Аттестационное задание
материал

Науразбаева Акзада Аматильдиевна

Аттестационное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_naurazbaeva1.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №10

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная география» для учащихся 13-14 лет

(в условиях реализации ФГОС).

Выполнила:

Науразбаева Акзада Аматильдиевна

учитель географии

МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательной деятельности, направленная на удовлетворение учащихся в содержательном досуге и социализацию школьников (в соответствии с ключевыми понятиями ФГОС основного общего образования).  Внеурочная деятельность общеинтеллектуальной направленности является важной составляющей работы школы в рамках развития потенциальных возможностей и самореализации детей.

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная география»  разработана в соответствии с  ФГОС основного общего образования, а также на основе авторских программ по географии О.А. Климановой, А. И. Алексеева.  Построение учебного содержания программы осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.

Программа способствует решению одной из приоритетных задач    государственной политики в сфере образования - развитие системы выявления и сопровождения одаренных детей.  

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление географических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей. Занятие по данной программе позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания по предмету, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области географии, а также проектно-презентационные навыки, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием моих воспитанников.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.  

Программа «Занимательная география» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - общеинтеллектуальной; по форме организации - групповой с учетом индивидуальных маршрутов;  по времени реализации –  годичной.

Изучение данного курса актуально в связи с новой образовательной концепцией, в которой на первый план выходит поисковый тип мышления.

Учет в программе основных требований ФГОС ООО

Программа содержит основные требования ФГОС ООО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, с изменениями и дополнениями) в части организации внеурочной деятельности.  В частности, она направлена на становление личности «умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике».

В соответствии с ФГОС ООО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Занимательная география» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), а также основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).

В соответствии с ФГОС ООО важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Использование при реализации программы «Занимательная география» методов и технологий исследовательской и поисковой деятельности должны помочь ученикам приобрести вышеперечисленные навыки. Получение опыта учебно-исследовательской и поисковой деятельности является одним из требований ФГОС ООО.

Учет основных задач образования в регионе:

Целевые ориентиры моей программы согласованы со стратегическими ориентирами развития образования ХМАО-Югры, что находит подтверждение в следующих документах:

  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где в направлении «Модернизация системы общего и дополнительного образования» обозначена цель по созданию условий для раскрытия способностей каждого ребенка: выявление; сопровождение; поддержка, а также отмечена необходимость новой образовательной политики, направленной на повышение конкурентоспособности естественно-научного образования.
  • Концепция развития системы образования ХМАО-Югры, одной из задач которой является «обеспечение возможности выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на развитие способностей и компетентностей».
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости учащихся.
  • Региональный проект «Успех каждого ребенка» (паспорт проекта в редакции от 24.09.2020), где обозначено обеспечение доступности программ естественно-научной направленности.

Учет требований образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОКШ №4»:

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 30.08.2019 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание программы курса внеурочной деятельности отвечает миссии и основным задачам МБОУ «СОКШ №4».  

Содержание программы «Занимательная география» отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик, в презентации индивидуальных проектов, в участии в региональных и всероссийских конкурсах (очные и дистанционные).

Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, познавательной активности; создает условия для реализации индивидуальных и коллективных проектов, научно-исследовательских работ, формирует основные общеполитические, социальные, нравственные и культурные ценности.

Ценностно-смысловым ядром программы внеурочной деятельности (как составляющей образовательной программы школы) является развитие навыков исследовательской и поисковой деятельности, коммуникативных компетенций, поддержка интеллектуальных способностей учащихся. Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» может быть использована как для расширения знаний по образовательной области для повышения предметной компетентности, так и для формирования исследовательской, коммуникативной компетентности.

Место дополнительной образовательной программы «Занимательная география» в основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОКШ № 4» (раздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 40 минут. Итого 34 часа. Из них 14 часов – теоретические занятия, 15 часов – практические занятия, 5 часов – контроля и диагностики.

Основной формой организации деятельности в рамках данной программы являются практикумы, создание собственных проектов и их презентация, поиск и отбор информации в различных источниках и решение познавательных задач, а также игры, которые создают возможность для раскрытия интеллектуальных возможностей воспитанников.    

Цель программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, реализация практической направленности курса, развитие познавательной активности и познавательных способностей учащихся; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Способствовать популяризации у учащихся географических и геоэкологических знаний.
  • Развивать у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
  • Развивать картографические представления о размещении основных географических объектов на территории России;
  • Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, навыки самостоятельного изложения полученной информации.
  • Способствовать развитию навыков самостоятельного исследовательского поиска, развитию пространственных представлений.

Учет в программе внеурочной деятельности психолого-возрастных особенностей учащихся 2-го уровня образования

Программа «Занимательная география» учитывает психолого-возрастные особенности подросткового возраста (как одно из требований ФГОС ООО). Программа ориентирована на возрастные особенности детей 13-14 лет, построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей подростков. Основной акцент в подростковом возрасте делается на развитие социальной компетентности и формирование устойчивых предпрофессиональных интересов подростков. Поэтому программа «Занимательная география» помогает ученику сориентироваться в мире современных профессий, связанных с географическими знаниями, подготовиться к сдаче ОГЭ по географии.

Данный возраст отличается высокой волевой активностью, целеустремленностью, стремлением к физическому и нравственному самосовершенствованию. Кроме того, для подростков важна возможность самореализации, самостоятельность и возможность выбора, поэтому я предоставляю им возможность изменения социальных ролей – переход от роли обучаемых к роли обучающих.

Методологическая основа программы

Использование современных образовательных технологий

Программа «Занимательная география» опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий: проектно-исследовательской и игровой технологий, технологии проблемного обучения и ИКТ-технологий.

В основе технологии организационно-деятельностных игр (квестов) для старшего подросткового возраста лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Проблемное обучение в рамках внеурочной деятельности предполагает включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого во внеурочной деятельности.

ИКТ-технологии и технологии дистанционного обучения (труды В. Васильева, Ю. Авраамова) позволяют самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или в сотрудничестве.

Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы, интерактивные игры, дискуссии, квесты, разработка и защита мини-проектов. Подобные современные деятельностные формы проведения занятий способствуют раскрытию интеллектуальных и творческих способностей подростков, воспитанию у них командного духа, приобретению навыков проектно-исследовательской деятельности, делового сотрудничества и взаимодействия.  

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с программой саморазвития по преодолению и коррекции проблем. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов. Также при организации самостоятельной деятельности в рамках данной программы активно используется взаимообучение – обучение с позиции «равный – равному» (опыт консультантов, наставников старших учащихся). Актуальными формами, способствующими развитию самостоятельности, являются создание презентаций, поиск и отбор информации, и творческая защита проектов.  В условиях дистанционного проведения занятий – самостоятельное изучение материалов, создание виртуальных экскурсий и проектов и участие ученика в выполнении заданий образовательных порталов Якласс, Решу ОГЭ,  ФИПИ.

Система оценки достижений учащихся

Использование современных оценочных средств

Деятельность учащихся оценивается при помощи современных оценочных средств. Задания носят посильный развивающий характер. Главным критерием результативности программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. В связи с этим диагностический инструментарий предусматривает отслеживание индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям.

Современные оценочные средства:

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

  • Разноуровневый тестовый контроль с использованием интерактивных тренажеров, онлайн-школ по географии на различных образовательных платформах;
  • Защита проектно-исследовательской работы.
  • Карты оценивания сформированности УУД, проектно-исследовательских навыков, разработанные группой педагогов школы совместно с федеральным экспертом в области образования М.М. Миркес.
  • Дневники самоконтроля для фиксации индивидуальных результатов по проектно-исследовательской деятельности и планирования корректирующей деятельности.
  • Рейтинговая система оценивания на образовательных платформах (ЯКласс, МЭО), позволяющая  отслеживать объективную динамику усвоения знаний.

Ресурсное обеспечение программы

Использование современных учебных материалов

Программа предусматривает использование современных учебных материалов:

  • Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные мосты и конференции защиты проектов с участием других территорий, учебных заведений.
  • Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения);
  • Интерактивная система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных событий;
  • Интерактивные карты и комплексы:
  • Мобильные порталы, сетевые сообщества и клубы:
  • ЦОРы в соответствии с программой курса.

Создание образовательной развивающей среды школы

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» способствует созданию образовательной развивающей среды школы. Опыт создания развивающей среды во внеурочное время формируется в ситуациях вовлечения обучающихся в решение географических проблем, в самовыражении. Компонентами опыта являются проблемная ситуация, умение создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать, давать оценки и делать выбор, решать учебно-познавательные и учебно-практические развивающие задачи. Программа внеурочной деятельности дает возможность обучающимся создавать свой собственный продукт:

  • Материальный: карта, стенд, сообщение, презентация)
  • Практический: составление плана местности, умение ориентироваться, ведение дневника погоды, описание местности, правила поведения при стихийных бедствиях,  «визитная карточка» реки своей местности, описание природного комплекса своей местности
  • Социокультурный: участие в природоохранных мероприятиях, созидательных делах школы и города

Привлечение социальных партнеров:

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области духовно-нравственного воспитания, для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная география» привлекаются  социальные партнеры:

  • МБУК «Городская детская библиотека»  - проведение совместных викторин
  • НГ МАУК Музейный комплекс Музей реки Обь – проведение совместных викторин, экскурсий, реализация проектов
  • Детский технопарк «Кванториум» - проведение совместных квестов, проектов
  • Сетевая интерактивная площадка онлайн-школы «Глобаллаб» - обучающие лабораторные исследования, сетевые проекты.
  • Некоммерческая организация «Фонд наследия Менделеева»  - совместные дистанционные конференции научно-исследовательских работ по географии.
  • Всероссийский центр «Интеграция» - участие в онлайн-конференциях исследовательского характера.

Содержание программы

Введение – 1 ч.

Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов

Тема 1. Источники географической информации – 6 часов

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи России».

Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».

Тема 5. Природа России - 6 часов

Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.

Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.

Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.

Календарно-тематический план кружка «Занимательная география»

п/п

№ урока

в разделе

Тема занятия

1

1

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов Тема 1. Источники географической информации - 6 часов

2

Источники географической информации и методы географических исследований. Использование возможностей города: Центральная детская библиотека г.Нефтеюганск (экскурсия).

3

План местности. Масштаб. Решение задач. Практическая работа №1.

4

Географическая карта, глобус. Картографические проекции. Подготовка к защите мини-проектов.  

5

Решение задач на определение географических координат. Практическая работа №2

6

Чтение плана местности и географической карты. Практическая работа №3

7

Решение творческих интеллектуальных заданий: «План и карта». Контроль и диагностика

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

8

Предпосылки Великих географических открытий. Игра-квест.

9

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Игра-квест.

10

Великие географические открытия и расширение их ойкумены. Подготовка к защите проекта.

11

Этапы и методы изучения территории России.

12

Интерактивная викторина: «Исследователи России». Партнеры: МБУК «Городская библиотека»

Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

13

1.

Геологическое прошлое планеты. Экскурсия в музей реки Оби.

14

2.

Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

15

3.

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

16

4.

Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан» Практическая работа №4.

17

5.

Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Защита проектов.

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

18

  • Происхождение материков и впадин океанов. Использование возможностей города:  Детский технопарк Кванториум (экскурсия)

19

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Решение проблемных задач. Практическая работа №5

20

Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки. Игра-квест (географическое путешествие) Практическая работа №6

21

Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки. Интерактивная экскурсия.  Практическая работа №7

22

Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки. Интерактивная экскурсия. Практическая работа №8

23

Конкурс проектов «Рекорды материков».  

Тема 5. Природа России – 6 часов

24

  • Пространство России. Границы. Использование возможностей города: НГ МАУК Музейный комплекс Музей реки Обь (экскурсия)

25

Часовые зоны. Решение проблемных задач на определение разницы во времени отдельных территорий. Практическая работа №9

26

Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны. Мини-проекты.

27

Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России. Интерактивная экскурсия.

28

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей. Подготовка к защите проектов. Практическая работа №10

29

Заповедная Россия. Памятники природы родного края.  Защита творческих проектов – географических экскурсий по ХМАО-Югре.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов

30

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России.

31

Основные межотраслевые комплексы. Работа с архивными источниками (партнеры: городской архив).

32

Географические особенности экономических регионов России. Работа с источниками.

33

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Практическая работа №11

34

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

 Планируемые результаты:

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • основные понятия курса;
  • основные методики проведения наблюдений;
  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт ;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
  • находить в разных источниках географическую информацию;
  • составлять краткую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;
  • определять расстояния и направления на местности и по плану;
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности;
  • чтения планов местности и географических карт;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
  • повышения собственной географической культуры.

Список литературы

  1. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2018.
  2. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
  3. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2017.
  4. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии»,  Ярославль, Академия Развития, 2016.
  5.  «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2015.
  6. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
  7. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2016 год
  8. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2018.

_______________________                                                                       ____________________________

       подпись                                                                                              расшифровка подписи   «_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по русскому языку для 6 класса...

Аттестационное задание. Взаимодействие с родителями.

Разработка сценария мероприятия с участием родителей.Сценарий праздника «Международный День танца» «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и серд...

Аттестационное задание 21

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике музыки накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения....

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по географии для 5 класса по линии учебников "Полярная звезда"...

Календарно - тематическое планирование к аттестационному заданию

Календарно - тематическое  планирование к аттестационному заданию...

Аттестационное задание. Рабочая программа: 43.01.09 Повар, кондитер

Аттестационное задание.Рабочая программа: 43.01.09    Повар, кондитер...