презентация педагогического опыта
статья

Никифорова Мария Алексеевна

В презентации рассмотрен материал педагогического опыта для выступлений на семинарах, конференциях и конкурсах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx25.76 КБ
PDF icon prezentatsiya_pedagogicheskogo_opyta.pdf487.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме «Эмоциональные ситуации как средство реализации системно-деятельностного подхода».

Сейчас в условиях радикального обновления техники и технологий особое значение приобретает подготовка людей, не только хорошо овладевших знаниями, но и мыслящих нестандартно, творчески, способных преумножать научно-технический потенциал страны.

 Школе предлагается учитывать способности, интересы, склонности и потребности каждого ученика. Для этого необходимо выявить  школьников, которые нестандартно мыслят, выполняют задание не по шаблону, используют знания из других предметов. Но основная часть учащихся всё-таки имеют средний уровень подготовки, поэтому педагог должен «включить» каждого ученика в активную деятельность, посильную для каждого.

Поскольку любая занимательная ситуация вызывает у школьников определенные эмоции, то в учебном процессе должно быть больше положительных эмоций, которые играют существенную роль и в формировании мотивации учения, и в снятии психологической напряженности.  

Учёные выделяют три уровня развития эмоций школьников: 1) уровень любопытства: у учащихся наблюдается эпизодический интерес к эффектным внешним сторонам явления при отсутствии интереса к его сущности: 2) уровень любознательности: обнаруживается интерес к накоплению информации, постижению сущности явлений; 3) устойчивый эмоционально-познавательный уровень: наблюдается посторонний интерес к сущности явлений, существенным связям и закономерностям, стремление разнообразиться в них.

В психолог-педагогической литературе в качестве факторов, образующих атмосферу эмоционального комфорта, наиболее часто отмечают положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней; обусловленные хорошими взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами; связанные с осознанием каждым своих больших возможностей в достижении успехов, преодолении трудностей, решении сложных задач; обусловленные знакомством с интересным новым учебным материалом; возникшие при успешном овладении приемами самостоятельного добывания знаний, способами учебной работы, самообразования. Эмоциональная ситуация может быть использована на любом этапе процесса обучения.

Больше всего у школьников вызывают эмоции на уроке физики опыты и эксперименты. Но одним только проведением эксперимента ограничиться нельзя, необходимо чтобы дети научились наблюдать и ставить эксперименты самостоятельно. И для этого школьникам даю план «Учусь наблюдать», «Учусь ставить эксперимент».

«Учусь наблюдать».

  1. Мои наблюдения
  1. Что я увидел, услышал, ощутил в первые мгновения;
  2. Что я увидел, услышал, ощутил при следующем, более внимательном восприятии;
  3. Тела, участвующие в событии;
  4. Что происходило с каждым телом.
  1. Мои размышления
  1. Причина события, процесса, явления
  2. Следствие (само событие, процесс, явление, закономерность).
  1. Мои выводы
  1. Я наблюдал явление (закономерность)…;
  2. Особенности явления.

«Учусь ставить эксперимент»

  1. Я хочу узнать:
  2. Я об этом уже знаю…
  3. Предлагаю сделать (идея)
  4. Необходимы приборы и материалы
  5. План моих действий
  6. Делаю/получаю
  7. Делаю выводы
  8. Объясняю результаты
  9. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы.

 Неоднородность состава класса ставит вопрос: «На кого ориентироваться в работе с учениками?» На этот счет нет единого времени. Я считаю, что основное внимание нужно уделять именно одаренным школьникам и ориентировать остальных на их уровень. Тогда более слабые учащиеся будут тянуться за сильными.

По моему мнению, одаренность – это то, чем наградила человека природа, а талантливость – это развитие в себе упорства в овладении знаниями по полюбившемуся предмету самостоятельно или под руководством учителя.

Часто приходиться слышать мнение о том, что работа с одаренными детьми очень трудна, так как порой они проявляют некоторую заносчивость и высокомерие. Стараюсь преодолеть подобное отношение к окружающим, показывая ученикам ценность человеческих качеств, помимо способностей к физике. Кроме этого, предлагаю задания, которые давали бы еще им понять, что их собственные способности не достигли совершенства. Поэтому преподавание физики должно вестись с учетом современных тенденций развития образования и общества в целом.

Мой педагогический опыт показывает, что одна и та же логическая операция разными детьми осуществляется по-разному, что делает процесс познания неоднозначным. Как показывает мой опыт, ученики при выполнении заданий по-разному выполняют логические действия. Так, например, при выполнении задания, которое требует исключить из предложенного списка лишнее слово, исключают только по одному из возможных признаков, который, может и не отвечать предметному содержанию физики.

Например, школьникам предложен список слов: Паскаль; Ньютон; Плотность. Задание: найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Ответ ученика1: лишнее слово Ньютон, так как Паскаль и Плотность начинаются с одной буквы. Ответ ученика2: лишнее слово Ньютон, так как Паскаль и Плотность заканчиваются на мягкий знак. Ответ ученика3: лишнее слово Плотность, так как Ньютон и Паскаль – это люди, а плотность – нет. Ответ ученика4: лишнее слово Паскаль, так как в нем не встречается буква «О», а в остальных словах эта буква есть. Ответ ученика5: лишнее слово – Плотность, так как это физическая величина, а два других слова – это единицы измерения физических величин. Ответ ученика6: лишнее слово Плотность, так как остальные слова – имена собственные.

Анализ ответов школьников позволяет сделать вывод, что все ученики справились с заданием. Все нашли признак, по которому можно исключить одно слово из списка. Заметим также, что лишь у ученика5 в ответе прозвучал признак, отвечающий знаниям по предмету физика. Следовательно, по ответам учеников можно судить как о логическом установлении причинно-следственных связей, так и о уровне владения основными понятиями физики.

Таким образом, для выполнения логических действий сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей прежде всего необходимо научить детей определять и называть различные признаки, которые используют для сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей.

Примеры задание для групповой работы.

Формирование логического действия сравнения.

Задание для 1 группы. Определите критерии сравнения двух задач, условия которых заданы краткой записью. (Оценивается количество выделенных критериев).

1. Дано: S = 12 км; v = 2 км/ч; t - ?

2. Дано: S = 36 км; v = 10 м/с; t - ?

Задание для 2 группы. Определите критерии сравнения двух задач, условия которых заданы краткой записью. (Оценивается количество выделенных критериев).

1. Дано: v = 5 км/ч; t = 3 ч; S - ?

2. Дано: v = 10 м/с; t = 2 ч; S - ?

Ответ: возможные критерии для сравнения, выделенные учащимися: 1) заданные величины; 2) искомые величины; 3) единицы измерения заданных и искомой величин; 4) численные значения заданных величин; 5) численный ответ искомой величины.

Классификация физических понятий

Задание (для двух групп). Разделить понятия на группы в соответствии с выделенными Вами критериями. (Оценивается: 1) число выделенных критериев; 2) правильность классификации.)

СКОРОСТЬ                                                                ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

ВРЕМЯ                                                                       СЕКУНДА

ПУТЬ                                                                          МЕТР

Ответ: возможные критерии: 1) физические величины и единицы измерения; 2) векторные физические величины, скалярные величины, единицы измерения; 3) группы слов, начинающихся на одинаковые буквы и остальные; 4) величины с соответствующими единицами измерения и остальные слова.

Установление причинно-следственных связей

Задание для 1 группы. Установите логическую связь слов над чертой и под чертой, стоящих слева от знака равно и по такой же логике для слов справа подобрать к слову над чертой одно слово под чертой.

1. ТРАЕКТОРИЯ         =          ПУТЬ

     ЛИНИЯ                                1. S = vt   2. Метр  

                                                   3. Длина  4. Скаляр

Ответ: траектория – это линия, по которой двигается тело, следовательно «линия» - это родовое понятие траектории. Родовым понятием слова путь является «длина» (путь – это длина траектории).

2. СКОРОСТЬ               =          ПУТЬ

    ВЕКТОР                                1. S = vt   2. Метр  

                                                   3. Длина  4. Скаляр

Ответ: скорость – вектор физическая величина, а путь – скалярная.

Задание для 2 группы. Установите логическую связь слов над чертой и под чертой, стоящих слева от знака равно и по такой же логике для слов справа подобрать к слову над чертой одно слово под чертой.

1. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ         =          ПУТЬ

     ВЕКТОР                                   1. S = vt   2. Метр  

                                                       3. Длина  4. Скаляр

Ответ: перемещение – это векторная физическая величина, а путь – скалярная.

2. СКОРОСТЬ               =          ВРЕМЯ

    м/с                                          1. t   2. Час    

                                                    3. Секунда   4. Скаляр

Ответ: физические величины по единицам измерения: скорость измеряется в м/с, а время в секундах.

Формирование логического действия. Синтез.

Задание для 1 группы. Назвать физическое понятие по четырем его признакам.(Оценивается: 1) быстрота ответа; 2) его правильность)

  • Это физическая величина.
  • Единица измерения этой величины а СИ – метр.
  • Для прямолинейного движения численно совпадает со значением перемещения.
  • Является скалярной величиной.

Ответ: путь.

Задание для 2 группы. Назвать физическое понятие по четырем его признакам.(Оценивается: 1) быстрота ответа; 2) его правильность)

  • Это физическая величина.
  • Единица измерения этой величины а СИ – метр.
  • Для прямолинейного движения численно совпадает со значением перемещения.
  • Является векторной величиной.

Ответ: перемещение.

Установление причинно – следственных связей

Задание для двух групп. Установите порядок предложений так, чтобы получился логически связанный текст. (Для удобства работы текст удобнее разрезать на предложения. Тогда предложения можно менять местами, подбирая нужный порядок).

СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ НЕРАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Чтобы найти среднюю скорость тела за данный промежуток времени, надо разделить пройденный телом путь на этот промежуток времени.

2. для описания неравномерного движения часто используют СРЕДНЮЮ скорость за данный промежуток времени. Приведем пример.

3. в этом случае мы говорим, что средняя скорость автомобиля за 3 ч равна 50 км/ч.

4. путь автомобиль за 3 ч проехал 150 км.

5. это не означает, что автомобиль ехал с такой скоростью равномерно: в течение этих часов он мог разгоняться, тормозить и даже останавливаться.

Ответ: 2,4,3,5,1.

Задания для работы по методу научного познания (работа в парах)

Задание для 1 пары.

  • По предложенному наблюдению сформулировать ГИПОТЕЗУ.
  • Провести эксперимент для подтверждения гипотезы (не забыть сформулировать цель эксперимента, представить численные данные эксперимента)
  • Сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы
  • Отчет о работе представить либо в виде презентации, либо в виде фотографий.

Наблюдение. Катаясь зимой на санках, можно наблюдать, что время скатывания с горок одинаковой длины, но различной высоты – разное.

Задание для 2 пары.

  • По предложенному наблюдению сформулировать ГИПОТЕЗУ.
  • Провести эксперимент для подтверждения гипотезы (не забыть сформулировать цель эксперимента, представить численные данные эксперимента)
  • Сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы
  • Отчет о работе представить либо в виде презентации, либо в виде фотографий.

Наблюдение. В 1583 г. студент Галилео Галилей, наблюдая за колебаниями люстры в соборе, заметил,, что промежуток времени, в течение которого происходит одно колебание, почти не зависит от размаха колебаний.

Предлагаемые задания могут быть использованы как для развития, так и для обучения учащихся соответствующим приемам мышления, которые школьники могут использовать в своей учебе и по другим предметам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта.

Видеоматериалы "Презентация педагогического опыта" в районном конкурсе педагогических достижений....

презентация педагогического опыта

данная презентация является приложением к аттестационному материалу...

презентация педагогического опыта

знакомство с технологией развитие критического мышления и использование её на уроках русского языка...

Презентация педагогического опыта

Выступление на городской конференции в ГБОУ СОШ №688Видео с выступления - http://www.youtube.com/watch?v=hOWNjAJNzR0...

Презентация педагогического опыта

В данной статье представлен опыт работы...

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

Программа обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта"

В условиях реформирования российского образования все большее значение приобретает повышение квалификации педагога. Современная школа требует от педагога готовности и способности к освоению инновацион...