Диагностика творческих способностей
методическая разработка на тему

Как проследить развитие творческих способностей детей? Надеюсь данная разработка вам поможет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей

г. Балашова Саратовской области»

412300 Саратовская область, г. Балашов, ул. Володарского д. 11

т-н: 8(84545) 4 – 22 – 76

E-mail: zevd2012.bardakova@yandex.ru

«ДИАГНОСТИКА

развития творческих способностей

обучающихся занимающихся в художественно-эстетической, культурологической направленности

МОУ ДОД ЦЭВД».

Составители: Крутоголова

Людмила Владимировна,

методист МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей

г. Балашова Саратовской области», высшей квалификационной категории

                         Гречкина

Ирина Петровна,

педагог-психолог МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей

г. Балашова Саратовской области», высшей квалификационной категории

г. Балашов

2014 г.

ДИАГНОСТИКА

развития творческих способностей обучающихся МОУ ДОД ЦЭВД

Педагогическая диагностика в детских творческих объединениях ЦЭВД проводится по направлениям деятельности ЦЭВД и направлена на изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

План диагностики

  • Наблюдение за развитием творческих способностей обучающися и фиксирование достигаемых результатов.
  • Обобщение результатов
  • Анализ и оценка достигаемых результатов.

Объектом диагностики являются творческие способности  детей в творческих объединениях ЦЭВД.

Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.

Первичный контрольно – диагностический этап

первичный контроль проводится в октябре

(по окончанию набора детей в учебные группы)

Цель – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения.

В ходе проведения диагностики педагог определяет:

  • уровень подготовленности детей для данного вида деятельности.
  • выбор программы обучения
  • формы и методы работы с данными детьми

Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение, анкетирование, срезы.

Промежуточный контрольно – диагностический этап

промежуточный контроль проводится в декабре – январе.

Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников.

В ходе проведения диагностики педагог определяет:

  • какова оценка успешности выбора технологии и методики
  • анализируются результаты обучения на данном этапе

Формы проведения: показатели, критерии  оценки разрабатывает сам педагог в удобной для него форме.

Итоговый контрольно – диагностический этап

итоговая диагностика проводится в апреле – мае.

Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей  детей в конце цикла обучения.

Формы проведения: открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина,  конкурсные программы, спектакль, отчетный концерт, выставка.

Форма оценки результата обучающегося очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить ребёнка к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Уровни результативности и их характеристики

Высокий уровень – присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое воображение,  способен к рождению новых идей, легко и быстро увлекается новым делом. Имеет высокие творческие достижения, занимает призовые места в смотрах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня, показывает высокие результаты контрольных и зачетных работ.

Выше среднего – проявляет стремление к познанию нового, но не всегда. Может проявлять активность в эмоционально – выразительной форме, однако четко выразить эмоции, в виде проникновения в образ, не может. Музыкально – ритмическими навыками владеет на среднем уровне. Умеет точно и уверенно выполнять задания педагога, однако сложные комбинации заданий требуют помощи педагога. Принимает участие в конкурсах, смотрах, фестивалях районного уровня. Результаты контрольных срезов средние.

Средний уровень –  испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога, может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить. Принимает участие в конкурсах, смотрах, фестивалях районного уровня.

Ниже среднего – интерес к творческой деятельности проявляет, но он носит характер «всплеска». Предлагаемые творческие задания выполняет, но большого интереса  не   проявляет. Воображение развито слабо, но фантазировать умеет, при условии поддержки педагога и сверстников. Радости открытия не испытывает, нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива. Участие в конкурсах эпизодическое. Результаты контрольных срезов низкие.

Низкий уровень – интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости открытия,  отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем, не проявляет интерес к демонстрации результатов деятельности,  уровень контрольных зачетов низкий.

В ЦЭВД принята следующая система отражения уровней развития творческих способностей детей, при обобщении результатов.

Педагоги выставляют баллы.

высокий уровень – 9 -10 баллов

выше среднего –7-8 баллов

средний уровень – 5-6 баллов

ниже среднего – 3-4 балла

низкий уровень -1-2 балла

Итоги диагностики

На  основе  сравнительного анализа констатирующей и контрольной части диагностики полученные данные, анализируются на совещании ЦЭВД и делается вывод о целесообразности  и эффективности проведения данной диагностики.

 Таким образом, на начало и конец учебного года в ЦЭВД имеются общие показатели развития творческих способностей детей  по каждому году обучения, в каждой группе, выраженные в процентном соотношении и представленные в виде таблицы и диаграммы в цветном изображении.  Все это позволяет педагогу вносить коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

 Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.

Критерии формирования способностей

у обучающихся__ лет, __ года обучения,

творческое объединение __________________________ рук. ___________

Фамилия, имя обучающихся

Танцевальные способности

Артистические способности

Примечание

Чувство ритма

Координация движения

Память на движения

Соответствие физического развития возрасту

Дисциплина

Выносливость

Реакция на музыку

Невербальные средства общения

Умение воздействовать на других

Владение выразительностью речи

Интерес к своим публичным выступлениям

Склонность к пародированию

Художественный вкус

Общительность

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого

Дата заполнения _____________

Критерии формирования способностей

у обучающихся__ лет, __ года обучения,

творческое объединение __________________________ рук. ___________

Фамилия, имя обучающихся

Художественные способности

Артистические способности

Примечание

Самостоятельность в суждениях и мнениях

Интерес к дизайну и интерьеру

В свободное время занимается любимым видом творчества

Умение ценить произведения искусства

Умение претворить мысли и фантазии в творчестве

Воплощение окружающего мира в работах

Невербальные средства общения

Умение воздействовать на других

Владение выразительностью речи

Интерес к своим публичным выступлениям

Склонность к пародированию

Художественный вкус

Общительность

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого

Дата заполнения _____________

Критерии формирования способностей

у обучающихся__ лет, __ года обучения,

творческое объединение __________________________ рук. ___________

Фамилия, имя обучающихся

Литературные способности

Артистические способности

Примечание

Логика в рассуждениях

Фантазия и воображение

Выразительность речи

Эмоциональность

Способность к письменному выражению мыслей

Невербальные средства общения

Умение воздействовать на других

Владение выразительностью речи

Интерес к своим публичным выступлениям

Склонность к пародированию

Художественный вкус

Общительность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого

Дата заполнения _____________

Критерии формирования способностей

у обучающихся__ лет, __ года обучения,

творческое объединение __________________________ рук. ___________

Фамилия, имя обучающихся

Музыкальные способности

Артистические способности

Примечание

Увлечённость музыкой

Чувство ритма и музыкальность

Эмоциональность

Творческое отношение к музыке

Владение музыкальным инструментом

Невербальные средства общения

Умение воздействовать на других

Владение выразительностью речи

Интерес к своим публичным выступлениям

Склонность к пародированию

Художественный вкус

Общительность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого

Дата заполнения _____________

Танцевальные способности:

  1. присутствует чувство ритма;
  2. развита координация движения;
  3. хорошая память на движения;
  4. физическое развитие соответствует возрасту;
  5. дисциплинирован, исполнителен, способен к сотрудничеству;
  6. вынослив;
  7. услышав музыку, оживляется, проявляет интерес, начинает двигаться.

Артистические способности:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией;
  5. с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. любит и понимает значение красивой и характерной одежды;
  7. пластичен и открыт всему.

Музыкальные способности:

  1. Ребёнок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  2.  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  3. если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также собственное настроение;
  4. сочиняет свои собственные мелодии;
  5. научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Артистические способности:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других;
  3.  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией;
  5. с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. любит и понимает значение красивой и характерной одежды;
  7. пластичен и открыт всему.

Литературные способности:

  1. рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  2. любит фантазировать на тему действительного события, причём придаст событию что-то новое и необычное;
  3. выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  4. изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными;
  5. любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Артистические способности:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией;
  5.  с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. любит и понимает значение красивой и характерной одежды;
  7. пластичен и открыт всему.

Художественные способности:

  1. не робеет, высказывая своё мнение даже о классических произведениях;
  2. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  3. когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, чертит, комбинирует материалы и краски;
  4. серьёзно относится к произведениям искусства;
  5. не находя слов или захлёбываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  6. в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации.

Артистические способности:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4.  с большим желанием выступает перед аудиторией;
  5. с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. любит и понимает значение красивой и характерной одежды;
  7. пластичен и открыт всему.

ЛИТЕРАТУРА

        

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академия, 2001г.
  2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., Прометей,  1993 г.
  3. Доровский А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. – М., Российское педагогическое агентство, 1997г.
  4. Леви В. Нестандартный ребёнок. – СПб, 1993 г.
  5. Мелхори Г.. Мелхори Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Книга для учителя: перевод с немецкого . – М., Просвещение, 1989 г.
  6. Развитие и диагностика способностей. Под редакцией Д.Б. Богоявленской, В.Д.Шадрикова. – М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

Диагностика творческих способностей в ОУ ДОД

Методические рекомендации «Диагностика творческих способностей обучающихся» являются практическим руководством по творческому развитию обучающихся младшего школьного возраста. Предназначены для педаго...

Диагностика творческих способностей воспитанников студии "Музыкальная гостиная"

   Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной м...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика творческих способностей детей

Диагностика творческих способностей детей...

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Методика диагностики развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.       Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей...

Диагностика творческих способностей

Диагностика творческих способностей...