Дополнительное образование
элективный курс

Крылова Оксана Геннадьевна

На странице размещены материалы по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_trudnye_sluchai_orfografii.docx16.92 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 10 класс

№ ур.

Тема урока

Дата

Примеч.

план

факт

Орфография

1

Орфограмма

4 с

2

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

11 с

3

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

18 с

4

Употребление Ь и Ъ

25 с

5

Правописание корней

2 о

6

Правописание приставок

9 о

7

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

16 о

8

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

23 о

9

Правописание падежных и родовых окончаний

6 н

10

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

13 н

11

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

20 н

12

Правописание отрицательных местоимений и наречий

27 н

13

Правописание НЕ и НИ

4 д

14

Правописание служебных слов

11 д

15

Правописание словарных слов

18 д

16

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

25 д

17

Орфографический анализ

Пунктуация

18

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

19

Знаки препинания в простом осложненном предложении

20

Знаки препинания при обособленных определениях

21

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

22

Знаки препинания при сравнительных оборотах

23

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

24

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения

25

Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

26

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

27

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

28

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

29

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

30

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

31

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

32

Тире в простом и сложном предложениях

33

Двоеточие в простом и сложном предложениях

34

Пунктуация в простом и сложном предложениях

35

Пунктуационный анализ


Для Программы 11 класса (2 часть Кодификатора)

8 Речь
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста
8.2 Средства связи предложений в тексте
8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи
8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,
адресата и ситуации общения
8.5 Анализ текста
8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых
типов речи
9 Языковые нормы
9.1 Орфоэпические нормы
9.2 Лексические нормы
9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)
10 Выразительность русской речи
10.1 Выразительные средства русской фонетики
10.2 Выразительные средства словообразования
10.3 Выразительные средства лексики и фразеологии
10.4 Выразительные средства грамматики
10.5 Анализ средств выразительности
11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КЛУБ «ЭРУДИТ»

 

Руководитель: Крылова Оксана Геннадьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию.

Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта является задачей семьи и школы.

Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

ЦЕЛЬ:

- осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

 

ЗАДАЧИ:

- знакомить учащихся с накопленным интеллектуальным опытом и достижениями других людей;

- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся;

- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному совершенствованию;

- давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные способности в школе и за ее пределами;

- разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

СОДЕРЖАНИЕ:

- изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;

- формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

- развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;

- развитие творческой инициативы и активности  учащихся в интеллектуальной деятельности;

- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

- поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области;

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

- интеллектуальные игры в классах, школе;

- творческие конкурсы;

- участие в предметных неделях;

- тренинги с командами клуба;

- участие в школьных и городских Научно-практических конференциях;

- экскурсии в музеи, на выставки, посещение театров;

- часы общения, беседы.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  

 учащиеся должны:

- набрать опыт участия в интеллектуальных играх;

- расширить свой кругозор;

- выработать умение работать в команде.

- уметь применять полученные знания, эрудицию в нестандартных ситуациях.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ В КЛУБЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ЭРУДИТ»

Программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр и основывается на игре «Что? Где? Когда?» и сопутствующих ей играх. Теоретическая программа рассчитана на два учебных года, но пребывание в клубе интеллектуальных игр этим не ограничивается. После приобретения необходимых теоретических знаний  учащиеся впоследствии развивают практические и игровые навыки. Поэтому программа последующих годов обучения состоит из практических и игровых занятий. Группа, занимающаяся по данной программе, может насчитывать до 30 человек учащихся 12 – 17 лет. Занятия проходят один раз в неделю 2 часа.

Целью данной программы является обучение учащихся приёмам и навыкам игры «ЧГК» (и смежных с ней игр), а на основе этого – расширение у них интеллектуальных навыков вообще; развитие эрудиции, логики, фантазии; обучение собранности, умению принимать решения в критических ситуациях; привитие любви к работе со справочным материалом.

Упор в занятиях делается на игру, как таковую, в процессе которой предусмотрена наработка необходимых навыков и выполнение поставленных целей. Отсюда преобладание чисто игровых занятий у учащихся над теоретическими и практическими (где отрабатывается какой либо конкретный вопрос). В ходе игровых занятий у учащихся есть возможность проявлять приобретённые знания и навыки в комплексе, а у руководителя замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке. Кроме того, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.

К концу первого года обучения из учащихся формируется 2-3 команды игроков, которые могут принимать активное участие в различных турнирах и фестивалях на уровне города и области. Кроме того, учащиеся получают необходимые навыки, чтобы суметь самостоятельно организовать и провести игру «ЧГК» у себя в классе и так далее.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

игра

1.

Вводное

1

2

2.

Вопрос – основа игры. Требования к вопросам

2

5

2

3.

Алгоритм поиска ответов. Основные приёмы.

2

2

2

4

Эрудиция – ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.

2

2

4

5

Как работать со справочным материалом.

2

1

1

6

Игра «Эрудит-лото».

2

1

1

7

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.

2

2

2

8

Принципы игры в команде.

2

2

9

Распределение командных ролей.

2

1

3

10

Отработка игры в тройках.

2

4

11

Отработка игры в шестёрках.

6

12

Как придумать вопрос.

2

2

13

Основные особенности игры.

1

3

14

Игровые занятия.

18

Итого:

70

21

31

18

  

ПРОГРАММА

1.      Вводное занятие. История и принципы интеллектуальной игры. Правила игры.

2.      Вопрос – основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, чёткий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.

3.      Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приёмы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.

4.      Эрудиция  - ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки – игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.

5.      Как работать со справочным материалом. Основные принципы работы с книгой. Специфические приёмы для составления вопросов.

6.      Игра «Эрудит – лото». Игра «Эрудит – лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы. Как интересно составить вопросы для «Эрудит – лото».

7.      Формы нетрадиционных логических игр. «Откажись и удвой»; «Реалии»; «Веришь - не веришь»; «Надувалочка»; «Травести»; перевёртыши, шароиды, кубраечки и так далее.

8.      Принципы игры в команде. Команда – единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.

9.      Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.

10.  Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка – ещё не команда.

11.  Отработка игры в шестёрках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.

Примечание: тройки – промежуточный этап для притирания игроков друг к другу.

12.  Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры. Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.

13.  Основные особенности «Брейн-ринга». Отличия «Брейн-ринга» от «ЧГК». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».

14.  Игровые занятия. Примерный план игрового занятия:

·         Интеллектуальная разминка («21», «Надувалочка», «Реалии», «Эрудит-лото») – 15 – 20 минут.

·         Игра в «ЧГК» - 40 минут.

·         Игра в «Брейн-ринг» - 30 минут.

Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в соответствии с конкретно ситуацией или целями, поставленными руководителем (например, подготовка к конкретному турниру).

Вопросы и другие игровые материалы готовятся руководителем и учащимися.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...