Образовательная ситуация по развитию экологических представлений в средней группе.
учебно-методический материал

Анна Владимировна Кузьмина

Образовательная ситуация  по развитию экологических представлений в  средней группе.

Тема: "Сюрпризы Весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syurprizy_vesny.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

г. Псков, 180004,   тел. /факс:(8112)

Образовательная ситуация по развитию экологических представлений

в средней группе

Тема: «Сюрпризы Весны»

Воспитатель:

Кузьмина А.В.

Псков, 2022г.

Дата

22.03.2022г.

Группа

Средняя

Образовательная

деятельность

Познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.

Форма организации

Подгруппа

Тема

«Сюрпризы Весны»

Цель

Развитие у детей представлений о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с перелетными птицами;

- обобщить знания детей используя условные обозначения;

- формировать умение детей формировать признаки весны.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;

- развивать внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

Словарь

Активный: перелетные птицы,  грач, скворец, гусь, ласточка, аист, цапля, утка, журавль, соловей, гнездо, птенцы, «волшебный круг»

Пассивный: символы,  ручьи, пробуждение зверей, набухание почек, первоцветы, зеленая трава, капель, день равен ночи, греет солнце, появление насекомых, животные меняют мех на более легкий, посылка

Понятийный: диаграмма, сектор

Оборудование

Демонстрационный

Материал

Раздаточный

материал

Коробка, стихи, загадки, диаграмма смены времен года, карточки с изображением признаков весны, иллюстрации с изображением перелетных птиц  (грача, скворца, гуся, ласточки, аиста, цапли, утки, журавля, соловья), плакат с изображением сред обитания перелетных птиц, доска, мел, аудиозаписи «Голоса птиц», произведение П.И. Чайковского «Весна» , маски.

Зеленые листы бумаги, карандаши.

Научно-

энциклопедическая

подготовка

воспитателя

  Диагра́мма (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунокчертёж) — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет   собой  геометрическое  символьное изображение информации с применением различных приёмов   техники визуализации.

Сектор — часть круга, ограниченная двумя радиусами и дугой между ними.

Предварительная работа

 - наблюдения в природе;

чтение стихотворений о весне;

- рассматривание картин и  иллюстраций о весне;

- отгадывание загадок;

- рассматривание изображений птиц.

Время

проведения

20 минут

Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу. Звучит музыка П.И. Чайковского «Весна»

Мотивационно-

ориентированный,

побудительный

этап

Воспитатель читает стихотворение:

            Если снег повсюду тает,
           День становится длинней,
           Если все зазеленело
           И в полях звенит ручей,
           Если стал теплее ветер,
           Если птицам не до сна,
           Если солнце ярче светит,
          Значит, к нам пришла….

Дети: Весна!

Раздается стук в дверь. Воспитатель и дети подходят к двери. Им вручается посылка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого эта посылка?

Дети: От Весны.

Воспитатель: А вы хотите узнать, что внутри?

Дети: Да!

 

Поисковый

этап

Воспитатель: (открывает посылку) Весна прислала нам своих пернатых друзей. Какие они красивые! (достает из посылки картинки с изображением птиц, кладет на стол)

Воспитатель: Я возьму себе вот эту птицу – друга. Имя ребенка, а ты, какую птицу возьмешь? Имя ребенка, а тебе какая птица нравится?  (каждый ребенок берет картинку с изображением птицы)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать названия  наших птиц – друзей?

Дети: Да!

Воспитатель:  В этом нам помогут загадки от Весны. Давайте присядем, чтобы нам было удобно.

(дети присаживаются на стульчики)

Практический

этап

Воспитатель: Я буду читать загадку, а вы показываете отгадку, птицу – друга.

Воспитатель:

  Солнце греет у порога,

  Тают снежные сугробы,

  И бегут рекой ручьи,

  С юга к нам летят (Грачи).

Ребята, у кого такая птица – друг? А где живет грач?

Воспитатель: Грачи живут в гнёздах, вьют их на деревьях? А как называют птенцов грача? (Грачата)

Воспитатель:

На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец

А зовут его …(Скворец)

Ребята, у кого птица – друг скворец? А где живут скворцы?

Воспитатель: Скворец живет в скворечнике. А птенцов скворца как называют? (Скворчата)

Шея длинная у птицы.
Клювом ущипнуть стремится.
Зашипит, а ты не трусь.
"Га-га-га" - кто это? (Гусь)

Ребята, у кого птица – друг гусь? А где строит свой дом гусь? А птенцов гуся как называют? (Гусята)

Воспитатель: Гусь, вьет гнездо в траве, на кочках и бугорках.
 Следующая загадка:

Она под крышами живет,

 Гнездо своё из глины вьет,

 Целый день суетится,

 На землю не садится,

 Высоко в облаках летает,

 Мошек на лету поедает,

 В черном фраке лапочка,

 А зовется? … (Ласточка)

Ребята, у кого птица – друг ласточка? А где она вьет гнездо? А птенцов ласточки как называют? (Ластушата)

Воспитатель: Ласточки вьют гнёзда под крышей домов.

Воспитатель: Слушаем следующую загадку от Весны:

Острый, красный длинный нос,

               

Грудь, спина – белым-бела,
А на крыльях бахрома,
Чёрной лентой вьётся,
Как же птица та зовётся? (Аист)

 

 

Ребята, у кого птица – друг аист? А где аист строит дом? Птенцов аиста как называют? (Аистята)

Воспитатель: Аист строит свой дом на крышах домов.

Следующая загадка:

В ледяной воде болота

Целый вечер бродит кто-то,

И не холодно ни капли

Долговязой грустной …(Цапле)

У меня птица – друг цапля. Посмотрите, какая она красивая. Цапли вьют гнезда на высоких деревьях.

Мы еще не всех птиц назвали. Давайте послушаем следующую загадку.

Как на речку прилетает,

 Сразу в воду залезает.

 «Кря» — нырнула на минутку

 Вы узнали? Это … (Утка)

Покажи свою птицу – друга. А как (имя ребенка) ты думаешь, где живет утка? А как зовут ее птенцов? (Утята) Да, утка строит гнездо в траве, недалеко от воды.

Послушаем следующую загадку:

В небе клином пролетали

И курлыкали: «Курлы!»

Длинноногие, большие

Точно знаем…(Журавли)

У кого птица – друг журавль? Имя ребенка, где журавль строит гнездо? Как называют птенцов журавля? (журавлята) Журавли вьют гнездо среди густых кустов.

Еще одна загадка от весны:

Эта птичка ранняя

С солнышком встает

Песню без названия

Поутру поет

Трелью заливается

В зелени аллей.

Пташка называется

Как же? (Соловей) У кого такая птица – друг? Как (имя ребенка) ты думаешь, где живет соловей? А птенца соловья как называют? (Соловьенок)

Соловей вьет свое гнездо в кустах.

Воспитатель: Ребята, а эти птицы всегда живут с нами? А куда они улетают? Ребята, а почему птицы возвращаются? Как такие птицы называются? (ответы детей)

Да, ребята, в это время возвращаются из теплых стран вестники весны – птицы, такие птицы называются перелетными. А что птицы делают, когда прилетают? А зачем они строят гнезда? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? (воспитатель обращает внимание детей на плакат с изображением мест обитания птиц) Давайте поселим наших птиц в гнезда – домики! У меня цапля, она вьет гнездо на высоких деревьях, я заселяю ее на дерево. (Дети размещают птиц на плакате в соответствии со средой обитания).

Воспитатель: Здорово, ребята, каждая птица нашла свой дом!

Воспитатель: А где же наша посылка? Давайте посмотрим, что еще нам прислала Весна. (Достает диаграмму смены времен года).

Ребята, что это? (ответы детей) А еще «волшебный круг» называют диаграммой смены времен года. Весна на нашем круге -  диаграмме обозначена, каким цветом? А как вы думаете, что нам сейчас надо сделать? Кто к нам прилетел из теплых стран? О чем нас просит Весна? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте присядем за столы. (Дети с воспитателем придумывают новые символы «прилет

птиц», «выведение птенцов», рисуют символы на листах, помещают на доску).

Заключительный

этап

Воспитатель: Молодцы, новые символы придумали! А теперь давайте украсим наш «волшебный круг всеми символами с признаками весны. Смотрите вот наши символы (воспитатель обращает внимание детей на стол, где размещены карточки с изображением весенних признаков).

Воспитатель: (берет карточку) Мой символ означает, что весной солнце не только светит, но и греет. Я украшаю им наш «волшебный круг» (воспитатель помещает карточку на весенний сектор диаграммы). Имя ребенка, расскажи про свой символ? Имя ребенка, а твой символ что означает? Имя ребенка, а у тебя какой признак Весны?   (Дети называют признаки весны

размещают их на диаграмме).

Вот мы и украсили наш «волшебный круг»

Ребята, а какие  новые символы  мы  придумали? (ответы детей)

А где же наша посылка от Весны? Давайте посмотрим, что еще тут есть? (воспитатель достает маски перелетных птиц). Давайте превратимся в перелетных птиц.

Дружно птицы полетели (бег врассыпную)

Полетели и присели (присесть)

Поклевали зернышки (стучать указательным пальцем по полу)

Поиграли в полюшке (встать, делать подскоки, поворачиваясь вокруг себя)

Водички попили (отвести руки за спину наклоны вперед)

Перышки помыли (погладить руки)

Вправо – влево посмотрели (повернуть голову вправо влево)

И спокойно полетели (медленный бег на носочках, плавные взмахи руками).

Итого

времени

20 минут

Литература

Развитие. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – Сост. Венгер

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.

Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб.,1996.

Лучич М.В. Детям о природе. – М.,1989.

Игры для дошкольников. – Гомель, 1993.


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы) ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математики с Совой»

Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 4, знание цифр от 1 до 4, умение различать и называть геометрические фигуры;учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометриче...