Самоуправление в классе как фактор формирования гражданских качеств личности
статья

Захарьина Лариса Анатольевна

В статье обосновывается мысль, что самоуправление дает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoupravlenie_v_klasse_zaharinoy_l.a.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

Захарьина Л.А.

МБОУ «Школа-гимназия»

г.Ярцево

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье обосновывается мысль, что воспитанию гражданских качеств личности во многом способствует ученическое самоуправление, которое дает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

Ключевые слова: самоуправление в классе, принципы самоуправления, структура самоуправления, организация совместной деятельности, показатели развития детского коллектива, гражданские качества личности.

Zakharyina L.A.

Municipal budgetary educational institution " School-gymnasium»

Yarcevo

SELF-GOVERNMENT IN THE CLASS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF CIVIC QUALITIES OF THE INDIVIDUAL

Annotation: The article substantiates the idea that student self-government, which gives real opportunities for civic and personal self-determination of adolescents, largely contributes to the upbringing of civic qualities of an individual.

Key worlds: self-government in the class, principles of self-government, structure of self-government, organization of joint activities, indicators of development of the children's team, civic qualities of the individual.

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и построение правового государства. Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к образованию. ФГОС представляют как одно из базовых направлений образовательной политики усиление воспитательной функции общеобразовательных учреждений, связанной с формированием гражданственности, патриотизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, высокой нравственности, толерантности, ценностей семьи. Изменились не только требования к личностным результатам, но и к процессу их достижения: в основу положен системно-деятельностный подход и интерактивные методы обучения. Таким образом, государство определило миссию общего образования: формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.

Анализируя требования ФГОС, федерального закона «Об образовании в РФ», а также   собственный опыт работы, педагогического сообщества в целом, обнаружила проблемы, препятствующие эффективной реализации этой задачи и среди них такие, как недостаточный уровень классного и школьного самоуправления; низкий уровень вовлеченности учащихся в социально-активные виды деятельности.

Для разрешения этих проблем я пришла к выводу о необходимости оптимизации учебно-воспитательного процесса в направлении формирования гражданских качеств личности обучающихся.

Как классный руководитель ставлю своей целью построить воспитательную систему класса, направленную на развитие индивидуальности ученика, умеющего жить в классном коллективе, обществе и строить отношения с окружающими в духе дружбы и взаимопомощи, а также на включение учащихся в различные виды деятельности как главного фактора успешной социализации.

Считаю, что наиболее успешной и результативной воспитательная работа будет при гармоничном сочетании личностно значимых ценностей в развитии ребенка и социально значимых ценностей семьи, класса, школы, государства, общества в целом. Поэтому большое внимание уделяю созданию духа коллективизма и сплоченности в классе. Цель – создание коллектива-автономии (по модели классного коллектива Л. И. Новиковой). Этому способствуют организация классного самоуправления, совместные классные и школьные мероприятия, а также взаимодействие с социумом.

Развитие самоуправления строится на следующих принципах:

  • выборность членов ученического совета;
  • разделение полномочий органа самоуправления и их тесная взаимосвязь;
  • широкая гласность и открытость в деятельности;
  • связь классного и школьного самоуправления;
  • свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни;
  • систематическая сменяемость членов самоуправления;
  • гуманность к каждому отдельному члену, приоритетность интересов учащихся;
  • выборных поручений (в органы ученического самоуправления школы, детских организаций); разовых поручений.

Самоуправление в классе строится по одной из схем, предложенных в методической литературе:

Рисунок 1. Органы самоуправления в классе

Пояснение: Собрание класса является главным органом класса: выбирает старосту класса для решения повседневных дел класса (организация питания, изменение расписания (информация),  организация дежурства), помощника старосты (собирает дневники, в отсутствие старосты его заменяет), совет класса (главный исполнительный орган класса), в состав которого входят наиболее активные и компетентные учащиеся, организующие работу всего класса по указанным направлениям, на собрании решаются главные вопросы жизни класса: поездки, экскурсии, участие в мероприятиях и акциях, совместное планирование работы. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Но при всем их разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление [4, с.4].

В соответствии с социометрическими исследованиями, проводимыми совместно с психологом, и прежде всего, с учетом пожеланий самих учащихся подбираются поручения и дела для каждого учащегося. При этом самими учащимися учитывается не только их личный интерес, но и нужды класса и школы. При таком подходе практически не остается не вовлеченных в дела класса и школьные мероприятия учащихся.

        Так, Совет класса организовывает выпуск классного уголка, поздравления именинников, чаепития, выпуск праздничных газет, участие в акциях, проходящих в школе, классные мероприятия, в том числе тематические классные часы, уборки класса. «Организовывает» не  метафора, а реальные действия ребят-активистов из Совета класса. Организовать дело – значит выделить части этого дела, увидеть основное, ведущее, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаимопомощь всех участников работы [1, с.10]. Для достижения данного результата потребовалась кропотливая работа классного руководителя с 5-го класса: создание комфортного психологического климата в классе, воспитание ответственности, трудолюбия учащихся через общие дела, личностно-ориентированный подход и индивидуальная работа с учащимися. Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить только самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать. Учить самоуправлению – значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации [2, с.152]. И важную роль в этом играет педагог, классный руководитель, который правильно подбирает поручения для каждого ученика и организует  деятельность по его  выполнению. 

Через Совет класса классным руководителем организуется работа по формированию ЗОЖ. К таким мероприятиям относятся: активное участие в акциях «Нет наркотикам!», «Мы выбираем физкультуру и спорт!» и т.п., пропаганда ЗОЖ в беседах, просмотре документального кино, активное участие в спортивных соревнованиях школьного и районного уровней В рамках реализации направления «Я и социум» ежегодно в классе проводятся акции: «Помоги ребёнку», «Дети – детям » (сбор книг, игрушек для детского приюта), «Неделя добра» и др. 

Одной из акций самоуправления класса в этом году явилось участие в акции «Это наша Победа» в дистанционном режиме, организация которой имела некоторые сложности: ребятам приходилось связываться друг с другом самостоятельно, пересылать фото, самостоятельно монтировать, подбирать музыкальное сопровождение. Ребята активно участвовали в Интернет-акции «Мы вместе», приуроченной ко Дню единства и согласия, отсняв видеоролик о роли обороны Смоленска 1609-1611гг.

Двое ребят из моего класса обучаются в кружке «Предпринимательское дело» на базе «Точки Роста», созданной в этом году для организации эффективной внеурочной деятельности учащихся. Также на этой базе ведутся патриотические клубы «Юная армия», «Почетный караул», которые посещают и учащиеся моего класса. В рамках работы клубов они участвуют в городских акциях Памяти павших, на 9 Мая – в акции «Бессмертный полк», уборках памятников и захоронений.

        Ребята из класса являются активистами Совета школьного музея: пополняют стенды новыми материалами, проводят экскурсии, способствующие воспитанию у ребят гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своего города, страны. Так, две ученицы моего класса выступили с социальным проектом «Ярцевский сквер: история рядом», отсняли видеоролик об исторических и культурных достопримечательностях исторического ядра нашего города, разместили его в соцсетях, познакомили учащихся школы и города с историей сквера.

Учащиеся моего класса активно участвовали и участвуют в делах школьного самоуправления. В частности, в создании ученической интернет-газеты «Стенгазета», размещенной в социальной сети ВК. Участие обучающихся в самоуправлении в рамках школы выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников, организации мероприятий: День самоуправления в школе, месячники спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы, субботники и др.

В результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом самостоятельной деятельности по разным направлениям, но и реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир (социальное творчество, например, в школьном дворе посадили сирень; просвещение сообщества через историко-культурные мероприятия - экскурсии, которые проводят сами; патриотические акции), приобретают качества гражданина своей страны, воспитывая в себе патриотические чувства. Л.И. Новикова отмечает, что «на практике о поле того или иного коллектива можно судить по его ценностным ориентациям, общественному мнению, традициям поведения, эмоциональному настрою. Его основу составляют морально-интеллектуальное содержание, стиль и тон деловых и избирательных отношений; его направленность проявляется в общественном мнении, в ценностных ориентациях; устойчивость обеспечивается коллективными традициями» [2, c.53].

        Наглядным результатом работы педагога являются показатели развития детского коллектива (по методике Н. П. Капустина):

1– Мобильность при выполнении коллективных дел - 89%
2 – Готовность прийти на помощь - 96%
3 – Мажорное мироощущение - 100%
4 – Ответственность за коллективное дело -88%
5 – Самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей - 79%
6 – Трудовые навыки коллектива - 82%

        Изучение психологического климата коллектива (по модифицированному варианту А. Н. Лутошкина) также показало высокие результаты по таким  критериям как социальная поддержка, коллективное настроение и средние по критерию взаимоотношения.

Результаты свидетельствуют, что коллектив находится на уровне перехода к коллективу-автономии, т.е. к высокому уровню самоуправления. Одним из достижений считаю отсутствие в классе учащихся, отказывающихся от поручений и участия в общих делах. И, если на первых этапах организации самоуправления стиль руководства педагога являлся авторитарным, то на втором и третьем он все более приближается к демократическому.

Таким образом, самоуправление открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. Деятельность учащихся в рамках классного самоуправления развивает такие важные гражданские качества личност, как ответственность, гражданственность, активность, коммуникативность, общую культуру поведения.

Список литературы

Документы: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего  Образования (Приказ Минобрнауки  от 17 декабря 2010г. N 1897) https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa

  1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1981. – 121с.
  2. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост.Е.И.Соколова. –М.: 2009. – 351с.
  3. Рожков М.И.  Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2002. – 160с.
  4. Ученическое самоуправление в классе: Методические рекомендации/ Сост. Н.П.Харитонова. 2-е изд. – Витебск: ООВР, 2006. – 47с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"

Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал  нации?       Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и с...

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

Педагогическая деятельность воспитателя СП "Детский дом" по формированию гражданских качеств личности

Гражданские качества личности проистекают из личностных качеств, а также находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Воспитание ...

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств

Данная статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем в пятом классе...