МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
методическая разработка

Герман Тимофеевич Ким

В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране. Чем же можно объяснить столь широкое распространение и популярность данного инструмента?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheska_3.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

имени М.И.ГЛИНКИ»

                               

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

На тему: «Особенности развития музыканта-гитариста в образовательной системе».

Преподавателя народного отделения

Г.Т. Кима

             

                 

2019г.

Содержание

Введение

  1. Исторические особенности развития классической гитары.
  2.  Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре.
  3. Репертуарная политика.
  4. Заключение
  5. Список литературы

Введение

 В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране. Чем же можно объяснить столь широкое распространение и популярность данного инструмента? Главным образом тем, что она обладает большим спектром возможностей. На ней можно играть сольно, как полифонию, так и просто мелодию подыгрывая другим инструментам, гитара прекрасно аккомпанирует голосу, скрипке, виолончели, флейте, её можно встретить как в оркестре, так и в ансамбле.

У нас в России гитара имеет статус народного инструмента. В образовательной системе, преподавание классической гитары в настоящее время осуществляется в рамках кафедры отделения народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары и требует принципиального изменения взгляда  на ее истинную природу, что предполагает модернизацию существующей образовательной системы. Например, есть такой композитор как Александр Виницкий, а произведения у него в основном относятся к джазовой музыке, но написанные для классической гитары, а гитара у нас считается народным инструментом. Особенности развития классической гитары в плане музыкального исполнительства, как европейского, так и российского, сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим в себя произведения различных жанров, эпох и стилей, а система профессионального обучения - основами методики преподавания игры на инструменте.

  1. Исторические особенности развития классической гитары.

Классическая гитара. Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На тысячелетних памятниках Египта встречаются изображения музыкального инструмента – наблы, внешним видом напоминающего лютню. Так же в Ассирии, Вавилоне и Греции был распространён инструмент «кифара», который в веках до нашей эры получил широкое признание. Именно этот инструмент и дал название – гитара. В XII веке арабы привезли её в Испанию, а затем гитара распространилась по многим странам мира. В конце XV века состоятельные семьи Испании ведут активное соперничество между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах. В культурной жизни Испании большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания – «салоны» в которых регулярно проводились концерты. С XVI века увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создаётся огромная литература. Имена композиторов, представляющих её составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санзс и многие другие. Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До XVIII века она была меньше размером, её корпус был довольно узким и вытянутым. К середине XIX века гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где получила большую популярность.

2. Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре.

М. Каркасси — «Школа игры на шестиструнной гитаре». «Школа игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси была написана в первой половине XIX века. За полтора столетия, прошедших со времени ее первой публикации, гитара непрерывно развивалась и в настоящее время в ее конструкции, технике игры, а также в репертуаре произошли существенные изменения. Гитара занимает особое место в семействе струнных инструментов. Одна из ее особенностей – это постоянная эволюция, поиск наиболее оптимальной конструкции, не завершившиеся до сих пор. Если скрипка, виолончель и альт в XIX веке по своему внешнему виду практически ничем не отличаются от современных, то так называемая «классико-романтическая» гитара, для которой писал М. Каркасси, и гитара в современности отличаются друг от друга существенно. Таким образом, гитара XIX века настолько отличается от современной классической гитары, что это почти другой инструмент. С этой точки зрения Школа Маттео Каркасси должна нам казаться архаикой, и представлять интерес исключительно исторический. Однако эта книга переиздается и пользуется спросом. Вопрос - почему? Все упражнения и пьесы, легки и удобны для исполнения. Но эта легкость не примитивность. Для Каркасси гитара была инструментом, способным выразить его внутренний мир. Глубокое знание специфики инструмента, проникновение в его тембровые особенности позволяли музыканту даже в самых простых упражнениях и пьесах добиваться красоты и благородства звучания. В то же время, нельзя не сказать еще об одной особенности Каркасси как композитора. Благодаря тому, что его пьесы и этюды написаны, как правило, в первой позиции, а также частому использованию открытых струн, произведения этого автора очень удобно и приятно играть. Весь музыкальный материал Школы написан в классическом стиле, пьесы простые по форме — в основном, это миниатюры, и лишь в самом конце есть несколько произведений, написанных в форме вариаций. Пьесы мелодичны, легко учатся наизусть, и, несмотря на техническую легкость и простоту гармоний, звучат благородно и изысканно. Если исполнить эти же  пьесы на фортепиано, они утратят свою прелесть, и будут звучать банально, так как их красота это следствие их «гитарности». Написанная на заре профессиональной гитарной школы, музыка Каркасси отличается свежестью восприятия инструмента, замысел автора в ней всегда идеально совпадает с возможностями гитары. Анализируя произведения для гитары, написанные в эпоху Каркасси можно увидеть в них множество пассажей, в вариациях часто встречаются тридцать вторые и шестьдесят четвертые длительности. Но все эти трудности касаются, в основном, правой руки, что же касается левой, то использование «удобных» гитарных тональностей обеспечивают ей относительный комфорт. Совершенствуя технику игры, гитарист стремится развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель и ставит перед собой автор данной школы. Самые первые упражнения, которыми открывается I часть Школы, представляют собой мелодические последовательности, с помощью которых обучаемый должен познакомиться с расположением нот в первой позиции. С моей точки зрения, они содержат определенные трудности, и не рекомендуется использовать их в качестве первоначальных постановочных упражнений. Во первых, они слишком длинные. Во вторых, в них не содержится мелодии, которую можно было легко запомнить. В третьих, и это самое главное, автор предлагает играть сразу же на закрытых струнах, не подготовив предварительно правой и левой руки на более простых упражнениях, что является недочётом автора в плане методического развития. Учащийся, который начинает «с нуля», скорее всего, не сможет осуществить правильной постановки рук, и в его дальнейшем обучении возможны проблемы, связанные с отсутствием технической базы. Далее автор переходит к работе над арпеджио. Этот вид техники часто использовался в XIX веке, и Каркасси уделяет ему пристальное внимание. После ознакомления с основными видами арпеджио, ученику предлагается для изучения несколько наиболее часто употребляемых в гитарной практике тональностей. Принцип «тонального» освоения гитары представляется нам большим достижением итальянской гитарной школы и ее представителя в лице М. Каркасси. Поскольку гитара является гармоническим инструментом, то написанные для нее произведения часто включают в себя аккордовые последовательности. Между тем, тональностей, используемых в гитарной практике, не так уж много, и таким образом, изучив аккорды в каждой из них, гитарист получает «ключ», необходимый для исполнения каждого нового 8 произведения. Изучая нотный текст, он выделяет в нем «блоки», состоящие из уже освоенных им гармонических последовательностей, что существенно обогащает технику чтения с листа. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: C, G, D, A, E, Fdur; a, e, d moll. В каждой из них тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило вальс, аllegretto и марш, реже andantino иandante). Все эти пьесы достаточно мелодичны, удобны для исполнения, но в стилистике однообразны и несколько однотипны. Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется. Следующим этапом в развитии гитариста Каркасси считает изучение технических приемов левой руки. Это legato, всяческие мелизмы и украшения, трели, а также игра в высоких позициях. Интересно, что автор ничего не пишет о барре. Это можно объяснить двояко: либо этот прием редко использовался в то время, либо абсолютное большинство игравших на гитаре обладало столь совершенными физическими данными, что исполнение этого достаточно сложного для начинающих приема не вызывало у них затруднений. Мы склоняемся к первой версии, а кроме того, напоминаем, что в XIX веке часто использовались гитары с двойным грифом и дополнительными струнами, что давало возможность гитаристу чаще использовать «открытые» басы и избегать барре. М. Каркасси был выдающимся гитаристом своего времени и сделал очень много, но он не был гением. То, что привлекает в его легких пьесах (простой и ясный мелодизм, простота формы, исполнительское удобство), в конце «Школы» утомляет нас своим однообразием. Кроме того, исполнительские мастерство, заключается не только в отработке технических навыков, но и в умении исполнять произведения разных стилей. С этой точки зрения представляется неправильным использование Каркасси в качестве учебного пособия, так как учащийся получит неполное и архаичное представление о гитаре, и не научится исполнять музыку других направлений, эпох и стилей.

 Эмилио Пухоль — «Школа игры на шестиструнной гитаре». В своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль формулирует те новые принципы, которые внесли в гитарное исполнительство испанские гитаристы Ф. Таррега и Э. Льобет. Прежде всего, это касается звуковых возможностей гитары: широкое применение апояндо позволило инструменту звучать громче. Так же, значительно расширились технические средства гитары, и вследствие этого, расширился гитарный репертуар. Именно благодаря заслугам испанской школы, гитара в двадцатом веке становится концертным инструментом. «Школа» Э. Пухоля представляет собой подробное исследование всех трудностей, с которыми сталкивается обучающийся игре на гитаре, и, что особенно важно, в ней даются примеры преодоления этих трудностей. Каждый этап овладения инструментом подробно описан автором и проиллюстрирован большим количеством упражнений этюдов и пьес, принадлежащих автору. Следует отметить художественную ценность музыкального материала школы, в котором нашло отражение мастерство композитора. «Школа» состоит из трех частей, включающих в себя четыре курса, отражающие этапы формирования профессионального гитариста. Завершает Школу этюд №XXXVII (этюд для двух гитар), который является итоговым произведением, к исполнению которого автор и подводит нас, строя свою методику. Первая часть носит общетеоретический характер. В ней даются сведения о гитаре, ее конструкции, диапазоне, даются рекомендации касательно режима занятий на инструменте, а также описывается постановка рук. Все сведения излагаются очень подробно, увлекательно и ярко. Во второй части даны рекомендации по настройке гитары и первоначальные упражнения для постановки правой и левой руки. Изучив и проанализировав «Школу игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля, а также предприняв попытки использовать эту методику в практической педагогической работе, можно прийти к следующим выводам: Методические принципы, изложенные автором, имеют интерес и выражают точку зрения представителя испанской школы XX века. Следуя им, гитарист может обогатить своё мастерство новыми приемами и видами техники, усилить звучание инструмента и разнообразить ее тембровую палитру.

В тоже время, применение Школы Пухоля в работе с начинающими представляется нецелесообразным, так как освоение данных в ней упражнений и этюдов требует от ученика большой концентрации и усилий, на которые большинство учащихся неспособны. Кроме этого, данная методика вступает в противоречие с классической школой игры на гитаре, особенно в вопросах, касающихся звукоизвлечения и применения основных приемов. Из вышесказанного можно прийти к выводу, что изучать Школу Пухоля полезно для расширения кругозора, однако, использовать ее в качестве учебного пособия представляется нецелесообразным.

А. Иванов-Крамской — «Школа игры на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» А.М. Иванова-Крамского автором поставлена задача охватить период, начиная с самого первого этапа освоения инструмента: постановка рук, знакомство с приемами звукоизвлечения и до уровня, примерно соответствующего I-II курсам музыкального училища. Произведениями, завершающими «Школу», являются Аллеманда И.С. Баха и Этюд Прюдента. Именно эти произведения и должны, по замыслу автора, стать той вершиной мастерства, на которую должен подняться учащийся, осваивающий гитару по его «Школе». Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические сведения о гитаре, а также некоторые сведения из элементарной теории музыки, необходимые для того, чтобы учащийся, самостоятельно осваивающий инструмент, мог пользоваться нотами. Кроме того, в ней дается информация о постановке рук, способах звукоизвлечения, даются первоначальные упражнения, этюды и легкие пьесы. Упражнения, предназначенные для первоначального периода, не до конца продуманны в данной методике. Автор не предполагает отдельных упражнений для правой и левой руки. Начинать он рекомендует с исполнения одноголосных мелодий на каждой струне. Эти мелодии-упражнения решают две задачи: практическую и теоретическую. Они, с одной стороны, учат играть, с другой, на их примере Крамской показывает разные правила из области теории музыки: например, как играть, считая вслух. А это не для всех учеников приемлемо, особенно для детей младшей группы. Однако, следует отметить о наличии в школе блестящих и удобных в исполнении авторских пьес и обработок народных песен, что упрощает работу по усвоению материала.

3. Репертуарная политика.

Несколько слов о репертуаре на начальном этапе обучения. Несмотря на популярность гитары, репертуар для гитары для детей, очень скуден. Немногие профессиональные композиторы пишут для детей. Поэтому порой педагогу сложно выбрать для ученика пьесы, которые бы отвечали всем требованиям музыкального исполнительства, были бы доступны начинающему гитаристу и имели бы высокую художественную ценность. Развитие музыканта-гитариста, формирование его как личности зависят не только от двигательно-моторных навыков, но так же и от репертуара. Только при серьезном отношении к репертуару можно правильно направить и определить верный путь в воспитании музыканта. Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме и стилю. Репертуар необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие пьесы современных композиторов. Наибольшую ценность представляют пьесы, в которых народные мелодии гармонично сочетаются с современными средствами выразительности. Педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы в зависимости от уровня общей подготовки, возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных данных. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения учеником музыкального произведения, принимая во внимание, что одни из них готовятся для публичного исполнения, другие для показа в классе, а третьи - в порядке ознакомления. Рекомендуется изучать одновременно не более 3-4 произведений. Последовательность проверки домашних заданий на каждом уроке должна изменяться. Очень важно давать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях, в том числе и джазовые пьесы. Эти пьесы очень нравятся ученикам, поскольку джазовая музыка давно используется в мультфильмах, кино и насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям. А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы самбы и босса-новы, внезапные акценты рок-н-ролла привлекают учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки.  Очень важно давать юным гитаристам не переложения фортепьянных пьес «вечнозеленых джазовых тем», (которые зачастую сильно проигрывают оригиналу и технически очень трудны), а разучивать с ними джазовые пьесы, написанные специально для гитары и с учётом возможности технических навыков учеников. Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями; в более обширном и современном музыкальном репертуаре, позволяющем впоследствии перейти к любому другому стилю игры, кроме классического. В этой связи ценен опыт и методические разработки таких гитаристов композиторов и педагогов как А. Виницкий, Н. Кошкин, В. Калинин, В. Козлов, С. Руднев, Р. Дьенс, Л. Брауэр и т.д. В их творчестве есть пьесы как для уже состоявшихся исполнителей на классической гитаре, так и только начинающих гитаристов. В пьесах для детей А. Виницкого, умело и доступно показаны основы джаза. Например, Этюд №1 («Джазовые Этюды») написан в технике аккомпанемента с «шагающим» басом; нижний голос имитирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации. Этюд № 5 написан в стиле босса-нова. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восьмых. Миниатюра А. Виницкого «Маленький ковбой» написана в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри. Очень интересное произведение в манере свинга «Розовый слон». А. Винницкий в своём творчестве знакомит детей с блюзом. Для изучения которого написана серия «Блюзов и джазовых прелюдий», а также этюды в форме блюза. Этюд №7 в E-dur является примером сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В этом этюде отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени). Композитор-гитарист Ю. Шилин знакомит с элементами стиля фламенко на примере ярких и красочных «Испанского танца» и «Волны Испании».  В сюите-соло для гитары Н. Кошкина «Баллады» присутствуют гармонии джазовых баллад, что позволяет учащемуся узнать новый гармонический язык и познакомиться с «джазовыми аккордами и заменами». У композитора есть произведения для совсем начинающих гитаристов, которые наполнены гармоническим языком эстрадной музыкой. У композитора В. Козлова также особое место в творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Его альбом – «Эхо бразильского карнавала» – сюита в трех частях (милонга, танго, румба), написанная в характерных для латиноамериканской танцевальной музыки ритмах, а «Детская сюита» в шести частях, в основе музыки которой – принцип контраста характеров и темпов, наряду с классическими художественными средствами альбом представляет современные красочные приемы игры на гитаре. Сюита «Маленькие тайны сеньориты гитары» состоит из пьес, каждая из которых предназначена для освоения определенного вида техники. Особый интерес представляет использование в музыке новейших приемов, появившихся в исполнительской практике в конце ХХ века. Приемы исполнительства, свойственные электрогитаре, проникают и в среду «классиков». Бывает и так, что сами виртуозы электрогитары вносят наиболее интересные приемы игры в обиход классической гитары, и этот синтез рождает множество интересных штрихов и явлений в сочинениях. Так, можно сказать про прием, который эстрадные гитаристы называют tapping (удар по струнам без активного извлечения звука). Эта манера исполнения была изобретена американцем Стенли Джорданом, и нашла отклик среди широкого круга исполнителей. Представляется интересным познакомить с этим приёмом и юных гитаристов. Так же можно наблюдать в современной технике игры и элементы такого приёма как slap. Это удар правой рукой сверху по струне косточкой большого пальца, а на обратном движении кисти сделать другим пальцем резкий щипок подцепляя струну снизу. Несмотря на разнообразие пособий и пьес, позволяющих познакомить детей с современной музыкой, к сожалению, педагоги детских музыкальных школ и школ искусств не много времени уделяют этой стороне развития гитаристов. Хотелось бы, чтобы этому вопросу уделялось больше времени, на пример: отдельные семестры, зачёты, может быть даже конкурсы. Очень важно, чтобы к окончанию музыкальной школы, юный гитарист стал разноплановым исполнителем, и прекрасно себя чувствовал как в классических произведениях, так и в эстрадных. Знакомство и освоение современных стилей сделает процесс обучения разноплановым и интересным.

Заключение.

 Гитара как инструмент зародилась в Испании, но корни её ведут в древний Вавилон, Ассирию и Грецию. Инструмент претерпел множество изменений, как по форме, так и объёму. В нынешнее время инструмент стал народным по всему миру, доступен и коммуникабелен. Можно играть, как и на сцене с различного рода подзвучиванием (микрофоны внешние, внутренние, пьезо датчики, магнитные при наличии железных струн и т.д.) так и возле костра в кругу друзей. Это и есть основной аспект популяризации инструмента в народе. Классическая гитара является академическим инструментом, и у нас существует множество школ игры на шестиструнной гитаре. Но в каждой школе есть свои нюансы и поэтому для продуктивного обучения преподавателям приходится выбирать лучшее и использовать в своей практике.

Немало важную роль играет грамотное создание репертуара. Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями; в более обширном и современном музыкальном репертуаре, позволяющем впоследствии перейти к любому другому стилю игры. Соблюдая требования к развитию полноценного музыканта с мышлением, необходимо использование в репертуаре как классических произведений, так и произведений различных современных композиторов. Знакомство и освоение современных стилей сделает процесс обучения разноплановым, интересным и будет способствовать дальнейшей популяризации классической гитары. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческой личности. В этой работе освещены различные вопросы современной гитарной школы, представлена поэтапная методика работы в классе гитары с младшими школьниками на первоначальном этапе освоения инструмента, чего нет ни в одной исследуемой школе игры на классической гитаре. Работа может быть использована в качестве методического материала для преподавания классической гитары в Детских Школах Искусств, и представляет собой обобщение достижений мастеров классической гитары.  

Список литературы

1.А.Иванов – Крамской. Школа игры на классической гитаре. Издание второе/ Ростов – на- Дону «Феникс» 2002.

  1. П.Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.
  2. МаттеоКаркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» Москва 1990.
  3. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» Москва 1987.
  4. А.Ф. Гитман. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003. Способин И. Элементарная теория музыки. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...