Публичное выступление на защите образовательного проекта
материал

Елена Николаевна Бубнова

Публичное выступление на защите образовательного проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление на защите образовательного проекта

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри и аудитория!

Вашему вниманию я хочу представить свой образовательный проект, который называется: «Повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Немецкий языковой диплом».

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в последнее время наблюдается стремительное снижение интереса к изучению немецкого языка среди молодежи. Я не раз слышала от своих ребят, что они не видят для себя перспективы в его изучении, он не нужен для их будущей профессии. Но также есть и ученики, имеющие положительную мотивацию, но не имеющие возможности применять свои знания на практике. Таким образом, основную проблему в отсутствии интереса к немецкому языку, я вижу в кажущейся невостребованности полноценных знаний немецкого языка в нашем регионе.

Итак, цель моего проекта - как выявление наиболее эффективных путей и средств повышения мотивации к изучению немецкого языка в нашем регионе.

Что же такое мотивация? Почему одни ученики хотят, а другие наоборот не хотят учиться. Кто-то идет с удовольствием на урок, а кто-то без особого интереса.  Что же можно сделать, чтобы процесс обучения был увлекательным для каждого обучающегося?

В Тамбовском регионе немецкий язык, к сожалению, имеет меньшую популярность, чем хотелось бы. Да, очень сложно бывает убедить родителей и детей, что немецкий язык у нас учить выгоднее, хотя бы потому, что есть перспектива использовать языковые знания. Например, устроившись на работу в какое-либо из наших совместных российско-германских предприятий. Кроме того, не так велика конкуренция ().

Я, конечно же, пытаюсь различными способами заинтересовать детей.

И в этом мне, например, существенно помог тот факт, что 2013 году Лицей 29 стал победителем международного конкурса «Школы: партнеры будущего» И получил право  осуществлять подготовку детей к международному экзамену на немецкий языковой диплом (DSD). Данный диплом признается всеми учебными заведениями Германии и высоко котируется среди работодателей. Успешно сдав этот экзамен, ребёнок без вступительного экзамена по немецкому языку, поступить в любой университет Германии. А высшее образование здесь, как известно, считается одним из самых лучших в Европе. Также данный сертификат имеет неограниченный срок действия в отличие от других подобных сертификатов.

Кроме того, учащиеся, показавшие на экзаменах очень хорошие результаты, могут получить стипендии на учебную практику или на полный курс обучения в бакалавриате во всех университетах Германии.

Но, существует одно но…  К желающим сдавать экзамен на «Диплом немецкого языка» предъявляются высокие требования. В первую очередь это очень хорошие знания по немецкому языку. Кроме того, готовность регулярно углублять эти знания в рамках дополнительного курса по подготовке к экзамену, а также активное участие в различных олимпиадах, в конференциях, конкурсах и тд. по немецкому языку.

Итак, 2015г. можно считать годом начала реализации моего педагогического проекта, организационным этапом. На данном этапе я изучила и проанализировала имеющуюся научно-методическую и педагогическую литературу по интересующим меня  вопросам. Это дало мне возможность, сформулировала гипотезу моего проекта. По-моему мнению,  процесс развития позитивной мотивации к обучению немецкому языку будет эффективным, если он будет увлекательным и перспективным для участника образовательного процесса. То есть – обучение не ради обучения, потому что надо, ради оценки, а обучение с  возможностью применения своих знаний на деле.

2015-2019 гг. практический этап. Мы с ребятами 7 класса приступили к подготовке к экзамену на немецкий языковой диплом, дополнительное занятие 1 час в неделю. Данная процедура осуществлялась по желанию. Ребята посещали раз в неделю дополнительные занятия. Мы готовились не только на кружке, но и на уроках немецкого языка, так желающих попробовать свои силы было большинство.

В конце 7 класса ребята написали так называемую сравнительную работу. Ребята, успешно сдавшие сравнительную работу, уже могли получить представление, о чём идет речь, и оценить свои возможности. Получить сертификат немецкого образца удалось не всем ребятам. Причины я вижу в том, что мы имели хорошее теоретическое представление о проведении, структуре экзамена, на практике это немного сложнее. На данном этапе я вновь констатировала снижение интереса к изучению немецкого языка.

Я всячески старалась подбодрить своих ребят. Тщательно подходила к выбору материала для уроков. Для более глубоко погружения в язык я активно использовала различные немецкоязычные газеты и журналы к своему удовольствию и радости ребят, которые я выписываю уже в течение нескольких лет. Чем меня привлекают данные издания, так это тем, что в них актуальная, интересная, доступная информация. Кроме того, задания подготовлены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей.

И постепенно мы начали подготовку к следующему этапу экзамена, который нам предстояло сдать в 9 классе.

9 класс – более серьезный уровень, но тоже еще не совсем экзамен но диплом, последняя ступень перед ним. В случае успешной сдачи данного экзамена, ребята имеют возможность в колледжах Германии, не в университетах. У нас 2 подготовительных часа. Ребята уже более серьезно подошли к вопросу сдавать или не сдавать. Только 11 ребят в этот раз высказали свое желание сдавать экзамен.  

По предоставленным немецкой стороной нам УМК мы работали над лексикой грамматикой, осваивали стратегии работы с текстом и передачи его содержания. Мы тренировали навыки письменного и устного аргументирования, сбора и реферирования информации по конкретной теме.

К слову сказать, что после того как ребята сдали экзамена в марте настоящего года, я решила приступить к созданию элективного курса для подготовки учащихся к сдаче экзамена на немецкий языковой диплом. Спецкурс «На пути к DSD» будет рассчитан на 2 года обучения (минимум 70 часов год) и пройдёт апробацию в 10 и 11 классах. Я надеюсь, что данный спецкурс даст возможность учащимся овладеть ситуативными и нормативными языковыми знаниями, подготовит их к общению в условиях иноязычной культуры, познакомит со страноведческими реалиями.

Также в этом году мы с ребятами получили прекрасную возможность довольно длительный период (с октября по февраль) регулярно общаться с носителем немецкого языка. Луиза Буцер, приехавшая к нам по одной из волонтёрских программ, помогала мне и другим учителям немецкого языка организовывать уроки и мероприятия, направленные на популяризацию немецкого языка. Она также активно помогала ребятам в подготовке к экзамену. А общение с носителями языка имеет очень большое значение для развития мотивации к его изучению. 

Немаловажной в сохранении привлекательности немецкого языка я считаю хорошо организованную интересную внеклассную работу по предмету, которая позволяет выйти за рамки школьной программы, развить творческие способности. Кружковцы – это те ребята, которые мотивированны на дополнительные занятия. Им доставляет удовольствие творческая работа: подготовка различных проектов и докладов, которые они имеют возможность, например, апробировать на конференции «Актуальные проблемы науки о языке», ежегодно проводимой в нашем учебном заведении. А проект - это один обязательных пунктов в экзамене на немецкий языковой диплом.

Соответственно мы с ребятами разработали 11 проектов на различные темы для экзамена. Комиссия, состоящая из представителя немецкой стороны и преподавателя немецкого языка нашей школы, высоко оценила работу ребят. И уже сейчас можно сказать, что устную часть экзамена все мои ребята сдали успешно, получив уровень B1. Это самый высокий на данной ступени. Однако окончательные результаты будут известны позднее, так как работы письменного части экзамена проверяются в Германии немецкими экспертами.

Ну и, безусловно, в этом году мы с ребятами активно принимали участие в различных конкурсах и олимпиадах по немецкому языку. По моему мнению и мнению ребят нужно было использовать возможность для подготовки и различные способы. Ребята успешно принимали участие во всех данных мероприятиях, становились победителями, призёрами, получали сертификаты участия. Возможно, они участвовали не так активно, как, например, в прошлом году. Но и ребята повзрослели, возросла нагрузка, так как классы выпускные. Однако я с радостью и гордостью могу отметить, что работы детей стали более осмысленными. Количество перешло в качество.

Также существенным подспорьем в повышении мотивации к изучению языка и подготовке к экзамену считаю организацию личной переписки между учащимися Лицея №29 и гимназии г. Андернах, Германия, где я проходила стажировку в ноябре прошлого года. Мне удалось наладить хороший контакт с моими германскими коллегами.

И это еще не все. У Тамбова есть город-побратим — Фирнхайм, Германия. Между нашими городами налажены хороший контакт и многолетнее сотрудничество. В следующем учебном году несколько моих ребят поучили возможность благодаря своим заслугам принять участие школьном обмене между данными городами. Они посетят уроки в немецкой школе, будут участвовать в организации и проведении «круглых столов» и подготовке презентаций на немецком языке, познакомятся с достопримечательностями. Всё это будет способствовать дальнейшему развитию коммуникативных умений учащихся, повышению мотивации к изучению немецкого языка, успешной сдаче заключительного этапа экзамена в 11 классе. 

Соответственно заключительный этап моего проекта намечен на 2019-2020 гг. когда я смогу оценить степень реализации своего педагогического проекта и подвести его итоги.

Но уже сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что лицей номер 29, по-моему мнению, представляет собой некий оазис благополучия в плане изучения немецкого языка. И несмотря на то, что в то время в ряде регионов России изучение немецкого теряет свою актуальность, мы же наоборот можем отметить повышение интереса к изучению к его изучению.

Большое спасибо за Ваше внимание!

По моему мнению, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Урок, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации к изучению немецкого языка.

Но для одного ученика, этот процесс является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка  (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку,  и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и  чаще всего  намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по другому — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учеников  является ключевым навыком учителя, а главным  условием успешного обучения является  способность учителя постоянно совершенствовать свой  урок, находить новые подходы, приемы обучения , позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, а значит  повышать качество знаний.

Современная педагогика предлагает множество    интересных  технологий.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем,  здесь важным считаю и мнение учащихся:  какие формы работы  и приемы им нравятся больше всего. Я провела небольшое исследование и составила рейтинг приемов,используемых мной на уроке.

На таблице некоторые из них: 61% учащихся отдали предпочтение ИКТ, а 57%   проектной методике.

Можно сделать вывод, что наиболее популярными  среди моих учеников  являются те приемы, которые активизируют мыслительную деятельность , способствуют их самовыражению, повышению их статуса и обеспечивают новизну, занимательность учебного материала, а именно  

ИКТ – технологий

Проектная методика

Современный урок  немыслим без применения информационных компьютерных технологий. Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого  языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Какие технологии  стали популярными среди моих учеников на уроке?

Презентации

Учебные фильмы

Наглядность

Тестирование

Во внеурочной работе:

Поиск информации

Подготовка презентаций

Тестирование в режиме ON - LINE

Переписка с носителями языка

Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать  фотографии, картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение, учебные фильмы.

Эффективность использования ИКТ:

                             

  • позволяют поддержать интерес к изучаемому материалу
  • обеспечивает максимум практической деятельности учащихся
  • осуществляют  реальные  межпредметные  связи  (немецкий  язык – история, география, литература - информатика)  и  их использование для решения учебных задач
  • развивает умения самооценки и самоконтроля без участия учителя
  • повышает статус учителя, что тоже важно в современных условиях.

Второе место  в рейтинге занимает  метод  проектов

Метод проектов  использую давно  как на уроке, так и  во внеурочной деятельности, считаю интересной и эффективной -  как видим,  полное совпадение предпочтений со стороны учителя и учеников.

Содержание метода проекта раскрывается через его принципы.  Важнейшими из них считаю:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • нацеленность на создание конкретного продукта;
  •  межпредметный характер проектов;
  • временная и структурная завершенность проекта.

Проекты на уроке самые популярные среди учащихся:

  • творческие
  • информационные
  • коллективные
  • краткосрочные

Проекты имеют личностно -  направленный характер и позволяют достичь того, о чем мечтает каждый учитель: излагать свои мысли на иностранном языке

Кроме того:

На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения.. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

 Надо ли говорить, что во время всей работы над проектом каждый учащийся значительно обогатил свои знания по теме, лексический запас, переработал огромный для своего возраста материал на иностранном языке, приобрел навыки выступления перед аудиторией, научился адекватно оценивать свою работу, и работу других учащихся. Кроме того совместная работа, общение - это хорошее настроение, удовлетворенность выполненной работой, желание сделать что- то еще более интересное, полезное.

Практический результат - папка с интереснейшим материалом  на иностранном языке и  диск с яркими , оригинальными презентациями  могут быть использованы как дополнительный страноведческий материал, публикация на сайте или в сборнике – это тоже стимул для того, чтобы хорошо выполнить свою работу.

Важнейшим  фактором  повышения мотивации является    правильно организованная    внеклассная работа.

Поиск путей повышения мотивации к изучению иностранного языка приводит к пониманию необходимости подключения к учебной  деятельности внеклассной работы по предмету.

Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха.

Необходимые условия для организации успешной внеклассной работы:

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет учителю выбрать наиболее оптимальные из них, которые необходимы «здесь и сейчас», именно этим детям именно в данных условиях. Многие формы внеклассной работы становятся традиционными в школе, и хотя содержание их может варьироваться в зависимости от изменения внешне заданных факторов, неизменными остаются принципы добровольности, массовости, учета возрастных особенностей, связи внеурочной работы с учебной.

 В рамках Недели иностранного языка в нашей школе   стали традиционными конкурсы стенгазет, праздник Рождественские встречи, конкурс стихов, кроме того  каждый учитель готовит разные по форме и содержанию мероприятия.


Работа по развитию детской одарённости также играет существенную роль в повышении мотивации к изучению немецкого языка.

Направления деятельности:

  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Участие в конкурсе муниципального уровня   «Диалог культур»
  • Конкурс существует 7 лет, ежегодно принимаем участие представляя  от 4-5 проектов.
  • Участие в областном  конкурсе «Немецкий язык – это актуально!» Участвовали впервые в 2014 году.представили 2 проекта на немецком языке, в этом году мы подали на рассмотрение жюри 4 проекта на немецком языке.

Публикация лучших работ учащихся, организованная Ассоциацией учителей МО является методическим пособием  как для учителя так  и для ученика,  а также это  стимул  для того, чтобы провести  интересную исследовательскую работу и быть опубликованным.

Ежегодно перед защитой проекта проводим научно- практическую конференцию, куда приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители. В этом году наша научная конференция состоится 24 марта, приглашаем всех желающих.

 Перед конференцией учащиеся публикуют свои работы на русском и немецком языке и помещаем их на стенде клуба, чтобы участники мероприятия  ознакомились с  темами  и содержанием работ.

На данном слайде помещены темы наших проектов, над которыми мы работали в течение  этого учебного   года.

Одним  из важнейших направлений своей педагогической деятельности считаю распространение педагогического  опыта и  на разных уровнях:

Для оценки личностных достижений обучающихся ежегодно применяется  методика «Портфолио» », которая позволяет не только выявить степень сформированности универсальных действий, но и смоделировать «путь» развития  каждого ученика.

  • Предметные результаты оцениваются ежегодно внешней и внутренней  экспертизой при проведении промежуточной и итоговой аттестации  также показателями являются различные олимпиады и конкурсы. Победителями и призерами муниципального тура Всероссийской  олимпиады по немецкому языку за 3года  стали 11 учеников,  призерами регионального тура 2 ученика .
  • Конкурсы: «Диалог культур»  итог за 3 прошедших  года победителей – 8 , призеров - 4
  • областной конкурс «Немецкий язык  – это актуально!» – Победитель Скоморохова Мария, была награждена поездкой в Германию,  а ученик 9Б класса Макушкин Михаил был награжден дипломом  2 степени.

И так мотивация – неотъемлемая часть   учебного процесса.

 Обогащение коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре новыми приемами разнообразными по форме и интересными по содержанию, а также  соответствующим способностям и потребностям учащихся,  правильно  спланированная внеклассная работа, новые формы  работы  значительно повышают уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Именно мотив побуждает человека к  деятельности, в  деятельности мы добиваемся определенных результатов. При получении желаемых результатов, у нас появляются новые мотивы, которые ведут нас на следующий этап развития: в  этом и заключается смысл непрерывности образования.

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Э. Асадов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений

 Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...

Подготовка к защите проекта: публичное выступление.

Краткий перечень вербальных и невербальных средств общения, используемых для подготовки к публичному выступлению (к защите проектов)....

План выступления на защите проекта «Настольный теннис как вид спорта»

План выступления на защите проекта  «Настольный теннис как вид спорта»...