Выступление на ММО учителей логопедов
методическая разработка

Ефремова Людмила Владимировна

Выступления на ММО г.о. Химки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki_a_u_i_y_o.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему

«Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»

Провела 30.10.2019 г.

Учитель-логопед

Ефремова Л.В.

г.о. Химки, 2019 г.

Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- формировать у детей умение различать гласные звуки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей звуко-слоговой анализ слов (формировать навык фонематического анализа и синтеза)

-формировать умение определять позиции звуков в словах

-развивать фонематические процессы

- закреплять понятие «гласный звук».

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга.

Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши.

Вид занятия: фронтальное или подгрупповое

Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 104 с.

 

Ход занятия (план)

I. Организационный момент.

II. Основная часть:

  1. Объявление темы занятия;
  2. Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: изобразить губами произношение гласных звуков [а, у, и, ы, о]);
  3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о];
  4. Развитие фонематического слуха (определение последнего и первого звука в словах калина, котлы, весло, утка, ива);
  5. Пальчиковая гимнастика;
  6. Связь звуков и букв (поиск букв в разрезной азбуке);
  7. Чтение слогов с буквами А, О, У, И, Ы, К (ак, ок, ук, ик, ык, ка, ко, ку, кы, ки);
  8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»);
  9. Физкультминутка (изображений гласных букв с помощью движений, поз);
  10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов;

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и просит отгадать гласные звуки по беззвучной артикуляции.

Дети отгадывают звуки и присаживаются на места.

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Ребята, мы с вами уже познакомились с гласными звуками [а, у, и, ы, о]. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

Логопед выставляет на доске символы: «Губы» — обозначающий понятие «Звук», «Мальчика, поющего в микрофон» — символ понятия «Гласный звук», и геометрические символы гласных звуков (по Т.А. Ткаченко) (см. Приложение)).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы «Попробуйте изобразить губами произношение гласных звуков».

3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о].

Логопед: «Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?».

Ответы детей.

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед выставляет на магнитной доске картинки калина, коты, весло и просит определить последний звук в словах, в картинках утка, ива – первый звук в словах.

5. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: «А теперь, гимнастика для пальчиков. Давайте изобразим с помощью пальчиков буквы, соответствующие гласным звукам».

6. Связь звуков и букв.

Логопед: «Я называю звук, а вы найдите соответствующую букву. Давайте повторим разницу между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем».

Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезной азбуке, закрепляют разницу между звуком и буквой в опоре на схему (см. Приложение).

7. Чтение слогов с буквами А, О,У, И, Ы, К.

Логопед: «К каждой букве А, О, У, И, Ы присоедините букву К, прочитайте слоги (АК, ОК и т.д.). Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте слоги (КА, КО и т.д.)».

Дети выполняют задание.

8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»).

Логопед: «Ребята, посмотрите на картинки. Назовите картинку и скажите, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии. Где находится этот звук?».

Дети называют картинку, определяют позицию гласного звука в слове и с помощью дидактического пособия «Звуковой поезд» ставят фишку красного цвета на 1, 2, или 3 вагон в зависимости от позиции звука (см. Приложение).

Логопед вывешивает на доске схему для слогового анализа и дает опорный символ, обозначающий «Слог» — яблоко и часть яблока: «Ребята, теперь определите, сколько в этих словах слогов и нарисуйте в своих тетрадях слоговую схему» (см. Приложение).

Логопед знакомит детей с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

9. Физкультминутка.

Логопед: «Давайте немного отдохнем. Изобразите гласные буквы с помощью движений и поз».

Дети выполняют задание.

10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов.

Логопед: «А сейчас из букв составим слова и прочитаем их».

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».

Логопед отмечает ответы детей и хвалит их за проведенное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Выступление на РМО учителей -логопедов "Формирование зрительно- моторной координации при письме с ОНР"

Умение детей владеть графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности  общеобразовательного процесса ДОУ и школы и об...

Выступление на МО учителей-логопедов Единые требования к оформлению представлений специалистов на ПМПК,2020

Рассматриваются требования к оформлению представлений специалистов на ПМПК...

Выступление на МО учителей-логопедов "Методические рекомендации по написанию логопедических заключений", 2022

Рассматриваются методические рекомендации по написанию логопедических заключений...