Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.
методическая разработка

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

Секция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы в

начальной и средней школе». 15 февраля 2020 г.

 

Тема выступления: «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся».

Организатор проведения ИНСТИТУТ ДЕТСТВА ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИМ. М.Р. ЛЬВОВА

 

http://mpgu.su/novosti/v-institute-detstva-sostoja...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.pptx549.93 КБ
PDF icon en1.pdf958.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Выполнила: Павловская Елена Николаевна

Слайд 2

Работа с текстом Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

Слайд 3

Приёмы работы с текстом 1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приёму работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста . 2. Реконструкция текста . Один из продуктивных приёмов работы с текстом на уроке русского языка является « Письмо с дырками». Этот приём подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. 3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие».

Слайд 4

Приёмы работы с текстом 4. Верные-неверные утверждения. Этот приём может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 5 . Синквейн . (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приёму , позволяющему высказать свою точку зрения, прибегают при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. 6 . Поэтическая разминка. Этот приём используют на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Слайд 5

Приёмы работы с текстом 7. Инсерт . Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом учащиеся делают на полях пометки : «V» - знаю; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы . 8 . Приём «круги по воде» . Записывается название языкового явления по вертикали и подбираются в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.

Слайд 6

Приёмы работы с текстом 9 . «Ромашка Блума » состоит из шести лепестков - шести типов вопросов : простые , отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию ; уточняющи е, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал ; интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей ; творческие , содержащие частицу бы , элементы условности, предположения, прогноза ; оценочные , направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов ; практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

Слайд 7

Дидактические игры Развитию способностей содействуют также дидактические игры на уроке. Например : 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши» . Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Слайд 8

Заключение Представленные приёмы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи : учить видеть, слышать и чувствовать текст ; пополнять речевую память учащегося ; обогащать словарный запас ; продуктивно усваивать учебный материал ; прививать эстетический вкус ; формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для п...