Индивидуальный план профессионального развития
учебно-методический материал
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных )технологий в условиях реализации ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план
профессионального развития
на межаттестационный период
(2021-2026 гг.)
Лексиной Ирины Васильевны,
учителя русского языка и литературы
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: Лексина Ирина Васильевна.
Дата рождения: 10.01.1963 г.
Образование: Казанский государственный педагогический институт, 1988 г.
Специальность по диплому: русский язык и литература.
Квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы.
Общий стаж: 34 года.
Педагогический стаж: 34 года.
Курсы повышения квалификации: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет по программе: «Инновационные практики реализации ФГОС в деятельности учителя русского языка и литературы » ( 2018 год); Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ по дополнительной профессиональной программе « Формирование и оценивание читательской грамотности школьников в контексте международных сопоставительных исследований» (2021год)
Школа работает над темой: «Совершенствование качества образования, обновление содержания педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Тема самообразования педагога: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных)технологий в условиях реализации ФГОС».
Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения ,метода проектной деятельности
Общественно-педагогическая деятельность: руководитель ШМО, член РМО, организатор НИР учащихся, организатор предметных сверхпрограммных конкурсов.
Внеклассная работа по предмету: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, предметных недель, организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
Творческие замыслы: участие в районном МО, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям, активизация исследовательской работы учащихся через организацию проектной деятельности.
Структура плана
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе применения инновационных (проектных )технологий в условиях реализации ФГОС».
Цель и задачи профессионального развития:
Совершенствование профессиональных компетенций учителя и развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через активизацию общих и специальных учебных умений в ходе организации проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, в 2022 году- третьего поколения
Задачи:
- изучить нормативно-правовые документы и литературу по ФГОС;
- изучить специальную литературу и накопленный опыт учителей по организации проектной деятельности в школе
- создать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета;
- развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся в ходе организации проектной деятельности
- повысить качество преподавания на основе внедрения проектной деятельности.
-осуществлять целенаправленную и последовательную работу с одарёнными детьми.
-продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы,
Потребности и мотивы самообразовательной деятельности:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.
Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель – тот, кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Потребности и мотивы выбора темы самообразовательной деятельности:
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей
Заслуга проектной деятельности в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Это является неотъемлемой частью личностно - ориентированного обучения.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Нормативные документы, методическая литература, журналы, семинары, вебинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, участие в педагогическом сообществе, Интернет - уроки, Интернет –конференции.
Срок работы над темой: 5 лет.
Представление материала: открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических советах, на заседаниях ШМО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными УУД каждым учеником.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей , а также через участие в жизни школы.
Разделы плана
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС и внедрения проектной деятельности в учебно – воспитательный процесс.
Литература, нормативные правовые документы | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
начало | окончание | |||
1. Закон РФ «Об образовании» | В течение года | Участие в изучении материалов | Исполнение нормативных документов | |
2.Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2018-2021 годы и на плановой период до 2024 года. | В течение года | Рекомендации по их использованию | Исполнение нормативных документов. Развитие правовой компетенции | |
3.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а далее- третьего поколения | В течение года | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов | |
4.Конвенция о правах ребенка. | В течение года | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов | |
5.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации | В течение года | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов, на заседании ШМО | |
5.Программа формирования УУД на уроках русского языка и литературы с применением коммуникативной технологии. | В течение года | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов | |
6. Изучение литературы по организации проектной деятельности. | В течение аттестационного периода | Обсуждение на ШМО, использование на уроках и внеурочной работе | Внедрение в профессиональную деятельность |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию проектной деятельности в ходе обновления учебно-воспитательного процесса
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
начало | окончание | |||
1. Корректировка и уточнение рабочих программ по русскому языку и литературе. | Август | Сентябрь | Календарно-тематические планы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе | Заседание ШМО учителей гуманитарных дисциплин, сентябрь каждого учебного года. |
2. Изучение интересов учащихся как начальный этап работы по проектированию. | В течение учебного года | Составление приоритетных направлений проектной деятельности | Анкетирование учащихся. Собеседование с учащимися. Составление карт интересов. Отчет о выполнении работы заслушивается в классе | |
3 Составление списка тем проектных работ, ознакомление с ними учащихся, распределение тем для выполнения | В течение года | Определение выбора учащегося по предложенной тематике и организация работы по проекту | Выступление на школьной конференции по предметам гуманитарного цикла, в ходе проведения предметных недель или уроков | |
3. Внедрение и реализация новой формы накопительной оценки (портфель достижений ) | В течение всего межаттестационного периода | Портфолио достижений обучающихся. | Ежегодный анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла предметов в конце года. Пополнение раздела «Мои достижения » на личном сайте | |
4.Разработка сценариев уроков в соответствии с методической темой, программ кружков и элективных курсов по русскому языку. | ежегодно | Размещение на персональном сайте, участие в конкурах методических разработок. | ||
5.Разработка конспектов уроков в соответствии с ФГОС с включением проектной деятельности учащихся | ежедневно | Уроки, открытые уроки | Самоанализ и анализ уроков на заседании ШМО | |
6.Разработка и реализация сценариев внеклассных мероприятий как результат проектной деятельности | Ежегодно | Праздники внеклассные мероприятия | Создание методической копилки. | ШМО |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
начало | окончание | |||
1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия . | В течение межаттестационного периода | Уроки, внеклассные мероприятия | ШМО Семинары различных уровней по графику школы | |
2. Формирование исследовательских умений обучающихся в ходе осуществления проектной деятельности. | В течение межаттестационного периода | Доклад из опыта работы | ШМО учителей гуманитарныхдисциплин | |
3. Участие в научно-практических конференциях по своей методической теме. | 2015-2020г.г. | Публикация, доклад | Сборник материалов конференции | Изучение темы. Накопительная папка. |
4. Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня | В течение всего межаттестационного периода | Портфолио достижений, публикации | Документ, подтверждающий участие или результат участия. | |
5. Посещение семинаров, мастер–классов на муниципальном, зональном и республиканских уровнях. | В течение года | Презентация Портфолио | Накопительная папка. | |
6. Поддержание регулярно обновляемого сайта: http://nsportal.ru/ | В течение всего межаттестационного периода | Размещение на сайте материалов | Ежегодный анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседании ШМО учителей , преподающих предметы гуманитарного цикла в конце года. | |
7. Реализация метода проектной деятельности в процессе обучения – способ повышения качества образования. | Весна 2018-2019 уч.года | Защита проекта | Заседание РМО учителей Русского языка и литературы |
4. Участие в системе школьной методической работы
Школьное мероприятие | Сроки | Форма представления результатов работы | |
начало | окончание | ||
1.Диагностика склонностей, познавательных интересов и мотивов обучающихся. | Ежегодно, осень | Анкетирование, тестирование учащихся, беседа с родителями. | |
2. Обобщение опыта работы по теме «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС» | В течение года | Накопительная папка | |
3. Подборка информационных материалов с использованием Интернет- ресурсов | В течение всего межаттестационного периода | Создание методической копилки учителя русского языка и литературы | |
4.Проведение предметных недель | В течение всего межаттестационного периода | Организационно-педагогические мероприятия в рамках плана предметной недели. | |
5. Участие в очных и заочных олимпиадах школьников по русскому языку и литературе различных уровней | Ежегодно | Дополнительные индивидуальные занятия. Подготовка обучающихся и их педагогическое сопровождение в конференциях, конкурсах, олимпиадах. | Результаты олимпиад. |
6. Участие в конкурсах научно-исследовательских и творческих работ различного уровня. | Ежегодно | Результаты конкурса. | |
7. Посещение уроков коллег. | Ежегодно | Изучение опыта коллег. | Анализ посещенных уроков. |
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
1. « Школа современного учителя русского языка» | ФГАОУДПО «Академия Минпросвещения России» | Очная/заочная, дистанционная | 2021 | Проведение открытого урока в соответствии с требованиями ФГОС. |
2. Система работы по организации проектной деятельности. | Дистанционно | По возможности | 2021 | Получение документа государственного образца, разработка |
3. Участие в вебинарах по теме методической работы | Дистанционно | По возможности | 2021-2023 | Получение документа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/27/picture-37333.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г
Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.) ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-259096-1371219645.png)
Индивидуальный план профессионального развития учителя
План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-290422-1378312034.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития педагога.
Данное методическое пособие познакомит вас с теоретическими основами разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. Поможет разработать свою версию индивидуального плана р...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
индивидуальный план самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития учителя математики.
План профессионального развития влючает в себя:1 Тему и задачи работы школьного МО математиков.2. Индивидуальную тему по самообразованию.3. Цели, задачи, предполагаемые результаты, основные направлени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-664436-1442223559.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период
Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...