

        Технология сбора, заготовки и хранения растительного материала (2 часа). Беседа: «Люби и охраняй природу».

Растительный мир лугов,  лесов, полей, водоёмов.

Правила заготовки, обработки и хранения растительного материала.

Экскурсия на природу. Сбор листьев, цветов, камней.

        Аппликация древесными опилками  и другими природными материалами на плоскости и различных объемных предметах (2 часа)

Декоративное панно, его роль в украшении современного интерьера. Декоративные возможности природного материала и опилок  при аппликации. Способы аппликаций. Технология выклеивания элементов. Этапы подготовки основы для фона панно. Способы перевода рисунка на основу. Правила  и порядок выполнения аппликации опилками.

        Практическая работа: Выполнение аппликации «Осенний лес». Выклеивание элементов пейзажа листьями различных растений.

Технология обработки опилок, природного и бросового материала  (12 час.) Виды и качество древесных опилок. Сбор и подготовка древесных опилок для аппликации.

Практическая работа: Просеивание, покраска в различные цвета гуашью и красителями, просушивание. Сортировка по цветам, хранение в специальных ёмкостях и конвертах.

Техника безопасности труда.

           Элементы цветоведения (4 часа).

        Цветовое богатство окружающего мира. Ахроматичность цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного искусства. Хроматические цвета. Цветовой круг. Холодные и тёплые цвета и их сочетание. Символика цвета.                  

Практическая работа: Выполнение деталировки для предложенных рисунков. Подбор цветовой гаммы опилок для выполнения аппликаций. Подбор фона для выполнения композиции с растительными мотивами.

        

Основы композиции  (8 час.)

Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». Правила составления композиции: ритм, симметрия и ассиметрия. Законы композиции: целостность, единство частей. Контрасты. Средства художественной выразительности композиции (линия, пятно, светотень). Стилизация растительных форм для декоративных панно.  

Практическая работа: Создание эскиза по правилам построения композиции. Выполнение зарисовок пейзажей и деталировок.        Выполнение аппликации опилками и другими природными материалами.

Экскурсия в музей на выставку декоративно-прикладного и народного искусства.

Декоративные панно в технике аппликации

Орнаментальные композиции на плоской поверхности (12 часов)

        Знакомство с орнаментом. Закономерности построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента. Геометрические,  зооморфные и антропоморфные мотивы в орнаменте.  Создание композиций с изображением растений и птиц. Специфика работы над рисунком. Основы композиционного построения и цветоведения.                              Практические занятия. Узор, работа по образцам.  Работа над эскизом.                                      Подготовка основы: ДВП, бархатная бумага, картон. Перевод рисунка на основу. Копирование эскиза на поверхность Выполнение аппликации орнамената с изображением птиц и растений.

Сюжетно - тематические композиции 

Составление сюжетно-тематических композиций и работа над созданием эскиза. Понятие стилизации и стиля. Специфика работы над рисунком. Зависимость изображения от материала и техники исполнения. Цвет, оттенки опилок как активное средство создания художественного образа. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное оформление. Варианты изделий сувенирного характера.

Цветочные композиции (30 часов).

        Выразительные средства  цветочной композиции: расположение, симметрия, форма, пропорции, цвет, фон.  Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы. Понятие миниатюры. Стилизация растительных форм.

Безопасные приёмы работы. Практические занятия. Выполнение аппликации композиции-миниатюры с растительными мотивами опилками и другими растительными материалами. Оформление работ.         

Композиции с цветами. Работа над эскизами композиции. Построение композиции. Работа по образцам с изображением различных цветочных композиций, выполнение аппликации. Оформление изделий.

        Композиции анималистического характера (30 часов).

        Образ животных в анималистических композициях. Стилизация форм,  декоративные пропорции, общее выражение. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Практическая работа: Работа над рисунком анималистического характера по образцам. 

        Животные и птицы. Работа над эскизами. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Исполнение аппликации. Сочетание света, теней, тонов. Оформление изделий.

Пейзаж (2 часа).

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Высота горизонта. Изображение пейзажа и его цветовое решение.  Практическая работа: Аппликация композиции «Осенний лес» листьями различных растений.                         

Композиции с изображением строений  (10 часов)

Архитектура культовых построек. Знакомство с памятниками деревянного зодчества России (сохранившимися и утраченными) по книгам, альбомам и слайдам. Композиция, включающая стилизованный пейзаж и архитектурные строения. Практическая работа: Выполнение эскиза композиции строений и стилизованного пейзажа. Выполнение деталировки предложенной композиции строений 1 уровня сложности. Подбор цветовой гаммы. Выполнение аппликации на основе.

Итоговая творческая работа (12 часов).

        Творческая работа на произвольную тему по курсу 1-го года обучения. Самостоятельная работа является подходом к развитию творческой активности учащихся, поэтому обучение детей самостоятельно выполнять изделия должно осуществляться для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать, то изделие, которое он захочет. Это не только позволит закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе обучения, но и получить и развить навыки самостоятельной работы.

Особенности данной работы: итоговая отчетная работа по курсу 1-го года обучения; творческий поиск и развитие фантазии; умение произвольно выбирать и самостоятельно выполнять задания.  Демонстрация своих умений в работе с соломкой.                                                                                               Практическая работа: Выбор индивидуальной темы работы. Разработка и составление эскизов композиции, деталировки.

Поэтапное планирование работы. Подбор и подготовка растительного материала и опилок. Самостоятельное выполнение изделия. Требования к эстетичности, аккуратности. Конечное оформление работы.

        

      Оформление и отделка изделий  (16 часов).

        Виды и этапы оформления работ. Прорисовывание контуров – один из видов отделки готового изделия аппликацией опилками. Варианты рамок для готовой работы. Окончательная отделка панно из опилок. Технология изготовления рамки, окантовки панно полосками обоев готового изделия. Технология изготовления паспарту для мини-картин. Оформление панно в рамку. Технология выполнение подставки, петельки для подвешивания. Материалы, применяемые для рамки-окантовки: дерево, ватман, цветная и самоклеющаяся бумага. Просмотр выполненных работ. Разбор основных ошибок, достижений.                

Практическая работа. Прорисовывание отдельных штрихов, деталей и частей в композиции. Изготовление рамки для готового изделия.

Окантовка панно полосками обоев. Изготовление паспарту для мини-картин. Оформление панно в рамку. Выполнение подставки, петельки для подвешивания.

        Заключительное занятие (2 часа).  

        Подготовка итоговой выставки «Добрым людям – на загляденье». Подведение итогов работы объединения за первый год обучения.  Планы и перспективы  работы на следующий учебный год. Награждение учащихся, участников выставок и массовых мероприятий ЦДТ.

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучающиеся     должны знать:

 

  • творчество народных умельцев своей деревни, края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
  • возможности использования природных материалов для создания композиций;
  • роль цвета и принципы формообразования, композиции.
  • технологические приемы аппликации опилками.
  • технологические приемы выполнения различных композиций из природных материалов;
  • знать основы проектирования изделий.

 должны уметь:

  • подготавливать аппликационный природный материал (опилки) к работе;
  • собирать композицию из опилок и другого природного материала;
  • конструировать объемные рамы из бумаги и паспорту;
  • составлять  цветочные композиции из различных материалов;
  • переводить рисунок на основу;
  • составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок;
  • возможности использования бросового материала;
  • размещать и использовать выполненные работы в интерьере дома, школы.
  • уметь проектировать новые изделия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

За первый год обучения учащиеся овладевают навыками и технологией подготовки природного материала и изготовления декоративных панно методом плоскостной аппликации. Занятия второго года обучения строятся на принципе повторения и расширения знаний, усложнения техники выполнения изделий. Вводятся новые темы.

Вводное занятие (3 часа)

        История развития художественных народных промыслов. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год: цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

Основные правила и инструктаж по технике безопасности труда, правила личной гигиены и производственной санитарии.         

        

        Технология обработки опилок, природного и растительного  материала (15 час).

        Особенности подготовки природного материала и опилок. Правила сушки и хранения. Инструменты, применяемые при работе с природным материалом. Правила техники безопасности при работе с природным материалом. Правила безопасной работы. Свойства опилок. Способы окрашивания опилок.  Техника безопасности на рабочем месте.                                             Практическая работа: сбор различного природного материала,  просушивание листьев, опилок, сортировка и хранение. Покраска опилок, просушивание и хранение в емкостях.

                            Материальное обеспечение: Различный растительный и бросовый материал, материалы и инструментарий, используемые при подготовке природного материала и опилок к аппликации. Опилки, ножницы, нож-резак под углом 450, емкость для покраски опилок.

        Основы композиции (12 часов).

        Понятие гармоничной композиции. Правила, принципы, приёмы и средства композиции. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача ритма,  симметрии и асимметрии.  Законы линейной композиции. Композиция, включающая стилизованный пейзаж и растительные узоры. Технология выполнения деталировки орнамента с растительными композициями и графического пейзажа. Правила построения композиции и пейзажа. Три основных плана: ближний, средний и дальний. Изображение основных планов с учётом воздушной перспективы.         

        Практическая работа: Создание эскизов по правилам построения композиции. Выполнение эскиза композиции пейзажа из соломки и засушенных растений. Выполнение эскиза композиции, включающего стилизованный пейзаж и предложенный рисунок с растительным  орнаментом (разных уровней сложности). Выполнение деталировки.

        Элементы цветоведения (3 часа).  

        Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Объективные качества цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность, изменение цветов в зависимости от освещения. Смешение цветов, контрасты. Психологическое воздействие цвета на человека. Контраст цветов. Символика цвета. Сочетание цветов.                             

        Практическая работа:  Подбор гармоничных сочетаний родственных и контрастных цветов. Смешение цветов, получение цвета разной светлоты. Выполнение осеннего пейзажа кусочками засушенных листьев, рубашки соломки и кукурузы.

Декоративные панно в технике аппликации.

Орнаментальные композиции на плоской поверхности (15 часов)

        Растительные узоры. Орнамент, закономерности построения. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента. Растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы в орнаменте. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре.

Создание композиций с растительными мотивами. Подготовка основы для панно. Способы перевода деталей рисунка на основу. Правила выполнения аппликации орнаментальных композиций.                                                                                                                    Практическая работа. Узор, работа по образцам.  Выбор рисунка, деление на отдельные фрагменты. Разработка эскиза композиции с растительным орнаментом. Выполнение аппликации опилками. Деталировка. Подготовка фона. Наклеивание рамки. Контроль за композиционным решением, цветовым сочетанием, чистотой исполнения.

Сюжетно - тематические композиции.

        Цветочные композиции (30 часов).

Составление сюжетно-тематических композиций и работа над созданием эскиза. Выбор сюжета, работа над рисунком. Специфика работы над рисунком. Зависимость изображения от материала и техники исполнения.  Эстетические требования к качеству изделий. Варианты изделий сувенирного характера.    Стилизация растительных форм. Особенности выполнения деталировки - элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья). Безопасные приёмы работы.

Композиции с цветами. Работа над эскизами композиции. Построение композиции. Работа по образцам с изображением различных цветочных композиций, выполнение аппликации. Выполнение основных, связующих элементов композиции.

        Подготовка основы для фона панно. Оформление изделий.

        Практические занятия: Работа над рисунками с цветочными композициями.  

Композиции анималистического характера (30 часов).

        Образ животных в анималистических композициях. Стилизация форм,  декоративные пропорции, общее выражение. Сочетание света, теней, тонов. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Единство технологических и эстетических требований к изделиям.                

Животные и птицы. Работа над эскизами. Строение птиц. Экспериментирование путем сочетания разного цвета опилок и других природных материалов. Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа. Сочетание света, теней, тонов. Определение и выполнение основных элементов. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Выполнение аппликации. Оформление изделий.

        Практические занятия. Работа над рисунком анималистического характера по образцам.

Пейзажные панно (30 часа).

        Пейзаж – большой мир. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Изображение пейзажа и его цветовое решение.         Практические занятия: Изображение на основе элементов небе, водоёмов гуашью. Работа по созданию композиции. Аппликация опилками.

Аппликации на объёмных изделиях (9 часов).

Изготовление «Карандашницы».  Оформление бросового материала – баночек, коробочек аппликацией опилками.

Практическая работа: подготовка основы изделия, покраска гуашью. Перевод рисунка. Аппликация опилками.

Итоговая творческая работа на произвольную тему (27 часов).          Этот раздел программы является заключительным этапом работы в объединении, и учащиеся уже самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, применяя знания, полученные в процессе обучения. Это не только позволит закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе обучения, но и получить и развить навыки самостоятельной работы. Особенности данной работы:  творческий поиск и развитие фантазии; умение самостоятельно выполнять различные изделия в технике аппликация соломкой.  Демонстрация своих умений в работе с соломкой.               

        Практические занятия. Выбор индивидуальной темы работы. Разработка и составление эскизов композиции, деталировки. Поэтапное планирование работы. Подбор цветовой гаммы опилок. Самостоятельное выполнение изделия. Выполнение основных деталей. Изготовление дополнительных элементов из различного природного материала.  Подготовка декоративных элементов изделия.  Соединение деталей в единую композицию. Оформление работы. Требования к эстетичности, аккуратности, композиционного решения, цветового сочетания, чистоты исполнения. Отделка и  оформление работы.

 

        Оформление и отделка изделий (33 часов).

        Виды и этапы оформления работ. Окончательная отделка панно. Технология изготовления рамки. Оформление панно в рамку. Технология выполнения подставки, петельки для подвешивания.                                                                                        Практическая работа. Выжигание отдельных штрихов, деталей и частей в композиции. Изготовление рамки для готового изделия. Оформление панно в рамку. Выполнение подставки, петельки для подвешивания.

Заключительное занятие (3 часа)  

        Подготовка итоговой выставки «Прекрасное - своими руками». Подведение итогов работы объединения за весь период обучения.

        Выставка и обсуждение итоговых работ. Новые проекты – перспективные планы.

        Награждение лучших учащихся, участников различных конкурсов и массовых мероприятий ЦДТ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        К концу второго года обучения обучающиеся           должны знать:

  • виды ДПИ народов нашей страны, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
  • технологию подготовки природного материала к составлению композиций;
  • способы подготовки опилок  к составлению композиции;
  • правила и законы композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;
  • сочетание цветов;
  • общую последовательность выполнения  изделий;
  • материалы, применяемые для аппликации, сочетание аппликации с    изобразительным искусством;
  • правила пользования различными инструментами;
  • технологические приемы выполнения аппликаций из разных материалов;
  • знать основы проектирования изделий.

 должны уметь:

  • готовить природный материал к аппликационным работам и коллажам;
  • составлять художественные коллажи из различных природных материалов.
  • выполнять деталировку для предложенного рисунка;
  • подбирать цветовую гамму опилок;
  • выполнять композиции в технике аппликации из опилок;
  • выполнять аппликации из различных материалов и сочетать ее с изобразительным искусством;
  • подбирать материалы для плетения макраме;
  • пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
  • уметь проектировать новые изделия.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        

На занятиях необходимо вести систематическую оценку учебной деятельности учащихся. При этом учитываются результаты трудовой деятельности (качество выполнения заданий, самостоятельность в работе и творческий подход к ней), уровень трудовых технологических знаний, умений и навыков, культура труда (трудовая технологическая дисциплина, планирование трудовой деятельности, организация рабочего места, самоконтроль), соблюдение правил безопасности, производственной санитарии и поведения.

          С целью выявления уровня обучения  предлагается следующая градация: 
I уровень – репродуктивный с помощью педагога; 
II уровень – репродуктивный без помощи педагога; 
III уровень – продуктивный; 
IV уровень – творческий.
        

        В процессе всего обучения проводится поурочный, промежуточный, и итоговый контроль (по усмотрению учителя). Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

        Промежуточный контрольТестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса. Фронтальная и индивидуальная беседа. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности. Игровые формы контроля. Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике. Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

        Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в мастерской, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме. В конце года по итогам образовательной программы проводится аттестация знаний и умений учащихся в виде зачётных занятий. Конечным  результатом выполнения программы является участие в конкурсах, выставках, а так же выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов и её защита, здесь следует обратить особое внимание на композиционное решение, цветовое сочетание, чистоту исполнения.

               В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие, выставка лучших работ обучающихся, которые обобщают итоги работы за год, награждение победителей. Победители определяются с учётом динамики индивидуальных достижений учащегося на конец учебного года и результатам участия в выставках, конкурсах

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:

  • доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень их подготовленности, степень сформированности коллектива;
  • наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;
  • сознательности и активности – для активизации деятельности обучающихся необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.

Методическое сопровождение

  • учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; наличие специальной методической литературы по  декоративно – прикладному творчеству, методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
  • воспитательной работы педагога: методика формирования детского коллектива;

     наличие специальной методической литературы по педагогике и психологии; методика организации воспитательной работы;

  • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
  • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы); план и методика проведения родительского собрания и др.

Виды методической продукции:

  • методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
  • доклад, материалы образовательного процесса (слайд – фильмы (презентации), подготовленные педагогом и обучающимися) и др.

Виды дидактических материалов:

  • естественный (образцы материалов);
  • объёмный (образцы эскизов  рисунков, панно, картин  и пр.);
  • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, др.);
  • учебные пособия, журналы, книги;
  • тематические подборки материалов, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательно-воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные технологиитехнология создания ситуации успеха (поощрение даже небольшого успеха ребенка (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы), игровые технологии, технология проектирования (педагог выступает только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности), технологии здоровьесберегающие, технология «портфолио» обучающихся, технология коллективной творческой деятельности.

Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесные (устное рассказ, беседа, работа с книгами),
  2.  наглядные (рассматривание поделок, иллюстраций, рисунков; использование экспонатов, подлинных вещей и т.д.),
  3. практические (выполнение работ на практике в учебной группе или самостоятельно дома);

методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративные  (педагог, проводя беседу, рассказывает и показывает на схемах, чертежах, рисунках, картинах, моделях и таблицах новый материал);
  2. репродуктивные (выполнение  по образцу «делай,  как я»);
  3.  частично-поисковые (обучающиеся совместно с педагогом проводят поиск новых решений; это может быть новая технология, новые материалы, применяемые в практической работе);
  4. исследовательские (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой);
  5.  диалогические (предусматривает диалог между педагогом и обучающимися, обеспечивающий более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем при изображении или постройке, изготовлении поделки).

Раскрытию творческого потенциала обучающихся способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм работы: беседы о декоративно прикладном творчестве, практические наброски – композиции, просмотр иллюстративного материала, коллективные работы, занятия-вариации, занятия-поиски, участие в тематических выставках, конкурсах, декоративная и конструктивная работа, игры, посещение выставок, музеев.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса. Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

Возможны различные формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, занятие-соревнование (конкурсы, викторины и т.п.); занятие – фантазии (сказка, сюрприз); защита проектов, игровая программа, открытое занятие, посиделки, ярмарка.

Кроме образовательного аспекта программа несет в себе воспитательную функцию, основу которой составляют следующие методы воспитания обучающихся:

  • общие методы воспитания (рассказ на этическую тему);
  •  методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, игра, упражнение, коллективная творческая деятельность, обычаи коллектива, соблюдение норм, традиций; создание воспитывающих ситуаций);
  • методы стимулирования: поощрение, предоставление прав, одобрение, награждение, соревнование.

 Материально-техническое обеспечение 

  • помещение: учебный кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением,  шкафами для дидактического и раздаточного материалов,  итоговыми работами обучающихся;
  • перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий:  природный материал: листья, шишки, ракушки, опилки, соломка, береста, косточки плодовых деревьев, семена растений;
  • карандаши, ластики, альбомы, клей, природные материалы;
  •  большие  и маленькие ножницы,
  •  нож-резак под углом 450,
  • пробойники из трубки для изготовления элементов (круга,                         овала)
  • штопальную иголку для декоративных конструкций;
  • древесные опилки, различных цветов, засушенные растения;
  • береста и солома различных злаковых растений;
  • сито для просеивания  и емкости для покраски опилок;
  • клей ПВА, лак;
  • бумага, цветной картон;
  • ДВП или спилы дерева;
  • линейка, карандаш, кисточки;
  •  программно - методическое обеспечение;
  • программа, учебный план;
  • учебно-методические пособия для педагога;

дидактическое обеспечение программы: образцы, журналы, книги, дополнительная литература для   работы, дидактические материалы, таблицы и раздаточный                 материал;

  • компьютерные презентации;
  • перечень технических средств обучения: компьютер, фотоаппарат.

Инструмент хранят в шкафу в специальных коробках. Материал для аппликации хранится в отдельных коробочках, расфасованный по виду, цветам. На стенах кабинета                                                                        оформлена постоянно действующая  выставка детских работ, а также образцов, выполненных педагогом; инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.                                                

Перед началом работы с инструментами каждый обучающийся проходит специальный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях «Художественная обработка природного материала».

Методическое обеспечение учебно-тематического плана

1-го года обучения

Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы организации

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Учебное занятие

Инструктаж, беседа

Инструкция,

наглядные пособия

Инструмен

ты и материалы

Опрос обучающих

ся

2

Технология обработки опилок, природного и бросового материала 

Учебное занятие

Словесный и иллюстративный метод

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Компьютер, призента

ция

наблюдение

3

Технология сбора, заготовки

 и хранения раститель

ного материала

Учебное занятие

Словесный метод

иллюстрирова

ние

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Наглядные пособия

компьютер

опрос

4

Аппликация древесными опилками  и другими природ

ными материа

лами

Учебное занятие

Словесный метод

иллюстрирова

ние

самостоятельная работа

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

опилки

калька, ножницы, клей, картон

карандаш

выставоч

ный просмотр

5

Основы композиции

Учебное занятие

Словесный метод,

иллюстрирова

ние

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

опилки

калька, ножницы, клей, картон

карандаш

зачет

6

Декоративные панно в технике аппликации:

Сюжетно тематиче

ские композиции.

Пейзаж

Учебное занятие

Диагностичес

кий и словесный метод

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

опилки

калька, ножницы, клей, картон

карандаш

тестирова

ние

7

Элементы цветоведе

ния

Учебное занятие

Словесный метод,

иллюстрирова

ние

Образцы готовых изделий.

Эскизы рисунков

опилки

калька, ножницы, клей, картон

карандаш

зачет

8

Аппликация

 на объёмных изделиях

Учебное занятие

Словесный метод,

иллюстрирова

ние

консультирова

ние

самостоятель

ная работа

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

опилки

природный материал

калька, ножницы, клей, картон

карандаш

зачет

9

Итоговая творческая работа

Учебное занятие

Проблемно-поисковый метод

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

опилки и другой природный материал

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

творческий конкурс

10

Оформлние готовых

изделий

Учебное

 занятие

Консультирование.

Демонстрация готовых изделий

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

деревян

ные рамки

мини-выставка

11

Заключи

тельное занятие

Выстав

ка

Метод контроля

Грамоты, благодар

ности, дипломы

деревянные рамки, работы обучаю

щихся

выставка работ. Награжде

ние обучаю

щихся

Методическое обеспечение учебно-тематического плана

2-го года обучения

Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы организации

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Учебное занятие

Инструктаж, беседа

Инструкция,

наглядные пособия

Инструмен

ты и материалы

опрос обучаю

щихся

2

Технология обработки опилок, природного и бросового материала 

Учебное занятие

Словесный и иллюстративный метод

Образцы готовых изделий

Папка с эскизами

Компью

тер, призента

ция

опрос

3

Технология сбора, заготовки

 и хранения раститель

ного материала

Учебное занятие

Словесный метод,

Иллюстрирова

ние

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Наглядные пособия

компьютер

наблюдение

4

Аппликация древесными опилками  и другими природ

ными материа

лами

Учебное занятие

Словесный метод,

иллюстративныйсамостоятельная работа

Образцы готовых изделий

Папка с эскизами

Опилки

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

выставоч

ный просмотр

5

Основы композиции

Учебное занятие

Словесный метод,

иллюстрирова

ние

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Опилки

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

тестирова

ние

6

Декоративные панно в технике аппликации:

Цветочная и анималистическая композиции

Учебное занятие

Диагностичес

кий и словесный метод

Образцы готовых изделий

Папка с эскизами

Опилки

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

 контроль

ный зачет

7

Элементы цветоведе

ния

Учебное занятие

Словес

ный метод,

иллюстри

рование

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Опилки

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

зачет

8

Аппликация

 на объёмных изделиях

Учебное занятие

Словес

ный метод

иллюстри

рование

консульти

рование

самостоятель

ная работа

Образцы готовых изделий

Папка с эскизами

Опилки

Природный материал

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

выставоч

ный просмотр

9

Итоговая творческая работа

Мини-выставка

Проблемно-поисковый метод

Образцы готовых изделий

Папка с эскизами

Опилки и другой природный материал

Калька, ножницы, клей, картон

карандаш

творческий конкурс

10

Оформле

ние готовых

изделий

Учебное

 занятие

Консультиро

вание

Демонстрация готовых изделий

Образцы готовых изделий

Эскизы рисунков

Деревян

ные рамки

выставка

11

Заключи

тельное занятие

Выстав

ка

Метод контроля

Грамоты, благодарности, дипломы

деревянные рамки .Работы обучаю

щихся

Опрос,

награжде

ние обучаю

щихся

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы:

- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)  программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014  N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в      Российской Федерации".

Список литературы для педагога

Алпатова Н., Русское декоративное искусство. - М.; 1962г.

Богатеева З., Аппликационные работы в начальной школе / Москва "Просвещение", 1986г.

Богатеева З.,  Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях

/ Москва: "Просвещение", 1986год

Гульянц Э., Базилик  И., Что можно сделать из природного материала.

Москва, «Просвещение» 1991г.

Домашний уют своими руками. - М., 2000г.

Ерзенкова Н., Свой дом украшу я сама. - Минск.,1994г.

Комарова Т,  Дети в мире творчества. М., 1995г.

 Кулебакин Г.,  Рисунок и основы композиции. - М., 1998г.

Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994г.

Перевертень Г., Самоделки из разных материалов. 2002г.

Фокина Л., Орнамент. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2000г.

        Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей 

Детская домашняя энциклопедия: в 2т.- М.-1995г.

Дом и ты в нем. Под ред. Л. Филимончук. - Киев, 1995г.

 Коноплева Н.,  Вторая жизнь вещей: Кн. Для учащихся. - М., 1993г. Паславский А., Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок

Цирулик Н., Хлебникова С. и др., Ручное творчество. Учебник для 4 класса / Самара: Корпорация "Федоров" "Учебная литература", 2003г.

Чернуха Т., Твоя маленькая мастерская. / Москва: "Малыш", 2005г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проверка теоретических знаний

Если Вы правильно ответите на вопросы кроссворда, то по вертикали вы получите слово, обозначающее вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения цветной бумаги на основу.            

    Таблица 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

1.  Вид аппликации, в котором отображено какое - либо событие или действие.  

2.  Художественное изображение природы.                                                        

3.  Вид сыпучего материала.                                                        

4.  Технический прием в ИЗО.                                                        

5.  Инструмент для вырезки деталей.                                                

6.  Работа, которая выполняется группой детей.                                

7.  Материал для основы вашей аппликации.                                        

8.  Тон фона.                                                                        

9.  Зеркальное отображение половины предмета.                                

Если вы правильно отгадали кроссворд, то в седьмой клетке по вертикали вы получите слово, обозначающее вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения цветной бумаги на основу.          (Аппликация.)

 Ответы кроссворда

 Таблица 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

С

Ю

Ж

Е

Т

Н

А

Я

2

П

Е

Й

З

А

Ж

3

П

Е

С

О

К

4

К

О

Л

Л

А

Ж

5

Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы

6

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

7

Б

У

М

А

Г

А

8

Ц

В

Е

Т

Н

О

Й

9

С

И

М

М

Е

Т

Р

И

Я

Приложение 2

Расположи в нужном порядке последовательность этапов выполнения аппликации из опилок

Таблица 3

Порядковый номер

Этапы выполнения

Прикрепление деталей рисунка к фону

Выбор сюжета

Соединение аппликации с изделием

Придание окончательного внешнего вида

Выполнение эскиза

Изготовление шаблона

Подбор материалов для работы

Ответ: 1. Выбор сюжета  2. Выполнение эскиза  3. Подбор материалов для работы   4. Изготовление шаблонов   5. Прикрепление деталей рисунка к фону.   6. Соединение аппликации с изделием    7. Придание окончательного внешнего вида

Приложение 3

Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

1 год обучения

Таблица 4

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для работы с опилками и другими природными материалами, понятия: материал, инструмент, деталь, аппликация, мозаика, шаблон,  композиция, эскиз, панно; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, с опилками и другими природными материалами

Практика. Умеет выполнять основные операции  по работе с опилками и другими природными материалами; изготавливает несложные изделия из опилок, из разных природных материалов

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для работы с опилками и другими природными материалами; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем,  с опилками. Дает самостоятельно определения практически всем понятиям по теме. Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога.

Слабо владеет теорией и практикой по изученным темам. Работы выполнены небрежно.

2 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для работы с опилками и другими природными материалами правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем,  с опилками и другими природными материалами. Четко знает и применяет на практике законы цветоведения.

Практика. Умеет выполнять выполнять основные операции  по работе с опилками и другими природными материалами; изготавливает несложные изделия из опилок, из разных природных Творчески подходит к выполнению работы. Самостоятельно создает эскизы, выполняет аппликацию.

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для работы с опилками и другими природными материалами; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем,  с опилками

Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога. Знает, но не всегда правильно применяет на практике законы цветоведения

Слабо ориентируется в законах цветоведения. Выбор композиции выполняет с помощью педагога. В работах отсутствует творческий подход

Приложение 4

Виды контроля

Таблица 5

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

сентябрь

Определение уровня развития детей, их творческих  способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение

всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, итоговое занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

конкурс, творческая работа, опрос, итоговое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация

Итоговый контроль

В конце

учебного года или курса

обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

конкурс, творческая работа, презентация, итоговое занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм

выявления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

беседа, опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, диагностика,  анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях,  анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, взаимная аттестация, взаимное обучение детей

грамоты, дипломы, журнал, анкеты, тестирование, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, методические разработки, портфолио

конкурсы, отчеты, итоговые занятия, открытые занятия, диагностические карты, тесты

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Приложение 4

Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

1 год обучения

Таблица 6

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; понятия: материал, инструмент, деталь, аппликация, мозаика, оригами, шаблон, трафарет,  композиция, шитьё, вышивание,  эскиз, панно, нить основы и утока, изнаночная и лицевая сторона ткани; названия швов; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой,  канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Практика. Умеет выполнять основные операции обработки бумаги, ткани, картона; определяет в ткани лицевую и изнаночную стороны, нити основы и утока; выполняет шов «вперёд иголку», шов «строчка», петельный шов, тамбурный  шов, пришивать пуговицы; изготавливает несложные изделия из солёного теста, из разных материалов (проволока и т.д.)

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой. Дает самостоятельно определения практически всем понятиям по теме. Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога.

Слабо владеет теорией и практикой по изученным темам. Работы выполнены небрежно.

2 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Теория. Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой,  канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Четко знает и применяет на практике законы цветоведения.

Практика. Умеет выполнять основные операции обработки бумаги, ткани, картона; изготавливает несложные изделия из солёного теста, из разных материалов (проволока и т.д.) Творчески подходит к выполнению работы. Самостоятельно создает зарисовки, наброски.

Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, швейной иглой, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с солёным тестом, с проволокой.

Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога. Знает, но не всегда правильно применяет на практике законы цветоведения

Слабо ориентируется в законах цветоведения. Выбор композиции выполняет с помощью педагога. В работах отсутствует творческий подход

Приложение 5

Список конкурсных мероприятий,

 в которых могут принимать участие обучающиеся по программе «Аппликация соломкой» творческой мастерской «Природа и фантазия»

Таблица 7

№ п/п

 Название мероприятия

уровень

Календарные сроки

 организация

1.

Конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

муниципальный

декабрь

ЦДТ

2.

Конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

краевой

январь

АКДТДиМ

3.

Конкурс «Сибириада»

муниципальный

февраль

ЦДТ

4

Конкурс «Сибириада»

краевой

март

АКДТД и М

5

Конкурс «Пожарная ярмарка»

муниципальный

февраль

ЦДТ

6.

Конкурс «Твори, выдумывай, изобретай»

краевой

март

АКЦИТР

7.

Приложение 6

Результативность программы

Таблица 8

№п/

Дата (месяц)

Наименование  мероприятия

Результат

Январь

2015

Краевой конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

Диплом 1 степени-Балашова Ольга

2.

Февраль

2015

Муниципальный конкурс  «Пожарная ярмарка -2015»

Грамота за 1 место- Балашова Ольга

3.

Февраль

2015

Муниципальный конкурс  «Пожарная ярмарка -2015»

Грамота за 2 место - Хеликова Полина

4.

Март

Краевой тематический конкурс «Пожарная ярмарка – 2015»

Сертификат - Балашова Ольга

5.

май

Присвоено звание детский образцовый коллектив Алтая

6.

ноябрь

Конкурс художественного творчества «Ростки талантов»

Диплом участника  – Усов Александр

7.

ноябрь

Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

Грамота за 1 место- Шмаков Антон

8.

ноябрь

Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

Грамота за 2 место- Сысоева Анастасия

9.

ноябрь

Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда»

Грамота за 1 место - Бутин Илья

март

«Сибириада»  муниципальный конкурс

Грамота за 1 место Тупицина Дарья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? по материалам Буйловой Л.Н.

Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам....

Контрольно-измерительные, оценочные, методические, дидактические и другие материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный объектив»

В работе использую контрольно-измерительные, оценочные, методические, дидактические и другие материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Волшебный объектив»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природный комплекс посёлка Зелёный »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс посёлка Зелёный» имеет естественнонаучную направленность и призвана решить проблему возрождения у учащихся ...