Образовательная программа по ПДД
рабочая программа

Шестакова Лидия Ивановна

     В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:

- внезапный выход на проезжую часть; - переход перед близко идущим транспортом;

- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
     В связи с этим большое значение приобретает изучение элементарной дорожной грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

«Правила дорожного движения»

для обучающихся 1-4 классов

Направление: социально- гуманитарное

 

Автор: Шестакова Л.И.

 педагог дополнительного

 образования МАУ ДО Каменский ДДТ

 2020г

     В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:

- внезапный выход на проезжую часть; - переход перед близко идущим транспортом;

- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
    В связи с этим большое значение приобретает изучение элементарной дорожной
 грамоты.

Пояснительная записка.

Счастье! Какое оно? Для всех понимание счастья разное, но есть и общее представление о нем – это дети, наше будущее, наша жизнь…

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.

Дети – главное богатство любого общества. Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения должно стать основной целью государства.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться одной из самых болезненных для всей России. В подавляющем большинстве случаев жертвами ДТП становятся юные пешеходы в возрасте то 7 до 14 лет. Причины трагедий удручающе нелепы: незнание Правил дорожного движения, невнимательность, неадекватная оценка своих возможностей. Все они – следствие слабой подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в условиях современного дорожного движения.

Безопасность на дорогах – большая социальная и экономическая проблема, которая волнует все страны мира.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются дети. У школьников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь игру с мячом.

Август. Последний летний месяц. Дети еще блаженствуют под лучами щедрого солнца, под дробными каплями теплого дождя…. А взрослые уже думают, как уберечь их беспечность и беззащитность от опасностей городской жизни. Как научить их удвоенному вниманию к дороге и на дороге.

  Чтобы знания, полученные на занятиях, стали прочными и могли быть с успехом применены на практике, систематически проводятся обучение школьников дисциплинированному поведению на улице. По-прежнему верной остается идея: «Для того чтобы уменьшить детский травматизм, нужно привлечь к работе по его профилактике самих детей».

Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:

- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению ПДД.

-совместные рейды с инспекторами ГБДД.

Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дрогах в системе дополнительного образования детей, с учётом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.

В изучении курса по программе, особое место отводится игре. Игра – всегда азарт, неожиданные находки и открытия. Играя, ребята учатся преодолевать неудачи, достойно встречать поражения. В игровой форме с использованием ИКТ у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию право послушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня ДТП по вине или неосторожности детей.

Задачи программы:

Образовательные

повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Актуальность: При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Я — пешеход и пассажир», из расчета 1 час в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

определять цель деятельности;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы

Планируемые результаты освоения программы к концу года обучения

1 класс.

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

—  определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

—  сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Планируемые результаты освоения программы  

к концу обучения 2 класс.

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Планируемые результаты освоения программы  

к концу обучения 3 класс

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу обучения в 4 классе

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Содержание занятий

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Описание форм организации и видов деятельности

        На занятиях по «Правила дорожного движения» преобладают следующие виды деятельности: познавательная (групповая дискуссия, мозговой штурм, экскурсии), игровая (игры, физминутки, решение ребусов, головоломок, практические занятия), творческая (групповые и индивидуальные проекты)

Формы организации:

тематические занятия;

игровые уроки;

практические занятия;

конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;

подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

просмотр видеоматериалов по ПДД;

создание групповых и индивидуальных проектов по ПДД

организация экскурсий на улицу.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Что такое ПДД?

1

 

 

Ориентировка в окружающем мире

 

 

2

Форма и цвет предметов окружающего мира

1

 

3

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

1

 

4

Форма и цвет знаков дорожного движения

1

 

5

 Виды знаков дорожного движения

1

6

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

1

 

7

Рисуем дорожные знаки

1

8

Игра «Знатоки дорожных знаков»

1

9

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

 

10

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

1

 

11

Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

12

Рисуем схему безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

13

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»

1

 

14

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

 

15

Транспортное средство.

1

 

16

Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход

1

17

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

 

 

Ты – пешеход

 

 

18

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

1

 

19

Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого

1

20

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

1

21

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»

1

 

22

Пешеходный переход. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги

1

 

23

Остановка. Знаки дорожного движения  «Место остановки автобуса (троллейбуса, трамвая)»

1

24

Проектная работа «День дорожного знака»

1

 

25

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).

1

 

26

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1

 

27

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

 

28

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

 

 

Ты – пассажир

 

 

29

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

1

 

30

Правила поездки в транспортном средстве.

1

31

Игра «Какой ты пассажир?»

1

 

32

Экскурсия по дорогам (населенного пункта)

1

 

33

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1

 

 34

Виды транспорта, для пассажиров.

1

35

Интерактивная игра.

1

36

Итоговое занятия

1

36 час.

 

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

Ориентировка в окружающем мире

 

 

1

 Вспоминаем правила ДД по материалам 1 класса

1

 

2

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

1

 

3

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

1

 

4

Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим участникам дорожного движения

1

5

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

1

 

6

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).

1

7

Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай).

1

 

8

Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

1

9

Конкурс рисунков «Автомобиль – друг или враг?»

1

 

10

Населенный пункт: город, село, поселок, деревня.

1

11

Знание своего района как условие безопасного передвижения.

1

 

12-13

Проектная работа «Улицы моего города»

2

 

14

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт).

1

15

Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

1

 

16

Опасность и безопасность на дорогах.

1

 

17

Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода?

1

18

Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

1

19

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

1

 

20

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

1

21

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. 

1

 

22

Игра « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1

 

 

Ты – пешеход

 

 

23

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

1

 

24

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…».

1

 

25

Значение конкретного знака. Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

1

26

Рисуем дорожные знаки

1

27

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

 

28

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

1

 

29

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

1

 

 

Ты – пассажир

 

 

30

Ты – пассажир. Правила для пассажиров легкового автомобиля

1

 

31

Составление памятки «Правила для пассажиров»

1

32-33

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

2

 

34

Тест «Какой ты пассажир?»

1

 

35

Интерактивная игра.

1

36

Итоговое занятие

1

36 час.

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вспоминаем правила ДД по материалам 2 класса

1

 

Ориентировка в окружающем мире

 

 

2

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения

1

3

Движение транспортных средств на дорогах разного типа

1

 

4

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость

1

 

5

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит

1

 

6

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения

1

 

7

Сигналы транспортного средства и правила поведения пешехода в соответствии с ними.

1

8

Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

1

9

Встреча с инспектором ГИБДД

1

 

10

Игра «Аукцион знаний ПДД»

1

 

Ты – пешеход

 

 

11

Дорога используется для движения транспортных средств.

1

 

12

Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).

1

13

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса.

1

 

14

Рисуем схему дороги

1

15

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

1

 

16

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков

1

 

17

Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

1

 

18

Проектная работа «Виды перекрёстков»

1

 

19

Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями.

1

 

20

Правила поведения пешехода в соответствии с сигналами светофора. Разбор дорожных ситуаций

1

21

Викторина «В гостях у Светофорчика».

1

 

22

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск).

1

 

23

Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций

1

24-25

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

2

 

26

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги

1

 

27

Правила движения в темное время суток.

1

 

28

Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».

1

 

29

Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».

Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

1

 

30

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

1

 

31

Праздник «Дорожный переполох»

1

 

Ты – пассажир

 

 

32

Ты – пассажир. Правила входа и выхода из транспортного средства на проезжую часть

1

 

33

Экскурсия по городу

1

 

34

Тест «Дорожная азбука»

1

 

35

Интерактивная игра

1

36

Итоговое занятие

1

36 час.

 

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

1

 

 

Ориентировка в окружающем мире

 

 

2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

1

 

3

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

1

4

Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

1

 

5

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.

1

 

6

Правила для  велосипедиста. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения.

1

7

Творческая работа «Мой друг велосипед»

1

 

8

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

 

9-10

Проект «Транспорт будущего».

2

 

 

Ты – пешеход

 

 

11

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.

1

 

12

Поведение пешехода при приближении к главной дороге.

1

13

Дорожное движение при разных дорожных условиях(обобщение изученного материала)

1

14

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

1

 

15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки.

(«опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота»)

1

 

16

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. («выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».)

1

 

17

Информационные знаки.

(«указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний»)

1

 

18

Знаки сервиса.

( «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет»)

1

 

19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

 1

 

20

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

1

 

21

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

1

 

22

Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.

1

23

 Конкур-викторина «Азбука безопасности»

1

 

24

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

1

 

25

Целевая прогулка «Нерегулируемые участки дороги»

1

26

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

1

 

27

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1

 

28

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

1

 

 

Ты – пассажир

 

 

29

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

1

 

30

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

1

 

31

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

1

 

32

Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП

1

 

33

Творческая работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

1

 

34 

Викторина «У дорожных правил каникул нет». Обобщение знаний.

1

35

Интерактивная игра

1

36

Итоговое занятие

1

36 час.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система мониторинга достижения планируемых результатов направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система мониторинга достижений призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для предлагаемой учебной программы.

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований программы. При этом оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

 Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений, обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например, при проведении аттестации педагогов. 

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя нормативно-правовые документы и методические материалы: учебники, учебные пособия, другую учебно-методическую литературу по отдельным темам или разделам дисциплины.

Нормативно-правовые документы

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (часть 2 статьи 21);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 23, 60, 76, 89).

Распоряжения и Постановления

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».

Приказы

Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014, рег. № 33026);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155).

Письма

Письмо МВД России от 21 сентября 2006 г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утверждены Роспотребнадзором, МВД России 21 сентября 2006 года);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИК-174/06, МВД России № 13/8-50 от 16 марта 2009 г. «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

Письмо МВД России от 31 июля 2009 г. № 13/8-4363, Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 июля 2009 г. № ИК-989/06 «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»;

Письмо Минобрнауки России от 14 сентября 2012 г. № 09-138 «Об опыте субъектов Российской Федерации по организации работы, направленной на профилактику детского травматизма».

Методические материалы

Ахмадиева Р.Ш. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: Автореферат дис… докт. пед наук. – Казань, 2011. – 47 с.

Бабина Р.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода». 1 класс / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2012. – 24 с.

Бабина Р.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Берегись автомобиля». 4 класс / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2008. – 16 с.

Бабина Р.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Мой друг Светофорик». 2 класс / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2012. – 16 с.

Бабина Р.П. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1 – 4 классы / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2009. – 12 с.

Бабина Р.П. Волшебник перекрестка. 3 класс. Учебное пособие / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2007. – 56 с.

Гончарова Л. Правила дорожного движения для начальной школы: Учебное пособие / Л. Гончарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 256 с.

Дмитрук В. Правила дорожного движения для школьников: Учебное пособие / В. Дмитрук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 190 с.

Елжова Н. ПДД в начальной школе: Учебник / Н. Елжова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 256 с.

Жатин С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Занимательные занятия. ФГОС / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2012. – 108 с.

Ижевский П.В. Безопасность дорожного движения. 1 – 4 класс. / П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2009.

Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения / Н.И. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 152 с.

Козловская Е. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Е. Козловская. – М.: Третий Рим, 2007. – 64 с.

Красницкая А. Правила дорожного движения для инопланетян и детей / А. Красницкая. – М.: Попурри, 2014. – 40 с.

Крутецкая В.А. Дружок. Правила дорожного движения. Книжка-подсказка для младших школьников / В.А. Крутецкая. – М.: Литера, 2013. – 16 с.

Орлова Д. Правила дорожного движения для школьников и малышей: Учебное пособие / Д. Орлова. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 36 с.

Равчеева И. Безопасность. Опыт освоения образовательной области. Тематическое планирование, формы взаимодействия, виды деятельности: Методическое пособие / И. Равчеева, В. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 136 с.

Сюньков В. Правила дорожного движения. 1 – 4 классы / В. Сюньков, П. Ижевский, Б. Хренников, М. Маслов, И. Александрова. – М.: Просвещение, 2009. – 32 с.

Терентьева Н. Правила дорожного движения для детей / Н. Терентьева, Е. Позина. – М.: Стрекоза, 2010. – 52 с.

Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения. 1 – 4 классы / Л.И. Тошева. – М.: Вако, 2011. – 240 с.

Третьякова А.А. Правила дорожного движения. 1 – 4 классы / А.А. Третьякова, Е.Ю. Лавлинскова, И.А. Река, Е.Ф. Таркова, В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2015.

Усачёв А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей / А. Усачёв. – М.: Самовар, 2011. – 64 с.

Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г.П. Шалаева. – М.: АСТ, Слово, 2009. – 176 с.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2014. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...