Самоанализ педагогической деятельности
материал

Колобова Оксана Владимировна

В процессе своей деятельности решаю следующие проблемы:

  • Быть актуальной, то есть соответствовать потребностям школы, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.
  • Идти в ногу со временем:  усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности; уметь  комбинировать  элементы известных методик; разработать новые средства их применения, ставить и решать новые педагогические задачи.
  • Иметь результативность: на уровне знаний учащихся; в личностном развитии учащихся; в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_ped-oy_deyatelnosti.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом, т.е. овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности. Это реализуется на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В процессе своей деятельности решаю следующие проблемы:

  • Быть актуальной, то есть соответствовать потребностям школы, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.
  • Идти в ногу со временем:  усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности; уметь  комбинировать  элементы известных методик; разработать новые средства их применения, ставить и решать новые педагогические задачи.
  • Иметь результативность: на уровне знаний учащихся; в личностном развитии учащихся; в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

Как учитель-филолог  осознаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую  необходимость в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

В своей  работе  стараюсь   развивать  творческое  мышление посредством проведения  литературных  конференций, где обучающиеся  выступают   в роли  журналистов,  историков, специалистов по связям  с общественностью, редакторов  литературных  и лингвистических  журналов и газет. Так, в  2014-2015 учебном году  мною  был  проведен  ряд   конференций   на уроках литературы (5 класс  - «Сказка - удивительный мир», «Теперь  и  я  писатель »по  творчеству  Ю. Олеши,7 класс -  «Загадки и тайны   Гоголя», «Маяковский -  маяк литературы  страны   Советов», «Поэзия  XX века». Особенно удачной получилась читательская конференция по книге М.Зусака «Книжный вор». Книга сложная, тема серьезная: антифашизм в Германии во время второй мировой войны. Для 6-ков такой материал лучше преподносится при работе в творческих группах, активно использовался прием театрализации фрагментов романа. В это же время в кинотеатрах города шел фильм «Воровка книг» по мотивам этого произведения, он можно сказать и вдохновил на  прочтение.  

Большое внимание  я  уделяю  личному творчеству  учащихся: написанию  стихов  рассказов, сказок. В  этом же учебном  году    учащиеся  попробовали  себя  даже   в  роли  составителей   такого   жанра  устного народного  творчества  как   легенда. Так, из-под пера  наших   юных  сказителей  вышли   настоящие  легенды,    созданные   по  модельным   текстам  известных легенд   Сибири  и Забайкальского  края.

Сейчас  очень  востребован многими  педагогами   метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности является интересная  по изучению  истории своего рода, представленная моим учеником  6 класса Дампилон Ардана  на научно-практической конференции  «Серебряная  альфа» на тему: «Род   Дампилон - моя гордость». Работа была успешно представлена на республиканской  НПК в 2015 году и  заняла  почетное  III место. В этом же году другой ученик этого же класса на секции «Творческие работы» представил свой рассказ на тему Великой Отечественной войны «Машина времени», примечательно, что анимация, иллюстрирующая рассказ, была выполнена совершенно самостоятельно. Позже научно-исследовательская деятельность обучающихся станет приоритетным направлением моей педагогической деятельности. Так, работа выпускниц 2018 года Алексеевой Марии и Карлагиной Анастасии на НПК, организованной Российским химико-технологическим университетом им.Д.И.Менделеева, заняла не только I место , но и была рекомендована для публикации в сборнике студенческих работ и для очной конференции при университете.

Активно использую методы развития познавательного интереса. Большое  значение для развития познавательного интереса имеет психологический настрой на урок в целом. Чтобы  актуализировать   изучаемый классический материал  стараюсь  всегда  проводить   параллель  с    проблемами современности. Например, ежегодно в гимназии проводится день лицея 19 октября. Каждый год в творчестве А.С,Пушкина ребята открывают что-то новое: в 2015году- Интеллектуальный   марафон,  где  мною было разработано и представлено  метапредметное  занятие  «Прогулки   с Пушкиным  по  аллеям  современности»; в 2016г.- спектакль «Маленькие трагедии в новом прочтении», в 2017г.- с 5-ыми классами проводили литературно-музыкальную гостиную по сказкам Пушкина, в 2018г.- был поэтический баттл; в этом 2019 г. день лицея был посвящен декабристам, позже очень кстати вышел фильм «Союз спасения», на который ходили всем классом. Как человек творческой профессии испытываю потребность повышать свой профессиональный уровень.

 Занимаюсь самообразованием, с удовольствием  перенимаю  опыт  своих коллег, стараюсь  быть в курсе   педагогических новаций.

Использование современных образовательных процесса технологий, для обеспечения высокого качества образовательного процесса

       В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. Педагогу нужно найти его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную « Я – концепцию», стимулировать "к учению с увлечением", повышать качество образования. Особая роль отводится  также и воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. "Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат". Целью обучения сегодня является "целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно - творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы". Новой школе необходим новый учитель, то есть учитель, способный двигаться в  сторону качества. В связи с изменением требований к работе учителя возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они условие реализации компетентностного подхода в общем образовании.Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения, исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся. Совмещаю традиционные формы и методы обучения с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. Внедряю современную технологию проведения урока (авторы М.М.Поташник, М.В.Левит).

Технология РКМЧП, на которую я опираюсь в своей работе, интересна  и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Применяю  коллективный и групповой способ обучения. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Мне  показался  очень близким принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который  служит формированию мотивации познания у  обучающихся.  Использование технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся;
  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы,
  • делать логические умозаключения;
  • использую методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создаю ситуацию успеха.

     Так, еще работая в МГЛ им. Д.Аюшеева, я познакомилась с очень интересной современной технологией  ТРКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология универсальна: ее  приемы и методы можно использовать на уроках и русского языка, и литературы. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, имеющая совершенно чёткую структуру, в основе которой развивающие и воспитательные цели.

ТРКМ направлена на достижение следующих образовательных результатов:

  • - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;
  • - пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • - задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • - вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • - выражать свои мысли (устно и письменно). Ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим:
  • - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • - брать на себя ответственность;
  • - участвовать в совместном принятии решений;
  • - выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • - умение сотрудничать и работать в группе. Роль учителя в ТРКМ:

направлять усилия учеников в определенное русло;

  • - выражать свои мысли (устно и письменно). Ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим:
  • - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • - создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • - дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • - подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

 Технология развития критического мышления учащихся использована мною на уроках русского языка в классах разных параллелей. Так в 5-ом классе был проведен урок "Роль имени прилагательного в русском языке", в 8-ом классе "Понятие об однородных членах предложения»; в 10-ом классе подготовка к написанию итогового сочинения.

    Предлагаю рассмотреть примененную мною технологию на примере проекта « Мысли вслух» , который был представлен  на городском семинаре «Метапредметный подход при реализации ФГОС второго поколения».

Суть проекта заключалась в том, чтобы научить ребят работать с текстами любого уровня сложности, используя определенный алгоритм, предложенный ТРКМ. Обучающиеся сначала индивидуально знакомились с рядом достаточно сложных текстов, которые и выступили в качестве индукторов (авторы известные физики, социологи, философы) ,пытались их осмыслить, выявляли ключевые понятия, работая с различными видами словарей, строили тезисный план, выписывали яркие метафоры , характеризующие основное понятие, отвечали на ряд проблемных вопросов, создавали кластер, оформляли собственными иллюстрациями, использовали цветовую маркировку Индивидуальная работа проходила на этапе деконструкции текста. Затем  обучающиеся были объединены в разновозрастные группы и началась стадия реконструкции текста. Уже в группе обучающиеся обсуждали проблемы, поставленные в авторами в текстах, делились своими наработками, создавали аннотацию на изучаемом иностранном языке, писали эссе. Реконструктором  текста выступил репортаж, который в дальнейшем планировался перерасти в журналистское исследование.

Данный вид работы позволяет использовать сформированные навыки работы с текстом в любой области человеческой деятельности, в любом возрасте, что как раз и отвечает требованию стандартов ФГОС второго поколения.

На каждом уроке с использованием данной технологии обучающимся раздаются "Карты деятельности", где отмечены критерии оценки результата на уроке в рамках технологии:

- Оценка (где ошибка?)

- Диагноз (в чем причина?)

- Самоконтроль (каковы недостатки?)

- Критика, контраргументы

- Прогноз.

Думать критически - значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ - исследование текста. Целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её и делать вывод. Чтобы вызвать интерес у учащихся к проблеме правильной речи, я предложила учащимся найти высказывание о языке различных авторов. На стадии "вызова", целью которой является активизация работы, задаю вопросы обучающимся : "Что характерно для правильной речи?", "Чего нужно избегать в своей речи?", "Что вы еще хотели бы узнать по данной теме?»

На "стадии осмысления" учащиеся знакомятся с содержанием текста методом ИНСЕРТ (чтение с пометками): ставят на полях: "?" (непонятно), "+" (согласен),

 "-" (вызывает сомнение), "!" (это главное, это удивило..) Для исследования на уроке был выбран текст Д.Лихачёва о культуре речи. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю учащимся самим задать вопросы по тексту: используя приём "толстых" (требующих размышления) и "тонких" (требующие односложного ответа) вопросов. Учащиеся обсуждают, какие из предложенных или вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. В применяемой технологии большое внимание уделяется приёмам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно запомнить таблицу, так называемый "Бортовой журнал", в которую записывается дополнительный материал об отношении человека к языку, слову (это было домашним заданием). Данная таблица состоит из двух частей: 1) " Что мне известно по данной теме" (афоризмы о языке); "Что нового я узнал из текста? " (эта часть заполняется на уроке). На уроке звучит запись текста И.С.Тургенева "Русский язык", а учитель зачитывает текст Н.Рериха по проблеме урока. На следующем этапе урока используются опоры-схемы, опорные инструкции. Так учащиеся работают с опорной инструкцией "Определение типа речи". Проанализировав содержание отрывка, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с текстом-рассуждением. Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности позволяет составить опорную схему (кластер),который составляется обучающимися уже самостоятельно. Затем составляется логическая схема текста.

На "этапе рефлексии" учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста завершается написанием творческой работы. Например, синквейна. Так, на уроках был создан синквейн:

Речь

неряшливая, грубая,

портит, губит, калечит

данное нам в наследство богатство

язык, волшебство.

Дома учащиеся написали творческую работу по проблеме текста, а также заполнили карты деятельности, с помощью которых я анализирую, насколько понравился или не понравился урок, что было понятно или непонятно на уроке. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ каждый преподаватель может выбрать те приемы, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии. Применение приемов и методов визуальной организации материала я считаю уместным не только в старших классах, но и в V - VII классах, когда закладываются основы читательской грамотности, формируется готовность ученика к осмысленном чтению. Определяющим при планировании таких уроков является содержательная сторона текстов. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка способствует  формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное  значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и решении задач возвращение культуры массового читателя. Используя некоторые методы и приемы данной технологии, я смогла добиться следующих результатов:

- внимание на уроке;

- снижение утомляемости, перенапряжения;

- самовыражение;

- творчество;

- социальная адаптация

- изменение у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над текстом;

-изменение отношения детей к урокам русского языка

- создание атмосферы доверия, сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс".

Помимо технологии развивающего обучения, большое внимание я уделяю проектной деятельности.На мой взгляд, проект позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося,учит работать самостоятельно,уметь договариваться и распределять функции в группе, самостоятельно добывать знания , а главное уметь афишировать свой творческий продукт.

 Проектная  деятельность реализуется как в учебной работе:

  • Русский язык

1.Этимологическая страничка на каждом уроке в ходе словарной работы (5-7 класс);

2.Дневники наблюдений «Времена года» - работа со средствами художественной выразительности на уроках развития речи (5 класс);

3.Итоговая конференция «Значимые части речи. А что это значит?» ( 5 класс);

  • Литература

1.Проект «Вместе с Алисой в Зазеркалье» (5 класс)

2.Проект «Театр не одного актера»- жанр басни классический и современный(6 класс);

3.Проект  «Дневники памяти» по произведениям о Великой Отечественной войны (5 класс);

Так и во внеурочной учебной деятельности:

1.Метапредметное занятие «Ломоносов – жемчужина русской поэзии XVII века», посвященное 300 - летнему  юбилею М.В.Ломоносова( разновозрастная группа- 8- 11 классы);

2.Интеллектуальный марафон «Прогулки с Пушкиным по аллеям современности»( разновозрастная группа 5-11 классы);

3.Культурологическая мастерская «Стихии Байкала» (региональный национальный компонент)(разновозрастная группа 5- 9 классы);

4.Проект для начальной школы, созданный шестиклассниками, «Легенды Байкала» (национальный региональный компонент);

5.Краеведческий проект «Экспресс из Верхнеудинска в Улан-Удэ»(5 классы);

6.Проект «Мои дорогие дедушка и бабушка или удивительные истории моей семьи» (5 класс)- проект был реализован на открытом родительском собрании;

7.Проект «Галерея красивых людей»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...