Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
статья

Ирина Евгеньевна Рахманина

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmanina_opyt_gotovyy.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема опыта: « Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС» Учитель МБОУ « Бехтеевская СОШ» Рахманина Ирина Евгеньевна

Слайд 4

Актуальность темы В Законе РФ об образовании сказано: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»

Слайд 5

Мотивация выбора темы «Цель преподавания литературы - воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором »

Слайд 6

Обоснование проблемы большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учёбе ; интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается; ведущими методами преподавания « по старинке » остаются словесные и наглядные среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного образования и развития, не формируется как развитая, мыслящая, культурная и личность;

Слайд 7

П ротиворечие Заказ общества и государства на «нового» человека Невозможность воспитания «нового» человека старыми методами и приемами обучения

Слайд 8

Способ решения проблемы – вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на уроках литературы Цель - создание системы работы на основе проблемного обучения, способствующего становлению деятельностной , предприимчивой, созидательной личности. Основная педагогическая идея создания данной системы - поэтапное приобщение учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.

Слайд 9

П реимущества Обучение с включением исследовательской деятельности Традиционное обучение Развитие личностных качеств учащегося: мышление, речь, общение, поведение, эффективное внимание, смысловая память, все каналы восприятия, творчество Механическая память Возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности Интерес падает со взрослением Коллективная мыслительная деятельность, возможность попробовать разные роли Репродуктивная деятельность, статичность ролей Возрастает глубина понимания, мотивация Поверхностное понимание, отсутствие или неосознанность личной мотивации Стремление к самореализации Стремление к достижению конкретного учебного результата

Слайд 10

Исследовательская деятельность может

Слайд 11

Формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русской литературы Исследовательская деятельность как метод на отдельных этапах урока

Слайд 13

Механизмы реализации 5 класс Частично-поисковый метод, метод проблемного обучения, групповые технологии вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких еѐ составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации 6 класс учитель продолжает работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации. Вводится понятие позитивно и негативно окрашенных слов. 7-8 класс + Технология мастерских обучающиеся продолжают отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбора и классификации; учатся работать с различными источниками информации, оформлять список литературы, Интернет-ресурсов; формируется навык формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описания еѐ методики. Определения тактики исследования – последовательности конкретных шагов (исследовательских задач) 9-11 класс + Развивающее обучение индивидуальная исследовательская деятельность

Слайд 14

Механизмы реализации Виды ученических исследовательских работ : работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: « Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова » работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы « Повесть временных лет » (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, « Слово о полку Игореве » (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова , Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова ; работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: « Образ « маленького человека » в русской литературе X І X », « Литературный тип « лишнего человека » в русской литературе »

Слайд 16

Дьячкова Полина, ученица 5 класса, призёр межрайонной научно-исследовательской конференции « Я думаю, решаю, открываю новое» в 2019 году

Слайд 17

Прогнозируемый результат Выпускник - мыслящий в категориях культуры читатель, способный самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором

Слайд 18

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно». Адольф Дистервег , немецкий педагог

Слайд 19

«Скажи мне - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне действовать – и я научусь!» Китайская мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов   способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призе...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...

Выступление по теме самообразования: "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы"

Кратко представлены примеры использования исследовательской деятельности на уроках литературы....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...