Инновационные технологии в обучении химии
статья

Юлия Игоревна Корнетова

Главная цель инновационной деятельности учителя – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_himii.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»

671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

Корнетова Юлия Игоревна – учитель химии

Инновационные технологии в обучении химии

Главная цель инновационной деятельности учителя – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения химическими знаниями, навыками и способами действия каждым учащимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя методическая проблема – «Компетентно-деятельностный подход в обучении химии», которая наиболее полно позволяет внедрять инновационные технологии в обучение химии.

Находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, использую такие технологии, как:

1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

2. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Технологии исследовательского обучения, информационные технологии. Учебная деятельность школьников исследовательского характера должна быть с четко заданной целью. Для достижения планируемых результатов все учебные процедуры ориентированы на выполнение действий уровня «оценивать», «прогнозировать».  В этом смысле широкими возможностями обладают практические задания на выполнение проектов.

Результатами использования этих технологий стали исследовательские работы моих учеников: Миронова Алина «Индикаторы в нашей жизни» - проект для одаренных детей «Алые паруса».

Технологии проблемного обучения. Технологическое построение образовательного процесса позволяет мне обогатить и разнообразить формы организации обучения с акцентом на внимание к личности ученика. Я использую нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и др., которые позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока. Мною создан банк методических разработок уроков нетрадиционных форм проведения. Среди них: уроки-дискуссии, защита проектов, конференции, дебаты, проблемные уроки – все они способствуют формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картине мира.

Технологии проведения коллективных творческих дел. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию инновационного подхода я считаю эффективной и использую технологию коллективного способа обучения.

Из форм коллективной деятельности использую работу в паре, группах. Данная форма работы на уроках систематизации и обобщения знаний позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их. Применение парной, групповой форм работы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Данная технология обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт мне возможность: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.

В процессе обучения использую здоровьесберегающую технологию, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Считаю, что обучение должно вести за собой развитие и с этой целью в своей практике применяю технологии развивающего обучения. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Результатом применения современных образовательных технологий является:

  • Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
  • Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
  • Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении химии

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычно...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)

Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация

Презентация  является приложением к методическому  докладу с аналогичным названием....

Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.

Использование  инновационных технологий в обучении химии  как средство повышения качества  подготовки  специалистов.В настоящее время обсуждаются основные  направления развити...

Применение современных инновационных технологий в обучении химии

Применение современных инновационных технологий  - одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса...