Результаты метапредметной диагностики в 8в классе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсраева»
материал
Под метапредметным результатом в соответствии с ФГОС можно понимать универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты метапредметной диагностики в 8в классе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсраева»
Теоретическая часть
Сегодня общество претерпевает столь значительные изменения, что порой невозможно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными умениями.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Под метапредметным результатом в соответствии с ФГОС можно понимать универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем. Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося. Универсальные учебные действия - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы.
История и обществознание относятся к учебным предметам, которые непосредственно участвуют в процессе формирования универсальных учебных действий, тесно связанных с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
В примерной программе основного общего образования обозначено, что метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В примерной программе основного общего образования обозначено, что метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
С этой точки зрения усвоение предметных знаний сохраняется в качестве первичной задачи обучения, однако знания рассматриваются, прежде всего, в качестве фундамента образования, а для эффективного их использования необходимо овладение универсальными учебными действиями, способами деятельности.
Практическая часть
Диагностика метапредметных результатов 8в класса была проведена в рамках Межпредметной диагностики по истории и обществознанию для оценки метапредметных результатов среди учащихся 8-х классов Республики Бурятия 28 февраля 2019 года.
Назначением контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения межпредметной диагностики по истории и обществознанию стала оценка метапредметных результатов обучающихся 8-х классов.
Структура варианта КИМ обеспечила проверку всех предусмотренных основными документами: усвоение понятийного аппарата курса истории и обществознания, овладение знаниями и умениями, использование при выполнении учебных задач исторических источников.
При разработке содержания КИМ учитывалась необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в Историко-культурном стандарте и Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В диагностической работе проверены знания и умения, приобретенные в результате освоения разделов курса истории и обществознания основной школы:
- История России XVI в.
- Смутное время.
- История России XVII в.
- Общество как сложная динамическая система.
- Человек в системе общественных отношений.
- Правовое регулирование общественных отношений.
Работа разработана, исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
1. Владение основным понятийным аппаратом курса школьного курса истории и обществознания.
2. Понимание смысла исторических источников.
3. Понимание обществоведческих закономерностей и умение высказываться на вопрос по заданной проблематике.
4. Составление сложного плана.
Работа состояла из 6 заданий (таблица 1). Ответом к каждому из заданий 1,2,3,4 - буква, цифра, последовательность цифр и/или слово (несколько слов), а также соответствие букв и цифр.
Задания 5 и 6 предполагали развернутый ответ.
Таблица 1. Распределение заданий по частям диагностической работы
№ | Тип заданий | Количество заданий |
1 | Задание на определение верных элементов к различным источникам | 4 |
2 | Задание на построение определения, логической цепочки и развернутый ответ | 1 |
3 | Составление плана | 1 |
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий
№ | Виды деятельности | Количество заданий |
1. | Владение основным понятийным аппаратом школьного курса истории и обществознания | 2 |
2. | Понимание смысла исторических источников | 2 |
3. | Понимание обществоведческих закономерностей и умение высказываться на вопрос по заданной проблематике | 1 |
4. | Составление сложного плана | 1 |
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Общее количество участников диагностики в 8в составило 22 чел.
По полученным оценкам: (использованы материалы РЦОИ)
Выполнение заданий учащимися 8в класса
Лучше всего справились с заданиями 2,4,5. Наибольшие затруднения вызвало задание 6.
1задание | 2задание | 3задание | 4задание | 5задание | 6задание |
42% | 60% | 40% | 65% | 50% | 25% |
По результатам диагностики по количеству набранных баллов было выделено три уровня овладения учащимися метапредметными умениями:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Уровень подготовки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество набранных баллов | 0 – 4 балла | 5 – 7 баллов | 8–10 баллов |
ФИ | К-во баллов | НИЗКИЙ | СРЕДНИЙ | ВЫСОКИЙ |
Артюхов А | 6 | + | ||
Бадмаева Д. | 4 | + | ||
Базаров Бадма | 4 | + | ||
Базаров Радна | 5 | + | ||
Будаева С. | 6 | + | ||
Гаврилов Б. | 5 | + | ||
Голышена Н. | 4 | + | ||
Даржаев А. | 5 | + | ||
Дашиев Ч. | 6 | + | ||
Елшина Н. | 8 | + | ||
Ешиева С. | 7 | + | ||
Жалсанова А. | 5 | + | ||
Жимбэжамсуева С. | 8 | + | ||
Иванова Ю. | 8 | + | + | |
Куприянов Н. | 1 | + | ||
Моик Д. | 0 | + | ||
Петрова Ж. | 3 | + | ||
Родионов Д. | 8 | + | ||
Санжиев Б. | 4 | + | ||
Субанова А. | 5 | + | ||
Тогмитов В. | 6 | + | ||
Шестаков Б. | 5 | + |
Низкий уровень сформированности метапредметных умений. Это означает, что учащийся узнает отдельные изученные в рамках основной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения УУД может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Средний уровень сформированности метапредметных умений говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень сформированности метапредметных умений. Это значит, что учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Выводы:
Результаты выполнения метапредметной диагностики по истории и обществознанию позволяют мне выделять направления в организации учебного процесса, необходимые для повышения подготовки учащихся. При организации учебного процесса я стараюсь делать акцент на заданиях, в которых учащимся необходимо:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- составлять план;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- находить в тексте необходимую информацию, заданную в явном и неявном виде;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- решать творческие задачи.
Достижение познавательных УУД эффективно решать через продуктивные задания разных задания, которые составляются на основе материала учебника.
Так, например, задания на поиск и выявление информации, заданной в явном виде могут быть представлены в следующем виде:
- Найти конкретные сведения;
- Найти значения слова или фразы;
- Определить тему или основную идею в случае, если они представлены в тексте в явном виде;
- Определить время и место действия рассказа.
В заданиях на формулирование выводов необходимо обратить внимание на такие задания:
- Установить связь между событиями;
- Понимать обобщения, имеющиеся в тексте;
- Выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Сложными для учащихся являются задания на интерпретацию и обобщение информации:
- Распознать общую идею или тему текста;
- Сравнивать и противопоставлять информацию текста;
- Находить практическое применение информации текста.
Проблемы возникают у учащихся и при анализе содержания текста, в особенности при выполнении заданий на:
- Оценку правдоподобности описанных событий;
- Оценку полноты или ясности информации, представленной в тексте;
- Определение отношения автора к основной теме текста.
Также можно выделить ряд технологий, которые я применяю в своей работе, для более эффективного достижения метапредметных результатов:
- Групповые технологии;
- Проблемное обучение через решение проблемных задач информационно-коммуникативные технологии;
- Технологии проектирования;
- Технология «Диалога культур»;
- Интерактивная технология;
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
Также, приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Директор школы: Найданов Д.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/04/picture-979077-1670150264.jpg)
Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс
Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/04/picture-979077-1670150264.jpg)
Метапредметная диагностика на уроках русского языка в 8 классе
Контрольная работа предназначена для проверки предметных умений и диагностики метпредметных планируемых результатов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942586-1504120943.jpg)
Метапредметная диагностика в области естествознания 8 класс
Диагностика подготовлена в соавторстве с учителем биологии Клиндуховой Н.Ю. и учителем химии Ломовской Т.Ю....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/02/picture-1274374-1601653375.jpg)
Метапредметные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых МБОУ гимназии. Учитель Кошелева Г.В. Справка.
Метапредметные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых МБОУ гимназии. Учитель Кошелева Г.В. Справка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-263539-1370881102.jpg)
Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059349-1537291152.jpg)
Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников.
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...