Арт-терапия в работе с родителями особых детей
проект

Шапошникова Наталья Григорьевна

Из опыта работы педагога-психолога Государственного бюджетного учреждения Саратовской области, социально-реабилитационного центра «Надежда», на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_v_rabote_s_roditelyami_osobyh_detey.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с родителями особых детей

«О боже, я разбит, составь меня опять»

Владимир Марков

Из опыта работы педагога-психолога Государственного бюджетного учреждения Саратовской области, социально-реабилитационного центра «Надежда», на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.

Родители особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.

Эта категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Рождение аномального ребёнка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Не случайно, эпиграфом к данной статье послужил моностих Владимира Маркова: «О боже, я разбит, составь меня опять». Эта строка, как нельзя лучше передаёт душевное состояние родителей особых детей, находящихся в постоянном психологическом и физическом напряжении.

Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания. Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Занятия по программе проводились регулярно, в течение года, с периодичностью – один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 2-2.5 часа

Этапы и задачи реабилитационного процесса в арт-терапии.

Этапы. Задачи и примеры применяемых арт-техник

1-й этап – этап подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства и установления отношений в группе.

Подготовка необходимых материалов и средств арт-терапевтической деятельности; отбор кандидатов; исходная диагностика; знакомство участников друг с другом, налаживание эмоционального контакта между ними, установление доверительных отношений в группе; знакомство участников с пространством арт-терапевтического кабинета, принятие правил работы в группе и ритуалов начала и окончания занятия, стабилизация психоэмоционального состояния и начальное самораскрытие участников в контексте формирующихся групповых отношений.

Применяемые арт-техники: «Рисование имени», «Каракули», «Рисунок на влажной бумаге», «Кляксы», «Рисование цветным песком», «Создание мира на песке», «Коллаж», «Ассоциации с цветом», «Бабочка желаний» и др.

2-й этап –

основной (коррекционный) этап и оценка

промежуточных результатов.

Поддержание атмосферы психологической безопасности и доверия; интенсификация взаимодействия; более глубокое самораскрытие участников в контексте развивающихся групповых отношений; раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников; преодоление тревоги и сопротивления; постепенная коррекция нарушений в эмоциональной сфере, в поведении, в отношении к себе и другим; раскрытие личностных ресурсов; оценка промежуточных результатов.

Применяемые арт-техники: «Воспоминания детства», «Моя семья – моя планета», «Групповой коллаж», «Чувства и состояние в данный момент», «Спектрокарты», «Маски», «Игра в ассоциации», «Выпускание пара», «Рисование под музыку с драматизацией образов», «Я в прошлом и я в настоящем» и др.

3-й этап –

завершающий этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.

Подведение итогов: ретроспективный обзор работ; создание фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы в формате презентации в электронном виде; анкета обратной связи; рекомендации по дальнейшей работе; планирование перемен; тестирование; заключительные техники; ритуал завершения процесса.

Применяемые арт-техники: «Символическое послание», «Вручение символических посланий друг другу», «Импровизация» и др.

В работе использованы:

  1. Арт-терапевтические техники Александра Ивановича Копытина. Практикум по Арт-терапии. /под ред. Копытина А. И. СПб.: Питер, 2000.
  2. Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. 

Левченко И. Ю., Ткачёва В. В. «Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», М., Просвещение, 2008, и другие литературные и интернет-источники.

  1. Психологические игры и упражнения для тренинга.

Игры на разогрев группы (упражнения-активаторы): «Коленочки», «А я еду...», «Имя «+», «Снежный ком» и другие. Игры на регуляцию психофизического и эмоционального состояния: «Моя бразильская бабушка», «А ну-ка, почеши мне спину...», «Курочка», «Буги-вуги» и другие. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». /Под редакцией Левановой Е. А., серия Практикум по психологии. СПб.: «Питер», 2006. Серия игр в ассоциации «Dixit»; игра «Alias» - «Скажи иначе» и другие.

Вместо заключения. Из высказываний участников группы:

Оправдалась надежда на помощь; радость общения с подругами по несчастью; чувство, что тебя понимают; раскрепощённость; чувство невесомости; оказывается, мы умеем рисовать; можно быть беззаботным и свободно разговаривать на любые темы; здесь можно полностью отвлекаться от проблем и забот. Появилось чувство, что жизнь продолжается и много хороших людей вокруг; позитивные чувства; сюда можно принести любую проблему и радость, и тебя поймут. На первых занятиях было много слёз, плакали все по очереди, потому что не с кем было поговорить о своей проблеме раньше; каждый человек дополняет здесь друг друга; у нас было много общего в рисунках; здесь нет зависти, а есть чувство поддержки; чувство искренней радости за другого человека. Обсуждаем даже семейные проблемы, делимся сокровенным; душевное родство, единение. Радость за других, что они тоже раскрылись; но некоторым нужна постоянная психологическая поддержка; мы здесь переживаем друг за друга, помогаем друг другу.

Шапошникова Наталья,

педагог-психолог,

социально-реабилитационный центр «Надежда»

 сентябрь, 2019