Использование театральной педагогики при изучении эпических произведений
методическая разработка

Семёнова Светлана Вениаминовна

Аттестационный материал (обобщение опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Содержание

  1. Актуальность проблемы                                                          стр. 2
  2. Цель и задачи                                                                            стр. 4                                                                            
  3. Концепция работы                                                                    стр. 6
  4. Новизна и практическая значимость педагогического         стр. 7

опыта

  1. Практическая часть                                                                   стр. 9
  2. Ожидаемые результаты                                                            стр.17
  3. Диагностика  восприятия  художественного произведения
  4. учащимися.                                                                                стр.18
  5. Заключение                                                                                стр. 25
  6. Определение перспектив и дальнейших задач                       стр. 27
  7. Список литературы                                                                   стр.  28
  8. Приложение                                                                               стр.  29  


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя школа №2 г. Лысково

Использование театральной педагогики при изучении эпических произведений.

(обобщение педагогического опыта)

Автор: Семёнова Светлана Вениаминовна,

учитель

Адрес образовательной организации:

Нижегородская область, г. Лысково, ул. Нестерова д. 2 а

Сайт образовательной организации:

https://school2lsk.edusite.ru/

Электронная почта автора:

svetlanka.cvet.semenova@mail.ru

                                                   Лысково

                                                2020        

                                    Актуальность проблемы

    В российском образовании необходимыми условиями формирования

гармонически развитого человека  являются  интеллектуальная  свобода,

хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня, в условиях реализации ФГОС, перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов воспитания школьников и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

     Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное, казалось бы, в обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск

новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения.

     Актуальность, заявленная в данной  работе, определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературы различных средств (в том числе и театрализацию), направленных на развитие творческих способностей, под которыми понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

     Современный школьный образовательный процесс активизирует поиск новых путей сопряжения театрального искусства и урока литературы. С этой точки зрения, усиливается внимание к театрализации как комплексной системе использования всех выразительных средств искусства.

      Театрализацией является гармоничное сочетание театрального искусства (условность атрибутов, особенность актерского мастерства, режиссерские умения, цвет, звук, декорации) и анализа эпического произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, композиция, жанр, автор), воплощающегося в собственной интерпретации.  Театрализация имеет свою цель, структуру и содержательные компонент (игровая основа, действенный анализ, коллективность и индивидуальность, творчество, рефлексия). Нужно отметить необходимость педагогического руководства.        Сферой применения приёмов театральной педагогики является  интерпретация  эпического  текста  сценически,  с внесением  элементов  драматического  действия,  способного  передать  сложные  душевные переживания персонажей.

   Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык интерпретировать определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения; воспитывает хороший вкус и творческое начало.

                                            Цель и задачи.

    Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

Технология театрализации на уроках литературы используется мною для повышения учебной мотивации.

     Главной целью данной работы является раскрытие технологии использования театрализации как возможного средства комплексного обучения детей школьного возраста восприятию и интерпретации эпического текста. 

    Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений, воспитание культурного и думающего читателя. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.

На основании изучения и анализа научно-методической литературы по данному вопросу, подбора наиболее эффективных форм и методов работы с текстом, направленных на развитие навыков анализа, восприятия и воспроизводства, определяю ЦЕЛЬ моей работы как учителя и руководителя театрального кружка: использовать методики театрализации на уроках литературы при изучении эпических текстов и во внеурочное время при постановке спектаклей.

ЗАДАЧИ:

  1. помочь учащимся почувствовать радость от соприкосновения с произведением искусства слова;
  2. привить вкус к чтению художественных текстов и заучиванию наизусть;
  3. научить пониманию самобытности произведения как художественного целого;
  4. помочь осознать воплотившуюся в нем авторскую индивидуальность;
  5. историческую и нравственно-художественную самобытность;
  6. формировать целостное представление о культуре эпохи изучаемого

произведения;

  1. стремиться приблизить школьника к шедеврам литературы и

стараться сделать все для того, чтобы он увидел в классиках своих вечных спутников;

  1.  помочь осознать актуальность классических произведений как для современной им эпохи, так и для сегодняшнего времени;
  2. донести до детей литературу не как социологию и этику, а как художественный мир, созданный писателем и подчиняющий нас своей магии!

                                        Концепция работы.

    Интерес к использованию театральных методик в образовательном процессе в последнее время все больше возрастает (А.П. Ершова, Е.Г. Кашина, М.В. Копосова, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Зепалова Т.С., Маранцман В. Г.). Основной акцент в данных исследованиях делается на внеучебную деятельность школьников, поскольку она не регламентируется едиными образовательными программами, охватывает значительное по объему время в распорядке дня воспитанников, дает свободу самовыражения для детей и располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями для формирования самосознания и способности к самопрезентации у младших подростков (Г.В. Васенков, Б.М. Мозговой, А.Н. Смирнова, Е.Д. Худенко и др.). При этом тесная взаимосвязь с учебно-воспитательным процессом может сделать работу по формированию данного личностного образования более полноценной.

     Мне представляется, что наиболее эффективной связь вне учебной театрализованной деятельности и учебного процесса может быть на основе использования программного литературного материала. Это доказывают работы научного деятеля и практикующего учителя Борщевской М.Ю.

     Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Она позволяет подростку понять глубокие нравственные идеи, заложенные в произведениях, развивает умение встать одновременно и на «внешнюю», и на «внутреннюю» (сопереживание герою и даже отождествление с ним) точку зрения по отношению к литературному персонажу, тем самым способствуя развитию интереса и к собственному внутреннему миру школьника, его личностным качествам, самопознанию и самовыражению. Кроме того, изучение художественной литературы может помочь подростку в развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету.

      В современном образовании для более эффективного обучения и развития школьников разработаны и используются такие средства, как урок-диалог, урок-спектакль, урок-инсценировка, метод погружения, организационно-деятельностные игры. К сожалению, до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время с целью личностного развития учащихся  и удовлетворения их потребности в самореализации.

           

Новизна и практическая значимость педагогического опыта.

      Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе школы в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

- постоянная обратная связь;

- диалогизация образовательного процесса;

- оптимизация развития (активная стимуляция);

- эмоциональный подъем;

- добровольное участие (свобода выбора);

- погружение в проблему;

- свободное пространство, гармонизация развития.

     Накапливая творческий опыт, дети при поддержке учителя, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

 

Результативность.

Использование инсценирования, ролевых игр, приемов персонификации способствует повышению интереса к урокам, побуждает к чтению, развивает не только устную, но и письменную речь. Каждый учащийся может найти себе роль по интересу, выбрать задание по своим возможностям (быть актером, режиссером, художником и  др.), то есть быть активным участником учебного процесса. Практически все учащиеся не только читают те произведения, которые заданы на урок, но и читают дополнительную литературу, многие посещают библиотеки, пишут стихи, сочиняют свои рассказы и даже пьесы.

Эффективность.

Все приемы, которые представлены в разработке, имеют конкретные примеры с уроков. Их легко можно видоизменять, а значит использовать на уроках разного типа (вводных, обобщающих, контрольных и других).

Практическая ценность.

Представленные уроки или их фрагменты будут интересны как начинающим учителям, так и опытным.

Все предложенные рекомендации использованы на личном опыте, материалы апробированы, а это значит, могут быть успешно использованы другими учителями.

                                     Практическая часть.

    Полноценное  восприятие  текста,  его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь  при  активной  деятельности  всех  сфер его  личности,  его  сотворчестве  с  автором, эмоциональном  отклике,  сопереживании, сопричастности  к  событиям  жизни  людей разных культурных эпох.    

      Используя систему приемов театрализации при интерпретации

эпических произведений  в  5-9  классах,  опираемся на три аспекта: литературоведческий(содержательная  сторона),образовательный(обучающая  сторона),  культурологический(развивающая сторона). Не стоит забывать и

о том, что, воспитывая читателя, формируем грамотного зрителя, думающего и понимающего,  зрителя  способного  прочувствовать, постичь культуру театра, искусства.

     Казалось бы, театр, в первую очередь, связан с драматическими произведениями, но эпические тексты тоже можно изучать через

театральные приемы. Традиционный путь- от словесного   произведения к его театральной интерпретации-  сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено: чтение. И для того, чтобы театр и литература шли вместе, необходимо учитывать:

Принципы использования:

1.  предварительное знакомство учеников со  средствами  театральной  выразительности;

2.  преобладание читательской  деятельности  над  зрительской;  последняя,  в свою  очередь,  является  мотивацией  к первой;

3.  поэтапное  прохождение  театрализации  как  процесса  взаимодействия  читательской  и  зрительской  деятельности;

4.  сохранение авторского замысла, атмосферы произведения (быт, нравы, культура эпохи).

Критерии отбора материала:

  • небольшие  по  объему  эпические  тексты или цельные отрывки;
  • преобладание в инсценируемом отрывке диалогов;
  • правильный выбор темы и проблемы в тексте первоисточника;
  • актуализация  в  инсценируемом  отрывке проблем, близких современному школьнику.

     На подготовительном этапе (5 класс) плодотворнее всего представляется использование приема инсценировки, воздействующий на эмоционально-образном  уровне;  на  основном  этапе  (6,  7  классы)  целесообразнее

применять «актерские» интерпретации и составление  театрального  сценария;  при  подлинном эстетическом отношении к искусству

на завершающем этапе (8,9 классы) эффективнее создание «режиссерских» интерпретаций.

5 класс

(подготовительный этап) В приоритете- сюжет

Программные произведения

        

                                             ЗУН

Видение сюжета, выделение композиции, конфликта как сюжетообразующего компонента, работа над эпизодом

«Лиса и журавль»,

Отрывок из рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник», Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Учащиеся ведут читательский дневник, в котором обозначают рамки сюжета, выделяют главные моменты в произведении для анализа и постановки.

Видение и называние чувств, переживаний и мыслей героя, раскрытие образа героя через поступки, конфликт

Лиса и Журавль; Дина и Жилин; Герда и другие герои

Вместе с учителем поэтапно анализируют поступки, чувства героев, сопоставляют их роли со своей ролью в действительности:

« А как бы я поступил?»

Видение и выявление авторской оценки по отношению к событиям, героям. «Осознание» нравственных уроков художественного произведения

«Осознание» произведения с помощью авторской задумки: и мораль, и художественные средства, и иносказательные формы.

Устное словесное рисование, чтение по ролям, работа с театральными терминами, составление «смысловых опор», работа с эпизодом для инсценировки, выбор музыкального и декорационного оформления сцены, посещение театра, «заочная экскурсия» в театр, просмотр спектакля, инсценировка, написание отзыва, ответы на вопросы

Устное словесное рисование, чтение по ролям- «Лиса и Журавль».

Составление «смысловых опор», работа с эпизодом для инсценировки- эпизод «Дина и Жилин».

Выбор музыкального и декорационного оформления сцены, посещение театра, «заочная экскурсия» в театр, просмотр спектакля, инсценировка, написание отзыва, ответы на вопросы- «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и др.

Ожидаемые результаты при использовании

 театральной педагогики при изучении эпических произведений

(работа с текстом/театрализация)

1.Учащиеся должны научиться «рисовать» психологический портрет героя произведения на основе анализа текста, видеть и называть, «вычитывать» чувства, переживания, мысли.

Работа на данном этапе- это подготовка к чтению в лицах: распределение ролей, обсуждение особенностей поведения каждого персонажа, определение степени перевоплощения в него.

2.Чтение в лицах, рассказ от лица героя, «актерский» пересказ, инсценировка диалога.

6,7 класс

(основной  этап)

 В приоритете- герой

Программные произведения

                           ЗУН

Раскрытие сюжетосложения, функции сюжета; осознание и понимание роли эпизода в создании всего произведения, работа над целостным анализом эпизода

Пушкин «Повести Белкина»(отдельные эпизоды), Тургенев «Бежин луг»(рассказ одного из мальчиков)/

А.Грин «Алые паруса» (Встреча Ассоль и Грея), А.Рыжаков «Повесть о Саньке, Гриньке...»

Учащиеся анализируют роль сюжета в произведении, дают свою оценку роли этого отрывка для всего эпического полотна

Видение, называние, понимание чувств, переживаний и мыслей героя; связь характеристики героя с сюжетом; раскрытие образа героя через автобиографию, имя, портрет, характер, поступок, речевую характеристику, диалог, через систему образов, авторскую оценку

Акулина и Алексей;

Илюша-Павел/

Ассоль-Грей;

Санька-Гринька-Маринка

Ребята «знакомятся» с героями через поэтапное смысловое чтение, составление характеристик, презентаций.  С помощью киноэкранизации «видят», как создают режиссеры и сценаристы знакомые образы героев.

Осознание смысла открытого автором художественного произведения. Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Умение «услышать» и понять голос автора в произведении

Учащиеся должны научиться объяснять и понимать

авторское отношение к героям и событиям через

речевые высказывания; сопоставление авторской

точки зрения со своей

Устное словесное рисование, работа с театральными терминами, выделение эпизодов для постановки, выбор ключевых сцен, оформление афиши, подбор костюмов, проектирование музыкального,

светового и декорационного решения, «актерский» пересказ, «проба на роль», «актерские» интерпретации, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование эпизодов, написание отзыва

Устное словесное рисование, выделение эпизодов для постановки, выбор ключевых сцен, оформление афиши, подбор костюмов (Тургенев «Бежин луг», А.Грин «Алые паруса»);

«актерский» пересказ, «проба на роль», «актерские» интерпретации, чтение по ролям, мизансценирование,

инсценирование эпизодов (А.Рыжаков «Повесть о Саньке, Гриньке...»)

Ожидаемые результаты при использовании

 театральной педагогики при изучении эпических произведений.

(работа с текстом/театрализация)

1. Учащиеся должны научиться проводить композиционно-стилистический анализ произведений, выбирать эпизоды из эпических произведений, накапливать банк аргументации в пользу выбранных фрагментов, попробовать переводить эпический текст в драматургический.

2. Творческое устное изложение, инсценирование эпизода, театр одного героя, сценка – диалог.

8,9 класс

(завершающий этап)

В приоритете- автор

Программные произведения

        ЗУН

Понимание внешнего и внутреннего действия, функции сюжета

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (сцены: вызов на дуэль, объяснение в любви, суд Пугачёва, сказка- притча Пугачёва), К.Паустовский «Телеграмма»/

А.Пушкин «Цыганы» (одиночные эпизоды – Старик/ парные- Земфира+Алеко), М.Лермонтов «Герой нашего времени» (Бэла-Печорин; Вера- Печорин и т.п.)

Учащиеся сопоставляют понятия «фабула» и «сюжет», выясняют: какую роль в произведении «играет» данный эпизод.

Понимание сложности внутреннего мира героя; движение его чувств, осознание ценностного характера поступка как «идеальной формы» поведения; осознание поступка через призму культуры и образа жизни того времени. Умение находить и понимать в тексте знаки, объясняющие поведение, характер, внутреннее состояние героя.

Гринёв-Пугачёв, Гринёв-Маша, Гринёв- Швабрин; Катерина Петровна –Настя/

Алеко-Земфира;

Бэла-Печорин; Вера- Печорин

Ребята учатся понимать героев, их мысли, поступки, «пропуская» всё через информацию о культуре того времени, быте, нравах. Учащиеся находят в текстах «подсказки» от автора: мимика, жесты и т.д.

Видение, осознание триады «автор – повествователь – писатель», способы введения авторской оценки. Принятие по отношению к автору «понимающе-диалогической» позиции.

Ребята должны понять и принять диалогичную форму авторского повествования: что хочет сказать Автор? – Что должны понять и передать другим мы?

Выявление и сопоставление авторской позиции в художественном произведении с интерпретацией, предложенной учениками- «режиссерами»,

оформление диалогов по описательному отрывку,

составление ремарок к диалогу, режиссирование, режиссерская экспликация, критическая статья, эстетическая и личностная оценка театрализации.

Выявление и сопоставление авторской позиции в художественном произведении с интерпретацией, предложенной учениками- «режиссерами»: «Капитанская дочка»;

оформление диалогов по описательному отрывку: «Капитанская дочка»;

составление ремарок к диалогу, режиссирование: «Цыганы», «Герой нашего времени» и т.д.

Ожидаемые результаты при использовании

 театральной педагогики при изучении эпических произведений.

(работа с текстом/театрализация)

1.Учащиеся (а, в целом, выпускники) должны научиться целостному восприятию художественного текста, «прочувствованию» идеи произведения; должны уметь оформлять диалоги по описательному отрывку; должны приобрести навыки режиссирования.

2. Сопоставление инсценированного отрывка с прочитанным эпизодом, критическая заметка, сценарист/режиссёр.

Жанровое своеобразие: -5 класс – видение малых эпических жанров;

                                          -6,7 классы: название и систематизация жанровых  

                                           понятий. Видение и понимание особенностей драмы  

                                            и эпоса;

                                           -8,9 классы: раскрытие богатства и разнообразия  

                                            всех родов литературы, понимание и выявление

                                            особенностей связи драмы и эпоса

        Но, наверное, каждый из учителей-словесников испытывал недостаток

времени, часов, отведенных на изучение языка и литературы. Поэтому мы

так часто и обращаемся к различным формам внеурочной, внеклассной

работы! Большую помощь в этом мне оказывает моя многолетняя работа

руководителем театрального кружка «Театральная карусель», где мы отбираем и обсуждаем материал для импровизаций и инсценировок, разрабатываем сценарии эпизодов из художественных произведений и т.д.

    Планируя работу с классом на уроках и в драмкружке, выделяю

тот материал- литературный и биографический, который можно преподнести

учащимся ярко и интересно, используя и элементы театрализации на уроке, и

возможности сценического воплощения.

       

                               Ожидаемые результаты.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Предполагается получить следующие результаты:

  1. Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к всемирной истории, культуре, искусству.
  2. Умение творчески работать с текстом, интерпретировать его.
  3. Формирование  новой психологии – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.
  4. Обогащение и расширение словарного запаса школьников, формирование четкой, грамотной речи, преодоление ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитие эмоционально- волевой сферы.

Диагностика  восприятия  художественного произведения  учащимися.

  Современный подход к литературному и речевому развитию учащихся с помощью формирования у них читательских и литературно-творческих умений сложился на основе дидактической и методической традиции. В трудах таких педагогов, как К.Д. Ушинский,  В.И. Водовозов,  В.А. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон подчеркивается необходимость развития разума, чувства, воображения, речи детей.

    Умение  анализировать  художественное  произведение  является

умением  творческим,  которое  предполагает,  что  ученик  найдет  решение  в том  случае,  когда  заранее  известен  набор  правил  и  операций,

последовательное  осуществление  которых  приведет  к  цели.  Поэтому, как

пишет  В.П.  Воюшина,  данное  умение  не  может  быть  сформировано  путем выполнения  специальных  упражнений,  обработки последовательности действий,  то  есть  с  помощью  алгоритма.  Овладением  им  происходит  в процессе  творческой  деятельности  учеников,  в  ходе  чтения  и  анализа произведения.

   Систему  читательских  умений  составляют  следующие  частные

аналитические умения, которые были разработаны М.П. Воюшиной:

1.  Умение воспринимать  изобразительно-выразительные  средства языка  в  соответствии  с  их  функцией  в  художественном  произведении  и умение  отбирать  и  использовать  для  реализации  своего  замысла  языковые средства, аналогичные изученным.

2. Умение воссоздавать в воображении картины  жизни,  созданные

писателем, и  умение  передавать  свои  жизненные  впечатления  с  помощью создания словесного художественного образа.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4.  Умение  целостно  воспринимать  образ-персонаж  в  эпосе,  образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идею произведения.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения и умение определять авторский замысел.

6.  Умение  осваивать  художественную  идею  произведения  и  умение определять авторский замысел будущего, высказывания.

    Для проверки восприятия  художественного произведения  в настоящее время наиболее традиционными способами  остаются  постановка вопросов к тексту  и  ответы  на  вопросы,  заданные  учителем.  Вопросы формулируются так,  чтобы  они  затрагивали  разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), чтобы к осмыслению идеи произведения ребенок шел через осмысление его формы. Был  разработан  перечень  читательских  умений,  связанных  с восприятием и пониманием прочитанного художественного произведения:

1.  Умение  выражать  своё  мнение  о  прочитанном  художественном произведении.

2. Умение определять динамику эмоций, смену настроений.

3. Умение определять мотивы поступков:

– с опорой на житейское представление;

– с опорой на произведение.

4. Умение определять жанр произведения, его место в литературе.

5. Умение различать и определять позицию автора.

6. Понимание главной мысли.

   Ответы  на  каждый  вопрос  задания,  в  зависимости  от  правильности  и полноты, оценивались по трехбалльной шкале, и, в зависимости от набранных баллов, определялся  уровень  уровней  восприятия художественного произведения: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений  была  составлена  сводная  таблица.  На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений школьников:  14-17  баллов  –  высокий  (уровень  «героя»);  9–13  баллов  –средний  уровень  (констатирующий);  6-8  баллов  –  низкий (фрагментарный) уровень.

   Для  выявления  уровней  восприятия  художественного  произведения учащимися было взято произведение А.Грина «Алые паруса» (а именно- образ Ассоль).  Диагностика проводилась в два подхода: в начале изучения текста и на обобщающем этапе. Ребятам предлагалось  письменно  ответить  на  вопросы.  Ответы детей  на  каждый  вопрос позволяют  судить  о степени развития конкретного умения.

1.  Какими словами вы можете охарактеризовать Ассоль?

2.  Поясните Ваше отношение к главной героине?

3.  Как вела себя девушка в различных ситуациях?  

4.  Определите жанр произведения?

5.  О чем хотел сказать автор в своем произведении?

6.  Сформулируй основную идею произведения.

    Анализ  ответов  учащихся  на  первый  вопрос  показал,  что  21(95%) учащихся класса высказали свое мнение о прочитанном. Оценка героини носила односторонний  характер.  Учащиеся  указывали,  что  девочка  была «хорошая», «скромная, добрая»,  1  (2%) учащийся класса не  смог ответить на поставленный вопрос.

   Отношение к главной героине: учащимся «девочку было жалко», «за неё можно было порадоваться, что хотя бы отец поддерживал». Эмоции не проявляются достаточно ярко 18 (81%).

   При определении мотивов поступков героев установлено, что 19 (86 %) учащихся исследуемого класса ориентируются на житейское представление о причинах того или иного поступка, а не на изображение героини автором.            Последствия  поступков  персонажей учащиеся не четко выявили, что  свидетельствует  о  том,  что  ребята не совсем четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом.  3 (13%) учащихся не смогли ответить на вопрос.

   Полученные  результаты  свидетельствуют  о  том,  что  13  (59%) семиклассникам  ещё  трудно  обобщать  содержание  прочитанного,  но попытки  уже  делаются.  Наличие  таких  попыток  является  показателем  того, что  учащиеся  поднялись  в  своем  на  констатирующий  уровень  восприятия художественного  произведения.  Обобщение  9  (40%)  учащихся  класса   выходило  за  рамки  конкретной  ситуации,  что  является  характерной  чертой уровня  «героя»:    «Ассоль не могла вырваться из этой среды, т.к. ей мешали обстоятельства, но, несмотря ни на что, она продолжала мечтать».

   Итак,  результаты  исследования на начальном этапе изучения произведения А.Грина показали,  что  высокий  уровень литературного развития имеют  9 (40 %)  учащихся    (набрали 14  –  17 баллов), которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя».  С тенденцией к переходу  на уровень «героя»  (13 баллов)  находится 1 человек. 13 (59%)  учащихся имеют констатирующий уровень  восприятия (от 9 до 13 баллов),  низкий  уровень  литературного  развития  имеют  2  (9 %)  человека, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне (6 – 8 баллов).

   После диагностики были  даны  уроки  с использованием приёмов театральной педагогики: инсценировка, вслед за автором, персонификация, погружение в образ, монологичное чтение, составление сценария, творческое домашнее задание.

   После изучения произведения А.Грина снова была проведена диагностика восприятия текста учащимися на основе задаваемых ранее, но немного дополненных,  вопросов:

1.  Как теперь вы можете охарактеризовать Ассоль?

2.  Менялось ли Ваше отношение к главной героине по ходу изучения произведения?

3.  Как вела себя девушка в различных ситуациях?  И почему?

4.  Определите жанр произведения? Почему он так обозначен автором?

5.  О чем хотел сказать писатель в своем произведении?

6.  Сформулируй основную идею произведения.

   Первый  вопрос  показал,  насколько  у  учащихся  развита  способность умения  выражать  свое  мнение. Все  учащиеся дали  верную  оценку  героине  произведения.  Полученные  данные свидетельствуют  о  достаточно  развитом  у  учащихся  умении  давать  оценку героям произведения,  высказывать суждения о персонажах.

  Второй  вопрос  ставил  своей  целью  выявление  у  учащихся  умение определять  динамику  эмоций,  смену  настроений.  Результаты  диагностики показали,  что  1  (4%) учащийся  класса  не  наблюдает  динамику  отношения,  его отношение  к  главной  героине  не  менялось  по  ходу  чтения.  Остальные  21 (95 %) учащиеся  способны  почувствовать  смену  отношения,  хотя  выразить  свои ощущения некоторым еще трудно.

   Третий  и  четвертый  вопросы  были  направлены  на  выявление  умения определять мотивы поступков героев. В результате было установлено, что 3 (13%)  учащихся  класса  не  умеют  размышлять  над  мотивами.  9 (40 %) учащийся  класса  определяют  мотивы  поведения  персонажей,  ориентируясь не  столько  на  изображение  героини  автором,  сколько  на  житейское представление  о  причинах.  Такое  представление  о  причинах  поступков героев  характерно  для  учащихся,  находящихся  на констатирующем  уровне восприятия  художественного  произведения.   10  (33%)  учащихся  класса указали,  что  Ассоль  вела  себя  именно  так,  так  как  «ей  подсказывало сердце». Немаловажным  при  восприятии  художественного  произведения  является  определять  последствия  поступков персонажей. Проведенный  срез показал, что  18 (81%)  учащихся класса обладают умением  видеть указанные последствия.

  Шестой  вопрос  носил  обобщающий  характер.  Обработка  ответов учащихся  показала,  что  обобщение 15(68 %)  учащихся  класса  не подменяется  передачей  содержания  произведения,  а выходит за рамки конкретной ситуации.

  Таким  образом,  по  уровню  интерпретации текста после применения на уроках приёмов театрализации 8 (36%)  учащихся  седьмого  класса    находятся  на констатирующем  уровне  восприятия,  следовательно,  они  не  способны  полноценно  воспринять  художественное  произведение,  а  13  (59%)  учащихся достигли уровня «героя», что на 4 человека больше, чем на констатирующем этапе.  А  2  (9%)  ученика, которые на  констатирующем этапе  находились на фрагментарном  уровне,  после  проведения  формирующего  этапа  повысили свой уровень и на контрольном этапе имеют констатирующий уровень.

   Итак, диагностика уровня восприятия текста учащимися показала успешность применения приёмов театральной педагогики при изучении эпических текстов.  Использование подобных заданий оказывает положительное влияние на развитие интереса к литературному произведению,  на формирование  читательской  культуры  школьника  и

повышение    грамотности. Опыт  работы  по  данной  теме  дает положительные результаты.

Изменения уровня познавательной активности учащихся по результатам анкетирования при использовании приемов театрализации.

 


                                           Заключение.

      Немирович-Данченко говорил: «… Только учитель-артист, то есть

художник, имеет право открыть на уроке художественную книгу». Хотя

долгое время идеалом традиционной методики был только учитель-комментатор, толкователь, исследователь; к учителю-артисту традиционная

методика относилась несколько высокомерно… А ведь еще Ушинский

говорил: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который

надо зажечь».

   Сегодня недостаточно прочитать, объяснить книгу, ею надо увлечь,

взбудоражить, дать возможность ученику самовыразиться. Проблема

самовыражения стара, как мир. Но сегодня она принимает особую остроту.

Повсюду печальные признаки того, как мы подчас «выражаем» себя:

поломанные телефоны, исписанные подъезды, лифты и т.д. Отсюда

переосмысленная классика, называется это «душу отвести». Но ведь

можно и по-другому. И одну из главных ролей в этом плане играет

импровизация.

    Хорошо известно, что не прикоснувшись, не потрогав, ребенок не

поверит, что огонь обжигает, иголка колется и т.д. Непременно ощутить

самому. Может быть, так же и с восприятием книги? Сколько ни говори, что

Достоевский – гений, титан, - все это для ребят слова до тех пор, пока

не убедятся сами – не услышат, а прикоснутся. Персонаж в этом смысле – то,

что можно «пощупать», и поможет в этом театрализация, ролевое

перевоплощение ученика.

    Нужно хорошо знать текст, понять персонаж, чтобы понять его

состояние. А еще точнее, пропустить его трагедию через свое восприятие.

Это и будет самовыражение через персонаж, так называемое, ролевое перевоплощение.

     Задача театрализации – научить творчески читать художественное

произведение, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, в интонацию

и скрытый подтекст диалога, научить наслаждаться вдумчивым медленным

чтением… Но все это возможно тогда, когда учитель сумеет пробудить и

развить несловесные виды восприятия и мышления через слово. Словесный

художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный, зримый сценический образ, представляющий героя во всем

многообразии его духовных, нравственных и физических возможностей.

      Сценический образ «показывает» волшебные свойства художественного слова, формирует способность к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы. Театр способен вдохнуть «душу живую» в литературное произведение.

Определение перспектив и дальнейших задач

  1. Продолжить работу с использованием приемов театрализации при изучении эпических текстов, выделяя основные проблемы, поднятые авторами, сопоставляя общность утверждаемых в литературе и литературой нравственных ценностей.
  2. Продолжать развивать у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снимать напряжённость, создавать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы, что соответствует требованиям ФГОС.

                                         Список литературы

  1. Борщевская М.Ю. Ещё раз о слезе ребенка... Читаем рассказ М. Горького "Дед Архип и Лёнька" // Литература. - 2012. - № 2.
  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие.– М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
  3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  4. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.:    Просвещение, 1982. – С. 175. 
  5. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991.
  6. Кузнецов  И.В.  Анализ  эпического  произведения:  Уч-мет.  пособие.  Новосибирск:  Изд-во  НИПКиПРО,
  7. Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.
  8. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
  9. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
  10. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1.
  11. Рыжкова Т.В. Проектирование урока литературы: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 56 с.
  12. Театральная педагогика на уроках и во внеурочной деятельности. – Новокузнецк: ИПК, 1999. – 106 с.
  13. Якушина Л. С. Изучение драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе / отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1996.

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему:
«Ребята, нужно верить в чудеса!»

Обращение к повести Грина «Алые паруса» в 7 классе предполагает поэтапную  работу с текстом. Ребята заранее ознакомились с текстом, написали несколько работ, связанных с героями произведения. Работа на данном уроке построена так, чтоб учащиеся анализировали текст с помощью музыки, отрывков из фильма, театральных приёмов. «Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей» (Борщевская М.Ю)

Тип урока: закрепления изученного материала.
Цели урока: -совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно -уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
-находить ответы на поставленные вопросы;
-совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: доброжелательное отношение к людям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

                                         ХОД УРОКА.

Мечта разыскивает путь, -

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, -

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, -

Открыты ВСЕ пути.

А.С. Грин "Движение". 1919г.

Это стихотворение «Движение» Александра Степановича Грина. И строчкой из него мы назовем наш урок. «Мечта разыскивает путь»

Готовясь к уроку, вы проделали большую работу. Одна группа изучала биографию и творческий замысел писателя, другая – внимательно читала эпизоды, связанные с образом Грея. (Это помогает осмыслению прочитанного, углублению чувственного переживания).  В течение урока мы с вами проследим: путь становления личности Ассоль и как мечта девушки воплотилась в жизнь. 


Организация эмоционального настроя.

Прослушивание песни «Алые паруса» в исполнении Е.Осина и группы «ДоМиСолька» .

-Ну кто не знает Ассоль? При произнесении этого имени в голове всплывает романтичный образ доброй и искренней девушки, верящей в чудо и ждущей его исполнения.

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему?

(С цветком, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен)

- Имя главной героини не кажется вам необычным? С чем оно созвучно?

(Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.)

Левагина Анна читает отрывок из феерии «Алые паруса».

(Инсценировка помогает учащимся настроиться на нужный лад, создать настрой)

-Девочка любила мечтать. Душа Ассоль всегда тянулась ко всему диковинному, чудесному и необычному. Ее мысли, фантазии, казалось, кружились в неистовом танце.

-Сегодня мы с вами поговорим об Ассоль, попробуем «поработать» сценаристами, ответим на вопрос: «Может ли мечта стать реальностью?» и просто помечтаем.

-Образ девушки очарователен. Описание же ее внешности дается на страницах произведения несколько раз: сначала в 5 лет, когда доброе личико девчушки вызывает теплые чувства у ее сурового отца. Затем в 13 лет, когда Ассоль превращается в загорелую стройную девушку с темными волосами, темными же глазами и кроткой улыбкой. Внешность героини открыта, имеет множество выразительных черт.
Но наивысший расцвет она получает в семнадцать лет, приковывая взоры проходящих мимо. Ассоль становится привлекательной девушкой. Нежные очертания лица, длинные ресницы, отбрасывающие тени на щеки, - все эти особенности придают особенное очарование молодой барышне.
Причем следует отметить тот факт, что девушка одета совсем уж бедно и дешево. Но это нисколько не мешает ей обращать на себя внимание. Стиль одежды Ассоль свой, индивидуальный. Особое значение в нем имеет косынка: с ее помощью девушка прячет взгляд, да и просто укрывает голову и густые красивые пряди.

Но девушка не общительна и даже дика. Жители Каперны считают ее сумасшедшей.

-Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль? Зачитайте. Прокомментируйте.

(В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом, считая его нелюдимым и злым человеком. Ассоль росла без подруг, дети, играя, гнали ее, швыряли грязью и дразнили. Нередко Ассоль прибегала домой с плачем, синяками, царапинами, вскоре она перестала оскорбляться, но спрашивала отца, почему их не любят. На что Лонгрен отвечал, что они просто не умеют любить).

Восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении. Учитывая возрастные психологические особенности семиклассников, выбираем  метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Что мы « видим»?  Грязный, неприветливый рыбачий посёлок. Одинокая девочка. Плачущая. Несчастный отец. Бушующее море.

Как жили люди в Каперне? Зачитайте примеры.

Работа с книгой.

(Они жили своей грубой, пошлой жизнью… Там не рассказывают сказок. Не поют песен. Жители Каперны не знают сильных чувств. Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами)

-Грин показывает два мира: мир Ассоль и Лонгрена и мир жителей Каперны.

Какой композиционный прием он использует? (Контраст)

Задаем вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия.

-Как Лонгрен воспитывает Ассоль, чему её учит? (Он учил её «уметь любить». Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Её голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты. Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их).

Предлагаем учащимся пофантазировать, идя вслед за Ассоль . Тем самым предлагаем сформулировать за героя его мысль, проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

- Представьте себе ручей, который бежит вдоль дороги из Каперны в Лисс. Именно туда спешит Ассоль, чтобы продать лодочки, сделанные отцом. Здесь она повстречала Эгля, известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

Работа с фрагментом текста: со слов «Перед ней был никто иной, как путешествующий пешком…» до слов «…чтобы поздравить тебя с приездом»

-В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

( Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы).

-Составьте синквейн к образу Ассоль.

1)Ассоль

2)Необычная,искренняя.

3)Верила,мечтала,ждала.

4)Прекрасная неизвестность мудреца Эгля.

5)Принцесса.

-Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?  

Баданов Саша читает отрывок наизусть.

-Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

-Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

-Почему паруса алые, а корабль белый?

-Именно мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой.

- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина)

-А какой цвет у вашей мечты?  Ответы учащихся.

-Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки

-Этой мечте она была верна всю жизнь. Она поверила в чудо. Сберегла свою мечту. Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной. Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе.

-Итак, девушка вся в предвкушении чего-то волшебного, судьбоносного. Она чувствует, что больше не вернется в эти места. С кем ей нужно попрощаться? Кто её друзья? (Деревья, море, цветы).

- Сейчас мы посмотрим отрывок из к/ф «Алые паруса». Обратите внимание на игру актеров, фон, музыкальное сопровождение.

-Итак, это был профессиональный сценарий. А теперь давайте попробуем составить свой сценарий к эпизоду «Прощание с друзьями».

Будем составлять сценарий- авангард: делимся на группы, распределяем роли (деревья, море, цветы, Ассоль).(Приложение).

Групповая работа объединяет ребят. С помощью сценария  текст интерпретируется по-новому, более детально, эмоционально. Идёт другое восприятие авторской позиции.

-Итак, может ли мечта стать реальностью, как у Ассоль?

-К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Да, может. Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном…

Домашнее задание на выбор: Написать сочинение «Моя мечта»/

 Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы.

Сценарий к отрывку «Прощание с друзьями» (по повести А.Грина «Алые паруса») Приложение к уроку.

Выходит на сцену Ассоль. Оглядывается. Радостная кружится. Гладит деревья.

Ассоль: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю».

Деревья: «И мы тебя любим и почитаем. И желаем счастья, такого же светлого, как дневной свет, и ,такого же теплого, как солнышко!»

Ассоль идет к берегу и трогает цветы.

Ассоль: «Милые мои! Сколько тепла и ласки вы мне дарили!»

Цветы: «Пусть жизнь твоя будет легка и сладка, как ветерок, что шепчет нам сказки!»

Ассоль спускается на ступеньки сцены-берег моря и задумчиво смотрит в даль.

Ассоль: « Что ждет меня? Неужели глупое сердечко обманывает меня?»

Море: «Нет! Верь своему сердцу! И скоро на горизонте ты увидишь свою мечту! Но это пока СЕКРЕТ! Главное, верь и жди!»

                                           Анализ урока.

      На уроке были использованы различные формы работы: музыкальные зарисовки, инсценировка, монологовое актерское чтение отрывков, просмотр фильма, групповая форма взаимодействия.

      Приемы театрализации такие, как: вслед за автором, интерпретивное чтение, составление сценария - также имели место быть.

Учащиеся не только вспоминали, пересказывали текст, а словно «проживали»  его вместе с героями.

Оценки получили все за различные виды работы.

Домашнее задание тоже творческое и с правом выбора, что ближе по душе.

Вывод: и в дальнейшем планировать уроки с элементами театрализации.

Конспект урока литературы  в  5 классе

«Скажи-ка, дядя,..» , или  «Герои земли русской» (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Цели урока: 

1. Образовательные:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

2. Развивающие:

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

1. Личностных:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2. Метапредметных:

- регулятивных:

постановка учебной задачи; умение работать в группе;

- познавательных:

использование различных источников информации;

- коммуникативных:

умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3. Предметных: 

- освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Виды деятельности: 

-познавательная, проектная деятельность;

- интервью; «круглый стол»;

- групповая работа;

- развитие навыков выразительного чтения;

- работа с репродукциями картин;

- создание творческого проекта.

Оборудование урока: 

- мультимедийный проектор; компьютер; экран,

- компьютерная презентация «Бородино»; Тропинина В. А. «Старый солдат».

«Приглашённые гости»: старый солдат, его молодой сослуживец, военный историк.

Элементы театрализации: «приглашённые гости», интервью, рисование портрета старого солдата, создание костюмов\атрибутики битвы, инсценировка, персонификации, погружение в образ.

Ход урока: 

1. Мотивация. Актуализация знаний. 

- С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

- Какое произведение вы прочитали дома?

- О чем это произведение?

- Какую цель поставим на урок?

- Как бы вы озаглавили наш урок? (Герои земли русской).

Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение? 

Беседа по вопросам: 

- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа? (Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).

- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).

– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).

2. Организация и самоорганизация. 

Ранее двум ученикам 8 класса были даны задания: подготовить речь Старого солдата (цитаты из стихотворения и возможные ответы на вопросы ребят) и собрать информация по Бородинскому сражению. Также пятиклассники должны были выписать незнакомые слова и определить по словарю их значения. Двум девочкам было предложено «поработать» модельерами и нарисовать костюмы участников сражения.

-Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, - вот почему войну 1812г. называют Отечественной. Какое же историческое событие легло в основу данного произведения?

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Встречайте! Троицкий Николай Алексеевич, известный российский историк, автор книг о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.

Троицкий (Сулимов Егор): Здравствуйте, ребята! 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено. В ночь на 24 июня 1812г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе, но не смог.

-Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).

Троицкий: Правильно. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

Класс делится  на 4 группы, столы с участниками расположены так, чтобы был полукруг.

- Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие

1 группа – отступление русских войск в стихотворении «Бородино». 

- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы — солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали …. / О русские штыки!)

2 группа – сцену Бородинского сражения. 

- Найдите описание боя. Какие звуки помогают представить картину боя? (Как называется этот прием?) Назовите глаголы, которые позволяют поэту показать битву в динамике (в движении). ( Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди) - Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? («звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)

3 группа – расположение русских войск перед сражением. 

-Что за «большое поле» нашли солдаты? ( Это Бородинское поле, недалеко от села Бородино). - А какое настроение царит в русском войске? (Солдаты готовятся к бою, может быть, последнему, смертельному. Но нет ни уныния, ни паники; спокойно, по- деловому используется остаток ночи…)

4 группа – образы русских полководцев. 

- Прочитайте обращение полковника к солдатам. (Чтение подготовленным учеником отрывка наизусть). - Какая основная мысль заключена в этом обращении?

- Перед нами полководец, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.

- Что звучит в словах полковника?

- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Сильным, смелым, отважным, ловким)

-Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге) “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)

3. Интервьюирование.

- Слушая произведение, вы обратили внимание на то, от чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика).

-Итак, встречайте ещё одного нашего гостя: Старый солдат, ветеран войны 1812 года. Ребята, вы можете задать свои вопросы.

Старый солдат (Гайдук Кирилл): Добрый день, ребята! Я, старый служивый, буду рад побеседовать с такими бравыми мальчиками и красавицами девочками.

Сослуживец (Шмонин) и старый солдат: диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”.

Ученик (Фильчаков): Скажите, что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

Ученица( Махииня): С кем Вы сравниваете солдат?  (C богатырями)

Старый солдат: Ребята, а почему в русских сказках богатыри, а не рыцари? Почему их так называют? (Богатые силой)

Ученик (Суседов): Скажите, а что Вы чувствовали, когда готовили свою пушку к бою? (Цитата)

Ученик (Гасымов): Чем занимаются русские солдаты в ожидании боя? (Цитата)

-Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому,  без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.

Ребята, представьте себя на месте этих солдат и подумайте, о чём могли они думать. Работаем по группам. (Далее представитель каждой группы зачитывает ответы).

Троицкий: Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона, обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!»

-Ребята, найдите этот отрывок в тексте. (

И молвил он, сверкнув очами:         

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой).

- Что обещали русские солдаты своему командиру? (Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад, не дать врагу занять ни пяди родимой земли).

Ученица (Маслова):  Скажите, почему Вы все время говорите «МЫ»?  (Все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови).

ФИЗМИНУТКА

-И вот оно Бородинское сражение!(слайд ) Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)

- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)

- Почувствовали ли вы себя на поле боя?

- Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя?

3. Групповая работа (соотнести строки с элементами сюжета)

Проследите логику развития сюжета баллады.

- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

- Завязка: "И вот нашли большое поле…"

- Кульминация: "Ну ж был денёк!"

- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

На доске записаны строки из стихотворения:

 Анализ художественных средств стихотворения.

-Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

Троицкий: После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

-Ребята, наш гость почему- то загрустил. Как вы думаете почему? ((В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).

Ученица (Сливкина): Уважаемый солдат! А чем Вы гордитесь? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)

-Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем -восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся). Скажем «Спасибо» нашим гостям.

-Ребята, перед вами стоит нелегкая задача: вспомнить всё, о чём  вы читали в стихотворении, о чём сегодня услышали, и составить портрет Старого воина. В этом вам помогут и наши девочки- модельеры, которые представят коллекцию военных костюмов того времени. ( Обращаем внимание на выставку рисунков).

Далее ребята работают в группах и представляют свои результаты.

Общий вывод: Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.

Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.

4. Рефлексия и сообщение домашнего задания.

-Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).

- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу».

                                    Анализ урока.

На уроке были задействованы учащиеся 8 класса, уже имеющие опыт анализа главного героя произведения и принимавшие участие в инсценировках.

Пятиклассникам было интересно посмотреть и понять, как это делают старшие товарищи.

В общем, задача- «всё в Ваших руках»- была реализована.

 Были использованы элементы театрализации. Форма работы разнообразны: и индивидуальные, и групповые, и «круглый стол».

Оценки получили все учащиеся.

Домашнее задание также носило творческий характер.

Вывод: и в дальнейшем планировать уроки с элементами театрализации.

            Отрывки из сценариев к спектаклям:

  1. «Рождественские мистерии» (мюзикл по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
  2. «Ах, любовь, любовь…» ( по мотивам повести А.Рыжакова «Повесть о Саньке, Гриньке и немного о девчонках»)

Многие диалоги написаны в соавторстве с Корноуховой Полиной и Бадановым Александром, учениками 8 класса.

  1. «Рождественские мистерии» (мюзикл по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Ведущий: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.

Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее.

Вакула смотрит в окно хаты Оксаны, которая прихорашивается у зеркала, и поёт  «Ніч яка місячна».

Вакула: Чудная девушка! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится! Да еще и хвалит себя вслух! Личико румяное чем-то раздосадовано, но до того хорошо, что расцеловать ее миллион раз — вот все, что можно было сделать тогда наилучшего. 

Тем временем Оксана, глядясь в зеркало: «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».

Оксана поёт песню « А я красавица» . Входит Вакула.

Оксана: Ты зачем сюда пришел? (грозно) Что молчишь? Хочешь, чтобы я выгнала тебя лопатой? Что, кузнец, сундук мой готов? (высокомерно)

Вакула: Будет готов, моё сердечко, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько я возился около этого сундука: две ночи не выходил из кузницы. Ни у одной красавицы не будет такого! (подходит ближе) Не сердись, дай хоть поговорить с тобой!

Оксана: Кто ж тебе запрещает, говори! (садится на лавку)

Вакула: Позволь и сесть возле тебя? (присаживается рядом)

Оксана: Садись, коли не шутишь (отворачивается)        

Вакула поёт «Мила моя, люба моя».

Вакула: Ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя?

Оксана (вскакивает): Еще чего! Поди прочь, ты весь в саже, поди весь мой сарафан испачкал!

Вакула (в зал): Не любит она меня… (отходит)

Вакула танцует и поёт песню «Не Любиш Ти Мене»

Оксана (оживляется): А правда, что твоя мать ведьма?

Вакула (озадаченно): Да? Не замечал. А что?

Оксана (потеряв к нему интерес): Видишь, какой ты!

Вакула: Какой?

Оксана поёт «Ой хоч же я не парубок, іно парубчина».

Оксана: Однако, где же девчата? Давно пора праздновать! Мне становится скучно.

Вакула: Забудь о них, моя красавица!

Оксана: Как бы не так! Воображаю, каких они наговорят смешных историй!

Вакула: Так тебе весело с ними?

Оксана (презрительно): Да уж веселее, чем с тобой. Слышишь, стучит кто-то… Кто там?

Вакула: А ты кого ждешь, радость моя?

Оксана: А вот кого! (хохочет) Вбегают с визгом и танцами подружки Оксаны.

Танец подружек. Оксана танцует вместе с ними и поёт «Я ще погуляю».

  1. «Ах, любовь, любовь…», или Немного о книге В. Рыжакова ( по мотивам повести В.Рыжакова «Повесть о Саньке, Гриньке и немного о девчонках»)

1 ученица: В деревне самой звонкой жизнь прекрасна:

Раскинулись вокруг поля, леса,

Здесь времени не тратят понапрасну!

Санька: За дело, Гриньк?

Гринька: Давай, за дело, Сань!

2 ученица: На лыжах с горки ледяной кататься,

Потом охотиться в лесу вдвоем,

А если вдруг надумают влюбляться,

Вначале дружба - девочки потом!

1 ученица: Любовь всегда нечаянно нагрянет,

Для дружбы испытания неся:

Девчонок поделить - проблема прямо!

Санька: Поделим, Гриньк?

Гринька: Чур, мне Маринка, Сань!

2 ученица: Запущена учеба, куча двоек,

Ругают все, куда ни посмотри...

Гринька: А что Маринка делала с тобою?!

Получишь, Сань!

Санька: Сам ты получишь, Гринь!

(Гринька забегает с улицы.)

Г: Я, знаешь, Сань, что придумал? Маринке письмо написать.

С: Любовное?

Г: (кивает головой) любовное, Сань.

С: Давай вместе?

Г: Давай. Я за тем к тебе и пришёл. Ты Нинке напишешь, а я Маринке.

С: Нинке?!

Г: Конечно.

С: А может, Гринь… Понимаешь… Давай напишем одной Маринке. А?

Г: Как это одной?

С: Ну так… Ты Маринке, и я Маринке.

Г: Ты-ы-ы? (опёрся на локти, приподнялся и уставился непонимающе).

С: (встревоженно) Ну, чего ты?

Г: А то… Что-то ты начал слишком много говорить о Маринке.

С: Так и что, Гринь? Ты всегда страсть сколько говоришь о ней, а я не обижаюсь.

Г: То я, Сань. Ты о Нинке говори сколько угодно, я тоже не обижусь.

С: Так мы одно ей напишем письмо-то.

Г: Одно, это можно. А может, ты Нинке…

С: (

Г: (пишет) Письмо. (поглядел, подумал, зачеркнул). Пиши, Сань, ты. У тебя почерк красивый.

С: А чего писать-то?

Г: А чего хочешь, Сань. Я тоже не знаю.

С: Сперва-то я знаю.

Г: Пиши сперва, а потом придумаем.

С: (открыл чистую страничку и старательно написал) Здравствуй, Мариночка. (задумался) А ежели стихами, Гринь?

Г: А ты умеешь?

С: Выдумал. Спишем откуда-нибудь.

Г: И верно. Ты, Сань, верно сообразил. Вот у Пушкина…(подпёр подбородок руками и закрыл глаза)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

Дальше я забыл. А жаль: ух и здорово у него там…

С: (достал с полки книгу, прочитал)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Г: Вишь! Я же говорил. Пиши.

С: (написал) А потом что?

Г: Сдувай и дальше у него.

С: Не гоже, Гринь.

Г: Очень даже гоже, Сань. Сдувай.

С: Ну, Гринь, что мы, дети, что ли? Для начала сдули – и хватит, а опосля надо от себя.

Г: Как хошь, Сань. Пиши от себя.

С: (пишет) Мариночка…

Г: Во-во.

С: Эти слова написал А.С. Пушкин. А если он бы не написал. Я бы тебе написал ещё лучше. Я помню чудное мгновенье. Вчера я видал тебя, когда ты шла за водой на колодец. Снег под твоими сапожками: хруп-хруп, хруп-хруп, как сахар…

Г: Погоди, погоди. Хруп-хруп. Я что-то не видал, чтобы она вчера ходила за водой. Ты, Сань, врёшь.

С: Ты не видал, а я видал.

Г: (встал) Ты…

С: (тоже встаёт) Да.

Г: Вычеркни это.

С: Не вычеркну.

Г: Вычеркни!

С: Не вычеркну!

Г: Кто письмо пишет, я или ты?

С: Я пишу.

Г: (сквозь зубы) Ты?.. Маринке?! Да я тебе знаешь что… (сгрёб тетрадку, разорвал и как ошпаренный вылетел на улицу).

1 ученица: Взрослеют так естественно мальчишки,

Жизнь открывает свои тайны им!

Гринька: Как думаешь, полюбят нашу книжку?

Полюбят, Сань?

Санька: Полюбят сразу, Гринь!

1 ученица: Любовью пронизаны все книги Вадима Степановича. 

2 ученица: Одна из героинь повести «Первая гроза», старая деревенская женщина, говорит: «Любовь, исходящая от тебя, возвратится к тебе же».

1 ученица: Это и случилось с Вадимом Рыжаковым: любовь, исходящая от его книг, возвращается любовью читателей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)

  Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия...

Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.

    Проблема развития интереса к  чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт -  сниже...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...

статья "Современное преподавание русского языка и литературы с использованием театральной педагогики"

Школьная театральная педагогика –это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере&ra...

Статья "Использование театральной педагогики в изучении английского языка"

В настоящий момент существует множество методик преподавания иностранного языка, но использование театральной педагогики или некоторых элементов театрализации сохраняет свою атуальность. Цель данной с...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...