Программа работы с неуспевающими детьми.
материал

Ветошникова Татьяна Павловна

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_neuspevayushchimi_detmi.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с неуспевающими детьми.

Сроки реализации проекта:

2017-2018 учебный год – проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы со слабоуспевающими учащимися в школе.

Содержание деятельности и методы реализации проекта

1. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости»,

изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение,

самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

2. Принципы педагогической деятельности в работе со слабоуспевающими детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися.

Повышение уровня познавательных навыков.

Повышение уровня учебной мотивации учащихся.

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении:

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
  •  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее  существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года

1. Цели:

1) Выполнение Закона «Об образовании».

2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой

мотивации.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость) астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • гиподинамия;
  • социум;

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не

побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;-

взаимоотношения с окружающими

взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению,

непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности

(отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок,

вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность

как результат неправильного

воспитания взрослыми.

Интеллектуально пассивные учащиеся –

те, которые не имели ни правильных

условий для умственного развития, ни

достаточной практики

интеллектуальной деятельности, у них

отсутствуют интеллектуальные умения,

знания и навыки, на основе которых

педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной

мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и

осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных

обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки

товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как

избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей

учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся

действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной

работы – со стороны педагога нет

должного контроля над способами и

приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно

работать, потому что пользуются малоэффективными способами

учебной работы, которые требуют от них значительной траты

лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя

логических частей; начинают выполнять практические задания

раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти

задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют

проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся

отношение к учебному труду:- пробелы

в воспитании (нет постоянных трудовых

обязанностей, не приучены выполнять

их аккуратно, не предъявлялось строгих

требований к качеству работы;

избалованные, неорганизованные

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное,

трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении

учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние

учащиеся); - неправильная организация

учебной деятельности ОУ.

Отсутствие или слабое развитие

учебных и познавательных интересов –

недостаточное внимание к этой

проблеме со стороны педагогов и

родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся

формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении,

остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на

представления школьника об окружающей действительности и

не побуждают к дальнейшей деятельности.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль

подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у

доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями,

помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового

материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью

вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке

приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы,

высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа

учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных

заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное

ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное

правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для

решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,

требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на

ошибки, проверка, исправления

Организация

самостоятельной работы вне

класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной

класса системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения

задания.        

Предупреждение о возможных затруднениях, использование

карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности

учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов,

обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,

допускаемые учениками в устных ответах, письменных

работах, выявить типичные для класса и концентрировать

внимание на их устранении. Контролировать усвоение

материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В

конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных

понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить

причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень

понимания учащимися основных элементов излагаемого

материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при

затруднениях в усвоении учебного материала. Применять

средства поддержания интереса к усвоению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих

всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа

обучающихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по

наиболее существенным, сложным и трудным разделам

учебного материала. Стремиться меньшим числом

упражнений, но поданных в определенной системе достичь

большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной

работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при

ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке

выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к

учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело

оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их

самостоятельность. Учить умениям планировать работу,

выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной

работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение

пройденного, концентрируя внимание на наиболее

существенных элементах программы, вызывающих обычно

наибольшие затруднения. Систематически давать домашние

задания по работе над типичными ошибками. Четко

инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних

работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями

класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих

учеников.

.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по

основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой

ликвидации.

Сентябрь

2.Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с

родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом,

логопедом и обязательно с самим ребенком.

сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов

в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его

корректировка.

Сентябрь (далее корректировать

по мере необходимости)

4. Использование дифференцированного подхода при организации

самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных

заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся

класса.

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с неуспевающими детьми

Алгоритм работы с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется  зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...

План работы с неуспевающими детьми и детьми, имеющими одну «3», «4» на 2012-2013 учебный год

План работы с неуспевающими детьми  и детьми, имеющими одну «3», «4» на  2012-2013 учебный год...

график работы и мониторинг работы с неуспевающими детьми 1-2 четверть 2018-2019 учебный год

Данная табличка помогает отслеживать результаты эффективности  работы учителя с неуспеващими детьми....

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...

Программа работы с неуспевающими детьми

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных года...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"

Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....