Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания
методическая разработка

Верхотурцев Александр Валерьевич

            Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Работа учителя направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и коммуникабельных, творческих. Личностей способных самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию, повышающих своё образование и способных самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся жизненной ситуации. Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающегося при использовании учителем активных и интерактивных методов обучения.  Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4444.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках   истории и обществознания».

                                     

           Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Работа учителя направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и коммуникабельных, творческих. Личностей способных самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию, повышающих своё образование и способных самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся жизненной ситуации. Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающегося при использовании учителем активных и интерактивных методов обучения.  Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;  принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Особенности концептуальных подходов технологии заключаются в следующем:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  • Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  • Объективная оценка  положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

  Что дает технология критического мышления обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

             Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

Стадия вызова.

Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:

мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);

информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).

Приемы, используемые на стадии вызова:

  • Показ иллюстрации
  • Зачитывание отрывка из художественной книги
  • Показ отрывка из фильма
  • Работа с историческим текстом
  • Рассказ-предположение по ключевым словам
  • Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.)
  • Концептуальное колесо

        На этапе вызова используется  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.          Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Обучающимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся  по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Например, на уроке изучения «глобализация» можно предложить обучающимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

Прием «До-После»

Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Например,  Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"

"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.

"После"  обучающиеся перечисляют все причины победы русской армии.

Вывод.

Я прав (не во всём прав), так как. »

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.

Для активизации познавательной деятельности на уроках используются  анекдоты. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе  предлагаю обучающимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят». 

При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.

На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:

- Пушкин, Пушкин, где ты был?

- На Лубянке в ОГПУ.

- Зачем ты им понадобился?

- Выпытывали адрес скупого рыцаря.

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка детьми поставленных целей обучения.

Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

1 Прием маркировки текста «Инсерт».

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

2. Приём «кластера» Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).в курсе обществознания 9 класса  по теме «Формы государства» составляем кластер, где систематизируем знания по формам правления, политическим режимам и формам государственно – территориального устройства..

3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»  Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия ? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы.

 4. Прием «Эссе».  Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим  мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10- минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. 10-минутное эссе: после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10- минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. 5-минутное эссе: этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь обучающимся закрепить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

          Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и воспитанников , работающих с использованием новых технологий обучения. Данная технология обучения гарантирует обучающимся освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений. Настойчивость, способность исправлять свои ошибки. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.

        Список литературы

1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

2. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Б., 2003г.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...