Мои проекты
проект

Мои проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический  проект «Весело играем – слух и речь развиваем»

 Автор проекта: Бахтина О.И. – учитель-логопед

Вид проекта: коррекционно-развивающий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт, воспитатели, родители.

Образовательная область: познавательно-речевое, физическое развитие детей.

Актуальность темы:

    С введением Федеральных государственных образовательных стандартов встал вопрос о преемственности дошкольного и начального обучения.

    Одним из условий успешного обучения детей в школе является хорошо развитая речь дошкольников.

    Речь – великий дар природы. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.

    Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

     Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется также тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания.

    По данным статистики с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.                             Основная причина – недостаточное развитие фонематического восприятия.

    Речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. Исправить многие несвоевременно обнаруженные дефекты речи в школьном возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были вовремя выявлены, поэтому они окончательно сформировались и закрепились.

    Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза – дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

    Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии.

Вопрос о развитии у ребенка фонематического слуха остро встает  при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова.

    Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Учитель-логопед перед детьми постоянно ставит задачи звукового анализа и использует эффективные средства для решения этих задач.

    Развитый фонематический слух у детей является непременным условием успешного обучения грамоте.

Цель проекта:

-Создать условия для развития фонематического слуха у детей.

-Реализовать в учебном процессе системы игр, направленные на развитие фонематического слуха детей.

-Развивать фонематический слух, используя на логопедических занятиях дидактические игры.

-Вовлечь родителей и воспитателей в процесс формирования фонематического слуха у детей путем просвещения, создания картотеки игр.

Задачи проекта:

Для учителя-логопеда:

- подобрать и изучить специальную научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- исследовать состояние фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста (на логопункте);

- обобщить и распространить опыт работы в данном направлении среди педагогов ДОУ;

- пополнить кабинет дидактическими играми на развитие фонематического слуха;

- создать картотеку игр, влияющих на развитие и формирование фонематического слуха у детей;

- с помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха;

- формировать у детей полноценную звуковую сторону речи (воспитание артикуляционных навыков правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры);

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа слов;

- овладение элементами грамоты.

Для детей:

- развивать слуховое восприятие;

- формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;

- учить дифференцировать звуки речи по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- обучать слогоделению;

- познакомить с буквами.

Для родителей:

- привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушением речи;

- познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

Для педагогов:

- обучить специальным методам и приемам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха;

- предложить использование картотеки игр по развитию фонематического слуха на занятиях в группах.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- Развить у ребят фонематический слух через игровые приемы;

- уметь выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов;

- уметь делить слова на слоги;

- уметь дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- уметь определять позицию звука в слове;

- знать буквы русского алфавита.

 Для родителей:

- обогатить и пополнить знаниями практического материала по развитию фонематического слуха у детей;

- уметь применять игры в домашних условиях.

Для педагогов:

- обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

- применять игры на развитие фонематического слуха на занятиях.

   

 Итоговый продукт проектной деятельности:

1.Методические продукты:

-Создание проекта «Весело играем – слух и речь развиваем»;

-картотеки игр по развитию фонематического слуха;

2.Информационно-практические продукты:

- создание презентации «Развитие фонематического слуха у детей на логопедических занятиях»

3.Повышение рейтинга ДОУ:

-размещение информации (фотоматериалы, консультации, картотеки) на сайте.

-Улучшение развития фонематического слуха у детей через игровые приемы.

-Улучшение звукопроизношения детей.

-Оформление картотеки игр на развитие фонематического слуха.

-Пополнение кабинетов дидактическим материалом, пособиями, способствующими развитию фонематического слуха у детей.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (организационный).

2 этап – диагностический.

3 этап – основной (практический).

4 этап – заключительный.

 Организационный этап ( сентябрь-октябрь 2017г.)

         Мероприятия

  1. Выбор темы проекта и его разработка.
  2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
  3. Подбор методического материала по заявленной теме.
  4. Разработка системы работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР.
  5. Разработка консультаций для родителей и воспитателей.
  6. Разработка игр, игровых упражнений, практических заданий для развития фонематического слуха.

Диагностический этап (ноябрь 2017г.)

     

 Мероприятия

Выявить уровень развития фонематического слуха у детей.

   

  Практический этап - основной (декабрь – май 2018г.

   Работа по развитию фонематического слуха на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.

   Содержание работы построено по 3 блокам педагогического процесса с использованием комплексного подхода. Развитие фонематического слуха присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)

1-й блок – непосредственная образовательная деятельность.

Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

2-й блок – совместная деятельность логопеда с детьми.

Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности.

         Мероприятия

  1. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.
  2. Учить дифференцировать звуки речи по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
  3. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  4. Обучать слогоделению.
  5. Познакомить с буквами.

3-й блок – взаимодействие с родителями и воспитателями (консультации, информационные плакаты с рекомендациями по развитию фонематического слуха).

Взаимодействие с родителями включает:

- проведение консультаций по темам:

«От звука к слову, от слова к Предложению» (октябрь)

«Роль фонематических процессов в развитии речи детей» (октябрь)

«Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми нарушениями» (декабрь)

«Речевое развитие ребенка 3-7 лет (по каждому возрасту)» (январь)

«Готов ли ваш ребенок к школе?» (Февраль)

«Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с ФФНР» (март)

«Если ребенок не говорит, что делать родителям?» (апрель)

«Речевые нарушения – особенности и устранение» (апрель)

- изготовление и раздача памяток по теме «Звук. Слог. Слово. Предложение»;

- подбор логоигр, картотек по темам:

«Использование игр для развития фонематического слуха в домашних условиях» (ноябрь)

«Картотека игр для развития связной речи детей» (декабрь)

«Картотека игр для развития лексико-грамматических категорий детей в домашних условиях» (февраль)

- индивидуальное консультирование и показы занятий по автоматизации и дифференциации звуков  (по запросам родителей);

- выступления на родительских собраниях;

- оформление информации в уголках групп и на стендах;

- размещение консультаций на сайте ДОУ;

- ведение индивидуальных тетрадей (выполнение домашних заданий по развитию фонематического слуха у детей);

- размещение фотоматериалов, презентаций на сайте ДОУ по темам «Развитие фонематического слуха у детей на логопед.занятиях» (апрель)

«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» (май).

Взаимодействие с педагогами ДОУ включает:

- проведение консультаций по темам:

«Развитие фонематического слуха детей» (сентябрь)

«Сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия как главное условие успешного обучения» (октябрь)

«От звука к слову, от слова к предложению» (апрель)

- выступления на методобъединениях по темам:

«Комплексный подход к становлению речи детей 3-7 лет» (октябрь)

«Обучение в сотрудничестве на занятиях по развитию речи» (ноябрь)

- мастер-класс «Испльзование мнемотаблиц на занятиях» (декабрь)

- изготовление картотеки игр по темам:

«Развитие фонематического слуха детей», «Игры-помощники», «Игры для прогулки».

Заключительный этап - обобщающий (май 2018г.)

  1. Подведение итогов. Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию фонематического слуха у детей-логопатов.
  2. Составление картотеки игр и упражнений по развитию фонематического слуха детей.
  3. Презентация проекта по развитию фонематического слуха у детей-логопатов.
  4. Создание папки с консультациями по развитию фонематического слуха у детей для родителей и воспитателей.

                                 

                                   О Т Ч Е Т

 по проектной деятельности за сентябрь – ноябрь 2017г.

«Весело играем – слух и речь развиваем»

                          Учителя-логопеда Бахтиной О.И.

1 этап – подготовительный (сентябрь) - выполнено

  1. Выбор темы проекта и его разработка.
  2. Изучение научно-практических и методических источников

(Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»

 Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение».

Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами»

Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов»

Материалы из интернета:

«Развитие фонематического слуха у детей»

«Сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия как главное условие успешного обучения»

  1. Подбор методического материала по теме проекта.
  2. Частично приобретены пособия, атрибуты дидактический материал.
  3. Подобран материал для картотеки с логоиграми по развитию фонематического слуха у детей и размещен на стендах и на сайте.
  4. Подготовлены консультации для родителей «Роль фонематических процессов в развитии речи детей», «От звука к слову, от слову к предложению» ( в виде памяток),
  5. Подготовлены консультации для воспитателей «Развитие фонематического слуха детей», «Сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия как главное условие успешного обучения».

2 этап – диагностический (ноябрь) – выполнен.

(проведена диагностика сформированности фонематического слуха детей старших групп, посещающих логопункт).



Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему «Здравствуй, гостья-зима».

Название проекта: «Здравствуй, гостья-зима».

Тип проекта: среднесрочный, коммуникативно - познавательный.  

Возраст ученика: ученики 4 класса.

Срок реализации проекта: декабрь-март.

Результат: фото-альбом «Зимушка-зима».

Проект включает в себя три этапа.

I.Подготовительный этап.

Определение темы педагогического проекта, постановка целей и задач.

Подбор и изучение литературы, материалов в сети Интернет по выбранное теме.

Изготовление наглядно – иллюстративного материала.

Составление тематического перспективного плана.

II.Основной этап.

Проведение запланированной деятельности с обучающимися 4 класса.

III.Заключительный.

Обобщение результатов работы.

Оформление фото-альбома «Зимушка-зима».

Перспективный план реализации проекта

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов, стихотворений, загадок о зиме, заучивание стихов о зиме.

Познание. Развитие речи.

Беседа «В гости к нам пришла зима».

Беседа «Как лесные звери и птицы проводят зиму».

Художественно-творческая деятельность.

Деятельность по рисованию «Волшебница зима».

Деятельность по аппликации «Новогодняя елочка», «Снегирь на ветке рябины».

Взаимодействие с родителями.

Помощь в оформлении рисунков, поделок, аппликаций на тему «Зимушка-зима».

Цель проекта: расширять представления обучающихся о зиме как времени года.

Задачи.

Обогащать и систематизировать знания обучающихся о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, происходящих в зимнее время.

Закреплять знания обучающихся о жизни животных и птиц в зимний период.

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Актуальность

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Поэтому важно воспитывать в детях способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

На первом этапе я подобрала литературу, иллюстрации, картинки, пейзажи о временах года, игры на зимнюю тематику. Составила план работы, определила цели и задачи проектной деятельности.

2 этап: основной

Чтение художественной литературы. Познание. Развитие речи.

На уроках чтения и развития речи обучающиеся познакомились со следующими: произведениями А. Чехов «Первый снег», Н.Носов «На горке», А.Пушкин «Зимнее утро», К.Ушинский «Проказы старухи зимы», Е.Пермяк «Знакомые следы», Г.Ладонщиков «Наши друзья», с пословицами и загадками о зиме; читал и разучивал стихотворение И.Сурикова «Зима».

Были проведены беседы на темы «В гости к нам пришла зима», «Как лесные звери и птицы проводят зиму».

Художественно - творческая деятельность.

Также были запланированы и проведены занятия по рисованию, аппликации на которых обучающиеся в полной мере проявили свои творческие способности.

«Волшебница зима» - урок изобразительного искусства.

«Новогодняя елочка» - урок трудового обучения.

«Снегирь на ветке рябины» - урок трудового обучения.

Работа с родителями.

Создание страничек в альбом «Приметы», «Стихи», «Загадки».

Заучивание с обучающимися стихотворений о зиме, составление рассказа на зимнюю тематику, пересказ

Экскурсии с ребенком в парк.

В заключительной части проекта - оформление фото-альбома «Зимушка-зима».

Результат:

1.У обучающихся развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

2. Актуализируются знания о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, происходящих в зимнее время.

3. Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, самоконтроль).

5. Развивается умение составлять описательный рассказ по картине.

Приложение

Беседа на тему «В гости к нам пришла зима»

Цели: закреплять знания ребенка о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

З а д а ч и: развивать представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, поддерживать познавательные интересы к природе; обогащать и развивать устную речь ребенка; воспитывать эмоционально - положительное отношение к красоте окружающей природы.

Оборудование: картинки на зимнюю тематику, презентация, настольная развивающая игра «Зимние забавы».

Ход занятия

I.Организационный момент.

II.Беседа.

-Внимательно послушай стихотворение.

В это время года поутру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все леса и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,
Дед Мороз устроит праздник до утра.

- О каком времени года это стихотворение?

О зиме.

 – По каким признакам ты догадался, что речь идет о зиме? Подтверди словами из текста.

Поутру темно – короткие дни, долгие ночи; птицы не поют; леса и парки снегом замело; мама принесет лыжи и наступит Новый год, Дед Мороз.

 – Сколько месяцев длится зима? (Три.)

 – В каком порядке наступают зимние месяцы?

- Как ты думаешь, почему наступает зима?

-Наша земля круглая как шар и она крутится вокруг солнышка. Когда земля далеко от солнца, то ей холодно и наступает зима, а потом, чтобы погреться она тянется поближе к солнцу – это приходит лето.

- Почему зимой идет снег?

-Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег.

- Какие зимние явления природы ты знаешь?

-Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, снегопад, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры.

Словарная работа: метель, вьюга, гололедица.

Зимой осадки проявляются в виде падающего снега и снежных метелей. Снег очень важен для природы. Покрывающий землю, растения, снег удерживает тепло, не дает вымерзать спящей растительности и зимующим зверькам и насекомым. При оттепелях, когда столбик термометра находится около нуля, снег становится мокрым и липким, может идти снег с дождем, а на дорогах образуется гололед. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым, а при снегопаде снежинки плавно кружатся и легко стряхиваются с одежды.

III.Дидактическая игра «Подбери признак».

Знакомство с языковыми средствами.

-Снег пушистый. Снег какой? (Пушистый)

-А еще какой? (Мокрый, холодный, белый, мягкий ...)

-Снеговые горы. Горы какие? (Снеговые)

-А еще какие? (Высокие, скользкие, крутые …)

-Мороз сердитый. Мороз какой? (Сердитый)

-Еще какой? (Злой, трескучий, жгучий, крепкий, сильный)

-Ледяная сосулька. Сосулька какая? (Ледяная + холодная, длинная, прозрачная)

-Снежная зима. Зима какая? (Снежная + холодная, морозная, теплая)

-Какие слова отвечают на вопрос какой? какая? какие? какое? (На эти вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов)

-Как ты думаешь, для чего нужны слова-признаки?

-Они делают нашу речь красивой, выразительной.

- Какие зимние развлечения тебе нравятся?

IV.Игра «Подбери картинку»

-Поиграем в игру «Подбери картинку». (Заполнить тематическое поле «Зимние забавы» карточками. Ребенку необходимо отобрать только те карточки, на которых изображены зимние игры.)

V.Физминутка

Раз - нагнулся, разогнулся.

Два - нагнулся, потянулся.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

VI.Описательный рассказ по картинке.

- Рассмотри картинку. Какое время года изображено на ней?

- Расскажи полными предложениями о зиме.

- Какая погода зимой? Что можно сказать о земле, реке, солнце?

- Как изменилась жизнь животных с наступлением зимы?

- Во что одеты люди?

- Чем занимаются дети зимой?

- Зимой день короче, а ночь длиннее. Падает снег, на улице морозно, дуют холодные ветра. Солнце греет очень слабо. Деревья без листьев, птицы улетели в теплые края, животные попрятались по норам. Люди надели зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.

VII.Итог.

-О каком времени года мы говорили на уроке?

-Что нового ты узнал?

-Какое задание на уроке тебе больше всего понравилось выполнять? -Что было непросто сделать самому?

Беседа на тему «Как лесные звери и птицы проводят зиму».

Задачи: рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособлении создала природа, чтобы они переносили зимние холода; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними; воспитывать интерес к изучению природы.

Оборудование: картинки с животными, птицами, с зимним пейзажем.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Игра «Угадай по описанию»

Учитель описывает времена года, а ученик его отгадывает.

-В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки. (Зима)

III. Беседа.

- Как изменилась погода зимой?

- Какие зимние явления природы ты знаешь?

- Красиво зимой! Ничего, что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку — снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. А кого спрятала?

Рассказ учителя о жизни зверей в зимний период.

Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога — это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. В феврале у медведиц появляются медвежата. Еж своим образом жизни похож на медведя — тоже спит всю зиму. Осенью ежи много едят, толстеют. Как только начинаются холода, еж зарывается в опавшие листья.
Заяц зимой по лесу, по полю бегает. И страшно ему, и зябко! Новая белая шубка гораздо теплее старой, летней, но и в ней иногда холодно. Грызет заяц кору с веточек. Если ветки высоко, заяц на сугроб забирается, столбиком встает. Спит заяц, где придется, чаще — под кустами. А если стоят очень сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку.

IV. Загадки о животных.

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…. (Волк).

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…. (Лиса)

Летом сер, зимой бел-

Чтоб никто его не съел. (Заяц)

Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

V.Игра «Закончи предложение»

Белка зимой серая, а летом…

Лиса живет в норе, а медведь в…

Заяц зимой белый, а летим…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Медведь неуклюжий, а белка…

VI. Рассказ о зимующих птицах.

- Как ты думаешь, легко ли живется птицам зимой? Почему?

- Зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Как можно помочь птицам зимой? (Их нужно подкармливать.)

-Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают — люди им помогут! Какие птицы прилетают к тебе во двор зимой?

- Как ты думаешь, что любит снегирь? (Рябину)

- Чем можно угостить воробья? (Семенами березы, семечками, крошками хлеба)

VII. Итог.

-О ком мы говорили сегодня на уроке?

-Что нового ты узнал о жизни животных и птиц зимой?

Конспект урока по чтению и развитию речи

И.Суриков «Зима».

Задачи. 1.Образовательные: продолжить работу над четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, закрепить знание ученика признаков зимы, упражнять в подборе слов-определений, учить сравнивать, находить сходство предметов, формировать умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

2.Коррекционно-развивающие: развивать устную речь, внимание, воображение, память ученика.

3.Воспитательные: воспитывать внимание и любовь к природе.

Оборудование: картинки с изображением времен года, карточки с изображением снежинок.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

-Зима…Вспомни, когда выпал первый снег?

-А что такое снег? (Снег - это замерзшая вода).

-Когда на улице тепло, с неба падает дождь, а когда холодно- снег.

Игры

«Найди картинку»

Перед ребенком картинки с изображением разных времен года.

- Отбери только те картинки, на которых изображена зима.

-Почему ты выбрал эту картинку? (Все деревья стоят в снегу, птицы прилетели к кормушке, дети катаются на лыжах и т. д.)

«Разложи времена года по порядку»

III.Знакомство с произведением.

1.Чтение учителем.

- Послушай, стихотворение.

- Что представил себе, когда слушал стихотворение?

2.Чтение стихотворения учеником.

IV.Анализ произведения.

Словарная работа со словами ведется по ходу выполнения заданий.

-О чем это стихотворение? (О зиме, о снеге)

-Какой снег в стихотворении? (Пушистый, белый)

-Что делает снег? (Кружится, падает, ложится)

-Каким по цвету стало поле? (Белым)

-Почему оно забелело? (Покрылось снегом)

- С чем сравнивается снег на поле? (С пеленою)

-Послушай следующую часть стихотворения:

Темны лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

-О чем здесь говорится? (О лесе)

-Что это за шапка, которой принакрылся лес? (Снег)

-Что делает зимой лес? (Спит)

-Как он спит? (Крепко)

-А еще поэт говорит, что лес спит непробудно. Как ты понимаешь это слово?

- «Непробудно» - спит так крепко, что проснуться не может.

-Вот как стихотворение звучит дальше:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

-О каких признаках зимы говорится в стихотворении? (Короткие дни, мало светит солнце, морозы)

V.Физминутка

Кружатся снежинки

В воздухе морозном, Кружимся на носочках

Падают на землю Медленно приседаем,

Кружевные звезды. руками показывая плавное падение снежинок

Вот одна упала

На мою ладошку. Встаем, ловим снежинку на ладошку

Ой, не тай, снежинка, Бережно прикрываем снежинку

Подожди немножко. На ладони другой ладошкой.

VI.Выразительное чтение стихотворения учеником.

VII. Дидактические игры

«Найди две одинаковые снежинки».

- Из чего получается снег? (Из снежинок)

-В жизни очень сложно отыскать две одинаковые снежинки. А мы попробуем.

«Назови какая»

- Какая может быть снежинка? (Нежная, мягкая, пушистая, красивая, холодная, легкая, мокрая, интересная, круглая, белая)

VIII. Итог.

-Как называется стихотворение, о котором мы говорили на занятии? (Зима)

-Что тебе запомнилось в этом стихотворении?

Домашнее задание.

-Какое домашнее задание тебе хотелось бы выполнить?

-Выучить наизусть стихотворение, сделать иллюстрации к стихотворению.

Конспект урока по изобразительному искусству

«Волшебница зима»

Задачи.

1.Образовательные: учить ребенка отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин.

2.Коррекционно-развивающие: развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту природы, развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, воспитывать умение наблюдать за явлениями природы.

Оборудование: губки, банка с водой, краски, кисть, репродукции художника И.Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь».

Подготовка к работе

Наблюдать на прогулке за явлениями природы.

Рассмотреть репродукции картин. Обращая внимание ребенка на ту или иную картину, учитель читает строчки из знакомых ему стихотворений, содержащие образные описания зимнего пейзажа: «у нее иголки зимой в серебре»; «снежное пальтишко лежит на плечах»; «белый снег пушистый в воздухе кружится...».
Читать стихи, рассказы о зиме.

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Беседа о зиме.

-Послушай загадку. Когда это бывает?

Дел у меня не много –

Я белым одеялом

Всю землю убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня … (зима)

-А сейчас какое время года?

-Какой сейчас месяц? (Декабрь)

-Мы много говорили о зиме, наблюдали многие природные явления зимой.

Назови их еще раз.

-Послушай про зиму строки из стихотворений русских поэтов.

Зима

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты,

Падают снежинки тихо с высоты.

Синий вечер

Вечер зимний в небе синем

Звезды синие зажег,

Ветви сыплют синий иней

Н а подсиненный снежок…

- А.С.Пушкин писал про зиму:

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками…

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

-Понравились тебе эти строки о зиме?

-Слушая их, какие картины зимней природы ты себе представил?

-В какой цвет нарядила природу зима? (В белый и бело-голубой)

-Как она украсила природу? (Насыпала везде снега, намела сугробы, запорошила деревья, кустарники)

-Почему зима нарядила природу в бело-голубой наряд?

-Мы наблюдали, что в тени снег не чисто белого цвета, он с голубым оттенком.

-Вспомни, какого цвета снег на солнце? (Белый)

-Какими словами можно еще его назвать? (Чистый, блестящий, сверкающий, переливающийся)

III. Физминутка

Кружатся снежинки

В воздухе морозном, Кружимся на носочках

Падают на землю Медленно приседаем,

Кружевные звезды. руками показывая плавное падение снежинок

Вот одна упала

На мою ладошку. Встаем, ловим снежинку на ладошку

Ой, не тай, снежинка, Бережно прикрываем снежинку

Подожди немножко.

На ладони другой ладошкой.

IV.Рисование фона.

-Мы говорили, что зима – настоящая волшебница, просто художница.

Она и на окнах узоры рисует, и сугробы красивые наметает, и петь умеет.

-Слышал, как завывает вьюга? Это зима поет.

-Сегодня мы тоже превратимся в художников и нарисуем зиму на мокрой бумаге.

Фон для картины должны приготовить. Возьми в руку губку, обмакни ее в банку с водой, отожмем немного и нанесем на поверхность листа.

Теперь возьми толстую кисточку, смочи ее в банку с водой и обмокни в ту краску, которую считаешь подходящей для фона. Нанеси ее на всю поверхность листа. Смотри, как легко и быстро краска растекается по листу.

-Какого цвета у тебя получился фон?

-А теперь поиграем в игру, пока листочек сохнет.

V.Игра «Бывает или не бывает?»

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей.

VI.Рисование зимнего пейзажа.

-Теперь листочек подсох, и можно продолжить рисовать. Ты можешь нарисовать любой зимний пейзаж, какой захочешь.

VII.Итог урока.

-Что тебе понравилось в своей работе?

-Как бы ты назвал свой рисунок?

Конспект урока по трудовому обучению

Новогодняя елочка

Цель. Обучить технологии изготовления объемной аппликации «Новогодняя елочка».

Задачи.

1.Образовательные: упражнять в разрывании бумаги на узкие полоски и полосок на меленькие кусочки, уточнить знания о свойствах разных видов бумаги, отрабатывать приемы разметки по шаблону и вырезания фигур со сложной линией контура.

2.Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважение к своему труду.

Оборудование: образец аппликации, шаблон елочки, белый картон ½ альбомного листа, прямоугольник зеленого цвета размером 10х13 см (для елочки), кусочки разных видов бумаги (салфеточная, писчая, картон), комочки, выполненные из кусочков бумажных салфеток разного цвета, карандаш, ножницы, клей ПВА, кисть.

Подготовка к работе.

Беседа о приближающемся празднике, о елочных игрушках.

Опыт: выбрать бумагу, из которой легче скатать комочки.

Выполнить комочки из кусочков салфетки.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Беседа о новогоднем празднике.

1.Загадка.

-Вот скоро зимний праздник, его мы ждали год!

Сказочный, веселый

Праздник …(Новый год)

-Почему тебе нравится новогодний праздник?

-Чем украшают елку?

2.Рассматривание новогодней елочной игрушки бусы.

-Из чего сделаны бусы?

-Какой формы детали бус?

-Какого цвета бусинка?

-Как они чередуются?

-как бусинки соединены между собой?

3.Загадка.

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом. (Елка)

III. Анализ образца аппликации.

-Что это? (Елочка, украшенная бусами)

-Какого цвета бусины?

-На что они похожи? (На комочки)

-Как бусы висят на елке? (Расположены по всей елке)

-Из чего сделаны бусы? (Из бумаги).

IV. Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)

V. Изготовление аппликации.

1.Выполнить елку.

-Выполнить разметку по шаблону.

-Вырезать деталь по контуру.

-Наклеить елку на основу – фон аппликации.

2.Украсить елку бусами.

-Нарисовать на елке ниточки для бус.

-Нанести клей на ниточку.

-Приложить бусины (комочки) на ниточку на елке, чередуя их по цвету.

Прижать бусины к основе.

VI. Итог урока.

-Какую поделку изготавливали на уроке?

-К какому празднику?

-Все ли тебе удалось выполнить на уроке?

Конспект урока по трудовому обучению

Снегирь на ветке рябины.

Цель. Обучить технологии изготовления объемной аппликации «Снегирь на ветке рябины».

Задачи.

1.Образовательные: упражнять в разрывании бумаги на узкие полоски и полосок на меленькие кусочки, уточнить знания о свойствах разных видов бумаги, отрабатывать приемы разметки по шаблону и вырезания фигур со сложной линией контура.

2.Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважение к своему труду.

Оборудование: образец аппликации, шаблоны снегиря, крылышка, грудки снегиря, фон - голубой картон ½ альбомного листа, прямоугольник черного цвета размером 10х5 см (для фигурки снегиря), прямоугольник черного цвета размером 4х5 см (для крыла снегиря), прямоугольник красного цвета размером 4х3 см (для грудки), комочки, выполненные из кусочков бумажных салфеток красного цвета, коричневая бумага (для веточки рябины), детали глаз, карандаш, ножницы, клей ПВА, кисть, фломастер.

Подготовка к работе.

Беседа о зимующих птицах, о том, как человек помогает птицам зимой.

Рассматривание иллюстрации зимующих птиц, сравнение по внешнему виду снегиря, воробья.

Подготовить комочки из салфеток красного цвета.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Беседа.

-Какие птицы улетают, а какие остаются у нас зимовать?

-Как живется птицам зимой?

-Как мы можем помочь им?

III.Сообщение темы урока.

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые яблоки

На ветках снегири! (З.Александрова)

-Почему снегирей сравнивают в стихотворении с розовыми яблоками?

-Сегодня на уроке мы будем учиться делать снегиря.

IV.Анализ образца аппликации.

-Какого цвета фигурка и крыло птички? (Черные)

-Для какой детали понадобится красная бумага? (Для грудки снегиря)

-Что надо сделать, чтобы крыло снегиря стало объемным? (Сделать надрез и склеит вытачку)

-Отгадай загадку.

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью кораллы красные надела. (Рябина)

-Где сидит снегирь? (На веточке рябины)

-Как выполнены ягоды рябины? (Скатаны комочки)

-Обрати внимание на то, что ягоды рябины собраны в гроздья и наклеены рядами, причем в верхнем ряду ягод больше, чем в нижнем.

V. Физминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, 
В красных майках снегири. 
Распушили перышки, 
Греются на солнышке. 
Головой вертят, 
Улететь хотят. — 
Кыш! Кыш! Улетели! 
За метелью, за метелью!

4 хлопка руками по бокам 
4 наклона головы.
Частые потряхивания руками, опущенными вниз. 

2 поворота головы на каждую строку.

Разбегамся по комнате, взмахивая руками, как крыльями.

VI.Изготовление аппликации.

1.Выполнить веточку рябины.

-Отрезать от коричневой бумаги узкую полоску.

-Приклеить полоску на фон. Это веточка рябины.

-Наклеить комочки (ягоды рябины) под веточкой, обмакнув их в клей.

-Нарисовать к ягодкам коричневым фломастером маленькие веточки.

2.Выполнить снегиря.

-Выполнить разметку деталей по шаблону.

-Вырезать детали по контуру.

-Наклеить фигурку снегиря на фон, на фигурку птички – грудку, на голову – детали глаз.

-На верхней части крыла сделать надрез и склеить вытачку, чтобы деталь стала объемной.

-Наклеить крыло на фигурку снегиря приемом частичного приклеивания, смазав клеем только верхний край крыла.

3.По желанию дополнить картинку мелкими деталями (снежинки, конфетти, солнышко и т.д.)

VII. Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Все ли получилось выполнить самому?



Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Путешествие Веселого Язычка» 

 Автор проекта: учитель- логопед Бахтина Ольга Ивановна

 Место проведения: МБДОУ № 39 г. Сергиев Посад

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: среднесрочный (ноябрь-декабрь).

Участники проекта: дети старших групп, зачисленные на логопункт, их родители и педагоги.

Цели проекта:

- Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

- Привлечь и привить интерес родителей и детей к коррекционному процессу. 

Задачи: 

- Создание и использование нетрадиционного оборудования для проведения занятий, способных заинтересовать детей, повысить их активность в коррекционном пространстве и качественно подготовить артикуляционный аппарат детей к постановке звуков.

- Развитие мышц речевого аппарата.
- Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. 
- Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов

-Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
- Обучение родителей основам артикуляционной гимнастики, правилам при её выполнении.

Организационные формы работы над проектом:

- Индивидуальная, подгрупповая.

- Самостоятельная работа родителей с детьми по заданиям учителя-логопеда.

- Домашние задания в индивидуальных тетрадях.

Актуальность:

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений таких психических процессов, как мышление, память воображение, сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения, а также привести к дисграфии и дислексии. Особенно актуальна эта проблема для детей с ОНР. У таких детей отмечается, как правило, неусидчивость, быстрая утомляемость, истощаемость, снижение умственной активности. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.Ф.Фомичева).

Перед современными педагогами стоит задача не только проводить своевременную работу по исправлению звукопроизношения, но и искать новые, более эффективные формы коррекции речи детей.

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта имеет свои особенности: большое количество детей со сложными речевыми диагнозами, ограниченность по временным рамкам и желание педагога максимально эффективно оказать им помощь и добиться высоких результатов в коррекционно-педагогической деятельности.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

 Одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Совместная работа детей и родителей положительно сказывается на успехах дошкольников. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – игра. Через игру идет накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным и эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки.

Предполагаемый результат:

При реализации проекта рассчитываю повысить интерес к коррекционным занятиям, получить положительную динамику в перестройке дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитать эмоционально-волевые качества личности, чтобы значительно облегчить постановку и введение звуков в речь.

Привлечь родителей к сотрудничеству, Осуществить взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов.

Содержание работы

1.Подготовительный этап (1-2 неделя ноября 2018г.)

 • подобрать картинный материал по артикуляционной гимнастике на различные группы звуков;

 • подобрать методическую литературу для информирования родителей и педагогов.

2.Основной (практический) этап (3-4 неделя ноября, декабрь):

 Работа с детьми: 
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки. 
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о Веселом Язычке».

• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. 

* Изготовление игры: «Веселая артикуляционная гимнастика»

 Работа с родителями: 
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата». 

* Консультация «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений». 
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. 
• Совместное с ребенком выполнение упражнений дома, опираясь на «Путешествие  Веселого Язычка».

Работа с воспитателями:

- Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики в группах.

- Консультация «Развитие артикуляционного аппарата детей».

3. Заключительный этап (4-я неделя декабря 2018г.)

Практический результат проекта 
• Оформление фотопрезентации «Путешествие  Веселого Язычка».   • Практическое применение продуктов проекта в коррекционной работе с детьми.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...