Статья на тему "Педагогические чтения. Тема: «Личностью не рождаются,- личностью становятся».
статья

Бондарева Светлана Борисовна

Борисоглебский городской округ

 

 

 

 

                                                                                                                    Бондарева С.Б., учитель английского 

                                                                                                                     языка МКОУ БГО Макашевской СОШ.

Педагогические чтения.

Тема: «Личностью не рождаются,- личностью становятся».

                                                                                      «Наша личность – это сад, а наша воля – его  садов-               

                                                                                        ник». (В. Шекспир.)

                                                                                       «У каждого человека три характера: тот, который

                                                                                         ему приписывают,  тот, который он сам себе при-

                                                                                        писывает, и  наконец  тот, который есть в действи –

                                                                                        тельности». (В. Гюго.)        

               Изменения, происходящие в нашем обществе, постепенно происходящая демократизация всех сфер общественной жизни требуют изменения педагогических взглядов на воспитание личности. Современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая.

               Личность человека формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. В процессе развития личности нужно ориентироваться на развитие познавательной сферы человека. В.А.Петровский отмечает, что «быть личностью … означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Он приводит несколько доводов:

личность – субъект собственной жизни, (т.е. человек сам строит свои взаимоотношения с природным и социальным окружением);  

личность – субъект предметной деятельности , (т.е. человек в процессе жизни выступает как деятель);

личность – субъект общения (т.е. человек взаимодействует с другими людьми).

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bondareva_s.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Борисоглебский городской округ

                                                                                                                    Бондарева С.Б., учитель английского  

                                                                                                                     языка МКОУ БГО Макашевской СОШ.

Педагогические чтения.

Тема: «Личностью не рождаются,- личностью становятся».

                                                                                      «Наша личность – это сад, а наша воля – его  садов-                

                                                                                        ник». (В. Шекспир.)

                                                                                       «У каждого человека три характера: тот, который

                                                                                         ему приписывают,  тот, который он сам себе при-

                                                                                        писывает, и  наконец  тот, который есть в действи –

                                                                                        тельности». (В. Гюго.)        

               Изменения, происходящие в нашем обществе, постепенно происходящая демократизация всех сфер общественной жизни требуют изменения педагогических взглядов на воспитание личности. Современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая.

               Личность человека формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. В процессе развития личности нужно ориентироваться на развитие познавательной сферы человека. В.А.Петровский отмечает, что «быть личностью … означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Он приводит несколько доводов:

личность – субъект собственной жизни, (т.е. человек сам строит свои взаимоотношения с природным и социальным окружением);  

личность – субъект предметной деятельности , (т.е. человек в процессе жизни выступает как деятель);

личность – субъект общения (т.е. человек взаимодействует с другими людьми).

               

-1-

В связи с переходом  образования на ФГОС второго поколения, большое значение приобретает личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей. Цель личностно-ориентированного образования - не «формировать» и даже не «воспитывать», а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития, развивать в человеке личность.    

 

               Что же такое личность?   Личностью в психологии  называют человека как носителя сознания. Считается,  что личностью не рождаются, а становятся  в процессе бытия и трудовой деятельности, когда , общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «я».

               Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих его индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах.

               С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перекладывать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами , но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.  

               Итак, человек становится человеком, личностью, только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, свои возможности, с их помощью овладевает речью. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях человек познаёт мир, овладевает опытом, накопленным ранее предшествующими  поколениями.

               Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Каждый   родившийся ребёнок становится человеком только в обществе, которое учит его жить, даёт ему знания об окружающем мире, умение трудиться.  

              Надпись на Дельфийском  храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение личности. Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя? Итак, какое оно – ваше собственное «Я»?  Понятие «Я» - очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Различают «реальное Я» (какой ты на данный момент), «динамическое Я» (каким человек хочет стать), «фантастическое Я» (какой ты в мечтах), «будущее Я» (каким ты можешь стать), «идеализированное Я» (каким человеку было бы приятно себя видеть).  

              Как же человек обычно узнаёт сам о себе? Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми.  Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе.

-2-

Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с друзьями, близкими строятся неправильно.  «Он много о себе мнит», -  говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя слишком низко, то здесь кроется другая опасность – неуверенность в себе.

Тест «Ваша индивидуальность» поможет узнать о себе немного больше. (Предлагается вниманию учащихся).

                                                   «Ваша индивидуальность».

1.Легко ли вы сходитесь с людьми?   ( да – 1, не очень – 3, нет – 5)

2.Курите ли вы?  ( да – 1,  иногда – 3, нет – 5)

3.Если вы совершаете дурной поступок или лжёте, то:  ( никогда не признаюсь в этом – 1, иногда признаюсь – 3,  признаюсь – 5)

4.Если бы друзья предложили, вы  попробовали бы наркотики?  ( да – 1, не знаю – 3, нет – 5)

5.Вы считаете, что трезвый  среди пьяных – «белая ворона»?  (да – 1, не уверен -3, нет -5)

6. Если бы к вам обратились за помощью Люди, попавшие в беду, отдали бы вы им последние деньги?  (да – 5, не все – 3, нет – 1)

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья обижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?

(да – 5, не уверен – 3, нет – 1)

8.Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? (да – 5, если бы не спешил – 3, нет – 1)

9.Когда родители пытаются вас чему-то учить, то вы: ( учусь – 5, делаю вид, что учусь – 3, стараюсь отделаться – 1)

10.Когда родители просят вас помочь по дому, делаете ли вы то, о чём просят?  (да – 5, иногда – 3, по принуждению – 1).

Подсчитайте баллы:

От 10 до 22 баллов:  Вы живёте серо и буднично, не заглядывая в будущее. Вы абсолютно зависимый человек. Вы не способны постоять за себя.

Рекомендации: прекратите думать, что хорошие поступки совершают одни простаки. Стремитесь к свету.

От 23 до 38 баллов: Ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурному влиянию, вы думаете о других людях, но часто ничего не делаете.

Рекомендации:  помните, что индивидуальность проявляется в поступках, спешите делать добро и оно к вам вернётся.

-3-

От 39 до 50 баллов: Ваша индивидуальность в значительной  мере проявляется. Возможно, с  вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные, хорошие люди. Вы будете получать огромное удовольствие, помогая тем, кто нуждается в вашей  помощи.

Рекомендации: продолжайте в том же направлении.

                       Когда-то великий Франсуа Ларошфуко сказал: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что  другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше». Шопенгауэр сказал следующее: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими он может сделать многое». «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый  - в других», - гласит китайская пословица. Возникает вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? В чём секрет успешного общения людей друг с другом?

                        Первое, от чего зависят наши успехи в общении, - это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним.

                       Российский психолог Кочетков А.И. выделил следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая их, ведь то, что они говорят, для них очень важно.
  4. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Чтобы добиться успеха в общении, необходимо научиться видеть в людях хорошее.

                  Что значит быть настоящей личностью?  Что может повлиять на воспитание благородства и других положительных качеств? Психологи считают, что способность восприятия всех жизненных тонкостей проявляется от познания природы. Она является источником добра и красоты и способна влиять на духовный мир человека.

                  Велико влияние литературы и искусства на формирование личности человека.  Пассов Е.И. писал: «Только культура в различных её проявлениях содействует формированию личности человека».

                  Только в детстве и юности можно испытать и пережить всю полноту  эмоций, духовных чувств и переживаний, но этого не произойдёт без участия старшего друга, будь то  учитель или родитель , писатель или поэт.

Авторы стихов повествуют о вечных человеческих ценностях:

-4-

О.Шестинский.

                               Надо помогать друзьям,

                               Вместе с ними вырастая,

                               И поверьте: сила злая

                               Не опасна будет вам!

                               Надо помогать друзьям!

                               Другу помоги с душой

                               И пекись, как бы о брате,

                               Не для выгоды пустой

                               Или выигрыша ради.

                               Другу помоги с душой!

Н. Доризо.

                               Другу ты отдать сумей

                               Всё тепло души своей.

                               Всё отдал – богаче стал.

                               Что сберёг, то потерял.

                               Лишь тот не на год – навсегда богат,

                               Кто дружбу сохраняет, как бесценный клад,

                               Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

                               Кто дружбу пронесёт через года.

Е. Николаевская.

                              И к тому, кто похвалит,

                              И к тому, кто ругает,

                              Ко всему постепенно

                              Человек привыкает.

                                                                       К ежедневной работе,

                                                                       К еженощному бденью,

                                                                       К напряженью при взлёте,

                                                                       К пустоте при паденье.

                              Привыкает к сраженьям,

                              К тишине и порядку,

                              Привыкает к лишеньям,

                              Привыкает к достатку,

                                                                         К незнакомому краю,

                                                                         Что вдали возникает…

                                                                         Словом, к суду и раю

                                                                          Человек привыкает.

                                 К знойной ярости юга,

                                 К черноте бездорожной.

                                 Лишь к предательству друга

                                 Он привыкнуть не может.  

-5-

В.Высоцкий.

                                      Песня о друге.

                                Если друг

                                                оказался вдруг

                                И не друг, и не враг,

                                                                   а так;

                                Если сразу не разберёшь,

                                Плох он или хорош, -

                                Парня в горы тяни –

                                                                  рискни! –

                                Не бросай одного

                                                                  его:

                               Пусть он в связке в одной

                                                                              с тобой -  

                               Там поймёшь, кто такой.

                               Если парень в горах –

                                                                     не ах,

                               Если сразу раскис –

                                                                    и вниз ,

                               Шаг ступил на ледник  -

                                                                          и сник,

                               Оступился – и в крик, -

                               Значит рядом с тобой –

                                                                           чужой,  

                               Ты его не брани –

                                                                 гони:  

                               Вверх таких не берут

                                                                     и тут  

                                 Про таких не поют.

                                 Если ж он не скулил,

                                                                       не ныл,  

                                 Пусть он хмур был и зол,

                                                                        но шел,

                                 А когда ты упал

                                                              со скал,

                                 Он стонал,

                                                     но держал;

                                 Если шел он с тобой

                                                                      как в бой,

                                  На вершине стоял – хмельной, -

                                  Значит, как на себя самого

                                  Положись на него!

           

-6-

 В подростковом возрасте человек на подсознательном уровне ощущает мир других людей. В эти годы ему открываются тайны добра и зла, зависти и ненависти. Необходимо помочь ребёнку разобраться в себе и окружающем мире. Всему хорошему надо учить личным примером. Основное правило нравственного воспитания: «Формируйте нравственность поступками. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков часто остаются без внимания».  По словам А.С.Макаренко, необходимо и

«…собственное упражнение ребёнка в нравственных поступках».

            С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.  В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества  педагогов и родителей можно успешно решать  проблему развития личности школьника. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

            Только всеобщими усилиями семьи, школы, государства в целом можно воспитать гармонично развитую личность.

-7-

Список литературы:

  1. Воспитание школьников. Научно-методический журнал. «Школьная пресса, №3, 2003.
  2. Владимир Высоцкий. Я не люблю. М., «Экомо -Пресс «, 1998.
  3. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., : Тривола, 2001.
  4. Кулинич Г.Г. Классные часы. Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 кл., ВАКО, 2007.
  5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. М., Академия, 2001.
  6. Ланская А. Книга психологических тестов. ООО  «Мир книги», 2004.
  7. Музрукова Т.Г., Ярина Н.Ф. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, СПБ, 2004.
  8. Немов Р.С. «Психология», том 2, 3-е издание, М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  9. Разина Н.А. Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного образования. Завуч №3,2004.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2006.
  11. Степанов Е.Н., Лузина  Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр «Сфера»- М.,2002.
  12. С чего начинается личность. Под общей редакцией Р.И.Косолапова. М., Политиздат, 1998.
  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

       

                 

-8-

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Личностью не рождаются, ею становятся".

Создание ситуации, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален....

Презентация "Личностью не рождаются, ею становятся".

Создание ситуации, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален....

Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...

Урок в 8 классе по теме "Личностью не рождаются..."

Ключевые компетенции:Научатся: определять признаки, характеризующие человека как  индивидуальность и личность,  этапы, которые проходит личность в процессе становления.Получат возможность на...

«Личностью не рождаются, а становятся»

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В...

Статья в газету "Учителями не рождаются - ими становятся"

Добрые и трогательные слова в адрес учителей-ветеранов...