Индивидуальный план профессионального развития
учебно-методический материал

Лексина Ирина Васильевна

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных )технологий в условиях реализации ФГОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._plan_prof._razvitiya.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Индивидуальный план

профессионального развития

на межаттестационный период

(2021-2026 гг.)

Лексиной Ирины Васильевны,

учителя русского языка и литературы

Личная карта учителя

Ф.И.О. учителя: Лексина Ирина Васильевна.

Дата рождения: 10.01.1963 г.

Образование: Казанский государственный педагогический институт, 1988 г.

Специальность по диплому: русский язык и литература.

Квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы.

Место работы: МБОУ «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы.

Общий стаж: 34 года.

Педагогический стаж: 34 года.        

Курсы повышения квалификации: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет по программе: «Инновационные практики реализации  ФГОС в деятельности учителя русского языка и литературы » ( 2018 год); Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ по дополнительной профессиональной программе « Формирование и оценивание читательской грамотности школьников в контексте международных сопоставительных исследований» (2021год)

        

Школа работает над темой: «Совершенствование  качества образования, обновление содержания педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»

Тема самообразования педагога: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных)технологий в условиях реализации ФГОС».

Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения ,метода проектной деятельности

Общественно-педагогическая деятельность: руководитель ШМО, член РМО, организатор НИР учащихся, организатор предметных сверхпрограммных конкурсов. 

Внеклассная работа по предмету: планирование, подготовка и проведение внеклассных  мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение  вечеров, предметных недель, организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

Творческие замыслы: участие в районном МО, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям, активизация  исследовательской работы учащихся через организацию проектной деятельности.

                                                   Структура плана

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных )технологий в условиях реализации ФГОС».

Цель и задачи профессионального развития:  

Совершенствование профессиональных компетенций учителя и развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через активизацию общих и специальных  учебных умений в ходе организации проектной деятельности  в соответствии с требованиями ФГОС  второго поколения, в 2022 году- третьего поколения

Задачи: 

- изучить нормативно-правовые документы и литературу по ФГОС;

- изучить специальную литературу и накопленный опыт учителей по организации проектной деятельности в школе

- создать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета;

- развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся в ходе организации проектной деятельности

- повысить качество преподавания на основе внедрения  проектной деятельности.

-осуществлять  целенаправленную и последовательную работу с одарёнными детьми.

-продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы,

Потребности и мотивы самообразовательной деятельности:

В системе образования в последние годы происходят серьезные  изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.

Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель – тот, кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Потребности и мотивы выбора темы самообразовательной деятельности:

Федеральный государственный  образовательный стандарт  нацеливает учителя  на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. 

Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей

Заслуга проектной деятельности  в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Это является неотъемлемой частью личностно - ориентированного обучения.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Нормативные документы, методическая литература, журналы, семинары, вебинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, участие в педагогическом сообществе, Интернет - уроки, Интернет –конференции.

Срок работы над темой: 5 лет.

Представление материала:  открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических советах, на заседаниях ШМО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными УУД каждым учеником.

Формы самообразования:

- индивидуальная – через индивидуальный план,

- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей , а также через участие в жизни школы.

Разделы плана

Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС и внедрения проектной деятельности в учебно – воспитательный процесс.

Литература, нормативные правовые документы

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

начало

окончание

1. Закон РФ «Об образовании»

В течение

года

Участие в изучении материалов

Исполнение нормативных документов

2.Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2018-2021 годы и на плановой период до 2024 года.

В течение года

Рекомендации по их использованию

Исполнение нормативных документов.

Развитие правовой компетенции

3.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а далее- третьего поколения

В течение года

Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО

Исполнение нормативных документов

4.Конвенция о правах ребенка.

В течение года

Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО

Исполнение нормативных документов

5.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

В течение года

Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО

Исполнение нормативных документов, на заседании ШМО

5.Программа формирования УУД на уроках  русского языка и литературы с применением коммуникативной технологии.

В течение года

Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО

Исполнение нормативных документов

6. Изучение литературы по организации проектной деятельности.

В течение аттестационного периода

Обсуждение на ШМО, использование на уроках и внеурочной работе

Внедрение в профессиональную деятельность

 

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию проектной деятельности в ходе обновления учебно-воспитательного процесса

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где,  кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

начало

окончание

1. Корректировка и уточнение рабочих

программ по русскому языку и литературе.

Август

Сентябрь

Календарно-тематические планы в соответствии с

федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе

Заседание ШМО учителей  гуманитарных дисциплин, сентябрь каждого учебного года.

2. Изучение интересов учащихся как начальный этап работы по проектированию.

В течение учебного года

Составление приоритетных направлений проектной деятельности        

Анкетирование учащихся.

Собеседование с учащимися.

Составление карт интересов.

Отчет о выполнении работы заслушивается в классе

3 Составление списка тем проектных работ, ознакомление с ними учащихся, распределение тем для выполнения

В течение года

Определение выбора учащегося по предложенной тематике и организация работы по проекту

Выступление на школьной конференции по предметам гуманитарного цикла, в ходе проведения предметных недель или уроков

3. Внедрение и реализация новой формы накопительной

оценки (портфель достижений )

В течение всего межаттестационного периода

Портфолио достижений обучающихся.

Ежегодный анализ «Методической копилки

педагогического опыта»

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла предметов в конце года.

Пополнение раздела «Мои достижения »  на личном сайте

4.Разработка сценариев уроков в

соответствии с методической темой, программ кружков и элективных курсов по русскому языку.

ежегодно

Размещение на персональном сайте, участие в конкурах методических разработок.

5.Разработка конспектов уроков в соответствии с ФГОС

с

включением проектной деятельности учащихся

ежедневно

Уроки,

открытые уроки

Самоанализ и анализ уроков на заседании ШМО

6.Разработка и реализация сценариев  внеклассных мероприятий как результат проектной деятельности

Ежегодно

Праздники

внеклассные

мероприятия

Создание

методической

копилки.

ШМО

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

начало

окончание

1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия .

В течение межаттестационного периода

Уроки,

внеклассные

мероприятия

ШМО

Семинары различных уровней по графику школы

2. Формирование исследовательских умений обучающихся  в ходе осуществления проектной деятельности.

В течение межаттестационного периода

Доклад из опыта работы

 ШМО учителей гуманитарныхдисциплин

3. Участие в научно-практических конференциях по своей методической теме.

2015-2020г.г.

Публикация, доклад

Сборник материалов конференции

Изучение темы.

Накопительная папка.

4. Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня

В течение всего межаттестационного периода

Портфолио достижений, публикации

Документ, подтверждающий участие или результат участия.

5. Посещение семинаров, мастер–классов на муниципальном, зональном и республиканских уровнях.

В течение года

Презентация

Портфолио

Накопительная папка.

6. Поддержание регулярно обновляемого сайта:

http://nsportal.ru/

В течение всего межаттестационного периода

Размещение на сайте материалов

Ежегодный анализ «Методической копилки

педагогического опыта» на заседании ШМО учителей , преподающих предметы гуманитарного цикла  в конце года.

7. Реализация  метода проектной деятельности в процессе обучения – способ повышения качества образования.

Весна 2018-2019 уч.года

Защита проекта

Заседание РМО учителей

Русского языка и литературы

4. Участие в системе школьной методической работы

Школьное мероприятие

Сроки

Форма представления результатов работы

начало

окончание

1.Диагностика склонностей, познавательных интересов и мотивов  обучающихся.

Ежегодно, осень

Анкетирование, тестирование учащихся, беседа с родителями.

2. Обобщение опыта работы по теме «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В течение года

Накопительная папка

3. Подборка информационных материалов с использованием Интернет- ресурсов

В течение всего межаттестационного периода

Создание методической копилки учителя русского языка и литературы

4.Проведение предметных недель

В течение всего межаттестационного периода

Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметной недели.

5. Участие в очных и заочных олимпиадах  школьников по русскому языку и литературе различных уровней

Ежегодно

Дополнительные

индивидуальные занятия. Подготовка обучающихся и их педагогическое сопровождение в конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Результаты

олимпиад.

6. Участие в конкурсах научно-исследовательских и творческих работ различного уровня.

Ежегодно

Результаты

конкурса.

7. Посещение уроков коллег.

Ежегодно

Изучение опыта коллег.

Анализ посещенных уроков.

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

1. « Школа современного учителя русского языка»

ФГАОУДПО «Академия Минпросвещения России»

Очная/заочная, дистанционная

2021

Проведение открытого урока в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Система работы  по организации проектной деятельности.

Дистанционно

По возможности

2021

Получение документа государственного образца, разработка

3. Участие в вебинарах по теме методической работы

Дистанционно

По возможности

2021-2023

Получение документа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г

Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)  ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...

Индивидуальный план профессионального развития учителя

План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...

Индивидуальный план профессионального развития педагога.

Данное методическое пособие познакомит вас с теоретическими  основами разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. Поможет разработать свою версию индивидуального плана р...

Индивидуальный план профессионального развития учителя

индивидуальный план самообразования...

Индивидуальный план профессионального развития учителя математики.

План профессионального развития влючает в себя:1 Тему и задачи работы школьного МО математиков.2. Индивидуальную тему по самообразованию.3. Цели, задачи, предполагаемые результаты, основные направлени...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...