МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Злыгостева Наталья

Методика диагностики развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.       Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Творчество – это способность удивляться

и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. Э. Фромм

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей.

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

  • отсутствие ограничения по времени;
  • минимизация мотивации достижения;
  • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
  • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире.

Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка. Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного циклов выделяются учреждения, специализация которых направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идёт о специализированных школах с углубленным изучением изобразительного искусства и учреждениях дополнительного образования детей.

В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Изобразительная деятельность способствует развитию всех видов мышления и воображения. В США, например, занятия изобразительным искусством используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.

Поставленная учреждениями с углубленным изучением изобразительного искусства цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей.

Между тем, подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия. Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Дж. Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень близки к ней. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

  • быстрота и легкость проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени;
  • гибкость – количество переключений с одного класса объектов на другие;
  • оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:

  • вербальную;
  • изобразительную;
  • звуковую.

Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

  • Скорость и беглость – количество ответов.
  • Гибкость – степень разнообразия ответов.
  • Оригинальность – редкость идей.
  • Тщательность разработки идеи – детализация ответов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.

При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами – практиками. Предлагаемая мной серия тестов на выявление способностей к изобразительной деятельности апробирована в группах детей младшего и среднего возраста. Не претендуя на универсальность предлагаемых методик, я хотела бы поделиться опытом диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму.

Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия»

  • Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается шесть рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
  • Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.
  • Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

  • Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».
  • Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при определении уровня развития образного мышления. Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.

  • Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
  • Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ.

Последние задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.

  • Тест «Маска» Эмоциональное восприятие цвета и характера линии. Раскрасить предложенную «пустую» маску так, чтобы выразить конкретное чувство или эмоцию
  • Образная беглость. Из 12 спичек в течение 3 минут необходимо сконструировать разные фигуры и сказать, что изображается. В анализе учитывается количество выполненных фигур, их уникальность, а по их названию – образность видения школьником того, что он сконструировал.
  • Способность к оригинальности отражения действительности. Нарисовать в каждой клетке рисунок, отражающий содержание слов: ЧЕЛОВЕК, ПЕЧАЛЬ, ДРУЖБА. При анализе учитывается быстрота выполнения и уникальность содержания рисунка.
  • Ассоциативная наглядность. К представленным картинам подобрать подходящие по замыслу музыкальные или литературные произведения. При анализе оценивается умение видеть в разных произведениях искусств одинаковые темы, сюжеты.



Предварительный просмотр:

Регистрационный бланк

ФИ

возраст

«Закорючка»

«Волшебная клякса»

«Что попало в сеть»

«Пятно- образ»

«Маска»

«Маэстро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика творческих способностей

Как проследить развитие творческих способностей детей? Надеюсь данная разработка вам поможет....

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

Диагностика творческих способностей в ОУ ДОД

Методические рекомендации «Диагностика творческих способностей обучающихся» являются практическим руководством по творческому развитию обучающихся младшего школьного возраста. Предназначены для педаго...

Диагностика творческих способностей воспитанников студии "Музыкальная гостиная"

   Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной м...

Методика диагностики творческой активности учащихся М.И. Рожкова

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. ...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика творческих способностей детей

Диагностика творческих способностей детей...