Методика диагностики творческой активности учащихся М.И. Рожкова
материал по психологии на тему

Щелкунова Наталья Викторовна

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися  школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая  форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися  школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая  форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. 

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино        

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0

1

2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми        

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0

2

1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

2

1

0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

1

0

2

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1

2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

1

0

2

7.  Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

0

2

1

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0

2

1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное—невероятное»

0

1

2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

0

2

1

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен — 0;

б) не согласен — 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

  1.  Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  1.  Лицо — зеркало души (М. Горький).
  2.  Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
  3.  Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  4.  Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  5.  Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
  6.  Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  7.  Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
  8.  Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
  9.  Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый
Арест
        в) судья

г) адвокат

22.  ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад   б) труба

в) вода

г) душ

23.        ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник — родник

  1. глаз — слеза
  2. огонь — костер
  3. шторм — наводнение

24—27

Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1.  Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2.  В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3.  В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4.  Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1.  Консервная банка.
  2.  Металлическая линейка.
  3.  Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

а) читать книгу

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

0

2

1

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

2

0

1

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

0

1

2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы  

в) искать в опыте других лучший способ работы

2

0

1

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

0

2

1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

2

1

0

37.

а) смотреть интересный фильм дома

б) читать книгу

в) проводить время в компании друзей

1

2

0

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в)  смотреть спектакль о красивой жизни

2

1

0

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

0

1

2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

0

1

2

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

  1.  Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2.  Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  1.  Мне удается находить причины своих неудач.
  2.  Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  3.  Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  4.  Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  5.  Убедительно могу доказать свою правоту.
  6.  Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  7.  У меня часто рождаются интересные идеи.
  8.  Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  9.  Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  1.  Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
  2.  Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты*

Фамилия ______________________ Группа        _____________

Дата заполнения ________________

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39 

40 

41 

42 

43 

44 

45 

46 

47 

48 

49 

50 

51 

52 

53 

54 

55 

56

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...

Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Диагностика уровня творческой активности по М.И. Рожкову

Установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, на...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Методика диагностики развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.       Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей...