Представление о десятичных дробях
план-конспект урока (5 класс)

Повторение и обобщение знаний и умений  записи обыкновенной дроби  в  десятичную и десятичной дроби в виде обыкновенной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Предмет

Математика

Класс

5

Учитель

Минеева И.А.

Автор учебника

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Тема урока

Представление о десятичных дробях

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель

Повторение и обобщение знаний и умений  записи обыкновенной дроби  в  десятичную и десятичной дроби в виде обыкновенной.

Задачи

  • - Повторить знания и умения записывать неправильные дроби в виде смешанных чисел и наоборот;
  • - Повторить и закрепить умения и навыки сложения натуральных чисел и обыкновенных дробей, а также вычитание из натурального числа обыкновенной дроби;
  • - Закрепить сложения смешанных чисел, если в дробной части получается неправильная дробь
  • - Отработать умения и навыки выполнения действий вычитания смешанных чисел;
  • - Развивать память, мышление, формировать правильную математическую речь;
  • - Формировать у учащихся интерес к предмету.

Методы проведения урока

Игровые, коммуникационные, проблемные.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для парной и коллективной работы, карточки в форме бабочек для рефлексии, магниты, доска.

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Доброжелательное отношение к окружающим; устойчивый познавательный интерес; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; формирование учебной мотивации формирование адекватной самооценки;

необходимость приобретения новых знаний.

Планирование алгоритма построения диалога с партнером; владение навыками самостоятельно формулировать тему урока, самоанализа и самооценки своей деятельности; работать по алгоритму, с правилами- ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.                                                                    

                                           

Строить логические рассуждения; извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям.

Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

работать в паре, устанавливать рабочие отношения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обобщить и систематизировать знания о десятичной дроби, закрепить навыки учащихся читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.

Развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.

Полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, усидчивость, дисциплинированность, умение находить выход из спорных ситуаций.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

Время,

Мин

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Цель: создать благоприятный психологический климат

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: Целеполагание.

Личностные:

Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок.

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу.

2 мин

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: познакомить с темой урока и целью

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Ребята, чтобы определиться с темой и целью нашего урока, обратимся к слайдам.

(Слайд №2-№6)

Что здесь изображено? Какие числа?

(

Какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Правильные, неправильные дроби, смешанное число, обыкновенные дроби.

Называют тему урока «Представление о десятичных дробях».

Записывают тему урока.

3 мин

3

Этап актуализации знаний.

Цель: Проверить изученный материал, стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Что такое десятичная дробь? Какую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной? Как записывают десятичную дробь? Что такое алгоритм?

Сформулируйте  алгоритм записи  десятичных дробей.

 (Слайд №8- №14)

А что надо знать, чтобы прочитать десятичную дробь?

После каждого выполнения задания идет разбор ответов учащихся с аргументацией своей позиции.

Воспринимают информацию на экране, анализируют, делают вывод.

Идет обсуждение ответов, обоснование правильных.

Читают вслух дроби.

5 мин

№4. Закрепление изученного материала

Цель: проверить умения читать и записывать десятичные дроби

Познавательные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом, формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

формирование готовности к самообразованию.

1.Прочитайте десятичные дроби.

Слайд №

2. Математический диктант.

Ребята, я буду называть дроби, вам надо записать эти дроби.

(Приложение1)

3.Работа в парах.

Ребята следующую работу будете выполнять парами. Достаньте карточки из конверта, вам надо выполнить 2 задания. Одну карточку после выполнения работы сдадите, другую оставите себе для самопроверки.

(Приложение2)

Учащиеся называют дроби на слайде

Учащиеся самостоятельно выполняют задания математического диктанта.

После выполнения задания  проверяют правильность выполнения на слайде, исправляют ошибки.

Выполняют задание в парах. После выполнения работы, самопроверка правильности выполнения работы (на слайде). Каждая пара сидящих рядом просматривают свои работы, обсуждают результаты, сравнивая их с представленным образцом решения.

2 мин

5 мин

7 мин

№5.Историческая справка.

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Личностные:

Ребята, а вы знаете когда появились десятичные дроби, кто их придумал?

 Учащиеся слушают беседу учителя, смотрят на экране презентацию.

6 мин.

6

Физминутка.

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Личностные: личностная ориентация на здоровый образ жизни.

Ребята, давайте немножко отдохнем и выполним физминутку  под музыку.

Повторяют движения за учителем.

2мин

7Этап контроля и коррекции знаний

Цель: проверить умения записи обыкновенных дробей в виде десятичных и десятичных дробей в виде обыкновенной, корректировать знания учащихся после выполнения самостоятельной работы.

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Ребята, а сейчас проверим, как вы научились записывать десятичные дроби. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу в тетрадях. Задания на карточках по вариантам. Запишите в тетради номер варианта.

 Давайте проверим наши работы, ориентируясь на экран с правильными ответами. (Слайд №)

Выполняют задания в тетрадях. После выполнения окончания времени, тетради сдают учителю.

Самостоятельно осуществляют проверку (на экране проверяют ответы)..

8 мин

8

Этап информации о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Ребята, откроем дневники, запишем домашнее задание. (Слайд №15)

Задание №1

Выполнить из учебника №776

Задание №2

Фиксируют информацию, задают вопросы.

2 мин

9

Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.

Личностные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

Отвечают на вопросы.

1 мин

10

Рефлексия

Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Личностные: формирование самооценки.

Ребята, а теперь оценим свою работу на уроке, ответив на вопросы, которые вы видите на экране.

Спасибо за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1 мин

Приложение1

Математический диктант

  1. Запишите числа в виде десятичных дробей:

;   1   ;      ;   18.

  1. Запишите десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа:    

3,8;   2,93;   0,543;, 0,006.

Приложение 2

Работа в парах

Задание1. Запишите дроби в виде десятичных дробей:

                  3;        2 ;     ;    5.

Задание2. Найдите и запишите недостающие числа:

  =  5,7                        2  =2,14                      7  =7,

9  = 9,5                       3  =3,                          4  =4,74

Приложение3

Самостоятельная работа.

1 вариант

1.Запишите числа в виде десятичных дробей:

1    ;       ;   5   ;      ;   8.

2.Запишите десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа:     2,5;   0,032;   4,05;   7,63;   8,054.

2 вариант

1.Запишите числа в виде десятичных дробей:

2    ;       ;   7   ;      ;   9.

2.Запишите десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа:    

3,07;   0,023;   9,4;   4,045; 0,36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики на тему "Представление о десятичных дробях", 5 класс

Материал содержит подробную технологическую карту урока, включающую этапы урока согласно требованиям ФГОС, также файл в котором помещены необходимые задания....

Открытый урок в 5 классе "Представление о десятичных дробях"

Открытый урок математики в 5-В классе (2016-2017 уч.год)...

Представление о десятичных дробях 5 класс

Представление о десятичных дробях 5 класс...

Представление о десятичной дроби

Презентация Представление о десятичной дроби 5 класс...

Презентация по теме "Представление о десятичной дроби"

Презентация по теме "Представление о десятичной дроби"Учебник авторов:А.Г.Мерзляк, Математика 5 класс....

«Представление о десятичной дроби».

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: сформировать представление о десятичной дроби, умение записывать и читать десятичные дроби;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание и познав...