Рейтинговая система оценки
материал

Конон Валентина Алексеевна

Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся на уроке биологии  по теме "Вид. Критерии вида и структура."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рейтинговая шкала оценивания на уроках биологии

2018-2019 учебный год

9 класс

Предмет

География

№ п/п

Ф.И. учащегося

I

тема

II

тема

III

тема

IV

тема

V

тема

Всего баллов

Биология.  9 класс.

Тема

Количество часов

Рейтинговый

балл

I.

Введение. Биология в системе наук

1

5

II.

Основы цитологии-науке о клетке

5

25

III.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

2

10

IV.

Основы генетики

5

25

V.

Генетика человека

2

10

VI.

Основы селекции и биотехнологии

2

10

VII

Эволюционное учение

7

35

VIII

Возникновение и развитие жизни на Земле

2

10

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

8

40



Предварительный просмотр:

Технология рейтинговой системы оценивания на уроках биологии

Конон Валентина Алексеевна

Учитель биологии

МБОУ «СШ №42» г. Нижневартовска

Одной из задач своей деятельности я считаю формирование биологической компетентности путем развития познавательной активности учащихся. В настоящее время я провожу педагогическое исследование по теме «Технология рейтинговой системы оценивания на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся».

Рейтинговая система в виде зачетных единиц впервые применена  в Гарвардском университете. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение данной системы. На наш взгляд, ее использование соответствует инициативе «Наша новая школа» и требованиям ФГОС, так как традиционная система оценивания имеет массу недостатков. Увы, использованию рейтингового контроля в школьном курсе биологии посвящено крайне мало работ.

В результате использования технологии рейтинговой системы оценивания планируется достижение положительной динамики роста уровня познавательной активности учащихся. Оперативность и объективность оценивания позволяет быстро выделить лидирующих и отстающих учащихся класса и корректировать работу с ними. Снижается возможность получения случайной оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу учащегося в течение всего модуля. Реализуется индивидуальный подход.

К трудностям в применении можно отнести следующее:

Несогласованность по срокам и длительности учебных модулей и деления учебного года на четверти. Проблема перевода рейтинговых баллов в привычную пятибалльную систему при выставлении четвертных оценок. Повышение нагрузки на преподавателя в связи с необходимостью оперативного учета всех видов деятельности учащихся и определения рейтинга. И, конечно же, предъявляются высокие квалификационные требования к преподавателю, как в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений: 

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг".

Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся: 

  • Разработка оценочной шкалы с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
  • Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
  • Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
  • Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
  • Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

При разработке оценочной шкалы применяю следующие виды рейтинга:

  • стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
  • текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  • дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  • творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

1.

Входное диагностирование.

до 30 баллов

Обязательные баллы.

2.

Проверочная работа.

до 10 баллов

текущий рейтинг

3.

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа).

1-3 балла за урок

4.

Выполнение дополнительных задач.

1-3 балла

5.

Практическая работа.

5 - 10 баллов

6.

Практикум.

5 баллов

7.

Семинар.

до 10 баллов

8.

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

9.

Тестирование, проверочная работа

5-15 баллов

10.

Контрольная работа.

до 20 баллов

11.

Зачетная работа.

до 20 баллов

12

Лабораторная работа

До 20 баллов

творческий рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

13.

Творческая работа (кроссворды, рисунки, модели  и т.п.)

5 - 10 баллов

14.

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 - 50 баллов

15.

Выполнение заданий  повышенной сложности.

5-10 баллов

16.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

10-30 баллов

Использование рейтинговой системы оценивания ведет к повышению познавательной активности учащихся, повышению самоконтроля и стремления к саморазвитию. Вместе с тем необходимы дальнейшие исследования. Логично предположить углубленное изучение более узких тем, связанных с разработкой системы измерителей; поиском форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания.

Эффективность использования рейтинговой системы оценивания учебных достижений подтверждается повышением качества знаний обучающихся (за последние три года - рост на 8%). Наблюдается стабильно положительная динамика уровня биологической компетентности выпускников по результатам независимой оценки их образовательных достижений.



Предварительный просмотр:

Урок по биологии с использованием

рейтинговой системы оценивания знаний в 9 классе

Биология. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни).

Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы.

Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;

Метапредметные

Познавательные:

  • умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.

Регулятивные:

  • ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
  • выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
  • аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
  • формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.

Методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
  • проблемные, частично-поисковый;
  • наглядно-образный;
  • самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки-задания для учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

На каждом этапе урока учащиеся будут самостоятельно, работая индивидуально или в группах, оценивать свои знания с помощью рейтинговых баллов, выставляя их в рейтинговые листы.

Рейтинговый лист

Тема: "Вид. Критерии вида и структура"

Группа  №1.                                                                               Консультант:_____________________

№ п/п

Ф.И. учащегося

Домашняя работа

(учебный проект)

Устные задания (вопросы)

Работа по группам (выполнение заданий)

Тест

Общее  

кол-во

баллов

Итоговая отметка

Рейтинговый балл

5-10

1

1-6

5-13

1.

2.

 

3.

4.

5.

Отметка

                                   

"3"

"4"

"5"

13-18 баллов

19-25 баллов

  1. баллов

2. Проверка домашнего задания.

Класс предварительно был разбит на 4 группы, в каждую входят учащиеся с разным уровнем обученности: I уровень – базовый, II уровень – повышенный (по сравнению с базовым), III уровень – высокий.

Каждая группа учащихся должна представить один проект по теме.

Работа должна быть выполнена в виде учебных проектов с презентацией.

         Учащиеся оценивают свою работу в группе (самооценка, взаимооценка),

                                  выставляют баллы в рейтинговый лист.

Предлагаются  проекты.    

       

  1. Устные вопросы    (по 1 баллу – за верный ответ).

  1.     Работа по группам    (на карточках – задания разного уровня).

Учащиеся обсуждают выполнение заданий в группах в группах.

Учащиеся, которые выбрали I уровень, выполняют задание самостоятельно (с последующей проверкой ответов), учащиеся II и III уровня выполняют совместно.

      Учащиеся проверяют  выполнение заданий и выставляют баллы за верные ответы.

                                                Самопроверка, самоконтроль.

  1. Тестирование (2 варианта заданий, задания 1 части оцениваются в 1 балл, задания 2 части – 1-2 балла).

                Учащиеся записывают ответы для проверки, затем работы сдают.

              Самопроверка по ответам.   Выставление баллов в рейтинговый лист.

                              (Оценка за тест: "3" – 5-6 б.,  "4" – 7-9 б., "5" – 10-13б.)

                                 

  1.  Подведение итогов урока.  

                                                                                                                                        Учащиеся подсчитывают итоговые баллы по теме, переводят в оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....

Рейтинговая система оценки знаний

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Эта программа позволяет  создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Презентация выступления на конференции...

Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"

Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....

Рейтинговая система оценки успешности обучения физике в Интегральной технологии

 Проблема повышения качества и эффективности образования обостряется в связи с расширением и углублением процесса модернизации российского образования. Изменение в целях образования привод...