Методика определения уровня воспитанности обучающегося
статья

Осепян Анна Карленовна

Проверять можно не только знания, умения и навыки, но и достижение воспитательных целей и задач. Для этого проще всего использовать педагогический метод наблюдения, который предполагает непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Для по лучения надежных (обоснованных) выводов необходимо следующее:

  1. Наблюдения должны проводиться регулярно в течение учебного года, а не от случая к случаю.
  2. Учащийся должен наблюдаться в разных образовательных ситуациях (на занятиях, в общении стоварищами, на концерте и т.д.).
  3. Вмешиваться в ход наблюдаемого процесса нельзя.
  4. Результаты наблюдения должны быть гдето зафиксированы и оценены по какойлибо шкале илисистеме категорий.

Вот как может это выглядеть на практике:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга.

Методика определения уровня воспитанности обучающегося

Осепян Анна Карленовна

Учитель внеурочной деятельности,

педагог дополнительного образования

Проверять можно не только знания, умения и навыки, но и достижение воспитательных целей и задач. Для этого проще всего использовать педагогический метод наблюдения, который предполагает непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Для по лучения надежных (обоснованных) выводов необходимо следующее:

  1. Наблюдения должны проводиться регулярно в течение учебного года, а не от случая к случаю.
  2. Учащийся должен наблюдаться в разных образовательных ситуациях (на занятиях, в общении стоварищами, на концерте и т.д.).
  3. Вмешиваться в ход наблюдаемого процесса нельзя.
  4. Результаты наблюдения должны быть гдето зафиксированы и оценены по какойлибо шкале илисистеме категорий.

Вот как может это выглядеть на практике:

Лист оценки воспитанности

(оценка: высшая, средняя, удовлетворительная)

1-й год обучения

ФИО

СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ

На занятиях

На массовых мероприятиях

С товарищами

сентябрь

январь

май

сентябрь

январь

май

сентябрь

январь

май

Петров А.

удовл.

удовл.

сред.

удовл.

сред.

высок.

сред.

высок.

высок.

Конечно, при использовании данной методики педагог самостоятельно определяет критерии, по которым оценивается воспитанность обучающегося.


Примеры форм фиксации результатов обучения

1. Дневник достижений обучающегося по дополнительной образовательной программе.

Титульный лист:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр __________________________________

ДНЕВНИК

Учащегося/учащейся

Объединение _________________________

Осепян Анна

на 2019-2020  уч.год

Содержание дневника:

Таблица (диагностика 1 раз в неделю, ведомость на каждый месяц учебного года):

Сентябрь

Область знаний, умений1         Число

4

11

18

25

Интонация

Ритм

Движение

Эмоциональность

Знание своей партии

Знание всей партитуры

Знание текста

и т.п.

Также в дневник можно включить графы, позволяющие отследить, например, широту музыкально го кругозора и некоторые личные качества учащегося.

Осведомленность о произведении

(автор, жанр, форма, задумка и т.п.)

Усидчивость

Любознательность

Старательность

и т.п.


При том Вы должны понимать, что совершенно не обязательно каждый раз оценивать все парамет ры. Например, о личных качествах можно попробовать судить только через месяц или ближе к концу года (в декабре), когда Вы получше узнаете воспитанника.

Заполняя графы дневника, Вы автоматически готовите почву для промежуточной и итоговой диаг ностики. Вам (и любому стороннему наблюдателю) будет понятно, откуда появились оценки в свод ных ведомостях по учреждению. Кроме того, будет наиболее наглядно представлен процесс развития Ваших учеников.

2. Сводные ведомости (протоколы)

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ

ГБУ ДО _____________________________________

20____/20____учебный год

Вид диагностики

(предварительная, текущая, промежуточная, итоговая)

Отдел

№ группы        ФИО педагога        Дата проведения диагностики

Форма проведения

Форма оценки результатов (например, уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):

Литература

Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.

 Список литературы, рекомендуемой к изучению по вопросам аттестации учащихся в дополнительном образовании детей

  1. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
  2. Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2003. – № 3.
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
  4. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
  5. Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методическихматериалов). М., 2008.
  6. Джумангалиева Н.В., Клыкова Н.П. Процедура организации итоговой аттестации обучающихся/Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта, Кайгородцева М.В.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
  7. Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ». Статьи 28, 30, 58
  8. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научнометодический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
  9. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
  10. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. – 2003. – № 4.
  11. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования //Внешкольник. – 2007. – № 2.
  12. Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Методика определения результатов образовательной деятельностидетей // Дополнительное образование. – 2004.  №12.
  13. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников //Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
  14. Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. – 2007. – № 4.
  15. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 3015433/16.
  16. Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополнительное образование. – 2002. – № 12.
  17. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.
  18. Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.
  19. Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. – 2004. – № 2.
  20. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
  21. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
  22. Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе«Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
  23. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. –2005. – № 8.
  24. Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценкиобучающихся // Дополнительное образование и воспитание. – 2007– № 8.
  25. Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности // Дополнительноеобразование. – 2004. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЕЙ  ВОСПИТАННОСТИ...

Анкета для определения уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Анкета для определения уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)...

Мониторинг уровня воспитанности обучающихся (методика М.И. Шиловой)

В данном документе представлен сравнительный анализ уровня воспитанности нахимовцев за 2014-2015 и 2015-2016 учебные года. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся позволяет проанализировать на как...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся.

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся....

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе

Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....