Программы
рабочая программа

Макарова Светлана Владимировна

.Программа "Точка Роста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новопортовская школа-интернат

им. Л.В. Лапцуя»

Программа по теме самообразования

«Формирование гражданско-правовой культуры воспитанников»

Воспитатель: Макарова С.В.

с. Новый Порт

2017 г.

«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы»

                                               М. Монтень

1.Аналитическое и научно-методическое обоснование программы.

 Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»

В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, для которых характерны низкий уровень познавательной деятельности (недостаточный запас представлений об окружающей действительности), несформированность эмоционально-волевой сферы, саморегуляции поведения, особенно остро нуждаются в педагогической поддержке в вопросах правового воспитания.

Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками педагогу требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

Настоящая программа гражданско-правового воспитания учитывает особенности развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемые Программой меры направлены на ознакомление воспитанников с положениями основных российских законов, воспитание у них уважения к закону, формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены, укрепление авторитета правоохранительных органов.

Реализация мер будет носить поэтапный характер, создавая воспитанникам условия для повышения привлекательности правовых знаний, обеспечения их поведения, отвечающего интересам личности, общества, государства.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе, особую важность приобретает оно в условиях работы специальной (коррекционной) школы-интерната.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной и в настоящее время. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей, происходит становление его интересов и ценностных ориентаций. Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа, направлена на работу с обучающимися школы-интерната, предполагает  первичную профилактику с обучающимися.

В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

1.1 Актуальность и новизна.

В проекте модернизации развития российской системы образования отмечается, что развитие образования значительно отстает от изменений жизни в стране и мире.

Современная жизнь предъявляет человеку совершенно новые требования. Главными из них являются:

  • Умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
  • Общественная активность и творческая инициатива;
  • Рационализм и эффективность;
  • Самостоятельность и личная целеустремленность;
  • Умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
  • Видение ключевых проблем общественной жизни и стремления решать их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми;
  • Владение ценностями демократического гражданского общества.

Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечивать социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.

Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построения правового государства

 Гражданское общество – это общество свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующий в управлении государством.

Гражданское образование – это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным членом общества, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

Под термином «гражданское образование» понимается многосторонний процесс формирование у школьников гражданских компетенций, который подразумевает единство учебного и воспитательного процессов.

Гражданские компетенции:

  • знаний,
  • навыков коммуникации,
  • толерантности,
  • самореализации при уважении прав окружающих  людей,
  •  законопослушания,
  • поиска и анализа информации,
  • социальной адаптации,
  • профессиональной ориентации,
  • активного участия в общественной жизни и др.

Группа  должна  превратиться в сообщество исследователей. Она может брать на себя решение многих дел интерната.  Группа  превращается в  главную ячейку общества, в которой происходит становление разумных, знающих, социально и морально ответственных граждан демократического общества.

2. Концептуальные основания программы.

2.1.Система ценностей.

  1. Успешность всех воспитанников в учебной и внеучебной деятельности, обеспечение условий для самореализации.
  2. Самостоятельность, самоорганизация и персональная ответственность.

      2.2.Миссия.

Деятельность всех воспитанников  строиться в культуре успеха и самореализации, которая обеспечивается единством образовательного и воспитательного процесса и ребят  к социуму.

2.3. Проблема.

Обеспечть самостановление человека, ввести в мир культуры и человеческих взаимоотношений, развить  качества, без которых невозможна творческая деятельность и жизнь в обществе.  Но, с другой стороны, традиционное директивно-авторитарное воспитание формирует стереотип послушания и подчинения, приучает чувствовать себя зависимым от воли взрослых и освобожденным от ответственности принимать решения. На решение данного противоречия и направлена данная программа.

Проблема свободы и сопряжения собственной позиции с позицией других трудна для детей. Она легче осознается  и решается в диалогическом общении со сверстниками, которое призвано обеспечить:

  • Свободу мнений;
  • Необходимость их формулирования, высказывания и обоснования;
  • Интеллектуальную ответственность, умение критиковать и выслушивать (понимать, принимать, доказательно опровергать);
  • Искусство достигать компромисса, приходить к общему решению;
  • Право на индивидуальность;
  • Обязанность вносить вклад в кооперативный поиск истины.

Превращение группы в сообщество исследователей предполагает:

  • Постоянное обращение к жизненному опыту и обеспечение его интенсивного приращения посредством организации их жизнедеятельности;
  • Обеспечение единства в образовании обучения и воспитания, урочной и внеурочной, школьной и внешкольной деятельности;
  • Открытость школы окружающему социуму, вовлечение воспитанников в самые разнообразные социальные практики, организуемые в неразрывной связи с образовательным процессом.

2.4. Цели и задачи

Цель: Создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации воспитанников школы-интерната в социуме.

Задачи:

  • обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.
  • осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
  • воспитывать у воспитанников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
  • формировать умение различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
  • совершенствовать организационно-методическую базу правового воспитания подростков девиантного поведения;
  • развивать интерес к правам человека среди воспитанников, педагогов;
  • активизировать разъяснительные работы среди воспитанников по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в школе-интернате.

3. Механизмы реализации идей и задач программы.

  1. Выработать у воспитанников широкого спектра социально и личностно значимых навыков.
  • Лингвистические навыки, обеспечивающие способность выражать чувства и мысли в адекватных понятиях, различать слова и значения, прояснять понятия, вести разговор-диалог и т.д.
  • Исследовательские навыки, обеспечивающие способность распознавать проблемную ситуацию; ставить и точно формулировать относящиеся к ней существенные вопросы, фиксировать противоречия в имеющейся информации; уметь заниматься поиском истины в коллективе и т. д.
  • Когнитивные навыки, обеспечивающие способность проводить различия и устанавливать связи; понимать значимость критериев и приводить основания в их пользу; приводить примеры и контрпримеры; подводить факты под правила и законы; распознавать типы отношений и их связи; видеть плюсы и минусы описательной, сравнительной и аналитической работы    и т. д.
  • Этические навыки, обеспечивающие способность слушать других и принимать во внимание их мнения; работать в коллективе и рассматривать свое «Я» со стороны; отстаивать свои принципы, проявлять терпение и терпимость; критиковать других и выслушивать критику в свой адрес; участвовать в соревновательности взглядов и признавать авторитет сильного  аргумента; признавать ошибки и корректировать их; уважать коллектив; отстаивать свою индивидуальность и автономию, вносить вклад в кооперативный поиск истины; сдерживать эмоции; проявлять самостоятельность, брать на себя ответственность и т. д.
  • Психологически-личностные навыки, обеспечивающие способность своей самоиндификации, то есть иметь представление о своем «Я»; достигать самоуважения и самопонимания рефлексивно; отстаивать свою индивидуальность; самоутверждаться и оценивать себя в дискуссиях со сверстниками и т.д.
  • Социальные (гражданские, коллективистские) навыки, обеспечивающие способность различать моральные, правовые, социальные проблемы и грамотно рассуждать о них; разрешать межличностные конфликты, конфликты «индивидуум – коллектив» и другие; занимать активную позицию и брать на себя моральную и социальную ответственность и т. д.

Перспективные задачи.

  1. Создание условий для развития у воспитанников не только для того, чтобы сотрудничать с другими людьми, но и действовать самостоятельно.
  2. Формирование интеллектуальной среды, стимулирующей творческую активность, выявление и раскрытие их способностей, становление творческого потенциала. Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах.
  3. Расширение использования проблемного метода в обучении.
  4. Организация проектной деятельности в форме мини-проектов.

Предполагаемый результат.

1. Доклады и выступления на конференциях, педагогических чтениях.

2. Разработка и проведение воспитательных мероприятий  по современным технологиям.

3. Создание комплектов педагогических разработок мероприятий.

     4. В результате освоения воспитательной программы воспитанник должен приобрести опыт разнообразной деятельности, умение ставить цель, планировать свою деятельность, владеть способами контроля и оценки деятельности, уметь работать в группе.

  1. Этапы реализации Программы

№ п/п

Содержание этапов

Срок реализации

Подготовительный

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в учреждении; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания воспитанников по вопросу законопослушного поведения.

2015-2016 гг.

Основной

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников (активное включение обучающихся, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

2015-2017 гг.

Обобщающий

Анализ и обобщение деятельности школы-интерната по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения воспитанников.

2016-2017 гг.

     5.Мероприятия по реализации программы.

Формы работы по реализации программы: беседа с элементами игры, диалоги, путешествие, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры, игровые технологии типа «поля чудес», экскурсии, практикумы, презентация, встречи с: участковым поселка.

Задачи:

1. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

2. формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

3. получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права;

4. приобретение убеждения в необходимости практического использования права как регулятора в целом ряде жизненных ситуаций;

5. формирование собственного отношения к таким ценностям, как справедливость, равноправие, свобода, выбор, ответственность и т.д.;

6. формирование готовности и способности строить собственное поведение рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;

5 класс

Тематическое планирование

Тема

Содержание

1.

Право ребёнка

Документы, защищающие права ребёнка. Защита прав ребёнка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?»

2.

Правила для учащихся

Кто живёт рядом с нами? Разные люди – разные интересы. Разные люди – равные права. Основные правила общежития. Учимся договариваться.

3.

Государственная символика

Государственный гимн. Флаг и герб современной России..

6 класс

Тематическое планирование

Тема

Содержание

1.

Право ребёнка

Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Конвенция о правах ребёнка о праве на семейные связи. Мои родственники.

2.

Правила для учащихся

Безопасное поведение на остановках общественного транспорта. Безопасность детей на транспорте – зона ответственности взрослых. Правила поведения в общественном транспорте.

3.

Государственная символика

Столица. Москва.

7 класс

Тематическое планирование

Тема

Содержание

1.

Право ребёнка

Семейный кодекс РФ. Защищённость. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения. Встреча с работником органов опеки и попечительства

2.

Правила для учащихся

Права потребителей. Потребности, потребление, деньги. Моделирование типичной потребительской ситуации («В магазине», «На рынке», «В парикмахерской» и т.д.)

3.

Государственная символика

Малая родина.

Основные программные мероприятия

п\п

Содержание работы

Срок исполнения

Взаимодействие исполнителей

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

Оформление и обновление в школе-интернате правовых уголков для воспитанников, педагогов по праву, законам на темы: «Мои права и обязанности»; «Дорога в жизнь» и т.д.

2015-2017гг

воспитатели, социальный педагог

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы.

2015-2017гг

Библиотекарь

Подготовка списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения воспитанников.

2015-2017гг

Библиотекарь

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым с целью привлечения к сотрудничеству в проведении педагогических советов, классных часов в школе-интернате

2015-2017гг

Воспитатель, социальный педагог

Проведение серии семинаров, лекций по воспитательной работе на темы: «Права ребенка Российской Федерации», «Методы и формы работы по правовому воспитанию», «Особенности девиантного поведения подростков»

Ежегодно

в течение всего периода

Воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог

2. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения воспитанников.

Проведение воспитательных мероприятий (викторин, дискуссий, конкурсов, вечеров) с целью освоения воспитанниками общечеловеческих норм нравственности и поведения на темы: «Умей сказать нет!», «Лицом к Закону» и др.

2015-2017гг

воспитатели, социальный педагог, педагог организатор

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников.

2015-2017гг

Воспитатель, Социальный педагог, педагог-организатор

Торжественное вручение паспортов воспитанникам, достигшим 14 лет

Ежегодно

Социальный педагог, педагог - организатор

Проведение лекториев по профилактике здорового образа жизни

2015-2017гг

воспитатель

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения воспитанников с привлечением правоохранительных органов.

Ежегодно

Воспитатели, Заместитель директора по ВР

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения воспитанников на педагогических советах

2015-2017гг.

Воспитатель, Зам.директора по ВР, заместитель директора по УР, педагоги школы

Проведение индивидуальных встреч воспитанников с социальным педагогом, педагогом-психологом, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения.

2015-2017гг

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, воспитатель

Проведение конкурса рисунков:«Я и мои права», «Мы за ЗОЖ!», «Мир в котором мы живем» и др.

2015-2017гг

воспитатель

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья, Международному Дню защиты детей, Дню матери, Дню защитника Отечества.

2012-2016гг.

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду, учитель физической культуры

Реализация плана работы по профилактике и предупреждению самовольных уходов воспитанников

2015-2017гг

Заместитель директора по ВР, педагоги школы-интерната, воспитатель

Прогнозируемые результаты реализации программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2017 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники школы-интерната должны приобрести:

  1. элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества,

 2. опыт ролевого взаимодействия и реализации правовой позиции;

 3. опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 4. начальные представления о правах и обязанностях человека, обучающегося, гражданина, семьянина, товарища.

 5. элементарные понятия и представления о правилах дорожного движения, пожарной и электробезопасности, о нормах морали, законах;

 6. уменьшение количества обучающихся с асоциальным поведением;

 Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах повышения квалификации.

2. Изучать новую литературу по методике воспитания.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинары.

5. Посещать мероприятия  коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

7. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

Литература:

  1. Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах: Учебное пособие для 1 класса /Отв.редактор В.В.Нестеров. – Екатеринбург: ИД «Сократ», Центр «Учебная книга», 2015.
  2. Лаврова С.А., Кропанева Е.М., Романова И.Е. Увлекательные истории о правах: Учебное пособие для 2-3 классов /Отв. Ред. В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»; Центр «Учебная книга», 2014.
  3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С.А.Морозова. 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2014.
  4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2015.
  5. Степанов В.Наша Родина – Россия. – Смоленск: Русич, 2015.
  6. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015.
  7. Жилищный кодекс РФ.
  8. Закон РФ «Об образовании».
  9. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  10. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  11. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики».
  12. Конвенция о правах ребёнка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...