Аттестационное задание
статья

Ильясова Римма Алексеевна

Аттестационное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Аттестационное задание № 1

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литература»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР),

5 класс

Выполнила:

Ильясова Римма Алексеевна,

учитель  русского языка и литературы

КОУ «Специальная

учебно-воспитательная школа № 2»

Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа основного общего образования по литературе для обучающихся 5 класса с ОВЗ ЗПР 7.2  составлена на основе  следующих нормативных документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897».

4.Письмо Министерства образования РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных программ, дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей».

5.Примерная программа основного общего образования по предмету «Литература 5-9 классы». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева – М.: Просвещение, 2018.

              Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я.Коровиной.

Состав УМК: 

1. Учебник-хрестоматия в 2 частях «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин – М.: Просвещение, 2018.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия на СD-RОМ / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2012.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии со стратегическими ориентирами развития системы образования в Ханты-мансийском автономном округе - Югре, отмеченными в государственной программе ХМАО- Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением правительства Ханты- мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 года № 338-п (в редакции от 19.07.2019года).

      Литературное образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к  родному русскому слову, истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, воспитание нравственных качеств личности, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

       Отбор содержания курса по литературе производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены  наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся. Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по литературе, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;

- личностно-ориентированный  подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по литературе формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие  способностей  и   личностных качеств обучающих ;

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят формирование умений углубленного чтения, читательской самостоятельности, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений, умений с помощью учителя составить план и пересказать прочитанное, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, иметь представление о писателях в истории мирового искусства.

К коррекционно-развивающим задачам относятся: формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка; развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем; развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Программа опирается на следующие принципы:

-   принцип доступности используемых средств, форм и методов;

- опора на общественно – значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной деятельности;

- принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;

-   принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;

-  принцип сотрудничества.

Общая характеристика учебного предмета

      Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно - тематического принципов.

Место учебного предмета в учебном плане

    Учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 105 часов (3 урока в неделю).

Планируемые результаты реализации программы

Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.  
Метапредметные:
- умение понимать тему и идею художественного текста;
- умение работать с разными источниками информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.), находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:

В познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно- ориентационной сфере:

- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы.

В коммуникативной сфере:

- осмысленное чтение; 

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;

- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

-написание  небольших по объему изложений и сочинений по изученным произведениям;

- формирование эстетического вкуса через образное слово. 

Организации учебной деятельности        

Для организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ используются следующие методы: 

- объяснительно-иллюстративный метод обучения;

- репродуктивный метод обучения;

- метод проблемного изложения в обучении;

- частично-поисковый.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знания и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление плана по произведению;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

    - лексико – семантическая   работа по произведению;

    - словарная работа, введение новых  литературных понятий;

    - создание иллюстраций по произведению;

    - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения

работать с ними;

    -прослушивание аудиозаписи изучаемых произведений (с помощью фонохрестоматии к учебнику);

    -просмотр и комментирование фрагментов  художественных и анимационных фильмов – экранизаций изучаемых произведений;

     - комплексный анализ стихотворения совместно с учителем;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

      В, основном, на уроках литературы с учащимися проводится предварительная «дотекстовая» работа (выставка книг писателя, чтение и объяснение выписанных из текста сложных слов, выполнение артикуляционных упражнений). Далее первичное знакомство с текстом (чтение вслух, вполголоса, по цепочке, по парам и т.д.), затем детализированная работа с текстом и обобщение изученного произведения (конкурсное чтение, тест, разгадывание кроссворда, придумывание финала с опорой на текст и т.д.).

Для организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ используются  следующие формы:

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективные;

- диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Технологии:

- технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;

-  технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

-  технология индивидуализации обучения;

-  личностно-ориентированные технологии обучения;

-  информационно-коммуникационные технологии.

-  здоровьесберегающие и игровые технологии.

Способы оценивания результатов

       Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов по теме урока, письменных ответов на вопросы по прочитанному, написания небольших сочинений по изученному произведению, проведения контрольных работ по разделам учебника.  В конце  полугодия и  учебного года проводится итоговый контроль знаний по изученным произведениям в форме контрольных тестов. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР.

    Минимальный уровень достижений знаний оценивается по точности воспроизведения  содержания изученных  художественных произведений.

     Достаточный и творческий уровни достижений оценивается по умениям составлять план к тексту, работать с текстом, выполнять творческие работы (написание сочинения, отзыва, характеристика героя), обобщать, сравнивать, делать выводы, а также способности к практическому мышлению и рефлексии.

    Для оценки результатов достижений учащихся используется ИКТ - образовательные технологии: образовательные проекты «Я Класс», через ссылку в электронном журнале, и «Школьный помощник» на закрепление полученных знаний.

           Программа предусматривает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках организуется с целью диагностики и контроля степени освоения изученного на уроках материала в форме: письменных ответов на вопросы, сочинения, теста, контрольной работы. Обучающиеся после предварительной подготовки самостоятельно пишут сочинения по ключевым произведениям («Мой любимый герой русской народной сказки», сочинение-отзыв по рассказу И.С. Тургенева «Муму», «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Путь Васи к правде и добру» по рассказу «Васюткино озеро», «Моя любимая сказка Г.Х. Андерсена»). Выполняют самостоятельную работу  по разделу: «Устное народное творчество», самостоятельно анализируют  стихотворение  С.А. Есенина «С добрым утром!» и создают «картинки из моего детства». Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности на уроках упрощены. Совместно с учителем создают проекты: «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», «Война и дети в творчестве югорских писателей и поэтов» и другие.

         Внекласснаясамостоятельнаядеятельностьспособствует созданию благоприятных условий для углубления знаний обучающихся, сформированных на уроке, и может быть реализована в следующих формах:

- самостоятельное чтение;

- читательский дневник;

- конспект;

- создание иллюстраций по мотивам художественного произведения;

- сочинение;

- письменные ответы на вопросы.

       Использую  создание проблемной ситуации на уроке литературы как способ развития познавательной самостоятельности учащихся.

       Предусмотрено соответствующее методическое и дидактическое оснащение для детей с ЗПР:  ИКТ - технологии и мультимедийные средства, гибкий режим интеллектуальных, эмоциональных и зрительных нагрузок, снижение объема письменных и контрольных работ, тестовые задания с опорой на теоретический и наглядный материал. Вся  работа на уроке направлена постоянную смену деятельности и  на ситуацию успеха, так как успех поддерживает мотивацию познавательной деятельности. У учащихся формируются мотивационные установки, вера в свои силы

Тематическое содержание  учебного предмета

Темы разделов программы

Количество часов

Введение

1 ч.

Раздел 1. Устное народное творчество

11 ч.

Раздел 2. Из древнерусской литературы

2 ч.

Раздел 3. Из русской литературы XVIII

2 ч.

Раздел 4. Из русской литературы XIX

43 ч.

Раздел 5. Из русской литературы XX

31ч.

Раздел 6. Из зарубежной литературы

13 ч.

Итоговое повторение

2 ч.

Всего:

105 ч.

                                             

Содержание учебного предмета

Введение (1ч) Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги; создатели книги. Устное народное творчество (11ч) Фольклор. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка»,«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок.

 Из древнерусской литературы (2ч). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века (2ч) М. В. Ломоносов. Слово о писателе.  «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

Из литературы XIX века (43ч)  Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Теория литературы. Басня. Аллегория. В. Жуковский. Слово о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада. А. С. Пушкин. О жизни поэта - детство, годы учения. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление со сказкой Жуковского «Спящая царевна». Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. П. П. Ершов. «Конек-Горбунок» (для внеклассного чтения). Михаил Юрьевич М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения). Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима. Теория литературы. Портрет. А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей.  Поэты XIX века о Родине и родной природе.  Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев Никитин, А.Н. Суриков.  Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору).

Из литературы XX века (31ч) И. А. Бунин.  Слово о писателе. Рассказ  «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения как поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Русская литературная сказка XX века. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. К. Г. Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. С.Я.Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Победа добра над злом. Драма как род литературы. Пьеса-сказка. А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа.  В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Положительные качества и поведение героя в лесу. «Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг)» К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о войне. Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И. Бунин, А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Дон Аминадо «Города и годы».

Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты произведений. Юлий Ким «Рыба – кит». Юмор в стихотворении.

 Из зарубежной литературы (13ч)

Р. Л. Стивенсон.  «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада. Д. Дефо.«Робинзон Крузо». Приключения и  характер героя. Г.Х. Андерсен.«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Ж. Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Д. Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.

 Итоговое повторение (2ч) «По страницам прочитанных произведений» (игра-путешествие). Контрольная работа за год. Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Литература для учителя:

1. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной [и др.] /Волгоград: Учитель,  2011.- 237с.

2. И.И. Аркин Уроки литературы в 5 классе. Практическая методика./М.: Просвещение, 2012.- 256с.

3. И.В. Золотарева, Т.А.  Крысова  Поурочные разработки по литературе. 5 класс. /М.: ВАКО, 2013.- 301с.

4. Н.Е. Кутейникова Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя./М.: Просвещение, 2013.-243с.

5. Б.И. Турьянская [и др.] Литература в 5 классе. Урок за уроком./М.: Русское слово, 2010.- 356с.

6. CD-ROM Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

Литература для учащихся:        

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 5 класс: Дидактические материалы по литературе. / М.: Просвещение, 2012.-214с.

2. Р.Г.Ахмадуллина Литература. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций: в двух частях; 4 издание. /М.: Просвещение, 2016.

3. Е.Ю. Липина Тесты по литературе 5-9 классы./М.: Дрофа, 2014.-283с.    

Я, Ильясова Р.А., представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

____________                                            _______________________ подпись                                                      

расшифровка  

«___» _____________2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по русскому языку для 6 класса...

Аттестационное задание. Взаимодействие с родителями.

Разработка сценария мероприятия с участием родителей.Сценарий праздника «Международный День танца» «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и серд...

Аттестационное задание 21

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике музыки накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения....

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по географии для 5 класса по линии учебников "Полярная звезда"...

Календарно - тематическое планирование к аттестационному заданию

Календарно - тематическое  планирование к аттестационному заданию...

Аттестационное задание. Рабочая программа: 43.01.09 Повар, кондитер

Аттестационное задание.Рабочая программа: 43.01.09    Повар, кондитер...