Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств
статья (5 класс)

Дутова Татьяна Сергеевна

Данная статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем в пятом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dutova_t.s.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств

 Дутова Т.С., классный руководитель

Слайд 1. Одно из приоритетных направлений в реализации «Программы воспитания» нашей школы является Модуль «Самоуправление». Основная цель модуля заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность детям попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки.

Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

Слайд 2.С определением ученического самоуправления вы можете ознакомиться на слайде.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников; помогает раскрывать потенциал обучающихся, реализовать лидерские функции. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. 

Ученическое самоуправление - это возможность самим обучающимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

     Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение

школьниками тех вопросов жизни класса и школы, которые они готовы и могут решать.

     Благоприятной средой для развития самоуправления является сотрудничество педагогов и обучающихся. Это дает возможность определить зону ближайшего развития ребенка.

    То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно.

     Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня.

     Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Моя задача, как классного руководителя, - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

       Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Слайд 3. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого обучающегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый ученик ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

        Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляядетям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, уметь принимать решения, нести ответственность за свои поступки, защищать свои права. Ученики приходят в школу не только за знаниями, но и для того, чтобы готовиться к жизни.

Слайд 4.Прежде, чем приступить к организации ученического самоуправления в классе, я определила для себя цель и задачи:

Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

- создание условий для развития организаторских способностей каждого, формирование лидерских качеств;

- воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

- развитие креативности, социального творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции детей;

- создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и взрослых (учителей, родителей).

           Слайд 5.При организации ученического самоуправления я разделила свою деятельность на три этапа:

1-й этап развития активности – зарождение, на котором формируется деятельность младшего подростка по добросовестному выполнению поручения.

2-й этап развития активности – становление, где выполнение общественных поручений, при которых подросток сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности – самосовершенствование.

       Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

         На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.  

На мой взгляд, принцип организации ученического самоуправления заключается в том, чтобы перевести ребенка от пассивного наблюдателя (в начальной школе) через активного исполнителя (среднее звено) в полноценного организатора своей личной жизни (старшие классы).     

В самоуправлении главное не только органы, но и деятельность, направленная на совершенствование жизни класса. Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность обучающихся к участию в управлении обществом.

Слайд 6. Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • дежурство по классу;
  • участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, праздники,  спортивные мероприятия;
  • уборка пришкольной территории.

Слайд 7.Высшим органом самоуправления нашего класса является классное собрание, на котором анализируется работа, планируется совместная деятельность, избирается староста, совет класса, распределяются общественные поручения, обсуждается поведение и успеваемость класса.

Собрание класса проводится 1 раз в месяц, что контролируется старостой. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Слайд 8.Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работ.

С функциями совета класса вы можете ознакомиться на слайде:

- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

- организует выполнение решений классного собрания;

- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

- заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

- организует участие коллектива класса в КТД (коллективно-творческих делах), классных мероприятиях;

- обсуждает и решает вопросы о поощрениях;

Слайд 9. Староста класса

1.Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2.Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость;

3.Является представителем класса в школьных органах.

4.Формирует коллективы для подготовки и проведения классных         мероприятий.

     5.Следит за наличием и проверкой дневников.

         Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива, дает возможность  осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед одноклассниками.

Секторы классного самоуправления:

Слайд 10. Сектор «Учебный».

  • Организация работы по развитию познавательных интересов;
  • Формирование команд для участия в викторинах, интеллектуальных конкурсах и марафонах.
  • Организация помощи отстающим в учебе.
  • Рейд по проверке школьных принадлежностей.

Слайд 11.Сектор «Досуг».

  • Организация участия класса в мероприятиях различного уровня: КТД «Приятный сюрприз для мам», «Новогодняя мастерская», «От всей души», час досуга «Мы вместе!», Новогодний огонек «Веселых масок карнавал», тематические праздники, «День именинников».

Слайд 12.Сектор «Спортивный»

  • Детьми организуются участия в спортивных мероприятиях.
  • Помощь в проведении физкульминуток на самоподготовке.

Слайд 13. Сектор «Трудовой»

  • Дети следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене и

отвечают за организацию дежурства в классе;

  • Проводят генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.
  • Следят за цветами в классе.
  • Участвуют в Акции «Библиотеке – нашу помощь».

Слайд 14. Сектор «Редколлегия».

  • Ребята отвечают за оформление классных дел;
  • Оформление класса к мероприятиям;

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Выбранная мною система хороша тем, что делает активными практически всех обучающихся.

        Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.

        Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.

        В перспективе – обучающиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Обучающимся:

•        развитие навыков работы в группе, в команде;

•        повышение уровня обученности и качества обучения обучающихся;

•        улучшение дисциплины, снижение пропусков без уважительных причин;

•        выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

•        защита права ребенка;

•        обучение цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

•        помощь в самоопределении и выборе дальнейшего пути.

Родителям:

•        организация свободного времени детей;

•        улучшение учебной результативности детей;

•        снижение конфликтности в семье;

•        реализация возможности активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

•        помощь в организации детей, сплочении детского коллектива;

•        повышение дисциплины в классе, ответственности учеников за свои поступки;

•        раскрытие творческих, организаторских, лидерских способностей ребенка;

•        апробация инновационных технологий;

•        обобщение опыта работы через средства СМИ.

Слайд 15. Моя задача, как классного руководителя -  помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. Всё этоспособствует личностному   росту обучающихся, развитию их ответственности и самостоятельности через ученическое самоуправление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...

«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В разработке  даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и  развития классного коллектива в 9 классе....

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...

Самоуправление в классе как фактор формирования гражданских качеств личности

В статье обосновывается мысль, что самоуправление дает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков...

Театрализация как средство формирования личностных качеств обучающихся с ЗПР

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в общеобразовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей. Она дает возможнос...