Программа тренинга с педагогами «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».
рабочая программа

Программа тренинга с педагогами  «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целями тренинга являются: обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника. Программа тренинга рассчитана на 9 часов (3 занятия по 3 часа).

Тематическое планирование

Тема этапа

Задачи этапа

Кол-во часов

1

Конфликты и причины их возникновения.

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения.

3 ч.

Способы разрешения конфликтов

Познакомить участников с способами разрешения конфликтов (избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество).

2

Общение и умение слушать.

Показать важность обратных связей в общении. Обучить навыкам эффективного слушания.

3 ч.

Проявления эмоций и чувств.

Совершенствовать умение конструктивно выражать свои эмоции и распознавать внешние проявления основных эмоций у других людей.

3

Процесс самораскрытия

Создать условия для самораскрытия, развития умения вести полемику и контраргументацию.

3 ч.

Занятие 1

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего) (Приложение 2). Упражнение: «Решение конфликтной ситуации» (карточки с заданием) (Приложение3). Тест «Насколько вы конфликтны» (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего) (Приложение 4)

Тема

Содержание этапа

Действия ведущего и участников

Время

Зачем мы здесь собрались?

Организационный момент

Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже.

5 мин.

Знакомство

Знакомство участников друг с другом. Краткая автобиография.

5 мин

Вступительное слово ведущего

Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы.

5 мин.

Разминка

Упражнение «Поменяйтесь местами те кто…»

15 мин.

Правила тренинга

Пояснение и принятие правил тренинга

5 мин.

1. Конфликты и причины их возникновения.

Разминка «Карандаши»

Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг.

10 мин.

Упражнение «Гости столицы»

Участники в парах (разбиваются на 1-й, 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера.

Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало?

20 мин.

Информационный блок

Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов.

10 мин.

Диагностический блок «Насколько вы конфликтны»

Каждый участник заполняет бланк теста и определяет насколько он конфликтен.

10 мин

Игра «Испорченный телефон»

10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди.

Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов.

20 мин.

Перерыв 10 минут

2. Способы разрешения конфликтов.

Диагностический блок (Тест Томаса)

Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте.

15 мин.

Информационный блок

Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.

10 мин.

Упражнение «Решение конфликтной ситуации»

Участники объединяются по парам (рассчитавшись на 1,2,). Разыгрывают ситуацию: конфликт

20 мин.

Игра «Если бы..., я стал бы...»

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «... я стал бы требовать жалобную книгу».

15 мин.

Рефлексия занятия

Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч?

15 мин.

Занятие 2

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 5), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 6), чистые листы, Технология «Зигзаг» (раздаточный материал) (Приложение 7).

Тема

Содержание этапа

Действия ведущего и участников

Время

1. Общение и умение слушать.

Организационный момент

Встреча участников и рассаживание их в круг.

5 мин.

Приветствие

Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи.

10 мин.

Разминка «Копирование движений»

Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору.

10 мин.

Информационный блок

Психология общения, виды и функции общения. Средства общения.

10 мин.

Упражнение «Слушание в разных позах»

Участники разбиваются на 1-й и 2-й.                1- «говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

10 мин.

Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?»)

Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

10 мин.

Информационный блок

Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию.

10 мин.

Упражнение «Эффективное слушание»

Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями.

Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику?

25 мин.

Перерыв 10 минут

2.Проявление эмоций и чувств.

Разминка «Путаница»

Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук.

10 мин.

Информационный блок

Основные эмоции и чувства.

5 мин.

Упражнение «Угадай эмоцию»

Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать.Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции — условие того, что они не принесут вреда.

20 мин.

Изучение способов манипулирования

Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни.

25 мин.

Рефлексия занятия

Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи?

10 мин.

Занятие 3

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 8).

Тема

Содержание этапа

Действия ведущего и участников

Время

1.Процесс самораскрытия

Организационный момент

Встреча участников и рассаживание их в круг.

5 мин.

Приветствие

Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 3й встречи.

10 мин.

Разминка «Гвалт»

Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером.

15 мин.

Упражнение: «Контраргументы»

Цель упражнения: создать условия для самораскрытия, развития умения вести полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

35 мин.

Перерыв 10 минут

2. Модель общежития.

Разминка «Снежки»

Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков».

10 мин.

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

15 мин.

Групповой коллаж

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Общежитие наш общий дом». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл.

Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

45 мин.

Анализ и подведение итогов тренинга

Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу.

Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях?

10 мин.

Список использованной литературы:

  1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками. /О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
  5. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.
  6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. /М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.
  7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.
  8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение 1

Запоминаемый текст

для игры «Испорченный телефон».

        Вечером 18 сентября у дома №5 по ул. Сосновая между двумя подростками: учеником 9 класса школы № 16 и учеником 8 класса школы № 21 произошел конфликт. В результате завязалась драка и оба подростка были доставлены в ближайшее отделение милиции. При выяснении обстоятельств драки была получена следующая информация: один из подростков, а именно восьмиклассник, задолжал другому большую сумму денег – 570 рублей и девятиклассник за это забрал у должника сотовый телефон марки «Сони Эриксон». Всем, кто был свидетелем данного происшествия, просьба обратиться в ближайшее отделение милиции или позвонить по телефону 8-11-51.


Приложение 2

Тестовый материал

Стиль поведения в конфликте

(автор: Томас)

Цель: определение возможного стиля поведения в конфликте.

Инструкция: внимательно прочитайте каждое из двойных высказываний, а и б, выберите то из них, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

1. а) Иногда я предоcтавляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

    б) Я стараюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

    б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

    б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

    б) Я считаю возможным в чём –то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

     б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

     б) Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

      б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

     б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

      б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

     б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

     б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

      б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

      б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

       б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а)  Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

      б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

     б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

       б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

      б) Иногда я предлагаю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

       б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я стараюсь убедить другого в своей правоте.

      б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

      б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

     б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

      б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

      б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

                        Ключ опросника                                                                                              

Соперни-чество

Сотрудни-

чество

Компро-

мисс

Избе-

гание

Приспосо-

бление

  1            

                                   

    А                

     Б  

  2

      Б              

     А

  3

      А

     Б

  4

     А  

     Б

  5

     А

   Б

  6

    Б

   А

  7

     Б      

   А

  8

    А

     Б

  9

    Б

  А

10

    А        

     Б

11

     А

     Б

12

     Б

   А

13

    Б

     А

14

    Б

     А

15

   Б

     А

16

    Б

     А

17

    А

   Б

18

    Б

     А

19

     А

   Б

20

     А

    Б

21

     Б

     А

22

     Б

    А

23

     А

   Б

24

    Б

     А

25

     А

     Б

26

     Б

    А

27

   А

     Б

28

     А

     Б

29

         

    А

   Б

30

     Б

     А

Стиль поведения в конфликте

        Сотрудничество – оптимально почти всегда.

        Компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев.

        Избегание (уход) – рекомендовано в случае неспровоцированных партнером «пожаров».

        Приспособление – возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав.

        Соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

                            Бланк  ответов                                              

  1            

                                   

    А                

     Б  

  2

      Б              

     А

  3

      А

     Б

  4

     А  

     Б

  5

     А

   Б

  6

    Б

   А

  7

     Б      

   А

  8

    А

     Б

  9

    Б

  А

10

    А        

     Б

11

     А

     Б

12

     Б

   А

13

    Б

     А

14

    Б

     А

15

   Б

     А

16

    Б

     А

17

    А

   Б

18

    Б

     А

19

     А

   Б

20

     А

    Б

21

     Б

     А

22

     Б

    А

23

     А

   Б

24

    Б

     А

25

     А

     Б

26

     Б

    А

27

   А

     Б

28

     А

     Б

29

         

    А

   Б

30

     Б

     А

Бланк  ответов

  1            

                                   

    А                

     Б  

  2

      Б              

     А

  3

      А

     Б

  4

     А  

     Б

  5

     А

   Б

  6

    Б

   А

  7

     Б      

   А

  8

    А

     Б

  9

    Б

  А

10

    А        

     Б

11

     А

     Б

12

     Б

   А

13

    Б

     А

14

    Б

     А

15

   Б

     А

16

    Б

     А

17

    А

   Б

18

    Б

     А

19

     А

   Б

20

     А

    Б

21

     Б

     А

22

     Б

    А

23

     А

   Б

24

    Б

     А

25

     А

     Б

26

     Б

    А

27

   А

     Б

28

     А

     Б

29

         

    А

   Б

30

     Б

     А

Приложение 3

Упражнение: «Решение конфликтной ситуации»

Сейчас мы с вами разобьемся по парам, рассчитавшись на 1, 2. Вам необходимо будет разрешить конфликтную ситуацию используя способы, с которыми вы сейчас ознакомились.

  1. В школе произошла кража телефона. Классный руководитель 10а класса, подозревает в этом одного из учеников – Валеру И., он опоздал на урок на 10 минут, именно в этот момент была совершена кража, одноклассница видела его в раздевалке, где и украли телефон. Валера отпирается….
  2. Леня Ивченко, постоянно задирает ребят, ведет себя агрессивно и вызывающе, на замечания учителей реагирует нецензурной бранью. Классный руководитель, вызывает в школу родителей. Мама Лени, считает, что к ее ребенку придираются, ведь дома он совсем другой, послушный и всегда помогает.
  3. Классный руководитель, считает, что учитель русского языка незаслуженно занижает оценки Ивановой Кате, а также предвзято к ней относится (редко вызывает к доске, когда она тянет руку –игнорирует ее). По остальным предметам Катя занимается на 4 и 5.
  4. Классный руководитель заметил, что Лиза В, стала раздражительной, вспыльчивой, грубой может нахамить без видимой причины, у нее часто бывают перепады настроения, то она веселая и добрая, а то грубая и злая. Между классным руководителем и Лизой стали ухудшаться отношения.


Приложение 4

Тест насколько вы конфликтны?

Инструкция: Внимательно прочитайте каждой высказывание, выберете вариант ответа, который наиболее соответствует тому, как вы обычно поступаете.

Если выберете «а», то запишите себе 4 балла

Если выберете «б», то запишите себе 2 балла

Если выберете «в», то запишите себе 0 баллов

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпринимаете?

а) избегаете вмешиваться в ссору

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения

2. На собрании критикуете ли Вы начальство за допущенные ошибки?

а) нет

б) да, но в зависимости от Вашего личного отношения к нему

в) всегда критикуете за ошибки

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие Вас поддержат, то да

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план

в) боитесь, что за критику Вас могут лишить премиальных

4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят Ваши отношения

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам

в) Вы спорите со всеми по любому поводу

5. Кто-то пытается пролезть вперед Вас без очереди….

а) считая, что Вы не хуже него попытаетесь обойти очередь

б) возмущаетесь, но про себя

в) открыто высказываете свое негодование

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа Вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что Ваше мнение будет решающим, как вы поступите?

а) выскажитесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта

б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее

в) станете критиковать ее, чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки

7. Представьте: свекровь (теща, муж, жена) постоянно говорит Вам о необходимости экономии и бережливости, а сам(а) то и дело покупает дорогие вещи. Что Вы ей (ему) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила ей (ему) удовольствие

б) говорите, что эта вещь безвкусна

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней (ним) из-за этого

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а) думаете: «Зачем портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных детей»

б) делаете им замечание

в) если бы это было в общественном месте, Вы бы их отчитали

9. В ресторане Вы замечаете, что официант обсчитал вас….

а) в этом случае Вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно

б) попросите, чтобы он еще раз при Вас подсчитал сумму

в) это будет поводом для скандала

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?

а) да, но если Вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит

б) Вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы

в) Вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках

11. Вы спорите с Вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли Вы свою ошибку?

а) нет

б) разумеется, признаете

в) какой же у вас авторитет, если Вы признаетесь, что были не правы?

От 30 до 44 баллов. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходиться вступать в спор, Вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но, когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым Вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 баллов. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

От 10 до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если Вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?


Приложение 5

Техники активного слушания

Проговаривание. Цель — проверить точность понимания партнера. Эта техника существует в двух вариантах: а) дословный повтор реплики партнера («эхо-техника»); б) воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».

Резюмирование. Цель — подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное: «итак, вы полагаете, что...», «ваша основная идея, как я понял...»

Развитие идеи. Цель — продвинуться дальше по пути решения обсуждаемой проблемы. Здесь собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположения относительно причин высказывания (интерпретирует), например,

«если исходить из того, что вы сказали...», или «вы так решили, видимо, потому...»

Отражение чувств. Цель — понять чувства партнера разделить его переживания и помочь ему в осознании своего состояния. В этой технике акцент делается не на содержании высказывания, а на его эмоциональной окраске: «я вижу, вас это волнует», «это большая радость для вас...» и т. п.

Техники активного слушания

Проговаривание. Цель — проверить точность понимания партнера. Эта техника существует в двух вариантах: а) дословный повтор реплики партнера («эхо-техника»); б) воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».

Резюмирование. Цель — подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное: «итак, вы полагаете, что...», «ваша основная идея, как я понял...»

Развитие идеи. Цель — продвинуться дальше по пути решения обсуждаемой проблемы. Здесь собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположения относительно причин высказывания (интерпретирует), например,

«если исходить из того, что вы сказали...», или «вы так решили, видимо, потому...»

Отражение чувств. Цель — понять чувства партнера разделить его переживания и помочь ему в осознании своего состояния. В этой технике акцент делается не на содержании высказывания, а на его эмоциональной окраске: «я вижу, вас это волнует», «это большая радость для вас...» и т. п.

Техники активного слушания

Проговаривание. Цель — проверить точность понимания партнера. Эта техника существует в двух вариантах: а) дословный повтор реплики партнера («эхо-техника»); б) воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».

Резюмирование. Цель — подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное: «итак, вы полагаете, что...», «ваша основная идея, как я понял...»

Развитие идеи. Цель — продвинуться дальше по пути решения обсуждаемой проблемы. Здесь собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположения относительно причин высказывания (интерпретирует), например,

«если исходить из того, что вы сказали...», или «вы так решили, видимо, потому...»

Отражение чувств. Цель — понять чувства партнера разделить его переживания и помочь ему в осознании своего состояния. В этой технике акцент делается не на содержании высказывания, а на его эмоциональной окраске: «я вижу, вас это волнует», «это большая радость для вас...» и т. п.

Техники активного слушания

Проговаривание. Цель — проверить точность понимания партнера. Эта техника существует в двух вариантах: а) дословный повтор реплики партнера («эхо-техника»); б) воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».

Резюмирование. Цель — подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное: «итак, вы полагаете, что...», «ваша основная идея, как я понял...»

Развитие идеи. Цель — продвинуться дальше по пути решения обсуждаемой проблемы. Здесь собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположения относительно причин высказывания (интерпретирует), например,

«если исходить из того, что вы сказали...», или «вы так решили, видимо, потому...»

Отражение чувств. Цель — понять чувства партнера разделить его переживания и помочь ему в осознании своего состояния. В этой технике акцент делается не на содержании высказывания, а на его эмоциональной окраске: «я вижу, вас это волнует», «это большая радость для вас...» и т. п.


Приложение 6

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Я зачитаю Вам 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1.   Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2.   Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

3.   Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4.   Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5.   Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6.   Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7.   Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8.   Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9.  Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10.   Перебиваете ли вы собеседника?

11.   Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12.   Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

 

Обработка и интерпретация результатов. 

Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.


Приложение 7

Изучение способов манипулирования с помощью технологии «Зигзаг».

Работа по данной теме организована с использованием психолого-педагогической технологии организации работы в малых группах «Зигзаг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает активную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимодействие подростков, способствует развитию навыков речи.

Алгоритм работы

1.   Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков лучше разделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.

2.   Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различных способов манипуляции).

3.   Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5-7 минут).

4.   Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруппы и там рассказывают участникам о том, что они узнали (3-5 минут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти по 1-3 участников. Потом так же расходятся и передают другим участникам свою информацию члены следующих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, любой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источника информации и ее получателя.

Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них.

Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?» Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.). А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть.

  • Прежде всего разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.
  • Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его — что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п.
  • Использовать прием «заезженная пластинка» — раз за разом повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
  • Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.

Раздаточные материалы

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих.

• «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!»

• «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»

• «В нашей компании все уже пили пиво и «забивали косячок»! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога» или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!

• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

• «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность "оттянуться" перед началом учебного года!»

• «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа 3

Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:

•    Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

•    Мальчишки моют стекла у машин, стоящих па перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

•    Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

Подгруппа 4

Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал "А", скажи и "Б"». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

—Ты мне друг?

—Конечно, друг!

—А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

—??!

—Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

— Ну ладно, давай задачку...

Приложение 8

Анкета обратной связи по тренингу

        Анкетирование, направленно на получение ведущим обратной связи касательно прошедшего тренинга. Это не только дает ведущему возможность для совершенствования своего профессионализма, но и оставляет положительное впечатление у подростков, давая им понять, что их мнением интересуются, считают его значимым. Заполненные анкеты остаются у ведущего, их коллективное обсуждение не предусмотрено, хотя если кто-нибудь из участников захочет обсудить свою анкету индивидуально, следует предоставить ему такую возможность. Лучше, если ведущий будет не диктовать текст анкеты, а распечатает его соответственно числу участников и раздаст им для заполнения.

Инструкция. Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным. Подписывать этот листок не обязательно.

1.   На этом тренинге я...

2.   Основное, чему я научилась(ся) на наших занятиях...

3.   Больше всего мне запомнилось...

4.   Мне не очень понравилось, что на тренинге...

5.   Думаю, что после тренинга изменится...

6.   Мне больше всего понравилось, что на тренинге...

Инструкция. Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным. Подписывать этот листок не обязательно.

1.   На этом тренинге я...

2.   Основное, чему я научилась(ся) на наших занятиях...

3.   Больше всего мне запомнилось...

4.   Мне не очень понравилось, что на тренинге...

5.   Думаю, что после тренинга изменится...

6.   Мне больше всего понравилось, что на тренинге…

Инструкция. Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным. Подписывать этот листок не обязательно.

1.   На этом тренинге я...

2.   Основное, чему я научилась(ся) на наших занятиях...

3.   Больше всего мне запомнилось...

4.   Мне не очень понравилось, что на тренинге...

5.   Думаю, что после тренинга изменится...

6.   Мне больше всего понравилось, что на тренинге...

Инструкция. Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным. Подписывать этот листок не обязательно.

1.   На этом тренинге я...

2.   Основное, чему я научилась(ся) на наших занятиях...

3.   Больше всего мне запомнилось...

4.   Мне не очень понравилось, что на тренинге...

5.   Думаю, что после тренинга изменится...

6.   Мне больше всего понравилось, что на тренинге...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Отчет по выявлению и предупреждению суицидального поведения у несовершеннолетних.

Ежеквартально ведется мониторинг суицидального поведения подростков, проводится комплексная профилактическая работа совместно с учителями и родителями, в результате чего подобных явлений не обнаружено...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

Классный час по профилактике и предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь прекрасна» (для 8-11 классов)

Классный час по профилактике и предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь прекрасна» (для 8-11 классов)Цель: - предупреждение суицидального поведения несовершеннолетн...

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних носит профилактический, коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обеспечения системного, комплексного, скоординированного ...