ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка
Публичное представление пед. опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИНОВАЦИОНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ВВЕДЕНИЕ
Тема опыта: Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Ф. И. О. автора опыта | Росяйкина Галина Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должность | учитель немецкого языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стаж педагогической работы | 28 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификационная категория | первая, 2015 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение, в котором работает автор опыта | МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа», Большеберезниковского муниципального района, Республики Мордовия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену, повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранным языкам в связи с наличием реального выхода на иную культуру выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования перед современной школой, является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, то есть способности и возможности осуществлять реальное общение на иностранном языке. В связи с модернизацией современного образования, социальным заказом общества и условиями обучения, характерными для нашей школы, я полагаю, что можно считать тему моего опыта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальный заказ общества по отношению к иностранным языкам в связи с наличием реального выхода на иную культуру выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Поэтому, для того, чтобы воспитать духовно богатую, образованную и творческую личность, необходимо помочь учащимся овладеть иностранным языком как средством общения. Свою задачу, как учителя иностранного языка, я вижу в том, чтобы научить детей адаптироваться в разных жизненных ситуациях, принимать решения, уметь критически мыслить. Я считаю, что нужно привить интерес к изучению иностранного языка и организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию, обеспечил активность учащихся на уроке и способствовал развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Новые задачи в обучении немецкому языку предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, Опираясь в своей работе на исследования таких известных ученых, педагогов и психологов, как Бим И.Л., Пассов Е.И., Леонтьев А.Н., Гальскова Н.Д., Рогова, Полат Е.С., которые внесли свой вклад в разработку методов формирования коммуникативных навыков, стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе. При подготовке к урокам немецкого языка постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов и газет «Иностранные языки в школе», «Германия», «Немецкий язык». Также активно использую готовые мультимедийные приложения к учебникам, обучающие программы и ресурсы сети Интернет: http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок немецкого языка». http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений http://rusolimp.edurm.ru/- Всероссийские олимпиады | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные образовательные технологии и цифровые ресурсы, систематическое использование на уроках развивающего и проблемного обучения, проектных, игровых и здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, использование разных форм уроков с целью повышения мотивации к изучению предмета и развития коммуникативной компетенции учащихся необходимы каждому современному учителю. Научная новизна данной работы состоит в выявлении наиболее эффективных форм и методов обучения для реализации познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей и способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроке немецкого языка во многом зависит от того, какие средства методы и приемы используются для повышения эффективности процесса обучения. Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся. Обучение немецкому языку в школе на всех ступенях ведется по УМК И.Л. Бим, что способствует соблюдению преемственности учебного материала при переходе учащихся с одной ступени образования на другую. Наиболее важными аспектами учебника, способствующими развитию коммуникативной компетенции у учащихся я считаю следующее: - материал учебного комплекта позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, стимулирующие свободное употребление языка. - сочетание различных форм работы: групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения – активизирует коммуникативную деятельность учащихся. На современном этапе обучения высокие требования предъявляются к выбору современных образовательных технологий обучения. Одним из эффективных технологий обучения иностранному языку является использование технологии игровых методов. На своих уроках я использую игровые ситуации, направленные на развитие речевых умений. Они создают возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. Не случайно на начальном этапе игровая деятельность выдвинута в качестве ведущей. Интересно проводятся грамматические, лексические и фонетические игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов.Для закрепления и контроля знаний я опять же использую игру. Это «Bingo- Spiel», «Rate mal!», «Wer ist das?». Активный процесс социализации ребенка, его становление проходит через сюжетно-ролевые игры. Ребенок хочет быть в роли взрослых (продавца, шофера, покупателя и т.д.), он может моделировать социальные отношения между людьми, поэтому так важны игровые приемы, опирающиеся на потребность участвовать в делах взрослых и формирующие стремление к самостоятельной речевой деятельности. На мой взгляд, использование ролевых игр на уроке развивает чувство языка у учащихся, дают возможность проявить свои творческие способности, учебный материал усваивается легко и быстро. Традиционно провожу уроки-игры, например: Урок – игра в 3 классе «Привет, Компи!», «Урок – игра во 2 классе "Мы знаем алфавит». Все больше места в учебном процессе обучения ИЯ занимает проектная технологии обучения. которая позволяет приобрести детям через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в дальнейшей жизни. Важно подчеркнуть, что метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства, эмоции. Вместе с учениками мы выполняем различные типы проектов: - исследовательские – в ходе работы над таким проектом учащиеся проводят исследование по наиболее актуальным для них темам. - учащиеся с интересом готовят творческие проекты – это выпуски стенгазет, поздравления с праздниками, кроссворды, викторины; начиная со 2 класса, в рамках программы учащиеся готовят проекты по заданным темам: это «Мое любимое домашнее животное», «Моя семья», «Наша школа». Работа над проектами может выполняться на уроке, а может выходить за пределы урока как внеурочная деятельность. Длительные проекты- это когда в течение нескольких месяцев учащиеся готовятся, например, к «Празднику алфавита» или постановке спектакля по мотивам немецких народных сказок. Каждый проект - это, во-первых, подготовка, а во-вторых, и это главное, общение. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию коммуникативного подхода в методике преподавания ИЯ, большую роль играет в опыте моей работы использование информационно-коммуникационных технологий. В своей работе со школьниками я уже несколько лет использую программу EuroTalk Interactive «Учите немецкий».Программа позволяет осуществлять контроль каждого ученика за успеваемостью. Викторины, задания и игры различного уровня сложности покажут, насколько хорошо усвоен материал. При комплексном использовании современных образовательных технологий, различных форм и методов обучения уроки немецкого языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией, способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию коммуникативных способностей учащихся, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам: - Повышение мотивации к изучению немецкого языка. Об этом можно судить по активности учащихся на уроках, во внеклассных мероприятиях, олимпиадах и творческих конкурсах. Многие учащиеся используют знания по страноведению и культуре, а также истории Германии на уроках по другим предметам. - С большим желанием учащиеся участвуют в дистанционной Интернет- олимпиаде по немецкому языку «Олимпус», и занимают призовые места: Аношкина Дарья- 1 место, Аношкина Анастасия – 2 место (2018 г.). - В 2018 г. учащиеся 4 и 7 классов участвовали в Международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой» - В 2018 ученица 10 класса Тетюшкина Елена стала призером, а в 2019 г.- победителем Межрегионального конкурса на лучший перевод. Результативность применения данного опыта проявляется в участии учащихся в муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку
Таким образом, развитие коммуникативной компетенции учащихся при условии использования разнообразных формы обучения, с учетом возрастных психологических особенностей, творческой деятельности учителя и учащихся на всех этапах урока, при владении учителем современных технологий обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897. 2. Бим.И.Л. ,Рыжова Л.И.Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы. М.:Просвещение,2010.4с. 3.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.89с. 4. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. — Журнал «Иностранные языки в школе», 1985, № 2. – 2007 г. №5 5. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в среднейшколе. – М., «Просвещение», 1991. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/12/picture-1969.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-160798-1359054010.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...