Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"
статья (5, 6, 7 класс)

Елена Владимировна Солощенко

Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые  формы работы по сохранению и улучшению здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-7 КЛАССАХ

В настоящее время здоровье учащихся – важная проблема современного общества. Так как в школе ребята проводят большую часть времени, необходимо, чтобы содержание учебного занятия являлось источником информации о здоровье, здоровом образе жизни. Это является первостепенной задачей на уроках русского языка и литературы. Только применение здоровьесберегающих технологий поможет не только усвоить учебный предмет, но и привить учащимся понятие «Культура здоровья».

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Подготовка к здоровому образу жизни ученика на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетной в деятельности каждого образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни. Использование различного рода интеграции, сюжетно-игровой деятельности, разработки творческих проектов, различной научно-практической деятельности учащихся служит методом формирования и раскрытия творческого потенциала, осознанного отношения к своему здоровью.  

Урок – это основная единица образовательного процесса. Информация по сохранению и укреплению здоровья человека должна использоваться учителями-словесниками как можно чаще. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости школьников целесообразно на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые ситуации, устную и письменную работу с учебником, письмо с комментированием, выполнение творческих заданий.

При структурировании урока нужно создавать обстановку, при которой учащиеся не будут бояться перемещаться по классу. От постоянного сидячего положения тела происходит напряжение мышц. Это вызывает утомление школьников. На уроке необходимо 4-6 раз изменять виды деятельности. Потраченное время окупается усилением работоспособности, укреплением здоровья учеников. В этом очень помогают физкультминутки. Например, можно показывать детям задания с ответами. Если ответ верный, ребята выражают удовольствие, радость, поднимая руки. Если же ответ в задании ошибочный, дети, слегка приседая, покачивают головой. Для укрепления глазных мышц можно попросить ребят, например, написать свои имя и фамилию, оценку, которую они хотели бы получить за урок. С первых минут урока нужно создавать обстановку доброжелательности и доверчивости. Атмосфера доверия раскрепощает ученика, позволяя ему не бояться высказывать свою точку зрения. Желательно, на уроке отвести время (2-3 минуты) для ведения словаря «Страница здоровья», куда учащиеся записывают мудрые мысли и учатся их анализировать: «Пешком ходить – долго жить»; «Судите о своем здоровье так, как вы радуетесь утру и весне»; «Со здоровьем не шутят, так как у него нет чувства юмора» и т.д.

Кроме того, пропаганда здорового образа жизни должна преобладать и в других формах работы. Для этой цели на уроках можно использовать тексты диктантов, которые помогают учителю обратить внимание учащихся на нравственное, интеллектуальное, физическое развитие, пропагандировать здоровый образ жизни.

ОСАНКА

Осанка – это положение, при котором мы сидим или стоим. Без сомнения, осанка влияет на формирование фигуры. Человек с неправильной осанкой всегда будет казаться ниже ростом. Когда мы стоим прямо, то выглядим выше, чем когда сутулимся.

Одним словом, правильная осанка полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Человек с неправильной осанкой не сможет стать хорошим спортсменом или танцором.

Сохранить правильную осанку помогут занятия физической культурой.

СПОРТ – ТВОЙ ДРУГ

Нет, наверное, ни одного уголка в нашей стране, где бы люди жили без спорта. Спорт, по мнению врачей, – прекрасный вид отдыха. Занятия спортом, однозначно, полезны, так как они укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность.

Бесполезное времяпрепровождение утомляет. Занимаясь спортом, наоборот, получаешь большой заряд энергии, сил, бодрости. Лыжная прогулка, футбольные, волейбольные и теннисные встречи, зарядка – все эти и другие виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: подвижность, выносливость, целеустремленность.

В нашей стране есть стадионы, корты, катки, спортзалы, бассейны, аэроклубы – словом, все необходимое, чтобы совершенствоваться в любом виде спорта. Любой вид соревнований: спартакиада, товарищеская встреча, чемпионат Европы, олимпиада – выявляет самых сильных в различных видах спорта.

Популяризации здорового образа жизни также служит написание сочинений по заданным темам: «Я люблю спорт», «Мой любимый вид спорта», «Моя спортивная семья», «Мой режим дня», «В здоровом теле здоровый дух», «Быстрее, выше, сильнее», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Целебная сила воды», «Культура здоровой пищи».

В качестве изложений также можно предложить тексты на спортивную тему. Например, в рассказе «Последний матч» повествуется о том, как в 1942 г. в Киеве был устроен футбольный турнир между русской и немецкой командами. Советские футболисты выиграли, но все равно были убиты. Этот текст не только прививает любовь к спорту, но, самое главное, вызывает чувство гордости на наш народ, за нашу Родину.

Большой интерес у школьников  вызывает написание творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе дети учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине «Утро» Т.Н. Яблонской, в 7 классе –  сочинение-интервью по картине «Детская спортивная школа» А. Сайкиной. Также предлагается написать четверостишие по заданному началу «Хорошо здоровым быть…», «Следует, ребята, знать…» и другие.

Прививать культуру здорового образа жизни можно при изучении биографии поэтов и писателей на уроках литературы.

Есть любопытная информация о роли физической культуры в жизни Л.Н. Толстого. Воспоминания о нём дают ценный материал. Плавание, бег, коньки, гимнастика, езда на лошади – вот список забав известного писателя. В 1898 году Софья Андреевна напишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями…». Кроме того, Лев Толстой много ходил по снегу, по сугробам, через ухабы. Совершаемые прогулки доставляли большое удовольствие писателю.

Прекрасным примером заботы о своем здоровье является М.Ю. Лермонтов. Учащиеся могут подготовить сообщение на тему «Здоровый образ жизни М.Ю. Лермонтова».

Из воспоминаний об А.С. Пушкине, из его писем узнаём, что поэт увлекался боксом. Пушкин купался в ледяной воде, обожал верховую езду, любил ходить пешком.

Воспитание национального самосознания и культуры здорового образа жизни при обучении русскому языку и литературе необходимо  начинать с освоения притягательной силы родного языка, так как это не только увеличивает интерес к предмету, но и  воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Работа по формированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носить систематический характер.

В целом, если научить ребенка с первых лет обучения ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него появится больше шансов жить, не болея. Оздоровление, приобщение к здоровому образу жизни идёт через обучение. Внедрение в обучение здоровьесберегающих компонентов ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

 Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится легче работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Литература

1. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – М.: «Планета», 2011.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2008.

3. Орехова Т.Ф. Технология коллективной разработки программ формирования здоровья и здорового образа жизни обучающихся в системе современного общего образования /Т.Ф. Орехова / Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования: монография. – Уфа: Аэтерна, 2015.

4. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 6-7 кл.: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...