Программа коррекционно-развивающей работы социального педагога "Не отнимай у себя завтра"
рабочая программа

Румянцева Инна Николаевна

Программа  по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ne_otnimay_u_sebya_zavtra.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № __ от __.__.20    года

ПРОГРАММА

по работе с трудными детьми, детьми «группы риска»

«Не отнимай у себя завтра»

Социальный педагог:

  И.Н. Румянцева

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Задачи программы

4

3

Содержание деятельности

6

4

Содержание работы

7

5

Ожидаемые результаты

9

6

Практическая деятельность

9-16

7

Литература

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа  по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа так же  направлена  на  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость  дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.                                

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания, (в целом нездоровый образ жизни в социуме)  приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное  поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического, патриотического         воспитания; детская преступности, агрессии, наркомании.                           

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для  детей подросткового  возраста, т.к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка  о себе. Известный психотерапевт М.И. Буянов отметил,  что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции. Подростковый возраст оказывает громадное  положительное воздействие на ребёнка,  при этом  успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей,  делая инфантильных – более зрелыми,  невыдержанных – более уравновешенными,  глупых – более умными.

 Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка11-14 лет. Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения.  При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей,  отстранение подростка от физического,  домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины,  психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении. 

Ориентируясь на мои наблюдения и исследования в нашей школе, я могу выделить следующие виды  групп:

  1. Дети из неблагополучных семей;
  2. Педагогически запущенные дети;
  3. Дети с отклонением в поведении;
  4. Дети, попавшие в проблемные ситуации;
  5. Дети, испытующие дефицит общения. 

Таким  образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути. 

Цели и задачи реализации образовательной программы  основного  общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися ООП ООО: 

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся образовательная программа направлена на обеспечение и решение следующих задач:

-обеспечение условий для реализации конституционного права на получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;

-социальная защита и охрана прав детства;

-соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей;

-создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся, их воспитание и образование;

-адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

-создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;

-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

-достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

-координация усилий школьного сообщества в предупреждении и ликвидации детской беспризорности;

-создание подростком ценности человеческой жизни;

-формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для безопасности личности;

-формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-создание положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среды в школе;

-создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности;

-выявление и присечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

-учёт пропусков занятий без уважительной причины;

-усиление координации предупредительно профилактической деятельности учителей, родителей, лиц их заменяющих, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;

-повышение уровня воспитательно профилактической работы с подростками в школе, в КДН, ОДН;

-активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;

-привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции;

-продолжать работу организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска», «трудных детей», в каникулярное и летнее время;

-совместная работа с органами  опеки и попечительства, отделом по молодежной политике, инспекции по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

                ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • дети в кризисной ситуации;
  • дети с проблемами в семье;
  • гиперактивные дети;
  • дети с проблемами в обучении;
  • дети с личностными проблемами;
  • дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)

ПРИНЦИПЫ   ПРОГРАММЫ:

Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;

Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих
ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни;

Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;

Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и
общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой
категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает
негативное влияние на ребенка), то основная воспитательная
функция принадлежит школе;

Принцип повышения роли общественных организаций.

В соответствии с Федеральным  законом  «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»  № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г.  

Федерального Закона  «Об ограничении курения табака» № 87 – ФЗ  от 10.07.2001 г.,

Федеральный Закон № ВФ - 1376/06  от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»

ФЗ РФ от 28 апреля 2009года № 71-ФЗ  О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.

Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением  конфиденциальности  полученной информации.

Приоритетные направления:

  1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка;

2.Профилактическая коррекционно- развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.

3.Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов.

4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

ФАКТОРЫ  ПОПАДАНИЯ  ДЕТЕЙ

В «ГРУППУ РИСКА», «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»

  • дисгармоничная семья;
  • соматические заболевания;
  • дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
  • неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
  • неадекватное  поведение;
  • нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
  • средовая  адаптация;
  • просчёты школы в учебной деятельности.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- Наблюдение;

- Психологические и педагогические методики;

- Психолого-педагогический анализ;

- Социально-психологические методы.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изучение проблемных детей.

- выявить всех проблемных детей, начиная с 1-го класса, и завести на них журнал учёта;

- установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;

- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;

- изучить включения его во внеурочную, общественно полезную  деятельность;

- установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);

  1. Организация педагогической помощи:

 -вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;

- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;

- установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;

- вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.

3. Организация медицинской помощи.

- вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»;

4. Организация свободного времени проблемных детей.

- всех проблемных детей с учётом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;

- привлечь детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, достижения в ней;

- организовать ненавязчивый контроль над  поведением свободного времени;

Вести тесную связь в работе с проблемными детьми с РОВД;

Постановка на внутришкольный учёт и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями.

 5. Профилактическая работа.

 - коррекционная работа с проблемными детьми: тренинг психолога, тестирование, анкетирование;

 - индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

      I этап – 2019 – 2020 учебный год.

      II этап – 2020 – 2021 учебный год.

      III этап – 2021 – 2022 учебный год. – анализ и обобщение результатов.

      Разработка программы дальнейшей работы.

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА

1.Администрация.

2.Педагоги школы.

3. Психолог.

4. Социальный педагог.

5. Медицинский персонал.

6. Другие специалисты.

7. Учащиеся школы.

                                              СОДЕРЖАНИЕ    РАБОТЫ

Работа с детьми, склонными к правонарушениям.

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1. Посещение детей 5 классов, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году.

Август

Социальный педагог

2. Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сентябрь

Администрация,

 социальный педагог.

3.Выявить      всех    проблемных   детей, начиная   с   5   класса, с последующим оформлением нужной документации.

Сентябрь

-октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

4.Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах.

Ноябрь-

декабрь

Социальный педагог

  1. 1)Учёт посещаемости и успеваемости детей, состоящих на различных учётах.

2)Тестирование учащихся 5 классов.

  1. 3). Проведение занятий по формированию толерантности в 5 классе.

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

6.  Привлекать    детей    группы    риска  к

участию       в       культурно-массовой       и

спортивной    работе.     Особое    внимание

уделять   их   читательским   интересам   и вкусам

В течение года

Зам.дир.по ВР

Социальный педагог
Библиотекарь

Учитель физической
культуры

7.Организовать ненавязчивый контроль за

проведением свободного времени.

В течение года

Социальный педагог

Классный руководитель

8. Вовлечение в кружки и секции.

В течение года

Социальный педагог

Классный руководитель

9.Совместно     с     инспекторами     ПДН

проводить беседы на правовую тему

В течение года

Социальный педагог

Инсп. ПДН

10. Привлечение самих уч-ся к укреплению

правопорядка в школе

В течение года

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

11.Совместное принятие мер по поступившим сигналам о

 правонарушениях учащихся.

В течение года

Администрация школы

Социальный педагог

Клас. Рук.

Инспектора ОДН

12. Выявление   семей,   уклоняющихся   от

воспитания детей

В течение года

Зам. дир. по УВР

Социальный педагог

Психолог

13. Выявление интересов детей, имеющие проблемы в поведении.

В течение года

Классные руководители,

Социальный педагог

14. Проявление интереса к созданию личных достижений у детей девиантного поведения.

В течение года

Классные руководители

Работа с подопечными детьми

 

1. Продолжить работу по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, больных детей и детей - сирот. Взять их на учет.

В  течение года

Социальный педагог

2. Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.

2 раза в год

Социальный педагог
Классный руководитель

3. Посещать  подопечных    на     дому. Оказывать посильную 
помощь  в       воспитании,  обучении,  организации отдыха подопечных

В  течение года

Социальный педагог

4. Участвовать        в    рассмотрении    конфликтов    с подопечными     и     своевременно     оказывать     им социальную поддержку.

В  течение года

Администрация школы

Социальный педагог

Психолог

5. Своевременно представлять в органы социальной службы сведения, направленные на защиту подопечных.

В  течение года

Социальный педагог

6. Оказывать   помощь   в   обеспечении   подопечных путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря, санатории.

Во время каникул

Социальный педагог

7Выступать на родительских собраниях по вопросам трудового и семейного законодательства, охраны прав детства, основам социальной политики

По графику

Социальный педагог

9.  Прослеживание дальнейшей социализацией выпускников, имеющих проблемы в поведении и общении

В течении года

Зам.директора по УВР

Социальный педагог

 10. Изучать    опыт    работы    социальных    педагогов других школ.

В  течение года

Социальный педагог

 

Работа с детьми-инвалидами

1.Обучение на дому

В  течение года

Учителя – предметники

2. Подарки к Новому году

Декабрь

Социальный педагог

3. Индивидуальные беседы

В  течение года

Социальный педагог

4.Посещение на дому

В  течение года

Социальный педагог

Работа с классными руководителями

 

1 .Собрать      списки      учащихся, склонных к правонарушениям,  проживающих в неполных семьях, малообеспеченных и многодетных ,в семьях опекунов

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

2.Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот кружками, спортивными секциями   и   другими видами внеклассной работы

Сентябрь

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся и профилактики правонарушений  преступлений

В  течение года

Социальный педагог
Классный руководитель

4.1.Совместно с классными руководителями посещать семьи учащихся требующих особого контроля и наблюдения

В  течение года

Социальный педагог
Классный руководитель

4.2. Ознакомление педагогов с тематикой бесед по социальной адаптации на классных часах.

Работа с родителями

1. Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей

В течении первой четверти

Социальный педагог, психолог

2. Анкетирование родителей:

  • Определение методов семейного воспитания. С. 213(вып.2)
  • Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка. (с.215, в2)

Взаимоотношения в семье. (с.215.в.2)

В течении года

Социальный педагог, психолог

15.Организация      тематических      встреч,

Вечеров, родителей  с  работниками

образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

В  течение года

Зам. дир. по УВР

Социальный педагог

 Психолог

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».

2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.

3. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

5. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

6. Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся:     - знание учащимися своих прав и обязанностей,  неукоснительное их соблюдение;

- психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

- соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

7.Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.

8. эмоциональная и интеллектуальная независимость – готовность к самостоятельному жизненному выбору.

9. умение жить вместе с другими.

Приложение

Родительский лекторий для родителей.

Тема:  «Роль семейного общения в профилактике девиантного

поведения и негативных привычек»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу профилактике девиантного поведения в семье.                                        

Методы: лекция, анкетирование.

Каждый родитель с пеленок пытается привить своему ребенку общественные нормы поведения. Поэтому любой малыш в возрасте от трех лет знает, что дядя, подпирающий забор возле дома — пьяница. И что на фотографии, наклеенной на двери подъезда, изображен плохой дядя.  Мы проходим мимо «нехороших людей», гордо подняв голову, и только выдавливаем сквозь зубы: «Откуда, мол, такие берутся?» Ответ прост: вы не поверите, «берутся» они, как позволяем мы себе выражаться, из обычных российских семей, только вот атмосфера в них не всегда привычная. Было бы заблуждением считать, что у преступников: воров, убийц, насильников — родители непременно должны быть наркоманами, алкоголиками или тунеядцами. Разрешите вас разочаровать, делинквентные (преступные, криминальные) личности часто родом из благополучных семей. Конечно, среди ведущих социальных факторов, влияющих на развитие девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, следует выделить алкоголизм родителей, низкий уровень материального обеспечения, высокий уровень внутрисемейного насилия, дисгармоничное отношение в семье, разводы.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные. Среди субъективных причин выделяют особенности темперамента, аномалии характера и его гармоничность, биологические реакции пубертатного (подросткового) возраста, психофизиологическое нездоровье.  Бытует мнение, что особенно во внимании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Конечно, это бесспорный факт, но не следует снимать со счетов и период перехода от детства к зрелости. Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи. Теперь многое зависит от поведения родителей. Если подавлять личную свободу человека, пусть даже из самых гуманных побуждений, то он непременно захочет поскорее освободиться от давления.

        К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.

В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма.

Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Обработка результатов: Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе. Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.

Максимальное количество баллов в тесте для школьников и подростков — семь.
Желаю вам в жизни набрать гораздо больше баллов, чем в этом тесте!

Рекомендации родителям:

  • Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  • Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Литература

  1. Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»
  2. Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».
  3. «Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.
  4. Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».

Классный час: «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение»

ЦЕЛЬ: формирование отрицательного отношения к наркотикам и психоактивным веществам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.

ЗАДАЧА:

  1. Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними.
  2. Разобрать традиции и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.

Форма проведения: обмен мнениями.

Материалы для занятия: слайд – проектор, листы ватмана, фломастеры.

Предварительная подготовительная работа:

  Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желания.

   Задание для всех учащихся – анкета, анализ которой станет основой подготовки классного часа. Результаты ответов учащихся на вопросы должны быть оформлены в виде плаката.

  Вопросы анкеты:

а) существует мнение, что наркотики – это…

б) есть мнение, что наркотики положительно влияют на…

в) есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…

г) существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…

д) существует мнение, что с наркотиками надо бороться…

е) существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться

   Учащимся предлагается составить список причин, в результате которых человек становится наркоманом.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие ведущего и игра – активатор «Построиться по  »

В.- Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего занятия – «Наркотики» - это свобода или зависимость, полет или падение? Прежде чем приступить к теме мы сыграем с вами в игру.

   Ведущий дает команду, и ученики на свободном от стульев и столов месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:

по росту; 2) по дням рождения (с 1 янв. до 31декабря)

по длине волос; 4) в алфавитном порядке по именам.

Вед. – Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком?

II Дискуссия:  «Что такое  наркотики и психоактивные вещества».

В.- «Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики?». Как вы ответили на этот вопрос в своем домашнем задании?

__________________________________________________________________

Пояснение для ведущего.

  Следует сосредоточить внимание учащегося не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, способности вызывать зависимость и т.д. Ответы учащихся записываются на доске, чтобы они были хорошо видны всем.

__________________________________________________________________

  В. – Молодцы, вы прекрасно поработали, теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами.

III  Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»

В. – Специальные международные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России.

   Так вот, наркотик – это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ.

   Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же они тогда являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема, которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир и самого себя.

   Кроме алкоголя и табака существует еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «момент», бензин и растворители также относятся к психотропным веществам.

 IV. Дискуссия: «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ».

В. – Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней. Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение.

     Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?

     Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять, кому бы то ни было.

      Кодекс об административных правонарушениях, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших размерах.

      Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворное больному гриппом).

      Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.

      Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем.

      Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчиком, всем тем, от кого зависит жизнь других людей: миллионерам, военным, врачам…

В.- Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века, как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто «внешнее». Улыбаются, морщатся, машут руками», крестятся и т.д.

     Опрос на улицах дал следующую статистику: из        опрошенных людей люди пожилого возраста –  ? человек, люди среднего возраста - ? ч,. молодежь и школьники – ? ч.

    Реакция пожилых людей:

Испуг -   ч.

недоумение, непонимание –   ч.

Безразличие -   ч.

озлобленность и агрессия –   ч.

Реакция людей среднего возраста:

  чел. – страдание,

  чел.- испуг

 чел.- агрессия

Молодежь:

интерес к теме разговора –      ч.

испуг –      ч.

неравнодушие –  ч.

- О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А такую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?

V. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют результат.

VI. Выступление специалистов по анализу результатов мнений учащихся.

VII. Анализ плаката «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».

VIII. Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»

В.- Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет

наркотики, выпивает или курит? Как изменяются его личность, функции организма?

IX. Обмен мнением: Наркотики: свобода или зависимость, полет или падение?

X. Подведение итогов классного часа.

Тренинговое занятие: «Профилактика асоциального поведения».

Занятие направлено на достижение следующих целей:

- повышение ответственности за свое собственное поведение;

- развитие самосознания;

- саморегуляции;

- способности планирования поступков.

Занятие направлено на выполнение следующих задач:

1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;

2. Обучение приемам и методам урегулирования конфликтных ситуаций;

3. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

Упражнение «Путаница».

Ведущий просит ребят встать в круг, взяться за руки, и не отпуская рук запутаться в клубок. А, затем по команде, распутаться, так же не размыкая рук.

УПРАЖНЕНИЕ «АВТОБУС»

Цель: Моделирование ситуации возникновения конфликта.

Содержание: Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть «едут» стоя. «Автобус» делает повороты, подпрыгивает на неровностях, а «пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство.

Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.

По окончании следует обсудить с подростками: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли им участвовать в ней или нет?

Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что это игра и потому обижаться по-настоящему не стоит. Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.

Цель: Знакомство со способами разрешения конфликтов.

Содержание: Ведущий объясняет подросткам, что в предыдущей игре они участвовали в конфликтах. Конфликт — это состояние противоборства двух или нескольких сторон. В противоборство могут вступать два человека группы государства. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных — разрушаются отношения.

      Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Подросткам предлагается вспомнить конфликты, участниками которых они были, и возникающие при этом у них чувства. Какие поступки последовали за чувствами? Какими оказались последствия этих поступков? Важно прийти в результате обсуждения к такому выводу: для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.

Далее объясняются методы разрешения конфликта, а подростки приводят примеры из своей жизни.

Уход, избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.

Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну. Люди при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели, не в полной мере.

Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замены предмета спора на равнозначные или на более ценные.

Когда люди обсуждают конфликт, его уже

нет, о нем только говорят.

Заметки для ведущего:  Следует объяснить ребятам, что, когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять то, что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону «соперника». А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разрешается, а еще и усугубляется, что может привести к полному разрыву отношений.

РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ»

Цель: Обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде.

Содержание: Подросткам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в среде сверстников: сначала с негативным исходом, а затем — выбрав другой, более эффективный путь разрешения конфликта.

Заметки для ведущего Необходимо, чтобы в поиски путей разрешения ситуации была вовлечена вся группа. Можно спросить каждого участника, как бы он разрешил конфликт.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСХОД КОФЛИКТА»

Цель: Актуализация знаний о характере правовой ответственности за конфликты, разрешенные силовыми методами

Содержание: Подросткам предлагается вспомнить ситуации из своего опыта, когда конфликты разрешались насильственными методами. Каков был исход? Привлекались ли участники к ответственности?

Заметки для ведущего Подростки не всегда могут говорить о том, что им пришлось пережить. В этом случае можно предложить им вспомнить то, что они наблюдали со стороны. Очень хорошо в этом случае поговорить о чувствах, которые они испытывали, наблюдая сцены насилия. Ведущему нужно очень осторожно подходить к раскрытию этих чувств, ребята могут рассказывать о том, что происходило с ними самими, говоря о том, что они это видели или слышали. Очень важно это понимать и рефлексировать чувства подростка, т. е. объяснять, что каждый человек имеет право на любые чувства, только поступки, связанные с этими чувствами, не должны нарушать права других людей. А чтобы не нарушить права других людей, очень важно уметь управлять собой, своими реакциями на действия окружающих. Нужно подчеркнуть, что в некоторых случаях лучше отойти в сторону и не принимать на себя агрессивные выпады, чтобы не иметь проблем, понимая, что это личная сила воли и уход - сильная сторона личности, а не слабость, как многие ошибочно думают.

       «Подарки»

Цели: Сплочение группы, завершение групповой работы, создание позитивного настроя.

Материалы: Набор листков по количеству участников, карандаши.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем тренер собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

Карточка отзыва

  • Я узнал, что…
  • Новым для меня стало то, что…
  • Я убедился, что…
  • Меня не смогли убедить в том, что …
  • Я категорически против того, чтобы…
  • Меня порадовало, что…

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Социальная работа с детьми группы риска /М.С.Мартынова и др.- М.: Социальный проект, 2003.- 273с.
  2. «Трудный ребёнок – что делать?-6-е изд.- СПб.: Питер, 2004.- 128с.
  3. Социальный педагог в школе(из опыта работы) \авт.-сост.Л.Д. Баранова.- Волгоград: Учитель, 2008.-187с.
  4. Социальный педагог в школе.-вып.2\авт.-сост И.Ю. Фоминичева(идр).- Волгоград: Учитель, 2010.-254с.
  5. Справочник социального педагога:5-11 классы\Авт.-сост.Т.А.Шишковец.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.-336с.-(Педагогика. Психология. Управление.)
  6. управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов.- М.:»% за знания»,2006.-176с.-(Классному руководителю).
  7. «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе», 2009. №1, №3,№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий "Профориентация:найди себя" для 9-х классов

Данная программа рассчитана на школьников 9-х классов. Срок реализации программы 1 год- 34 часа.Общеобразовательная цель программы – ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и специфико...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

«НЕ ОТНИМАЙ У СЕБЯ ЗАВТРА»

«НЕ ОТНИМАЙ У СЕБЯ ЗАВТРА»...

Программа по профилактике правонарушений " Не отнимай у себя завтра"

2. Пояснительная записка. Человек не может жить на свете,Если у него нет впереди ничего радостного.Истинным стимулом человеческой жизниЯвляется завтрашняя радость. Макаренко А.С....

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по результатам социально-психологического тестирования.

Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной для России и требует пристального внимания. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все новые граждане Росси...