Диагностика уровня творческой активности по М.И. Рожкову
материал
Установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество и самооценка творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostichnskiy_material.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности
Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)
- Чувство новизны.
- Критичность.
- Способность преобразовывать структуру объекта.
- Направленность на творчество.
По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.
Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.
Низкий : от 0 до 1 балла.
Средний : от 1 до 1,5 балла.
Высокий : от 1,5 до 2 баллов.
- Чувство новизны (№1-10)
Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.
- Если бы я строил для себя дом, то:
А) построил бы дом по типовому проекту (0)
Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)
В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)
2. Если мне нужно принять гостей, то я:
А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)
Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)
В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)
3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:
А) оригинальную (2)
Б) трудную (1)
В) простую (0)
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
А) красивое (1)
Б) точное (0)
В) необычное (2)
5. Когда я пишу сочинение, то:
А) подбираю слова как можно проще (0)
Б) стремлюсь употребить те слова , которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)
В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
А) все работали (1)
Б) было весело (0)
В) было много нового (2)
7. Для меня в общении самое важное:
А) хорошее отношение товарищей (0)
Б) возможность узнать новое (2)
В) взаимопомощь (1)
8. Если бы я был поваром, то:
А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)
Б) создавал бы новые блюда (2)
В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)
9. Из телевизионных передач я выбираю:
А) « Смехопанораму » (0)
Б) « Поле чудес» (1)
В) «Планету Земля» (2)
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
А) наиболее удобный маршрут (0)
Б) неизведанный маршрут (2)
В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)
- Критичность (№11-20)
Согласны ли вы с высказываниями?
А) полностью согласен (0)
Б) не согласен (2)
В) не готов дать оценку (1)
11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).
12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).
13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).
14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).
15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).
16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).
17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).
18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).
19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).
20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).
- Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)
№ 21А-23А – для старшеклассников.
№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.
Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)
22А – г) 22Б –б)
23А –б) 23Б –д)
В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.
21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) арест – вор в) арест – судья
б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат
22А. ОЗЕРО – ВАННА
а) водопад – лужа в) водопад – вода
б) водопад – труба г) водопад – душ
23А. ВУЛКАН –ЛАВА
а) источник – родник в) огонь – костер
б) глаз – слеза г) шторм - наводнение
В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.
21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ
Больница а) доктор г) лечение
б) ученик д) больной
в) учреждение
22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ
Картина а) хромой г)рисунок
б) слепой д) больной
в) художник
23Б. РЫБА – СЕТЬ
Муха а) решето г)жужжать
б) комар д) паутина
в) комната
Найти выход из ситуации.
24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.
26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?
Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.
Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.
28. Консервная банка
29. Металлическая линейка
30. Велосипедное колесо
Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:
отсутствие ответа – 0 баллов
тривиальный ответ – 1 балл
оригинальный ответ -2 балла
- Направленность на творчество (№ 31 -40)
Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?
31. а) читать книгу (0)
б) сочинять книгу (2)
в) пересказывать содержание книги друзьям (1)
32. а) выступать в роли актера (2)
б) выступать в роли зрителя (0)
в) выступать в роли критика (1)
33. а) рассказывать всем местные новости (0)
б) не пересказывать услышанное (1)
в) прокомментировать то, что услышали (2)
34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)
б) работать, используя испытанные приемы (0)
в) искать в опыте других лучший способ работы (1)
35. а) используя указания (0)
б) организовывать людей (2)
в) быть помощником руководителя(1)
36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)
б) играть в игры, где можно проявить себя (1)
в) играть в команде (0)
37. а) смотреть интересный фильм дома (1)
б) читать книгу (2)
в) проводить время в компании друзей (0)
38. а) размышлять, как улучшить мир (2)
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)
в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)
39.а) петь в хоре (0)
б) петь песню соло или дуэтом (1)
в) петь свою песню (2)
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)
б) отправиться в путешествие на корабле (1)
в) отправиться в экспедицию с учеными (2)
Самооценка ( №41 – 56)
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Ответы на вопросы оцениваются так:
Да - 2 балла
Трудно сказать -1 балл.
Нет -0 баллов.
Карта ответов на вопросы анкеты
1 | 2 | 3 | 4 | № 1-10 Чувство новизны (средний балл) | |
5 | 6 | 7 | 8 | ||
9 | 10 | 11 | 12 | № 11-20 Критичность (средний балл) | |
13 | 14 | 15 | 16 | ||
17 | 18 | 19 | 20 | ||
21 | 22 | 23 | 24 | № 21-30 Способность преобразовывать структуру объекта (средний балл) | |
25 | 26 | 27 | 28 | ||
29 | 30 | 31 | 32 | №31-40 Направленность на творчество (средний балл) | |
33 | 34 | 35 | 36 | ||
37 | 38 | 39 | 40 | ||
41 | 42 | 43 | 44 | № 41-44 Чувство новизны (самооценка- средний балл) | |
45 | 46 | 47 | 48 | ||
49 | 50 | 51 | 52 | № 49-52 Способность преобразовывать структуру объекта (самооценка – средний балл) | |
53 | 54 | 55 | 56 | № 53-56 Направленность на творчество ( самооценка –средний балл) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...
Методика диагностики творческой активности учащихся М.И. Рожкова
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. ...
Диагностика уровня творческих способностей учащихся
Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащ...
Диагностика уровня познавательной активности обучающихся по Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой.
Диагностику уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой), считаю наиболее приемлемой для уроков изобразительного искусства, поскольку данная миагностика опирается на на...
Диагностика уровня творческой активности
Диагностика уровня творческой активности обучающихся театра "Арлекино" ДДТ...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....
Диагностика уровня творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства
Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображ...