Развитие критического мышления на уроках географии
статья

Татьяна Лапшова

Доклад "Развитие критического мышления на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_geografii.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобаческого»

(ННГУ)

Арзамасский филиал

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии, географии и химии

Выполнила: Лапшова Т.А. 

студентка II курса

заочной формы обучения

 направление «Педагогическое образование»

 направленность (профиль) Биология в новой образовательной практике

Доклад

Тема: Развитие критического мышления на уроках географии

Арзамас, 2020

Оглавление

Введение3

Понятие критического мышления4

Технология критического мышления на уроках географии6

Заключение8

Список используемой литературы9

Введение

В  настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников деятельность  самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель.

В современной научно-педагогической литературе представлено достаточное количество фактов, подтверждающих целесообразность и успешность использования разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы, используемых многими учителями во всем мире. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.

Современный мир диктует нам новые требования, непосредственно в первую очередь это касается и образования. Мы должны стремиться к достижению нового качества образования, что соответствует главной задаче казахстанской образовательной политики. Поэтому на смену традиционному преподаванию, главными характерными чертами которого является  трансляция готовых знаний от учителя к учащимся и преобладание монолога учителя, и которое на данный момент является лидирующим в школе, должно прийти конструктивистское преподавание, которое будет проявляться в интеграции имеющихся знаний с новыми, добытыми самостоятельно из различных источников, с преобладанием диалога в обучении.Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными являются подходы, основанные на идеях семи модулей.

7 модулей Программы:

 1. Новые подходы в обучении и преподавании.

 2.Обучение критическому мышлению.
 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ,    в преподавании образования. 
 5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.
 6.Обучение одарённых и талантливых учеников. 
 7. Управление и лидерство в обучении. 

Понятие критического мышления

Технология критического мышления  разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

2.1 Акценты целей технологии критического мышления

   Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

   Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:

  •  выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

2.2 Особенности технологии

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

2.3 Особенности организации

Технология КМ – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Технология критического мышления на уроках географии

       На уроке географии  имеются наилучшие условия для использования технологии критического мышления. Практически на каждом уроке можно использовать данную технологию, как на стадии  вызова, осмысления так и на конечной стадии рефлексии.

 На уроках географии применяю различные приемы критического мышления. Некоторые из них:

  1. Приём "Ассоциативный ряд"

К теме урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Ученики, прочитав написанные слова пытаются угадать тему урока.  

Пример: Урок в 6 классе по теме «Гидросфера » на доске написаны слова лед, снег, дождь, реки  и т.д.

  1. Приём “Шаг за шагом”.

Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример: данный прием хорошо использовать для всесторонней проверки знаний. При изучении темы  рек Казахстана  в 8 классе   учащийся выходит к доске отвечать домашнее задание, шагая к доске он на каждый шаг называет термин или определение относящееся к теме урока.

  1. Приём “Ложная альтернатива”

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример: наиболее крупные ГЭС в Казахстане располагаются на Ишиме или на Тоболе? Экибастузская ГРЭС – 1 работает на мазуте или сжиженном газе?

  1. Приём “Лови ошибку” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Пример: Итак, друзья, мы в американской саванне. Впереди блестят воды Онтарио. Пойдем набрать воды. Ой, кто там за огромным кактусом? А, это мелькнула тень ягуара – вышел на охоту. Солнце склонилось к закату. А вот у колес автомобиля, видимо в поисках пищи, вертится мохнатый зверек марабу.

  1. Приём “Диаграмма Венна” Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого. Пример: Изучая тему: Электроэнергетика в 9 классе, можно дать задание на сравнение ТЭС и ГЭС.
  2. Приём “Рюкзак” Прием рефлексии используется чаще всего на уроках на этапе закрепления изученного материала или на этапе подведения итогов. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
  3. Приём «Диаманта». Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению. 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5– три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Данный прием можно использовать на стадии закрепления материала как в групповой работе так в индивидуальной.

  1. Приём "Синквейн"  

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;  3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;  4 строка – короткое предложение, в котором отражено

 авторское отношение к понятию;  5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

  1. Прием «Что лишнее?»

Ученикам предлагается ряд из 3 терминов, 2 из них связаны между собой. Учащимся нужно определить, какой термин лишний и почему? Пример. Тема:  Германия  урок в 11 классе: БМВ, гепсагон, Берлин, федерация. Лишний термин: гепсагон- форма территории Франции.

  1. Прием: Кластер

Учащиеся в виде схемы отражают изучаемый материал или поставленную проблему, отражая в схеме лишь главные тезисы. Данный прием можно использовать на всех стадиях урока. Пример. Тема: Жизнь в океане урок в 7 классе. Учащимся предлагается задание составить кластер: « Разнообразие живых  организмов в океане. Ребята заносят в кластер: планктон, нектон, бентос и др.

Заключение

В процессе работы по технологии критического мышления, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом.

Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были следующие:1. Владение навыками поиска, анализа и обработки  различных видов информации;2. Умение формулировать корректные вопросы и выводы;3. Интерес к творческой деятельности;4. Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию;6. Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

В результате применения данной технологии у учеников: повысилась мотивация уч-ся на уроках, активно вступают в беседу ,отвечают полными ответами, повысилась мыслительная активность учащихся , обогащается  словарный запас 

Вывод: Нельзя останавливаться на достигнутом результате, для достижения большего успеха в обучении, необходимо углубить свои знания и дальше продолжать изучать новые приемы и внедрять их в учебный процесс. Закончить данный доклад хочется крылатым выражением: «Учитель учится всю жизнь».

Список используемой литературы

  1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии

Критическое мышление – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, целенаправленностью и логичностью; его отличает использование таких познавательных навыков и стратегий, которые увеличив...

Применение технологии развития критического мышления на уроках географии (статья из журнала)

Все способности человека развиваются в про-цессе деятельности. Это утверждение — ведущийпринцип психологии....