Рейтинговая система оценки
материал
Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся на уроке биологии по теме "Вид. Критерии вида и структура."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рейтинговая шкала оценивания на уроках биологии
2018-2019 учебный год
9 класс
Предмет | География | ||||||
№ п/п | Ф.И. учащегося | I тема | II тема | III тема | IV тема | V тема | Всего баллов |
Биология. 9 класс.
№ | Тема | Количество часов | Рейтинговый балл |
I. | Введение. Биология в системе наук | 1 | 5 |
II. | Основы цитологии-науке о клетке | 5 | 25 |
III. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 2 | 10 |
IV. | Основы генетики | 5 | 25 |
V. | Генетика человека | 2 | 10 |
VI. | Основы селекции и биотехнологии | 2 | 10 |
VII | Эволюционное учение | 7 | 35 |
VIII | Возникновение и развитие жизни на Земле | 2 | 10 |
IХ | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 8 | 40 |
Предварительный просмотр:
Технология рейтинговой системы оценивания на уроках биологии
Конон Валентина Алексеевна
Учитель биологии
МБОУ «СШ №42» г. Нижневартовска
Одной из задач своей деятельности я считаю формирование биологической компетентности путем развития познавательной активности учащихся. В настоящее время я провожу педагогическое исследование по теме «Технология рейтинговой системы оценивания на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся».
Рейтинговая система в виде зачетных единиц впервые применена в Гарвардском университете. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение данной системы. На наш взгляд, ее использование соответствует инициативе «Наша новая школа» и требованиям ФГОС, так как традиционная система оценивания имеет массу недостатков. Увы, использованию рейтингового контроля в школьном курсе биологии посвящено крайне мало работ.
В результате использования технологии рейтинговой системы оценивания планируется достижение положительной динамики роста уровня познавательной активности учащихся. Оперативность и объективность оценивания позволяет быстро выделить лидирующих и отстающих учащихся класса и корректировать работу с ними. Снижается возможность получения случайной оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу учащегося в течение всего модуля. Реализуется индивидуальный подход.
К трудностям в применении можно отнести следующее:
Несогласованность по срокам и длительности учебных модулей и деления учебного года на четверти. Проблема перевода рейтинговых баллов в привычную пятибалльную систему при выставлении четвертных оценок. Повышение нагрузки на преподавателя в связи с необходимостью оперативного учета всех видов деятельности учащихся и определения рейтинга. И, конечно же, предъявляются высокие квалификационные требования к преподавателю, как в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности.
Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:
- расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
- повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг".
Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся:
- Разработка оценочной шкалы с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
- Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
- Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
- Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
- Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.
При разработке оценочной шкалы применяю следующие виды рейтинга:
- стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
- текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
- дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
- творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Вид рейтинга | № | Вид учебной деятельности. | Баллы. | Вид баллов. |
стартовый рейтинг | 1. | Входное диагностирование. | до 30 баллов | Обязательные баллы. |
2. | Проверочная работа. | до 10 баллов | ||
текущий рейтинг | 3. | Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа). | 1-3 балла за урок | |
4. | Выполнение дополнительных задач. | 1-3 балла | ||
5. | Практическая работа. | 5 - 10 баллов | ||
6. | Практикум. | 5 баллов | ||
7. | Семинар. | до 10 баллов | ||
8. | Домашняя работа. | 1-3 балла | ||
дисциплинарный рейтинг | 9. | Тестирование, проверочная работа | 5-15 баллов | |
10. | Контрольная работа. | до 20 баллов | ||
11. | Зачетная работа. | до 20 баллов | ||
12 | Лабораторная работа | До 20 баллов | ||
творческий рейтинг | 12. | Сообщение, реферат. | до 10 баллов | Дополнительные баллы. |
13. | Творческая работа (кроссворды, рисунки, модели и т.п.) | 5 - 10 баллов | ||
14. | Исследовательская работа (проект, презентация) | 30 - 50 баллов | ||
15. | Выполнение заданий повышенной сложности. | 5-10 баллов | ||
16. | Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. | 10-30 баллов |
Использование рейтинговой системы оценивания ведет к повышению познавательной активности учащихся, повышению самоконтроля и стремления к саморазвитию. Вместе с тем необходимы дальнейшие исследования. Логично предположить углубленное изучение более узких тем, связанных с разработкой системы измерителей; поиском форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания.
Эффективность использования рейтинговой системы оценивания учебных достижений подтверждается повышением качества знаний обучающихся (за последние три года - рост на 8%). Наблюдается стабильно положительная динамика уровня биологической компетентности выпускников по результатам независимой оценки их образовательных достижений.
Предварительный просмотр:
Урок по биологии с использованием
рейтинговой системы оценивания знаний в 9 классе
Биология. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни).
Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы.
Планируемые результаты
Личностные:
- готовность к саморазвитию и самообразованию;
- ответственное отношение к выполнению учебных задач;
- формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;
Метапредметные
Познавательные:
- умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
- развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Регулятивные:
- ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
- выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
- умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
- строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
- аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
- формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.
Методы обучения:
- словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
- проблемные, частично-поисковый;
- наглядно-образный;
- самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки-задания для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
На каждом этапе урока учащиеся будут самостоятельно, работая индивидуально или в группах, оценивать свои знания с помощью рейтинговых баллов, выставляя их в рейтинговые листы.
Рейтинговый лист
Тема: "Вид. Критерии вида и структура"
Группа №1. Консультант:_____________________
№ п/п | Ф.И. учащегося | Домашняя работа (учебный проект) | Устные задания (вопросы) | Работа по группам (выполнение заданий) | Тест | Общее кол-во баллов | Итоговая отметка |
Рейтинговый балл | 5-10 | 1 | 1-6 | 5-13 | |||
1. | |||||||
2. |
| ||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
Отметка
| "3" "4" "5" | 13-18 баллов 19-25 баллов
|
2. Проверка домашнего задания.
Класс предварительно был разбит на 4 группы, в каждую входят учащиеся с разным уровнем обученности: I уровень – базовый, II уровень – повышенный (по сравнению с базовым), III уровень – высокий.
Каждая группа учащихся должна представить один проект по теме.
Работа должна быть выполнена в виде учебных проектов с презентацией.
Учащиеся оценивают свою работу в группе (самооценка, взаимооценка),
выставляют баллы в рейтинговый лист.
Предлагаются проекты.
- Устные вопросы (по 1 баллу – за верный ответ).
- Работа по группам (на карточках – задания разного уровня).
Учащиеся обсуждают выполнение заданий в группах в группах.
Учащиеся, которые выбрали I уровень, выполняют задание самостоятельно (с последующей проверкой ответов), учащиеся II и III уровня выполняют совместно.
Учащиеся проверяют выполнение заданий и выставляют баллы за верные ответы.
Самопроверка, самоконтроль.
- Тестирование (2 варианта заданий, задания 1 части оцениваются в 1 балл, задания 2 части – 1-2 балла).
Учащиеся записывают ответы для проверки, затем работы сдают.
Самопроверка по ответам. Выставление баллов в рейтинговый лист.
(Оценка за тест: "3" – 5-6 б., "4" – 7-9 б., "5" – 10-13б.)
- Подведение итогов урока.
Учащиеся подсчитывают итоговые баллы по теме, переводят в оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-48820-1379671232.jpg)
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104024.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/29/picture-103801.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-98015-1375859385.jpg)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-192183-1389339172.jpg)
Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"
Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-254102-1368364278.jpg)
Рейтинговая система оценки успешности обучения физике в Интегральной технологии
Проблема повышения качества и эффективности образования обостряется в связи с расширением и углублением процесса модернизации российского образования. Изменение в целях образования привод...