Электронное рортфолио
статья

Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре, КГКОУ ШИ 16.

Аттестация Утюганцевой И.П. - учитель технологии (швейное дело).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_analiticheskiy_otchet.docx96.65 КБ

Предварительный просмотр:

Утюганцева Ирина Петровна

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 16»

г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

ПОРТФОЛИО

профессиональных достижений педагогического работника

Хабаровского края за межаттестационный период

Утюганцева Ирина Петровна

учитель

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 16»

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

(КГКОУ ШИ 16)

Хабаровский край, г. Николаевск – на – Амуре

ул. Хабаровская, 5

Тел 8(42135)2-02-98

Е-mail: gysarova70@mail.ru

Хабаровский край

2020

Содержание

 

Раздел 1 «Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период» по должности «учитель»…………………………………………………….……………….... 3

Раздел 2 «Видеозапись учебных занятий»………………………………….. 28

Раздел 3 «Приложения»……………………………………………………… 29

Раздел 1.

«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период»

        Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются наши выпускники — это выбор будущей профессии. Основной задачей профессионального самоопределения — является подготовка обучающихся к сознательному профессиональному самоопределению. Оказание помощи обучающимся в выборе профессии, которая соответствовала бы их возможностям, склонностям, при этом учитывая их состояние здоровья в создании реальных предпосылок их социально— психологической реабилитации и интеграции в общество.   Проблема интеграции лиц с нарушениями в развитии является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории обучающихся. Эта проблема решается с участием всех институтов образования для созданий открытой среды, в которой каждый конкретный индивидуум мог бы развиваться, воспитываться и обучаться.

        Профессионально-трудовое обучение решает задачу подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями к cсамостоятельной профессиональной деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения, а также внеурочной деятельности конкретному виду труда.

Так как выбор профессии для умственно отсталых учащихся суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей, главным направлением профориентационной работы является воспитание у учащихся интереса к рекомендуемым видам труда и формирование положительной мотивации профессиональной деятельности с учетом их потенциальных возможностей. Этому способствует обучение по профилю «Швейное дело».

        Своеобразие интеллектуального и физического развития учащихся с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, но, несмотря на недостатки психофизического развития, дети с нарушениями интеллекта имеют рабочий потенциал. Выпускники коррекционных школ должны получить такую профессиональную подготовку, которая подняла бы их социальную ценность и способствовала самореализации в труде.

Критерий 1 «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»

  1. Доля обучающихся,  освоивших  ФГОС (ФК ГОС) по итогам года (по всем классам/группам за межаттестационный период):

Вопрос не раскрыт в связи с тем, что школа не реализует ФГОС (ФК ГОС).

1.1.2.  Показатели годового значения среднего балла по предмету:  

Уровень обученности и качества знаний по профилю «Швейное дело»

класс

2016-2017 уч. г.

класс

2017-2018 уч. г.

класс

2018-2019уч. г.

обученность

качест

во

обучен

ность

качест

во

обучен

ность

качест

во

9 «а»

100%

85%

5 «б»

100%

67%

7 «б»

100%

72%

6 «а»

100%

72%

7 «а»

100%

78%

8 «а»

100%

84%

6 «б»

100%

100%

Исходя из таблицы можно сделать вывод о том, что за три года  у обучающихся наблюдается положительная динамика во всех классах.         Уровень профессионально-трудовых знаний, умений и навыков  достигает от 70% до 85%. Обучающиеся овладевают доступными трудовыми навыками, у них развивается самостоятельность, формируются организационные умения, воспитываются такие положительные качества личности, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, уважительное отношение к профессии, а так же умение работать в коллективе и  привитие интереса к профессиональной деятельности швеи.

Приложение 1

У  обучающихся с нарушением интеллекта слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения практических и теоретических знаний по профилю швейное дело. Поэтому в своей работе я использую индивидуально – дифференцированный подход  на всех этапах своей работы.

     В системе провожу на уроках дифференциацию детей по группам в зависимости от разных возможностей школьников к овладению программным материалом (по В.В. Воронковой). Такой подход помогает  эффективно организовать индивидуальную и коррекционную работу, где каждый обучающийся в соответствии со своими способностями и особенностями в течение  всего урока приобретает новые теоретические знания и практические умения, навыки.

     Владею современными образовательными технологиями и методиками (личностно-ориентированные технологии, технологии компенсирующего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие) и эффективно применяю их в профессиональной деятельности.

     1.1.3.  Динамика качества подготовки обучающихся (выпускников) по      предмету (доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года):

Мониторинг в виде тестовых и практических работ, проводимые с целью отслеживания уровня предметных результатов и контроля освоения обучающимися знаний по практическим работам показал следующие результаты.

Мониторинг представлен на двух разных классах.

Мониторинг  входных тестовых работ 9 «а» класс

2016 - 2017 уч. год

7 «а»

2017 - 2018 уч. год

8 «а»

2018 - 2019 уч. год

9 «а»

качество

качество

качество

71.5%

78%

84%

Мониторинг  входных тестовых работ 8 «а» класс

2016 - 2017 уч. год

6 «а»

2017 - 2018 уч. год

7 «а»

2018 - 2019 уч. год

8«а»

качество

качество

качество

100%

66.4%

72%

Таблица 1. Показатели учебной деятельности по достижению предметных результатов по итогам 2018-2019 учебного года. (Учебный предмет – трудовое обучение (швейное  дело). Учитель: Утюганцева Ирина Петровна.)

  Классы

Количество обучающих

ся

Группы по

возможностям

обучения

(на конец года)

Средний   балл

на  1 обучающегося

(учебные четверти и год)

Качество знаний

(по итогам года)

1

2

3

4

I

II

III

IV

Год

  8 а

5

1

2

1

1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,2

67%

  9 а

6

2

2

2

-

1,5

1,5

1,5

1,6

1,5

78%

Итого  по предмету

11

3

4

3

1

1,4

1,4

1,4

1,5

1,4

73 %

Таблица 2. Показатели учебной деятельности по достижению предметных результатов по итогам 2017-18 учебного года. (Учебный предмет – трудовое обучение (швейное  дело) Учитель  Утюганцева Ирина Петровна.)

  Классы

Количество обучающих

ся

Группы по

возможностям

обучения

(на конец года)

Средний   балл

на  1 обучающегося

(учебные четверти и год)

Качество знаний

(по итогам года)

1

2

3

4

 I

II

III

IV

Год

 7 а

5

1

2

1

1.2

1.2

1.3

1.3

1.25

72%

  8а

6

2

3

1

1.4

1.5

1.5

1.6

1.5

84%

Итого  по предмету

12

3

6

3

1.3

1.4

1.4

1.5

1.4

78 %

Приложение 2 

1.1.4.Динамика качества подготовки обучающихся (выпускников) по предмету.

В межаттестационный период в 2016-2019 учебном году выпустила 9 класс. Создание благоприятной среды в коррекционной школе и использование в работе  индивидуально – дифференцированного подхода, различных педагогических технологий позволили добиться более высокого уровня развития у обучающихся 9 классов.

Класс

Учебный  год

Качество %

Обученность  %

9 «а»

2018-2019

100  %

100%

Результаты итоговой аттестации, проводимой в 2019 году, свидетельствуют о 100% качестве усвоенных знаний, умений и навыков выпускников с нарушением интеллекта по профилю «Швейное дело»        

Приложение 3 

1.2. Показатель «Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся»

        Школа-интернат для детей с интеллектуальными нарушениями  готовит обучающихся к самостоятельной жизни в социуме. Для того, чтобы социализация происходила успешно, воспитываю у умственно - отсталых обучающихся  сознательное отношение к труду, формируя нравственные и гражданские качества личности учащихся.  

        Ожидаемые личностные результаты освоения программы профессионально-трудовой подготовки обучающихся и выпускников с нарушениями интеллекта по профилю «Швейное дело» способствуют:  сформированность уровня мотивации к профессионально-трудовому обучению; выполнение общеорганизационных режимных моментов; достаточный уровень гражданского становления; овладение навыками коммуникации и принятыми традициями социального взаимодействия; формирования нравственных ценностей; знание основных моральных норм и правил поведения; развитие эмоционально-волевого самообладания; способность самостоятельно моделировать собственное поведение; развитие коммуникативной деятельности в общении со сверстниками; формирование социальных контактов с взрослыми; подготовка к  семейной жизни; формирование нормативно-правовой осведомленности; формирование навыков самообслуживания, общих трудовых навыков, стремления к общественно-полезному труду; установка на здоровый образ жизни; осознание правил безопасности жизнедеятельности; овладение навыками социально-трудовой адаптации, профориентация и профессиональное самоопределение; развитие эстетического чувства, творческих способностей, умения выделять прекрасное в окружающем мире.

        Деятельность в области социализации обучающихся осуществляю как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях с использованием разнообразных форм, методов  и приёмов активного обучения и  инновационных технологий.          Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии в ателье, в магазин тканей и готовой одежды. На виртуальных экскурсиях, учащиеся знакомятся с профессиями швейного производства, получают представления, чем занимаются представители данной профессии в цехах швейной фабрики. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, поток новой информации позволяет обогащать речевой запас и повышать мотивацию при выборе профессии.     

Свою работу осуществляю по следующим направлениям: Нравственное и эстетическое развитие обучающихся

1.        Воспитание экологической культуры

2.        Воспитание здорового и безопасного образа жизни

3.        Трудовое воспитание  и основы жизнеобеспечения

4.        Профессиональное самоопределение

5.        Основы правового и патриотического воспитания

6.        Семейное, половое воспитание

7.        Работа с родителями

     Деятельность  в области социализации обучающихся  осуществляется  на уроках, и на внеурочных  мероприятиях  с  использованием различных форм, приемов, инновационных технологий  обучения, в соответствии с планом  воспитательной работы                                      

Приложение 4 

Помочь учащимся поверить в свои силы, повысить самооценку, добиться успеха в обучении, этому способствуют праздники труда, городские и школьные выставки работ, смотры-конкурсы «Абилимпикс».

Приложение 5 

Принимаю  участие  в чемпионате Хабаровского края по профессиональному мастерству в качестве Главного эксперта в номинации «Художественная вышивка» (школьники), как главный эксперт несу ответственность за техническое задание , за подготовку площадки Абилимпикса к соревнованиям, провожу мастер -классы по просьбе администрации «Абилимпикса». Начиная с сентября 2017 года мы стали готовится к региональном этапу соревнований. Чемпионат Хабаровского края «Абилимпикс» был проведен с 10 по 12 октября 2018 года на базе спортивного комплекса «Арена «Ерофей». Происходит колоссальный обмен опытом в работе с другими экспертами, сопровождающими и работодателями.            

 Приложение 6

        Ежегодно, мы разрабатываем план совместных мероприятий, содержащие внеурочную деятельность: «День открытых дверей», экскурсии, встречи, мастер-классы. Наш план нацелен на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования. При этом непременным условием осуществления деятельности станет наличие практической составляющей, которую ученик успешно сможет реализовать в мастерских Николаевского –на-Амуре Промышленно-гуманитарного техникума под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей техникума.

Приложение 7

        Мною выделены 4 «группы риска» обучающихся, по следующим критериям:

Критерий

Критерии, определяющие «группу риска»

Учащиеся

1. Медицинский

1.Имеют хронические заболевания внутренних органов.

2.Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.         

3.Часто и длительно болеют.

4.Состоят на учете у психоневропатолога.

5.Перенесли сложные медицинские операции.         

6.Перенесли стрессы.         

7.Леворукие дети (левша)    

Рита

Карина, Оля

Альбина

Карина.

Марина

2. Социальный

1.Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку         

2.Живут в малообеспеченной семье

3.Воспитанники детского дома.        

4.Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса.

5.Опекаемые.

Артем

Карина.

Марина

3.Учебно-педагогический

1. Имеют стойкую неуспеваемость

2.Пропуски занятий без уважительных причин

3. Пропускают отдельные предметы без уважительных причин         

Артем

4.Поведенческий

1.Нарушение поведения

2.Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

3.Повышенная тревожность

4.Употребление наркотических веществ

5.Табакокурение         

6.Токсикомания         

7.Гиперактивность

Артем

        Свою педагогическую деятельность выстраиваю с задачами и направлениями работы КГКОУ ШИ 16. Основной задачей в области социализации обучающихся считаю   создание благоприятных условий для самопознания, саморазвития  и самореализации. Поэтому поддерживаю и корректирую личностные ориентиры  каждого школьника, в соответствии с их  интересами, способностями, ценностными  установками, создаю благоприятные условия для ребенка в коллективе и устанавливаю доброжелательные и эмпатичные взаимоотношения в коллективе детей и взрослых.

1.2.1        Обучающиеся участвуют в самоуправлении в пределах возрастных компетенций:

        В нашей школе на протяжении нескольких лет существует детская общественная организация «Амурчане», в которую входят обучающиеся 11–16 лет. Основные задачи организации — это развитие детского творческого потенциала, социализация ребят, формирование их личностного и гражданского самоопределения.

        Важным аспектом воспитательной системы является организация самоуправления так же и в мастерской швейного дела. Ученическое самоуправление направлено на формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, самовоспитанию, воспитанию чувства ответственности, осознания того, что у каждого участника образовательного процесса есть свои обязательства и долг перед товарищами. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями такая форма организации носит особый характер.  Это формирование среды, способствующей созданию принципиально новых возможностей для достижения ценностных ориентиров личности. Главный упор делаю  на саморазвитие учащихся, развитие инициативы.

        За время работы органов самоуправления в мастерской повысился уровень самостоятельности, инициативности, ответственности. Учащиеся заинтересованы в результате своей деятельности, поэтому занимают активную общественную позицию,  стремятся к высшим результатам. Об этом говорят результаты общешкольных мероприятий, в которых учащиеся  класса занимают лидирующие позиции.

Год

Наименование мероприятия

Уровень

Результаты достижения

1.

2017

Открытый класс «Подарочки для любимой мамочки»

Сетевой общероссийский конкурс

Сертификат

2.

2018

Праздник труда «Город мастеров»

Школьный

Грамоты

3.

2017

Конкурс

«Лучший по профессии»

Школьный

Почетные Грамоты I  и II место

4.

2018

Конкурс - смотр

«Лучший по профессии»

Краевой

Грамота

III место

5.

2018

Лыжная гонка «Новогодняя лыжня»

Городской

Грамота

II место

6.

2019

Праздничный концерт «Новогодняя мозаика»

Школьный

Шили костюмы

7.

2019

Олимпиада «И снова в школу»

Международный сетевой проект

Диплом I степени

8.

2019

Конкурс

«Лучший по профессии»

Школьный

Грамота

II место

9.

2018

Олимпиада «Зима-16»

Международный сетевой проект

Дипломы I и III степени

10

2019

Праздничный концерт «Новогодняя феерия-2019»

Школьный

Шили костюмы

Приложение 8

  1. . Показатель «Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)».

        Системный подход в организации образовательного пространства позволил мне добиться значительных успехов в профессионально-трудовом обучении и  воспитании учащихся.

Охват обучающихся во внеурочной деятельности

2017-2018уч.г.

2018-2019уч.г.

2019-2020уч.г.

Общее количество обучающихся

чел. / %

Охват обучающихся во внеурочной деятельности

чел. / %

Общее количество обучающихся

чел. / %

Охват обучающихся  во внеурочной деятельности

чел. / %

Общее количество обучающихся

чел. / %

Охват обучающихся во внеурочной деятельности

чел. / %

15 чел./100%

7/68%

12чел./100%

5/57%

13 чел./100%

6/87%

        Для выявления уровня мотивации и определения особенностей отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию использую модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Приложение 9

Результаты диагностирования приведены в таблице.

Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению)

2017-2018уч.г.

2018-2019 уч.г.

2019-2020уч.г.

Уровни

Уровни

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

10%

35%

55%

9%

31%

60%

7%

30%

63%

Критерии 2  «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. № 662»

Не  раскрыт в связи с тем, что   ФГОС О у/о вступил в силу с 01.09.16г.

Критерий 3 «Выявление и развитие способностей обучающихся, воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях»

3.1 Показатель «Выявление и развитие способностей обучающихся, воспитанников  к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

        Выявление одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья, организация системной работы с ними составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования, так как такие дети отличаются сниженной умственной работоспособностью, низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленных продуктивных действий, нарушением планирования и программирования деятельности.

        Работу по выявлению и развитию творческих способностей провожу в системе:

  • Наблюдение за проявлениями творческой активности на уроке и во внеурочное время.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Подбор методов повышения и стимулирования учебной мотивации.
  • Раскрытие творческого потенциала в различных видах деятельности: декоративно-прикладное творчество, занятия кулинарии, рисование.
  • Создание «ситуации успеха».
  • Поощрение за достижение высоких результатов грамотами учащихся и их родителей.

Приложение  10 

3.2 Показатель «Достижения обучающихся в конкурсных мероприятиях»

        В межатестационный период 2017-2019г была классным руководителем 8-9 «А» класса, в 2019-2020 году являюсь классным руководителем 9 «Б» класса. Обучающиеся  школы постоянно принимают участие в конкурсах школьного, городского, районного, краевого и Всероссийского уровня. Среди участников есть призеры и победители.

Приложение  8 

Критерий 4 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий,  транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»

4.1 Показатель «Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств»

4.1.1.        Совершенствует и развивает методы и средства обучения и воспитания:

        Учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах её реализации.

        Цель моей педагогической деятельности, как учителя профессионально-трудового обучения: формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников нашей школы, повышение уровня их общего развития и всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.  Изменяющиеся условия образовательной деятельности, появление новых средств обучения диктуют необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие подходы и формы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания.

        Организуя и реализовывая образовательный процесс, опираюсь на личностно-ориентированный подход - это позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, создать благоприятные условия для коррекции и развития каждого ученика. Стараюсь сочетать традиционные и инновационные формы обучения, с применением современных средств и технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, проектных, коррекционно-развивающих), которые способствуют активизации компенсаторных механизмов и достижению оптимальной коррекции нарушенных функций.

        Для формирования коммуникативных базовых учебных действий активно использую методы работы в бригадах, в парах, групповую работу, которые  позволяют каждому ученику включиться в работу, создают на уроке атмосферу психологического комфорта, ситуацию успеха. В результате такой деятельности у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений, возрастает сплочённость, вырабатываются навыки позитивного общения, работы в коллективе, необходимые для жизни в обществе.

        Для того чтобы изучаемый материал был более доступным, понятным моим ученикам, в своей работе использую следующие приемы:

  • Расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части.
  • Выделение главных существенных сторон предмета или явления.
  • Отражение в речи выполняемых практических действий до начала работы, во время и после нее.
  • Связь новых сведений с ранее усвоенными.
  • Варьирование материала при повторении.  

Приложение  11 

При проверке и оценке качества знаний применяю следующие методы:

  • Повседневное наблюдение.
  • Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, поурочный балл).
  • Тестовые формы контроля (альтернативные тесты, тесты множественного выбора, тесты перекрестного выбора). Пользуюсь как готовыми тестами, полученными через Интернет, так и собственными разработками.
  • Работа с карточками. Все разработанные мною карточки систематизированы в тематических папках.
  • Критерии оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП, разработанные в рамках работы краевой инновационной площадки по теме «Разработка действенной системы оценки достижений обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП».

        Педагогическая деятельность носит творческий характер и предполагает постоянный выбор из вариантов, то есть объективно сопряжена с риском. Учитель отвечает за выбор педагогического замысла, принятие ситуативных педагогических решений, регулирование взаимоотношений участников педагогического процесса. По объекту, который подвергается риску, педагогические риски можно разделить на 3 вида: личные риски учителя, личные риски ученика, риски нарушения образовательного процесса. Главный способ минимизации рисков – диагностика опыта. Анализируя опыт учебно-воспитательной деятельности за предыдущий учебный год, составляю таблицу возможных педагогических рисков на текущий учебный год и план работы по их предупреждению.

Приложение  12 

4.1.2 Продуктивно использует новые образовательные технологии:

        В своей работе применяю современные образовательные технологии и их элементы, адаптированные к условиям коррекционно-развивающего обучения:

Игровые технологии

        Игра – неотъемлемая часть детства. Это не только естественное времяпровождение ребенка, но и прекрасный способ развивать у него необходимые качества. Подчиненная определенным целям игра позволяет решать множество задач: образовательных, воспитательных, коррекционных. В своей работе на уроках социально-бытовой ориентировки применяю как авторские разработки игр, так  и готовые методики (игры из программы «Дорога домой»), которые адаптирую к изучаемому материалу, целям и задачам урока.  Презентации к урокам так же делаю с элементами игровой технологии – ребусами, загадками, звуковыми эффектами.

        Применение этой технологии способствует более непринужденному и естественному усвоению учебного материала, повторению и закреплению, так как дает возможность сочетать рациональное и эмоциональное начало.

Приложение 13   

Информационно-коммуникационные технологии

        Информационно-коммуникационнные технологии – важный компонент моей педагогической системы, так как они способствуют активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала, что особенно актуально при обучении детей с особыми образовательными потребностями. При проведении уроков активно использую мультимедийные презентации – и авторские, и коллег, полученные на педагогических сайтах. Это дает возможность повысить качество обучения предмету, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности,  представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. При таком подходе задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

        Мною разработаны: презентации к урокам по различным темам, контрольные тесты, виртуальные экскурсии.

        Использую интерактивное оборудование почти на каждом уроке – сообразно поставленным целям, разумно дозируя соответственно СанПин.

Приложение  14 

Коррекционно-развивающие технологии 

        Основываясь на принципах коррекционно-развивающих технологий, систематически провожу работу по исправлению дефектов психофизического развития, активизации познавательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, характерна инертность мышления.  

        В своей работе  использую как опыт коллег, так и авторские разработки – упражнения   направленные на развитие мышления, памяти, внимания, речи.

        В результате проводимой работы наблюдается положительная динамика при установлении логических связей между словами и изображениями, повышается уровень процессов обобщении, сравнения, анализа и синтеза. Для проведения диагностики использованы методики Т.Г.Манеевой «Графические диктанты».

        Физиологической основой коррекции недостатков развития является положение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации.  По данному вопросу использую некоторые методики из статьи «Современные подходы к изучению эмоционально-волевого развития умственно отсталых школьников», кандидата педагогических наук, зав.кафедрой коррекционной педагогики Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии О.Е. Шаповаловой. Проявления школьниками ответственности и самостоятельности при выполнении практических работ.

Применение этих методик позволило сделать следующий вывод: многим учащимся необходима помощь в расширении понятийного аппарата эмоционально-волевых состояний, формировании и развитии положительных эмоций, позитивного отношения к труду и другим людям. Для решения мы разработали методику развития волевых качеств личности умственно отсталых старшеклассников в процессе трудового обучения цель, которой - подготовка детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях, к социализации, в том числе, жизни в семье.

Приложение  15 

Технология дифференцированного подхода.

        При организации коррекционно-развивающего обучения следует исходить из возможностей каждого ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, опираться на зону актуального развития. Поэтому на уроках трудового обучения необходимы дифференцированный и индивидуальный подходы, которые дают возможность учитывать способность (или неспособность) ребенка к восприятию учебного материала, и на этой основе объединять детей в группы, бригады с учетом общих качеств. Осуществляя индивидуальный подход, регулярно использую карты формирования навыков.  

        Составленные мною таблицы заполняю не только я на уроках и во время практических занятий.

Приложение 16 

Здоровьесберегающие технологии

        Требования к мебели в кабинете, ее расстановке, воздушно-тепловому режиму, освещению соответствуют СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

        В кабинете созданы условия для реализации охранительного режима:

- во время урока чередуются различные виды деятельности;

- во время перемен производится проветривание;

- для снижения уровня яркости освещения в утренние часы, окна снабжены шторами    (класс ориентирован окнами на восток);

- в кабинете имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи;

- осуществляется контроль  правильной посадки учащихся за партами во время уроков;

- практические работы во время занятий учащиеся выполняют в специальной одежде (халаты, фартуки, косынки);

- просмотр статистических изображений на экране (презентации к урокам) проводится для 5-7 классов – не более 20 минут, для 8-9 классов – не более 25 минут;

- в классе имеется комплект инструкций по технике безопасности при работе с электроприборами,  с острыми и режущими предметами; правилами эксплуатации электроприборов; правилами пожарной безопасности;

- ведется журнал по технике безопасности.

  1. Для создания здоровьесберегающей среды на уроках швейного дела проводятся:
  • физминутки;
  • рекомендованный СанПин 2.4.2.2821-10 комплекс упражнений физкультурных минуток, который способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса,  улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища, мобилизации внимания;
  • комплекс упражнений для глаз;
  • физминутки в стихах для 5, 6 классов (с упором на мобилизацию развития внимания);
  • музыкальные физминутки;
  • беседы о здоровом образе жизни, вреде курения, алкоголя, наркотиков с применением мультимедийных презентаций, видеофильмов;
  • приемы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, посильные задания.

        Создаются психологически комфортные условия для учащихся. Ситуация успеха. Признание достоинств. Опора на желания. Одобрение успехов. Обращение к самолюбию. Показ достижений. Поддержка здорового соперничества.

Приложение 17  

Технология АМО (активные методы обучения)

        Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

        Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

        К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

        Например: методы «Шифровка», «Лото», «Плюс и Минус», «Бумажные куклы», ТСО и др.

Приложение 18  

Особое внимание уделяю урокам-экскурсиям.

Место посещения

Тематический блок, в рамках которого проведена экскурсия

Результат посещения

Центр занятости населения г. Николаевска–на-Амуре

Раздел : Сведения о трудовом законодательстве:

«Устройство на работу»

Учащиеся изучили спрос на профессии обслуживающего труда, получили разъяснения специалиста о том, как работать с информацией на стенде, узнали о возможностях сотрудничества с Центром занятости (программы по обучению безработных, предоставление рабочих мест).

Городская прачечная «Дельфин»

«Работники прачечных, химчисток»

Обучающиеся получили возможность познакомиться с представителями этой профессии, увидеть прачечное оборудование и процессы химчистки, узнать об особенностях ухода за вещами.

Городское Ателье

«Индивидуальный пошив изделий»

Школьники познакомились с техническим оборудованием, инструментами и приспособлениями используемые при пошиве изделий.

Магазин тканей

Раздел

Материаловедение: «Волокна и ткани, нетканые материалы»

Обучающимися отрабатывались умения правильно выбирать ткани для постельного белья и верхней одежды, сравнивать и различать свойства  и состав тканей.

        

        Принцип наглядности реализую через разработку дополнительных учебных пособий, опорных технологических карт, схем: С целью повышения мотивации овладения.

Приложение 19 

        Кабинет швейного дела оборудован швейными машинами. Широко представлена наглядность и оборудование, связанные с данным предметом.         Это дает возможность умственно отсталым учащимся быстро настраиваться на занятия, погружаться в профессиональную атмосферу. В кабинете имеется стенд «Профессионалы швейного дела». Данный стенд способствует знакомству учащихся с кругом профессий, профессиональными требованиями. Информация на стенде помогает учащимся в построении монологической речи при описании профессий, а также способствует их профессиональному самоопределению.        Стенд «Модницы», на котором представлены образцы выкроек изделий используемые на уроках при объяснении материала и обучающимися при устных и письменных ответах. В кабинете имеется стенд с часто сменяемой информацией в зависимости от изучаемого тематического блока, способствующей формированию у учащихся с интеллектуальными нарушениями жизненно важных компетенций, технологические карты.

        При знакомстве обучающихся со спецификой профессий швейного дела формируются навыки соблюдения техники безопасности. Это достигается путем изучения инструкций по технике безопасности. Кабинет, кроме печатных инструкций, оснащен изготовленными нами плакатами которые систематически используются на уроках и журнал по охране труда.

Приложение  20 

4.2 Показатель «Система индивидуальной работы с обучающимися»

4.2.1 Организует  индивидуальную работу с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии:

        Индивидуальную работу начинаю с выявления причин, вызывающих затруднения учащихся. Использую пособие «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения»  А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костроминой. В зависимости от результатов диагностики планирую работу с учащимися, имеющими затруднения. На уроках использую дифференцированные задания с учётом уровня познавательных способностей учащихся.

         На занятиях швейного дела важно проводить отслеживание и контроль над формированием практических умений и навыков. При этом следует учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. Особенно актуален такой подход  при работе с детьми, умения и навыки которых ниже, чем  у остальных учащихся в классе. Это удобно делать, применяя диагностические «Карты сформированности навыков». Анализ таких карт дает возможность осуществлять индивидуальный подход, правильно определять актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у каждого ребенка,  планировать дальнейшую работу по формированию определенного навыка и повышению уровня мотивации к его овладению.                                                                       Приложение 21

        Я обучаю учащихся с диагнозом F-71. С данными обучающимися было проведено обследование с целью выявления зоны актуального и ближайшего развития, проанализированы результаты и разработан индивидуальный план коррекционной работы. Ведётся дневник индивидуального сопровождения.

На основе «Образовательной программы для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома – интерната», автор-составитель: Н.В. Лагунова, г.Биробиджан, 2007 г., разработала и реализую индивидуальный план коррекционной работы с обучающимися. В плане   учитывается принцип коррекционной направленности обучения, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для обучающихся.                 Приложение 19  

4.2.2 Организует дистанционное обучение обучающихся:

     Показатель не раскрыт в виду отсутствия возможностей дистанционного обучения обучающихся

  1. Показатель «Участие в экспериментальной, инновационной деятельности»

Экспериментальная деятельность

Сроки

Формат работы

Содержание деятельности

Введение ФГОС

07.09.

2015-31.08.

2016

Член рабочей группы

Участие в разработке АООП

 «Инновационные подходы

 в оценочной деятельности учителя в условиях реализации и введения ФГОС»

Приложение 20

4.3.2        Участвует в одной из форм инновационного поиска:

        По результатам конкурса инновационных проектов и образовательных инициатив на присвоение статуса в инновационной инфраструктуре системы образования Хабаровского края краевому государственному казённому общеобразовательному учреждению реализующему адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 16» присвоен статус краевой инновационной площадки по теме «Разработка действенной системы оценки достижений обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП».

        Разработаны критерии  достижения предметных результатов освоения АООП обучающимися 5-9 классов по социально-бытовой ориентировке. В конце каждой четверти и по итогам учебного года  проводится мониторинг результатов учебной деятельности, по достижению предметных результатов  обучающихся 5-9 классов.

Приложение 24 

4.4  Показатель «Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»

        Создала свой персональный сайт «Социальная сеть работников образования», где размещаю свои рабочие материалы.

Публикации, размещенные на сайтах в сети Интернет

Название публикации

Место публикации

1.

Создала свой электронный сайт

Социальная сеть работников образования

2.

Разместила своё электронное портфолио

Социальная сеть работников образования

3.

Рабочая программа для организации обучения на дому

Социальная сеть работников образования

4.

Конспект урока технологии по теме «Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застёжкой до верха»

Социальная сеть работников образования

Приложение 25

  1. Показатель «Непрерывность образования педагогического работника»

        В силу специфики деятельности, передо мной стоит задача непрерывного образования и совершенствования профессиональных навыков. Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень через различные формы.

Сроки обучения

Учебное заведение

Форма обучения

Специальность по диплом у

1993-1999

Педагогическое училище г. Николаевск на Амуре

АК 0200596 от 28.06.1999

очно

«Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики»    

1999-2002

Биробиджанский государственный педагогический институт. ИВС  0367140  от  08.11.2002г.  

заочно

Учитель и логопед школ для детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагог

2016

Московская академия профессиональных компетенций Педкампус

дистанционно

Учитель технологии

Приложение    2

Курсы повышения квалификации

Дата

Тема курса / семинара

Количество часов

04.10.2011

Проектирование системных изменений деятельности образовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ»

108 часа

29.04.2016

Московская академия профессиональных компетенций Педкампус

250 часов

13.08.2018

Содержательно методические и технологические основы экспертирование конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью.

72 часа

Приложение 4

Прохожу обучение в форме вебинаров.

Вебинары

Тема вебинара

Количество часов

«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»

2 ч.

«Современные подходы к профессиональной деятельности педагога»

2 ч.

«Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

2 ч.

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

2 ч.

«Конструирование образовательного пространства учебного занятия структурно-логические схемы и дистанционное обучение»

2 ч.

«Организация исследовательской деятельности школьников»

2 ч.

«Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы»

2 ч.

«Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота»

2 ч.

«Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности»

2 ч.

«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»

2 ч.

«Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС»

2 ч.

Приложение 27

4.6  Показатель «Признание профессиональным сообществом высокой квалификации педагогического работника»

        Являюсь членом конфликтной экзаменационной комиссии, комиссии ежегодных профессиональных конкурсов «Лучший по профессии», вхожу в состав рабочей группы на период с 07.09 2017 г. по 31.08 2019 г.: по  организации деятельности ОУ  на этапе введения ФГОС.

Приложение 28

4.7  Показатель «Награды и поощрения педагогического работника за личный вклад в повышение качества образования, успехи в профессиональной деятельности»

4.7.1. В межаттестационный период получены грамоты, поощрения, благодарственные письма по профилю работы работника за личный вклад

в повышение качества образования и успехи в профессиональной деятельности

Год

Уровень

Наименование

2014

КГКОУ ШИ 16

Грамота за многолетний, добросовестный труд, высокий профессионализм и большой вклад в обучение, развитие детей с ОВЗ, в связи с празднованием 50-летнего юбилея образовательного учреждения.

2014

КГКОУ Детский дом 25

Благодарность за добросовестный труд и профессиональное мастерство и успешную работу по воспитанию и обучению детей детского дома.  

2015

Краевой

Почётная грамота Министерства образования и науки Хабаровского края

2015

КГКОУ ШИ 16

Диплом II степени фестиваля открытых уроков

2016

КГКОУ ШИ 16

Благодарность за активное участие в реализации мероприятий по подготовке и введению ФГОС О у/о в системе образования Николаевского муниципального района.

2016

КГКОУ ШИ 16

Почетная грамота за высокий профессионализм, мастерство педагога и наставника, инициативность, активность, высокую работоспособность и в честь празднования Международного Дня учителя.

2016

Международный

Благодарность за активную помощь в проведении международных олимпиад проекта Инфоурок

2016

Международный

Свидетельство о подготовке победителей викторины по технологии проекта INTOLIMP

2016

Международный

Свидетельство о подготовке победителей олимпиады по технологии проекта Инфоурок  

2017

Международный

Сертификат  «Социальное здоровье нации»

2017

КГКОУ ШИ 16

Благодарность за активное участие в реализации мероприятий по подготовке и введению ФГОС О у/о в системе образования Николаевского муниципального района.

Приложение 29

Критерий 5 «Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах»

5.1. Показатель «Методическая работа»

5.1.1. Участие в работе методических советов, объединений, педагогических советов

        Три года являлась руководителем школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения. Составляла план работы ШМО на год, проводила заседания и межсекционную работу согласно плану, посещала уроки членов объединения. Являлась членом методического совета школы.

Учебный год

Наименование и уровень методических объединений, советов

В чём заключалось участие, результаты деятельности

2014-2015

Участие в общешкольном мероприятии

Благодарность за активное участие в праздничном концерте «Мама – слово-то какое!» подготовка поделочных поделок учащимися.

Участие в общешкольном мероприятии

Диплом за участие в праздничном концерте «Новогодняя мозаика»

2015-2016

Педагогический совет

Выступление на тему: «Трудовое воспитание, как основа социализации воспитанников школы-интерната».

Методическое объединение

Выступление на тему: «Специальные методы и приёмы воспитания навыков самостоятельности у обучающихся швейному делу в коррекционной школе»

Педагогический совет

Выступление на тему: «Презентация аналитического отчёта учителей профессионально-трудового обучения»

2016-2017

Методическое объединение учителей начальных классов и учителей профессионально-трудового обучения

«Использование элементов системно- деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС О у/о при проектировании современного урока»

Представление технологической карты учителей профессионально-трудового обучения.

Педагогический совет

Выступление на тему: «Технология реализации деятельностного подхода на уроках профессионально-трудового обучения».

Педагогический совет

Выступление на тему: «Презентация аналитического отчёта учителей профессионально-трудового обучения»

Принимаю активное участие в работе педагогических советов, методических объединений, мастер-классах различного уровня.                        

 Приложение 30

5.2 Показатель «Участие  в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса»

        С целью совершенствования профессионально-трудовой подготовки старшеклассников с нарушением интеллекта мною была разработана и апробирована инновационная методика «Развитие волевых качеств личности учащихся с нарушением интеллекта», которая прошла научную защиту в форме диссертации. Мною разработана Рабочая программа по  предмету «Швейное дело» 5-9 3 классов, которая была утверждена на педсовете.                                                  

 Приложение 31

5.3.Показатель «Участие  в профессиональных конкурсах»

Профессиональный конкурс

Результат конкурса

«Фестиваль открытых уроков»

Диплом 2 степени

«Лучший по профессии»

Грамота участника

«Праздник труда»

Грамота участника

«Абилимпикс»

Сертификат

Приложение 32

Критерий 6 «Личностные и профессиональные качества педагогического работника»

6.1 Показатель «Профессиональная культура педагогического работника» (по результатам диагностики) 

        С целью определения уровня профессионализма, продуктивности деятельности производилась диагностическая работа по опросникам «Диагностики наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога». Имею положительные отзывы от коллег школы и родителей.                                                 

Критерий

Доля респондентов в %

низкий

средний

высокий

Уровень эмпатии

0

5

95

Уровень толерантности

0

7

93

Уровень конфликтности

95

5

0

Приложение 33

6.2 Показатель «Социальная активность педагогического работника, участие в решении общественных проблем»

Критерий 7 «Профессиональная компетентность педагогического работника в области информационной основы деятельности, постановке и достижении педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке (учебном занятии, воспитательном, методическом и других мероприятиях)»

7.1. Показатель «Знания педагогического работника в области государственной образовательной политики, педагогики, психологии, методики преподавания и содержания предмета (направления деятельности)»

Приложение 2

7.2. Показатель «Постановка педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке/ учебном занятии (на примере конспекта урока/ учебного занятия)»

7.3. Показатель «Компетентность педагогического работника при реализации образовательной программы на уроке/ учебном занятии (на примере видеозаписи урока/ учебного занятия)»

Приложение Раздел 2 видео

Критерий 8 «Высокие сертифицированные достижения педагогического работника»

8.1        Показатель «Поощрения за активное участие в развитии и совершенствовании системы образования Российской Федерации и/или Хабаровского края»

      Награждена в межаттестационный период (2015-2016) Почётной грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края.   Приложение 34

«31» января  2020 г.                                  

_______________      подпись  аттестуемого педагогического работника

Сведения, представленные в информационно-аналитическом отчете о профессиональной деятельности в межаттестационный период Утюганцевой И.П.,  верны

Руководитель

образовательного  учреждения

И.о. директор КГКОУ ШИ 16     __________________     /К.А.Хатулькова/

                                                         подпись                        ФИО

«31» января  2020 г.                          


       Раздел 2

«Видеозапись уроков, учебных занятий, воспитательных, методических и других материалов»

Раздел 3

«Приложения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования...

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования...

Материалы к уроку "Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц"

Материалы содержат презентацию по теме и раздаточный материал для проведения проверочной практической работы....

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

ПОЛОЖЕНИЕ об электронном журнале успеваемости и дневниках обучающихся в электронном виде

Работа с ЭЖД является обязательной деятельностью школы и предусматривает возможность реализации следующих направлений правового обеспечения школы основной деятельности:● правовое обеспечение образоват...

Доклад по теме: «Электронные коммуникации: электронная почта, чат, видеосвязь».

Доклад по теме: «Электронные коммуникации: электронная почта, чат, видеосвязь»....