Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках математики
учебно-методический материал

Ветошникова Татьяна Павловна

Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках математики,с примерами использования на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках математики

Ветошникова Татьяна Павловна,

учитель математики

МБОУ «ООШ №15»

Сегодня «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

            Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.

          Зачем нашим ученикам необходимо учить математику, химию, физику?

Наверное, ни одна мама на свете не ответит на этот вопрос словами: «Хочу, чтобы мой ребенок умел складывать дроби». Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять действия с дробями, вычислять значения синусов и косинусов, брать производные логарифмической функции.  Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни.

Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто был более активен на уроке? (наши отличники). А все ли они стали успешными в жизни? А кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то,  с чем столкнулись в тот или иной момент?

Предмет «Математика» направлен, прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно на это нацелено «формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики  у этого предмета есть ещё одна важная роль - формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет является «универсальным языком науки, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления».

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к обучению. Учеба – это нелёгкий труд, требующий от учеников силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия, специальных умений. Ученику нужно освоить и запомнить большой объём сложного материала. Нужно посвящать много времени учебе, осознанно преодолевать возникающие трудности.

Любому учителю известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя - создать такие условия на уроке, когда ребёнку будет интересно учиться.

Решая данную задачу, я на уроках стараюсь включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организую совместную работу обучающихся и диалогическое общение в процессе получения знаний (между учителем и учениками, между учащимися).

Иначе говоря, создаю «деятельностную нишу» для ребёнка, организую ситуации успеха, при которых ученику хотелось бы учиться.

Основной формой учебных занятий становятся уроки-исследования, уроки-поиски, уроки-мастерские, на которых разворачивается процесс познания. На таких уроках ученики не получают готовых знаний, а добывают их самостоятельно.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:

подготовка дидактического материала для работы;

организация различных форм сотрудничества;

активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы;

создание условий для самоконтроля и самооценки.

Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Технология деятельностного подхода:

Типология уроков системно-деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3.Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2.Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексиикоррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Пример №1.   7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».

Решаю быстро уравнение:

7х – 9 = 12 + 4х

7х – 4х = 12 - 9

3х = 3

х=2

При проверке ответ не сходится.  Проблемная ситуация. Ищут ошибку, решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

Пример №2. Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью”. Хотя задача на самом решается, но для учеников создалась проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.

Вот такие примеры активизируют познавательную деятельность учащихся.

Пример №3.  При изучении темы 5 класса “Сложение и вычитание дробей ” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем? Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника.

 Пример №4   9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»

Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”

Проблемная ситуация: Как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?

Решение проблемы  (1 + 100) 50 = 5050. Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии: Sn=https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u250727/t1549717531aa.png.

Пример№5 . 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»

Вычисляем:   а) (4 3)²= 4² .3² = 16 9=144

б) (9 : 3)² = 9² : 3² = 81 : 9=9

в) (5 + 3)² = 5² + 3² = 25 + 9 = 34.

Попробуйте сосчитать по-другому: ( 3 + 4)² =7² = 49. Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? ( 4 +3)² ≠ 4² + 3²

Я с уверенностью могу сказать, что только самостоятельная творческая деятельность учащихся, предваряющая объяснение учителя, успешно готовит их к активному восприятию новых знаний, позволяет увидеть связь между пройденным материалом и вновь изученным. После проведения самостоятельной творческой работы знания проявляются как естественное продолжение уже имеющихся у учащихся знаний.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример: В начале изучения темы “Углы” в 5 классе я предлагаю учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”:

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

Угол – это геометрическая фигура

Угол состоит из двух пресекающихся прямых

Бывают углы остроумные и тупые

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

Равные углы – это те, у которых равны стороны

Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны

Бывает угол прямой

Угол может быть тощим

Острый угол – это угол, который меньше прямого

Затем прошу учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и я прошу учеников оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Пример синквейна на уроке математики при изучении темы «Дроби»:

Дробь

Большая, маленькая

Десятичная, обыкновенная.

Складывают, вычитают, сравнивают.

Запятая играет важную роль.

Часть, запись.

Нужна людям для вычислений.

             Многократно замечала, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, которые, в свою очередь, способствуют развитию его интеллектуальных возможностей. Так у ребенка повышается самооценка, он начинает осознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.

   Большое внимание уделяю мотивирующему началу, созданию проблемной ситуации, в которой большую роль играют творческие стимулы при выполнении таких, например, заданий, которые связаны с уточнением этимологии слова, замыслом рисунка, с воспоминаниями о волнующих детей событиях, с демонстрацией фотографий, картин. Для этой же цели на уроках использую игровые моменты.

Обучающие и ролевые игры помогают перейти от теории к практике, снимают перегрузки, стимулируют индивидуально-коллективный поиск оптимального количества решений. Игр можно придумать множество.

Обучать - значит постоянно выдумывать приемы, затрагивающие личность ученика, учитывать его опыт, поощрять его самостоятельный поиск. Поэтому даже во время объяснения нового материала не даю готовую информацию, а помогаю её осваивать. Стараюсь так организовать обучение, чтобы ученик сам выбрал путь и способ познания, в соответствии со своим уровнем подготовленности и уровнем мышления. Считаю, что создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок развития его умения действовать самостоятельно, путем преодоления затруднений с помощью волевых усилий и собственной работы мысли.

Помня о том, что знания формируются в деятельности, на уроках стараюсь создавать условия, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый.

На уроках математики  формировать УУД помогают проблемные ситуации, исследовательские задания, учебные проекты. Здесь главное – заинтересовать, и далее вести учеников от нравственных взглядов к нравственным убеждениям и поступкам, то есть учить их жить в социуме.

Важно помнить, что общение невозможно, если урок не даёт ответов на возрастное, близкое, насущное. В основе общения - всегда откровение, поэтому на своих уроках я не боюсь быть откровенной, говорю о своих пристрастиях, о любви к автору, произведению. Нахожу в художественных текстах деталь, слово, фразу, которая помогла бы мне начать урок, замотивировать ребят. Обращаясь к художественной детали, создаю проблемные ситуации, которые заставляют ученика не только вспомнить текст, но и, опираясь на личный опыт, напряженно думать, как может поступить в такой ситуации человек. Главное – сделать так, чтобы ребенок взял в руки книгу, чтобы книга стала инструментом познания жизни. Тогда она увлечет за собой.

Эффективность применения технологии системно-деятельностного метода, на мой взгляд, заключается в том, что обучение, построенное на основе включения учащихся в активную деятельность, учёте жизненного опыта, уровня развития, потребностей учеников, в соответствии со свободным выбором способов и путей решения познавательных задач, повышает интерес к изучаемому предмету, создает условия для развития УУД, социализации школьников и совершенствования их творческой подготовки. Усвоение учебной программы становится более успешным.

Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами системно-деятельносного подхода, можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации. В обучении математике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании"

Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.

       

    

Литература

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.

2.Л.Г. Петерсон. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2010.

3.Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Переход к новому стандарту образования: проблемы и решения на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».

4.А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.

       Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. − М.: Просвещение, 2006.

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика, М.: 2009 - №4. - С18-22.
  2. Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000. -- 184 с.
  3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  4. Петрова, М. А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании [Текст] / М. А. . Петрова// Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 6- 12.
  5. Анатолий Гин. Приемы педагогической техники..
  6. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.
  7. Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»;
  8. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении»;
  9. Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»;
  10. http://festiv al.1september.ru/articles/527236 /
  11. http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

        Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?         Новый стандарт нацелен ...

Метапредметные результаты. Средства формирования УУД на уроках математики.

Требования  к  ученикам  по  достижению  метапредметных  результатов  обучения...

"Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"

quot;Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"...

Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии

Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии,  как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного  усвоения новых знаний и компетентностей, умения...