Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
материал по русскому языку (9, 11 класс) на тему

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Модернизация образовательной школы  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личностиего познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.

Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Текст -

  • это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,
  • основной компонент структуры учебника,
  • именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами. Как вы уже наверное слышали, в 2019-20 году ОГЭ может измениться. Эксперты отметили, что новые экзаменационные модели по всем предметам включают задания, которые дают возможность школьнику показать свои  творческие и аналитические способности. «Например, ребятам предлагается визуальное изображение социальной ситуации или определенное суждение о ней. Они должны сформулировать свое мнение или оценку и подкрепить их своими аргументами, предложить свой способ действия в заданной социальной ситуации»

Задание по составлению рассказа на основе ключевых слов могут включить в ОГЭ по истории в 2020 г.:  составление последовательного, связного текста на основе ключевых слов. Ранее в работе последовательный связанный текст, рассказ выпускник у нас не составлял. Было задание, где он составлял план, но не последовательный и связанный текст. Теперь он сможет на основе небольшого количества ключевых терминов, названий составлять такой небольшой текст.

Поэтому, работа с текстом, обучение составлению связного текста является проблемой не только учителя русского языка и литературы, а всех учителей – предметников.

Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу нам поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11 классы. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексная работа с текстом;

лингвостилистический анализ текста;

сочинение-рассуждение;

редактирование текста;

различные виды диктантов;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

 работа с текстами-миниатюрами;

составление синквейнов, кластеров к тексту;

коммуникативные и игровые ситуации.

При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Вот примерный план анализа текста любого типа речи: Выразительное чтение текста. Словарная работа. Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом: «Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

— Действительно ли это текст? Докажите.

— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

— Какие слова помогают описать красоту природы?

Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.

Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

Ни у кого не вызывает сомнения факт, что география, история – это устный предмет, а пересказ является одним из самых распространенных приемов работы с текстом. Школьная программа предусматривает овладение школьниками разными видами пересказа, из которых, прежде всего, используются сплошные и краткие.

Сплошной пересказ чаще всего лежит через простое заучивание текста. Близкий к тексту пересказ не позволяет учителю без дополнительных вопросов сделать вывод о степени овладения учащимся новым знанием. Краткий пересказ – это воспроизведение текста по смыслу, выражение мысли автора своими словами. Задача краткого пересказа для многих школьников становиться непосильной, прежде всего по двум причинам: во-первых, сказываются недостатки речевого развития школьников; во-вторых, ярко проявляется неумение работать с текстом учебной книги. По данным исследований лишь 14 % учащихся основной школы владеют умением краткого пересказа. .

Трудности, испытываемые учащимися при работе с текстом учебника, объясняются тем, что учителя предлагают изучаемый материал в готовом виде, а не учат школьников самостоятельному приобретению знаний при помощи активного чтения. Письменный текст – это особый вид общения между людьми, в котором участвуют автор и читатель. Чтобы общение состоялось, читатель должен во всей полноте осознать реальность, выраженную в тексте, и не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие: слова, словосочетания, предложения. Понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.

Недопонимание текста может происходить по разным причинам. Первая связана с тем, что школьники почти никак не реагируют на незнакомые слова. Новое, незнакомое слово проскальзывает мимо их сознания, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросом к старшим. А непонимание смысла отдельных слов и словосочетаний приводит к непониманию части, а порой и всего изучаемого материала. Например, в тексте: «Тропа-дорога свернула вверх по пади, вдоль берега теперь хватало места лишь для узенькой туристической тропинки, она пересекала серые курумники, взбиралась на скалистые ребра гор, то круто поднималась высоко к скалам, то снова опускалась к самой воде. С любого места был виден высокий мыс Лиственничный – последний становой мыс на нашем долгом пути» , слова «падь», «курумники» и «становой» скорее всего, пройдут мимо внимания учащихся. В этом случае текст будет понят недостаточно полно, обеднеет его восприятие, у учащихся возникнут трудности с его воспроизведением.

Успешность в работе над пониманием слова, словосочетания, мысли во многом зависит от умения учащихся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Следовательно, учителю-предметнику необходимо, во-первых, приучать учащихся находить в тексте незнакомые слова; во-вторых, «влюблять» их в словари (толковый, географический, иностранных слов и другие), поскольку первейшее условие верного восприятия текста школьником – понимание каждого слова.

 Вторая причина непонимания смысла изучаемого материала связана с так называемой иллюзией понимания, которая возникает в тех случаях, когда текст в целом ясен и значение отдельных слов как бы вычитывается из контекста. Например,

Да осенит Вас Южный крест,

Названья – почти как музыка.

Хибарки посредине мусора,

Да осенит Вас Южный крест…

 Стада, уставшие пастись,

Голодно-царственные гаучо.

 И птицы – крохотнее бабочек,

И бабочки – с размахом птиц…

 «Кто такой или что такое гаучо?» - возможно, спросит себя ученик. «Кто-то из крупных домашних животных, пасущихся на лугах». Возникает иллюзия понимания, и школьник продолжает читать с чувством уверенности в правильном восприятии текста. А между тем, гаучо – это жители американской пампы, укротители диких быков и лошадей. До сих пор лучшим комплиментом и высокой оценкой для аргентинца являются слова: «Это – гаучо!». Таким образом, непонимание смысла отдельных слов и словосочетаний приведет к нечеткому и неполному восприятию текста учащимся и он не сможет воспроизвести его своими словами.

В этом случае школьники вынуждены прибегнуть к дословному  воспроизведению текста, что с одной стороны маскирует непонимание его сути, а с другой – увеличивает нагрузку на память ученика. Для того чтобы дословное запоминание не сковывало развитие мышления и речи школьников, необходимо развивать их словарный запас. С этой целью можно предложить учащимся такое задание: Подберите по нескольку синонимов к каждому слову предложения. Из новых слов составьте предложения, не искажая смыл исходного.

Формированию умения видеть и желания выяснить непонятное, обнаруженное в тексте, помогут следующие задания.  Найдите в тексте непонятные слова и выражения. Выясните их смысл. «Природа материка значительно изменена в результате хозяйственной деятельности. Наибольшие изменения произошли на территории США. Большие площади заняты городами, дорогами, полями и садами, линиями электропередач, газопроводами, аэродромами. Многие природные комплексы заменены на антропогенные. Увеличилось число стихийных бедствий (наводнения, лесные пожары, пыльные бури, кислотные дожди и др.). В странах континента приняты законы об охране и восстановлении природы, за нерациональное использование природных ресурсов строго наказывают. Созданы заповедники и национальные парки».

 Найдите в тексте слово, употребленное в переносном смысле, и объясните его значение. Предложите свою замену этому слову. Ещё в юношеские годы Джордано Бруно заболел астрономией. Замена – увлёкся, заинтересовался. Власти Непала не допускали иностранцев на свою землю, поэтому первые экспедиции пытались взять Эверест с севера, со стороны Тибета . Замена – подняться, покорить и т.д.

Активное владение русскими и иностранными морфемами дают ученику возможность понимать многие слова, пришедшие в наш словарь из других языков, и глубже, полнее и точнее понимать слова родного языка. Этимология - раздел языкознания, исследующий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Приобщать учащихся к этимологии могут не только учителя словесники, но и преподаватели всех школьных дисциплин. Обогащению словарного запаса, пробуждению интереса к значению и происхождению терминов помогает совместное с ребятами составление терминологических словариков с кратким толкованием слов, включающих международные словообразовательные элементы.

Составьте словарик, используя морфемы: «лог» («логос») – греч. «слово», «понятие», «учение»; «дем» («демос») – греч. «народ»; «гео» - греч. «земля»; «сейсмо» («сейсмос») – греч. «колебание», «землетрясение»; «антропос» - греч. «человек»; «сфера» - греч. «шар»; «анти» - греч. «против»; «графо» - греч. «пишу»; «моно» - греч. «один» и другие.

Айсберг Англ. Ice – лед Berg – гора Отколовшийся от прибрежного льда массив различной формы

Гигрометр Др.-греч. Гигро – влажный Метр – размер Прибор для измерения влажности воздуха и т.д.

Учителю-предметнику важно развивать умение учащихся пристально всматриваться в каждое слово и словосочетание и вычерпывать из них максимум информации, поскольку, создавая текст, автор рассчитывает на определенный жизненный багаж читателя. Поэтому в тексте всегда остаются «пробелы», которые по мере восприятия информации читатель должен заполнить своими словами.

Работу учащихся с текстом следует начинать со знакомства и осмысления его заголовка, который образно называют «входной дверью» текста. Следует помнить, что мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок актуализирует уже имеющийся опыт человека, его представления, на которые будет опираться новое знание. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли.

 Следующим этапом осмысления текста является «погружение в текст» или общение и мысленный диалог с автором. Читатель осознанно или неосознанно, правильно или неправильно в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше. Смотреть вперед – замечательное свойство человеческого интеллекта. В некоторых случаях по уже прочитанным словам, можно безошибочно предсказать еще не прочитанное: «самая интересная особенность жирафа – это длинная…» (шея), «детеныши кенгуру при малейшей опасности прячутся в…» (сумку). Можно предложить следующие задания, способствующие формированию умения «заглядывать вперед» или прогнозировать дальнейшее развертывание содержания читаемого теста.

Встречаются тексты, когда главная мысль либо выражена словами, либо она вытекает из содержания текста и ее надо найти.

Важнейшим шагом к пониманию текста, является сформированность у учащихся умения выделять непонятное и конкретизировать его в виде вопроса. Исследования психологов и педагогов показали, что работа с вопросами вызывает у учащихся серьезные затруднения. Многие школьники не могут ответить на обращенные к ним вопросы, а тем более самостоятельно спроектировать поисковый вопрос и дать ответ на него. Независимо от того, каковы причины неумения школьников работать с вопросами, понятно, что необходимо их этому обучать. С этой целью можно использовать систему заданий, ориентированных на формирование приемов работы с вопросами. Это могут быть задания, требующие ответа школьника на поставленный учителем вопрос; либо задания, ориентированные на самостоятельную постановку вопросов к тексту; либо комбинированные задания, предполагающие как ответы на готовые вопросы, так и самостоятельное их конструирование.

Следует заметить, что формирование у учащихся умения вести диалог с автором, приемов работы с вопросами требует серьезной подготовки со стороны учителя. Эта работа предполагает подбор текстов, продумывание вопросов с учетом возрастных особенностей школьников и содержанием предмета; оформление заданий, соответствующее цели их использования. Использование разнообразных приемов работы с текстом при изучении предмета нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на повышение эффективности процесса обучения в целом.

И нам, учителям – предметникам, необходимо выполнять Основное требование ФГОС основного общего образования: в основной школе на всех предметах работать над  формированием и развитием основ читательской компетенции.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМСекция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы вначальной и средней школе». 15 фев...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для п...